Перспективный план работы по формированию правил ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ в средней группе
календарно-тематическое планирование (средняя группа) по теме
Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни – важная педагогическая задача. . Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_perspektivnyy_plan_raboty_po_zozh2_2017-2018_gpechat.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»
городской округ Люберцы Московской области
Перспективное планирование работы
по формированию правил ЗОЖ
у дошкольников средней группы на 2017-2018 г.
Подготовила воспитатель
МБДОУ детский сад № 5 «Золотой ключик»:
(I кв. категория)
Здоровье это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно. Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей. Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни – важная педагогическая задача.
В детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:
- основы культурно-гигиенических навыков;
- элементов самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;
- привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;
- понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие;
- умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их.
Воспитанники дошкольных образовательных учреждений должны научиться:
- выполнять гигиенические требования к телу, одежде;
- понимать необходимость и роль движений в физическом развитии;
- определять свое состояние и ощущения;
- использовать знания о том, что полезно и что вредно для организма.
Цель:
Содействовать сохранению и укреплению здоровья каждого дошкольника.
Задачи:
- Обеспечить воспитанников необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
- Сформировать у детей адекватное представление о правилах ЗОЖ, бережного отношения к своему здоровью.
- Привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.
- Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами; с правилами поведения на улице, в быту.
- Продемонстрировать необходимость выработки специальных навыков, которые могли бы помочь дошкольникам уберечься от нежелательных форм поведения
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).
Реализация программы осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.
Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.
Художественное слово, детская книга – важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.
Видное место занимают игры, кукольный и пальчиковые театры, прослушивание аудио дисков и т.д.
При проведении работы используют положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает.
Особое место уделяют работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босоножье, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе – всё это моменты закаливания, которые можно использовать в работе.
Перспективное планирование работы по формированию ЗОЖ в подготовительной группе на 2017-2018г
Работа с воспитанниками | Работа с родителями | ||||
Месяц | № недели | Тема | Цель | ||
сентябрь | 1. 2. 3. | «Давайте познакомимся». «Экскурсия в медицинский кабинет». «Здоровый образ жизни». | Создание условий для знакомства и общения воспитанников после летнего отпуска. Помочь детям понять, что от слов – хороших или плохих – зависит здоровье, как самих детей, так и окружающих. Ознакомить детей с медицинским кабинетом, с его местоположением в здании детского сада, с оборудованием и медицинскими инструментами, их назначением. Познакомить с профессией медицинской сестры детского сада, воспитывать уважение к труду медицинского работника. Дать понятие «здоровье», формировать у детей представление о здоровом человеке и развивать умение использовать имеющиеся знания о здоровье сберегающих условиях. | 1. Информирование родителей: Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление. 2. Согласование с родителями на родительском собрании вопросов совместной деятельности ДОУ по формированию здорового образа жизни детей. | |
Месяц | № недели | Тема | Цель | ||
октябрь | 1. 2. 3. 4. | «Что помогает мне быть здоровым». «Витамины и их роль в жизни человека. Каталог витаминов для детей». «Режим дня – это залог успеха». «Лекарственные растения». | Раскрыть значение оздоровительных мероприятий и «помощников» здоровья. Закрепить знания детей о витаминах, сделать каталог витаминов для детей с помощью родителей. Закрепить у детей знаний о режиме дня. Продолжать знакомство с лекарственными растениями, учить детей делать гербарий. | 1. Подбор литературы по ЗОЖ для родителей воспитанников. 2. Беседа с родителями: Закрепление культурно-гигиенических навыков у воспитанников в семье. 3. Подготовить информационную ширму для родителей: «Режим дня дошкольника». | |
ноябрь | 1. 2. 3. 4. | «Мои защитники: кожа, ногти, волосы». «Кожа, её строение и значение». «Гигиена кожи». «Рисование: витамины на нашем столе – фрукты и овощи». | Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма человека.
Познакомить со строением кожи, её значением. Формировать представление о коже, как защите организма от инфекции. Учить детей любить себя и свое тело, прививать гигиенические навыки. Через рисунок закрепить представление детей о витаминах растительного происхождения. | 1.Сохранность психического здоровья ребенка: «Эмоциональное общение в семье». 2. Беседа: Рациональный и стабильный режим дня воспитанников. 3. Консультация: Меры профилактики вирусных заболеваний. | |
декабрь | 1. 2. 3. 4. | «Беседа о вирусах. Рисование вирусов по представлению» «Что такое болезнь?». «Как возникают болезни».
«Лечебные деревья». | Познакомить детей с вирусами, которые вызывают заболевания.
Формировать представление о правилах ухода за больным, формировать умение характеризовать свое самочувствие. Дать детям понять, что болезни не возникают из ничего, а ими заражаются. Сформулировать правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекции. Продолжать знакомство с лечебными свойствами некоторых деревьев | 1. Информационная ширма для родителей: «Рациональное питание детей является одним из основных факторов здоровья ребенка». 2.Беседа с родителями воспитанников: «Полезная зимняя прогулка». | |
январь | 1. 2. 3. 4. | «Рождественские каникулы: спортивные праздники и развлечения». «Олимпия – спортивные игры и развлечения». «Чем полезен снег для человека – познавательное занятие с экспериментами». «Рисование лекарственных растений – составление альбома». | Создать условия для отдыха, вызвать желание заниматься спортом Прививать любовь к спорту. Развивать у детей физические качества. Познакомить с оздоровительными свойствами снега. Закрепить через практическую деятельность названия лекарственных растений. | 1. Воспитывать устойчивые культурно-гигиенические привычки. «Питание и здоровье». 2. Традиции в семье, в организации семейного стола: «Основы личной безопасности и профилактики травматизма». | |
февраль | 1. 2. 3. 4. | «Части тела человека». «Я – часть природы». «Моя красивая осанка». «Органы слуха». | Познакомить воспитанниками с частями тела человека. Учить детей любить себя и окружающих людей. Дать понять детям, что человек - часть природы и о взаимодействии всех природных объектов. Познакомить детей с понятием «осанка» и ее важностью для сохранения здоровья. Активизировать знания детей о роли слуха для ориентировки в окружающей действительности. | 1. | |
март | 1. 2. 3. 4. 5. | «Роль зрения в жизни человека». «Уход за зубами». «Зубная паста, мыло и вода – наши лучшие друзья». «О правильном приеме пищи». «Мои чистые игрушки». | Показать детям какую роль играют глаза в жизни человека. Напомнить детям о средствах личной гигиены, закрепить приобретенные навыки. Познакомить детей с продуктами, которые укрепляют и разрушают зубы. Развить у детей представление о работе главного органа пищеварения – желудка. Обучение воспитанников навыка уборки и ухода за игрушками. | 1.Беседа с родителями: «Организация сна дошкольников». 2. Беседы о ЗОЖ: «Рассказы родителей из личного опыта». | |
апрель | 1. 2. 3. 4. | «Наши внутренние органы». «Сердце – наш мотор». «Для чего нужна кровь?». «Зачем мы дышим: органы дыхания». | Дать детям общие представления о внутренних органах человека Познакомить детей с сердцем и его функции в организме человека. Рассказать детям о кровеносной системе нашего организма, как остановить кровотечение. Познакомить детей с дыхательной системой, показать правильное дыхание | 1.Беседы отца: «Я веду здоровый образ жизни». 2.Консультация: «Активный и подвижный образ жизни в семье». | |
май | 1. 2. 3. 4. | «Скоро лето – игры на свежем воздухе». «Спортивные игры для детей». «Солнце, воздух и воды – наши лучшие друзья». «Безопасность прежде всего – правила поведения на воде». | Закрепление пройденного материала. Прививать воспитанникам любовь к спорту. Закрепить знания детей о естественных факторах природы и правилах закаливания организма этими факторами. Формировать у детей навыки безопасного поведения на воде. | 1.Консультации: «Игры и упражнения, по оздоровлению и формированию здорового образа жизни ребенка, которые можно организовывать дома». 2. Беседа с родителями: «Как с пользой провести выходной день с ребенком». |
Список литературы:
- Беседы о здоровье. Методическое пособие / Автор Шорыгина Т. А. Сфера ТЦ, 2016.
- Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении/ Н.В. Елжова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 215с. (Сердце отдаю детям).
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. Ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА СИНТЕЗ, 2016. – 336с.
- Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры. – 2014.
- Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни / Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Изд-во: Сфера; 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни. Подготовительная группа
Данный материал содежит перспективный план (+конспекты развлечений) пр формированию основ здоровго образа жижни для подготовительной группы детского сада....
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни (младшая группа) 2018-2019 г
Перспективный план работы по формированию основздорового образа жизни(младшая группа) 2018-2019 г...
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни Средняя группа «Лунтики» 2017-2018 гг.
Перспективный план работы по формированию основздорового образа жизниСредняя группа «Лунтики» 2017-2018 гг....
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни подготовительная группа «Лунтики» 2019-2020 гг.
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизниподготовительная группа «Лунтики» 2019-2020 гг....
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни старшая группа «Лунтики» 2018-2019 гг.
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизнистаршая группа «Лунтики» 2018-2019 гг....
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни (младшая группа) 2018-2019 г
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни (младшая группа) 2018-2019 г...
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни. Средняя группа
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни. Средняя группа Перспективный план работы по форм...