Перспективный план работы по формированию правил ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ в средней группе
календарно-тематическое планирование (средняя группа) по теме

Иванцюх Елена Владимировна

Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни – важная педагогическая задача. . Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _perspektivnyy_plan_raboty_po_zozh2_2017-2018_gpechat.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»

городской округ Люберцы  Московской области

Перспективное планирование работы

по формированию правил ЗОЖ

у дошкольников средней группы на 2017-2018 г.

Подготовила воспитатель

МБДОУ детский сад № 5 «Золотой ключик»:

 (I кв. категория)

Здоровье это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно. Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей. Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни – важная педагогическая задача.

В детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:

  • основы культурно-гигиенических навыков;
  • элементов самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;
  • привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;
  • понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие;
  • умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их.

Воспитанники дошкольных образовательных учреждений должны научиться:

  • выполнять гигиенические требования к телу, одежде;
  • понимать необходимость и роль движений в физическом развитии;
  • определять свое состояние и ощущения;
  • использовать знания о том, что полезно и что вредно для организма.

Цель: 

Содействовать сохранению и укреплению здоровья каждого дошкольника.

Задачи:

  • Обеспечить воспитанников необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
  • Сформировать у детей адекватное представление о правилах ЗОЖ, бережного отношения к своему здоровью.
  • Привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.
  • Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами; с правилами поведения на улице, в быту.
  • Продемонстрировать необходимость выработки специальных навыков, которые могли бы помочь дошкольникам уберечься от нежелательных форм поведения

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).

Реализация программы  осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Используются  следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя;  заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая  и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

Художественное слово, детская книга – важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок  воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.

Видное место занимают игры, кукольный и пальчиковые театры, прослушивание аудио дисков и т.д.

При проведении работы используют положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает.

Особое место  уделяют работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение  дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босоножье, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе – всё это моменты закаливания, которые можно использовать в работе.

Перспективное планирование работы по формированию ЗОЖ в подготовительной группе на 2017-2018г

Работа с воспитанниками

Работа с родителями

Месяц

недели

Тема

Цель

сентябрь

1.

2.

3.

«Давайте познакомимся».

«Экскурсия в медицинский кабинет».

«Здоровый образ жизни».

Создание условий для знакомства и общения воспитанников после летнего отпуска. Помочь детям понять, что от слов – хороших или плохих – зависит здоровье, как самих детей, так и окружающих.

Ознакомить детей с медицинским кабинетом, с его местоположением в здании детского сада, с оборудованием и медицинскими инструментами, их назначением. Познакомить с профессией медицинской сестры детского сада, воспитывать уважение к труду медицинского работника.

Дать понятие «здоровье», формировать у детей представление о здоровом человеке и развивать умение использовать имеющиеся знания о здоровье сберегающих условиях.

1. Информирование родителей:

Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление.

2. Согласование с родителями на родительском собрании вопросов совместной деятельности ДОУ по формированию здорового образа жизни детей.

Месяц

недели

Тема

Цель

октябрь

1.

2.

3.

4.

«Что помогает мне быть здоровым».

«Витамины и их роль в жизни человека. Каталог витаминов для детей».

«Режим дня – это залог успеха».

«Лекарственные растения».

 Раскрыть значение оздоровительных мероприятий и «помощников» здоровья.

Закрепить знания детей о витаминах, сделать каталог витаминов для детей с помощью родителей.

Закрепить у детей знаний о режиме дня.

Продолжать знакомство с лекарственными растениями, учить детей делать гербарий.

1. Подбор литературы по ЗОЖ для родителей воспитанников.

2. Беседа с родителями:

Закрепление культурно-гигиенических навыков у воспитанников в семье.

3. Подготовить информационную ширму для родителей:

«Режим дня дошкольника».

ноябрь

1.

2.

3.

4.

 «Мои защитники: кожа, ногти, волосы».

«Кожа, её строение и значение».

«Гигиена кожи».

«Рисование: витамины на нашем столе – фрукты и овощи».

 Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма человека.

 

Познакомить со строением кожи, её значением. Формировать представление о коже, как защите организма от инфекции.

Учить детей любить себя и свое тело, прививать гигиенические навыки.

 Через рисунок закрепить представление детей о витаминах растительного происхождения.

1.Сохранность психического здоровья ребенка:

«Эмоциональное общение в семье».

2. Беседа:

Рациональный и стабильный режим дня воспитанников.

3. Консультация:

Меры профилактики вирусных заболеваний.

декабрь

1.

2.

3.

4.

 «Беседа о вирусах. Рисование вирусов по представлению»

«Что такое болезнь?».

«Как возникают болезни».

 

«Лечебные деревья».

Познакомить детей с вирусами, которые вызывают заболевания.

 

Формировать представление о правилах ухода за больным, формировать умение характеризовать свое самочувствие.

Дать детям понять, что болезни не возникают из ничего, а ими заражаются. Сформулировать правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекции.

Продолжать знакомство с лечебными свойствами некоторых деревьев

1. Информационная ширма для родителей:

«Рациональное питание детей является одним из основных факторов здоровья ребенка».

2.Беседа с родителями воспитанников:

«Полезная зимняя прогулка».

январь

1.

2.

3.

4.

«Рождественские каникулы: спортивные праздники и развлечения».

«Олимпия – спортивные игры и развлечения».

«Чем полезен снег для человека – познавательное занятие с экспериментами».

«Рисование лекарственных растений – составление альбома».

Создать условия для отдыха, вызвать желание заниматься спортом

Прививать любовь к спорту. Развивать у детей физические качества.

Познакомить с оздоровительными свойствами снега.

Закрепить через практическую деятельность названия лекарственных растений.

1. Воспитывать устойчивые культурно-гигиенические привычки. «Питание и здоровье».

2. Традиции в семье, в организации семейного стола: «Основы личной безопасности и профилактики травматизма».

февраль

1.

2.

3.

4.

«Части тела человека».

«Я – часть природы».

«Моя красивая осанка».

«Органы слуха».

Познакомить воспитанниками  с частями тела человека.

Учить детей любить себя и окружающих людей. Дать понять детям, что человек - часть природы и о взаимодействии всех природных объектов.

Познакомить детей с понятием «осанка» и ее важностью для сохранения здоровья.

Активизировать знания детей о роли слуха для ориентировки в окружающей действительности.

1.

март

1.

2.

3.

4.

5.

«Роль зрения в жизни человека».

 «Уход за зубами».

«Зубная паста, мыло и вода – наши лучшие друзья».

«О правильном приеме пищи».

«Мои чистые игрушки».

Показать детям какую роль играют глаза в жизни человека.

Напомнить детям о средствах личной гигиены, закрепить приобретенные навыки.

Познакомить детей с продуктами, которые укрепляют и разрушают зубы.

Развить у детей представление о работе главного органа пищеварения – желудка.

Обучение воспитанников навыка уборки и ухода за игрушками.

1.Беседа с родителями: «Организация сна дошкольников».

2. Беседы о ЗОЖ: «Рассказы родителей из личного опыта».

апрель

1.

2.

3.

4.

«Наши внутренние органы».

«Сердце – наш мотор».

«Для чего нужна кровь?».

 «Зачем мы дышим: органы дыхания».

Дать детям общие представления о внутренних органах человека

Познакомить детей с сердцем и его функции в организме человека.

Рассказать детям о кровеносной системе нашего организма, как остановить кровотечение.

Познакомить детей с дыхательной системой, показать правильное дыхание

1.Беседы отца: «Я веду здоровый образ жизни».

2.Консультация: «Активный и подвижный образ жизни в семье».

май

1.

2.

3.

4.

«Скоро лето – игры на свежем воздухе».

«Спортивные игры для детей».

«Солнце, воздух и воды – наши лучшие друзья».

«Безопасность прежде всего – правила поведения на воде».

Закрепление пройденного материала.

Прививать воспитанникам любовь к спорту.

Закрепить знания детей о естественных факторах природы и правилах закаливания организма этими факторами.

Формировать у детей навыки безопасного поведения на воде.

1.Консультации:

«Игры и упражнения, по оздоровлению и формированию здорового образа жизни ребенка, которые можно организовывать дома».

2. Беседа с родителями:

«Как с пользой провести выходной день с ребенком».

  Список литературы:

  1.  Беседы о здоровье. Методическое пособие / Автор Шорыгина Т. А. Сфера ТЦ, 2016.
  2. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении/ Н.В. Елжова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 215с. (Сердце отдаю детям).
  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. Ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. и  доп. – М.: МОЗАЙКА СИНТЕЗ, 2016. – 336с.
  4. Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры. – 2014.
  5. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни / Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Изд-во: Сфера; 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни. Подготовительная группа

Данный материал содежит перспективный план (+конспекты развлечений) пр формированию основ здоровго образа жижни для подготовительной группы детского сада....

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни (младшая группа) 2018-2019 г

Перспективный план работы по формированию основздорового образа жизни(младшая группа) 2018-2019 г...

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни Средняя группа «Лунтики» 2017-2018 гг.

Перспективный план работы по формированию основздорового образа жизниСредняя   группа «Лунтики» 2017-2018 гг....

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни подготовительная группа «Лунтики» 2019-2020 гг.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизниподготовительная  группа «Лунтики» 2019-2020 гг....

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни старшая группа «Лунтики» 2018-2019 гг.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизнистаршая  группа «Лунтики» 2018-2019 гг....

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни (младшая группа) 2018-2019 г

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни (младшая группа) 2018-2019 г...

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни. Средняя группа

Перспективный план работы  по формированию основ здорового образа жизни. Средняя группа          Перспективный план работы по форм...