Доп. программа-йога
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………….
- Учебно – тематический план……………………………………………..8
- Календарно – тематический план……………………………………. 9
- Критерии и методы оценки уроня освоения воспитанниками содержания программы………………………………………………………………..26
- Список литературы……………………………………………………….28
- Список средств обучения
Приложения
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.
Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение - это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.
К семи годам должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит будет ли ребёнок физически готов к обучению в школе, и самое главное – его здоровье.
Что такое детская йога?
Йога – древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум.
Детская йога – это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного роста и развития детей.
Актуальность данной формы работы состоит в том, что сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой.
Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.
Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.
Ха – это солнце – символ жизненных сил, энергии, бодрости.
Тха – луна – символ покоя. Соединение этих слов – символов говорит о том, что эта система основана на союзе противоположности, который создает равновесие, гармонию.
Занятие хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.
Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку.
Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).
Большинство упражнений лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.
Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о своем теле. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми, а, кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.
Пранаямы - дыхательные упражнения.
Как строить занятия с детьми?
Для дошкольников занятия желательно строить на сказочном сюжете или на сюжете из жизни природного мира, которая наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, танцами, дидактическими и подвижными играми, играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения, пластикой, сказками, речевыми играми. Продолжительность занятия от 15-30 минут. Все упражнения нужно делать правильно и осторожно, без напряжения.
Краткая характеристика структуры программы.
Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (с сентября по май месяц).
Курс хатха-йоги рассчитан на девять месяцев и включает 9 сменяющихся учебных комплексов, а так же беседы о здоровом образе жизни. Занятия проводятся групповым способом (10-15 детей), один раз в две недели по 25 – 30 минут.
Участники занятий:
Дошкольники 5-7 лет, без ограничений по группе здоровья, имеющие низкий уровень развития физических качеств; отклонения в эмоционально-волевой сфере; трудно адаптируемые. Программа носит развивающий характер
Цель программы: Сформировать у детей представления о йоге. Развитие физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику Хатха-Йога.
Задачи программы:
- Совершенствование психических процессов.
- Познание своего характера, укрепление воли.
- Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.
- Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.
- Духовное обогащение: учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим.
- Формирование осанки.
- Развитие потребности в здоровом образе жизни.
- Создание эмоционального благополучия.
Девиз занятий: приступать к занятию с хорошим настроением и верой в успех, где все зависит только от желания, настойчивости и добрых намерений.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 5-7 лет, имевших низкий уровень их развития.
- Стабилизация эмоционального фона у детей.
- Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.
- Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей, возрастных требованиях и требованиях программы детского сада.
Требования к условиям проведения занятий.
1. Место
Для занятий нужно выбрать ровную, твёрдую поверхность, лучше на полу, застеленном ковриком. Место занятия должно быть хорошо проветренным, температура не ниже + 17.
2. Одежда
Должна быть лёгкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком.
3. Время
Гимнастикой хатха-йога можно заниматься утром перед завтраком, вечером или днём перед едой. Занятия увеличивать постепенно по времени от 15 до 45 минут.
4.Нельзя приступать к занятию с высокой температурой и в послеоперационный период.
Структура занятия (см. приложение 1)
I. Вводная часть (5-7 минут).
1. Встреча: “Улыбнитесь!”, “Настройтесь на занятие!”
2. Разминка:
- Суставная гимнастика. Упражнения на проработку мелких групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, то есть суставов и мышц ладони, стопы, шеи и головы. Упражнения начинаются в положении сидя, в дальнейшем выполняют стоя или во время ходьбы по кругу.
- Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра.
II. Основная часть (15-20 минут).
- Дети переходят к выполнению комплекса поз – 6-10 основных поз (далее асан), обучаются новым упражнениям, закрепляют известные.
- Силовой блок. Дети выполняют упражнения на укрепление основных групп мышц, в том числе:
- для мышц живота;
- для мышц спины путем наклона вперед;
- для укрепления мышц ног;
- для развития стоп;
- для развития плечевого пояса;
- на равновесие.
3. Дыхательные упражнения.
4. Гимнастика для глаз.
5. Релаксационная гимнастика (спокойная музыка, сказки, рассказы).
6. Беседы из цикла: «Тренируем тело, укрепляем дух»
III. Заключительная часть (3-5 минут).
1. Постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Игры, направленные на активизацию действий детей, развитие их внимания.
2. Подведение итогов (отмечаются маленькие победы детей).
Методические рекомендации по организации работы с детьми.
- Группы детей для занятий гимнастикой Хатха-йога комплектуются по рекомендации врача-педиатра, медицинской сестры детского сада. Комплексы составляются по принципу “от простого к сложному”.
- На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели.
- При проведении упражнений ведется контроль за физической нагрузкой на детей.
- Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.
- Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.
- Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе.
- После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад.
Особенности выполнения статических поз:
- Отдых перед вхождением в позу. Упражнения не начинают выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха. Снять напряжение мышц сидя или лежа в удобной позе.
- Мысленная настройка на выполнение позы. Дети смотрят на представленный рисунок или образец взрослого и представляют себя в этом положении.
- Вхождение в позу. Последовательно выполняют позу. Одно движение за другим делают плавно и спокойно.
- Фиксация позы. Дети удерживают занятое положение тела некоторое время. Вначале не более 5 секунд, постепенно увеличивая на 1-2 секунды. В среднем для детей 6-7 лет максимальное удержание позы 10-15 секунд.
- Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения.
- Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабляются 3-4 секунды.
- Учебно – тематический план
Вариативная часть | 1 младшая группа ( 10) | 2 младшая группа ( 15) | Средняя группа ( 20) | Старшая группа Подготовительная группа ( 30) | |
Дополнительные образовательные услуги | Детская йога | - | - | - | |
Количество занятий, объем образовательной нагрузки в неделю (мин.) | - | - | - | 18 1/30 | |
Часы | 540 |
- Календарно – тематический план
месяц | Тема занятия, задачи | Содержание, методы, приемы | Материал |
Сентябрь | Комплекс 1 Развивать у детей двигательные умения и навыки; сохранять и сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов; развивать у детей умения чувствовать свое тело во время движений; развивать умение быть организованными, | Встреча «Круг дружбы» Настройтесь на занятие. Разминка. Комплекс статических упражнений: - Поза зародыша - Поза угла - Поза мостика - Поза ребенка -Поза кошки (доброй, сердитой, ласковой) - Поза бриллианта (вариант 1) - Поза горы Массаж «Взяли ушки за макушки.» Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) - асан кобра - голова к ногам - асан всадник - поза дерево (равновесие) Дыхательные упражнения «Задержка дыхания», Гимнастика для глаз«Вращение глаз» Релаксационная гимнастика«Надуй шарик». Игры - «Пустое место» | Коврики, музыка |
Сентябрь | Комплекс №1 Совершенствовать двигательные умения и навыки детей; формировать правильную осанку; сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов; развивать умение быть организованными, поддерживать дружеские отношения со сверстниками | Встреча «Круг дружбы» Настройтесь на занятие. Разминка. Комплекс статических упражнений: - Поза зародыша - Поза угла - Поза мостика - Поза ребенка -Поза кошки (доброй, сердитой, ласковой) - Поза бриллианта (вариант 1) - Поза горы Массаж «Взяли ушки за макушки.» Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) - асан кобра - асан голова к ногам - асан всадник - поза дерево (равновесие) Дыхательные упражнения «Задержка дыхания», Гимнастика для глаз «Вращение глаз» Релаксационная гимнастика «Надуй шарик». Игры - «Пустое место» | Коврики, музыка |
Октябрь | Комплекс №2 Познакомить детей с названиями новых асанов. Развивать умение детей выполнять основные асаны на равновесие. Развивать навык правильно дышать, сочетая дыхание и движение. | Встреча «Круг дружбы» «Настройтесь на занятие». Разминка. Самомассаж«Разминаем шею» Комплекс статических упражнений: - Поза дерева (вариант 1) - Поза бриллианта (вариант 1) - Поза льва - Божественная поза - Головоколенная поза (вариант 1) - Поза змеи - Поза прямого угла Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) - ассан мостик - асан крокодил - асан бабочка - асаан благого война Дыхательные упражнения животом. Гимнастика для глаз - Перемещения глазвправо-влево, вниз - вверх и по диагоналям Релаксационная гимнастика - Движение руками «Лыжник» Йога – игра «Прыгающие кролики» | Коврики, музыка |
Октябрь | Комплекс №2 Закреплять навзание основных асанов, умение детей выполнять асаны на равновесие. Совершенствовать навык правильно дышать, сочетая дыхание и движение. | Встреча «Круг дружбы» «Настройтесь на занятие». Разминка. Самомассаж «Разминаем шею» Комплекс статических упражнений: - Поза дерева (вариант 1) - Поза бриллианта (вариант 1) - Поза льва - Божественная поза - Головоколенная поза (вариант 1) - Поза змеи - Поза прямого угла Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) - асан мостик - асан крокодил - асан бабочка - асаан благого война Дыхательные упражнения животом. Гимнастика для глаз - Перемещения глазвправо-влево, вниз - вверх и по диагоналям Релаксационная гимнастика - Движение руками «Лыжник» Йога – игра «Прыгающие кролики» | Коврики, музыка |
Ноябрь | Комплекс №3 Закреплять названия основных асан. Развивать выносливость, привычку сохранять правильную осанку. | Встреча «Круг дружбы» «Настройтесь на занятие». Разминка. Комплекс статических упражнений: - Поза дерева (вариант 1) - Поза бриллианта (вариант 1) - Поза льва - Божественная поза - Головоколенная поза (вариант 1) - Поза змеи - Поза прямого угла Энергетический массаж.Помассировать ладонями голову, шею, руки, спину и ноги. Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) - асан мах - сан рыбка - асан голова к ногам - асан всадник Дыхательные упражнения и игры - Расширение грудной клетки Гимнастика для глаз - «Рисуем» восьмерки» Релаксационная гимнастика - Наклоны головы к плечам. Игры - «Изобрази позу по имени» Дыхание очистительное – «царапание» | Коврики, музыка |
Ноябрь | Комплекс №3 Способствовать выполнению упражнений легко, с равномерным дыханием; Сосредоточить внимание на выполнении движения, где требуется сила и выносливость; Воспитывать привычку сохранять правильную осанку. | Встреча «Круг дружбы» «Настройтесь на занятие». Разминка. Комплекс статических упражнений: - Поза дерева (вариант 1) - Поза бриллианта (вариант 1) - Поза льва - Божественная поза - Головоколенная поза (вариант 1) - Поза змеи - Поза прямого угла Энергетический массаж.Помассировать ладонями голову, шею, руки, спину и ноги. Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) - асан мах - асан рыбка - асан голова к ногам - асан всадник Дыхательные упражнения и игры - Расширение грудной клетки Гимнастика для глаз - «Рисуем» восьмерки» Релаксационная гимнастика - Наклоны головы к плечам. Игры - «Изобрази позу по имени» Дыхание очистительное – «царапание» | Коврики, музыка |
Декабрь | Комплекс №4 Развивать умение выполнять движения осознанно, ловко, красиво; Сохранять правильную осанку; Развивать координацию движений, выдержку, настойчивость в достижении результатов. | Приветствие «Улыбнитесь, потянитесь» «Настройтесь на занятие». Разминка. Самомассаж - Растирание ладони Комплекс статических упражнений: - Упражнение в позе лотоса: удобная поза; поза полулотоса; поза лотоса. Переменное дыхание, или раздельное продувание - Раздельно продувание (пранаям) «Окно и дверь» Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) - поза солнца в положении стоя - черепашья растяжка - поза младенца Дыхательные упражнения - Дыхание животом Гимнастика для глаз - «Мой веселый звонкий мяч» Релаксационная гимнастика - 1. «Потянулись». 2. «Растишка». Беседа на тему «Свежий воздух» Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания - «Противоположности» | Коврики, музыка |
Декабрь | Комплекс №4 Совершенствовать умения выполнять движения осознано, красиво. Закреплять название новых асан. Развивать координацию, выдержку. | Приветствие «Улыбнитесь, потянитесь» «Настройтесь на занятие». Разминка. Самомассаж - Растирание ладони Комплекс статических упражнений: - Упражнение в позе лотоса: - удобная поза; - поза полулотоса; - поза лотоса. Переменное дыхание, или раздельное продувание - Раздельно продувание (пранаям) «Окно и дверь» Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) - поза солнца в положении стоя - черепашья растяжка - поза младенца Дыхательные упражнения - Дыхание животом Гимнастика для глаз - «Мой веселый звонкий мяч» Релаксационная гимнастика - 1. «Потянулись». 2. «Растишка». Беседа на тему «Сон – как лучшее лекартсво» Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания - «Противоположности» | Коврики, музыка |
Январь | Комплекс №5 Познакомить с новыми вариантами выполнения основных асанов. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять навыки массажа. Развивать гибкость | Встреча «Улыбнитесь, потянитесь» «Настройтесь на занятие». Разминка. Самомассаж «Человечки» Комплекс статических упражнений: -Поза дерева (вариант 1) - Поза дерева(вариант 2) - Поза бегуна - Поза аиста - Поза бриллианта (вариант 2) - Поза ребенка - Поза верблюда - Совершенная поза - Головоколенная поза Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) - асан стул - Продольный силовой выпад стоя - асан лягушка - асан бабочка (сидя) - асан тюлень Дыхательные упражнения - Одна ноздря Гимнастика для глаз - Елка Релаксационная гимнастика Беседа «Полезная пища», «Расскажи, что ты ешь» Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания – «Не зевай» | Коврики, музыка |
Январь | Комплекс №5 Закреплять названия ранее освоеных асанов. Развивать равновесие, координацию движений; Закреплять навыки массажа; развивать гибкость | Встреча «Улыбнитесь, потянитесь» «Настройтесь на занятие». Разминка. Самомассаж «Человечки» Комплекс статических упражнений: -Поза дерева (вариант 1) - Поза дерева (вариант 2) - Поза бегуна - Поза аиста - Поза бриллианта (вариант 2) - Поза ребенка - Поза верблюда - Совершенная поза - Головоколенная поза Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) - асан стул - Продольный силовой выпад стоя - асан лягушка - асан бабочка (сидя) - асан тюлень Дыхательные упражнения - Одна ноздря Гимнастика для глаз - Елка Релаксационная гимнастика Беседа «Полезная пища», «Расскажи, что ты ешь» Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания – «Не зевай» | Коврики, музыка |
Февраль | Комплекс №6 Развивать гибкость позвоночника, приводить в тонус мышцы. Познакомить с новым упражнением на дыхание. Развивать равновесие. | Встреча «Улыбнитесь, потянитесь!» «Настройтесь на занятие». Разминка. Самомассаж лица для детей в стихах «Нос, умойся!» Комплекс статических упражнений: - Поза дерева (вариант 1) - Поза дерева (вариант 2) - Поза скручивания - Поза березки - Поза мостика - Поза бумеранга - Головоколенная поза - Поза лотоса Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) - асан кобра - поза свернутого листа - поза саранчи - асан лук - поза дерева (равновесие) Дыхательные упражнения - «Сильные руки» Гимнастика для глаз - Бабочка Релаксационная гимнастика - Аист Беседа «Что делать, когда начинается насморк?» Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания - «Изобрази позу по имени» | Коврики, музыка |
Февраль | Комплекс №6 Продолжать развивать гибкость позвоночника и подвижность суставов; Закреплять умение правильно дышать. Продолжать совершенствовать умение балансировать | Встреча «Улыбнитесь, потянитесь!» «Настройтесь на занятие». Разминка. Самомассаж лица для детей в стихах «Нос, умойся!» Комплекс статических упражнений: - Поза дерева (вариант 1) - Поза дерева (вариант 2) - Поза скручивания - Поза березки - Поза мостика - Поза бумеранга - Головоколенная поза - Поза лотоса Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) -асан кобра - поза свернутого листа -поза саранчи - асан лук - поза дерева (равновесие) Дыхательные упражнения - «Сильные руки» Гимнастика для глаз - Бабочка Релаксационная гимнастика - Аист Беседа на тему «Я здоровье берегу – сам себе я помогу». Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания - «Изобрази позу по имени» | Коврики, музыка |
Март | Комплекс №7 Развивать двигательную активность. Приводить в тонус мышцы. Закреплять названия основных асанов. Формировать умение следить за дыханием | Встреча «Улыбнитесь, потянитесь!» «Настройтесь на занятие». Разминка. Самомассаж "Мытье головы" Комплекс статических упражнений: - Поза дерева (вариант 2) - Поза кривого дерева - Солнечная поза - Поза аиста - Поза орла - Поза полулотоса - Поза лука - Поза березки - Поза плуга Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) - асан на гибкость - поза стола - «Балансирующая поза «Стола» -поза всадника - поза пирамиды - Поза Откинутого Большого Пальца Ноги - асан лягушка - асан на равновесие Дыхательные упражнения – Ладошки, Кошка Гимнастика для глаз - Перемещения глазвправо-влево, вниз-вверх и по диагоналям Релаксационная гимнастика - Игра «Любопытная Варвара» (имитация движений ) Беседа о зарядке Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания – Полоса препятствий | Коврики, музыка |
Март | Комплекс №7 Продолжать работу по развитию ловкости; способствовать выработке выносливости и силы во время выполнения упражнений. Развивать навык следить за своим дыханием. | Встреча «Улыбнитесь, потянитесь!» «Настройтесь на занятие». Разминка. Самомассаж "Мытье головы" Комплекс статических упражнений: - Поза дерева (вариант 2) - Поза кривого дерева - Солнечная поза - Поза аиста - Поза орла - Поза полулотоса - Поза лука - Поза березки - Поза плуга Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) - асан на гибкость - поза стола - «Балансирующая поза «Стола» -поза всадника - поза пирамиды - Поза Откинутого Большого Пальца Ноги - асан лягушка - асан на равновесие Дыхательные упражнения – Ладошки, Кошка Гимнастика для глаз - Перемещения глазвправо-влево, вниз-вверх и по диагоналям Релаксационная гимнастика - Игра «Любопытная Варвара» (имитация движений ) Беседа «Что я знаю о себе и о своем здоровье» Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания – Полоса препятствий | Коврики, музыка |
Апрель | Комплекс №8 Продолжать развивать гибкость, координацию движений. Развивать умение правильно дышать. | Встреча «Улыбнитесь, потянитесь!» «Настройтесь на занятие». Разминка. Самомассаж - Ушки Комплекс статических упражнений: - Поза дерева (вариант 2) - Солнечная поза - Поза аиста - Поза цапли - Поза кобры - Поза лебедя - Поза ребенка - Тронная поза - Поза кузнечика Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) - поза собаки - асан мах - асан рыбка - поза крокодил - асан бабочка Дыхательные упражнения – Большой маятник Гимнастика для глаз - Вращение глазпо часовой и против часовой стрелки Релаксационная гимнастика – Танец плеч, Мельница Беседа «Заповеди здорового образа жизни» Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания - «Раз – два – три – четыре – пять, в йога позу надо встать» | Коврики, музыка |
Апрель | Комплекс №8 Закреплять умение ощущать свое тело во время движений, направлять свои мысли на выполнение конкретного движения; Продолжать закреплять умение правильно дышать. | Встреча «Улыбнитесь, потянитесь!» «Настройтесь на занятие». Разминка. Самомассаж - Ушки Комплекс статических упражнений: - Поза дерева (вариант 2) - Солнечная поза - Поза аиста - Поза цапли - Поза кобры - Поза лебедя - Поза ребенка - Тронная поза - Поза кузнечика Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) - поза собаки - асан мах - асан рыбка - поза крокодил - асан бабочка Дыхательные упражнения – Большой маятник Гимнастика для глаз - Вращение глазпо часовой и против часовой стрелки Релаксационная гимнастика – Танец плеч, Мельница Беседа «Заповеди здорового образа жизни» Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания - «Раз – два – три – четыре – пять, в йога позу надо встать» | Коврики, музыка |
Май | Комплекс №9 Развивать гибкость позвоночника и подвижность суставов. Познакомить детей с первой помощья при травмах. Закрепить названия асанов. закреплять умение осознанно дышать. | Встреча «Улыбнитесь, потянитесь!» «Настройтесь на занятие». Разминка. Самомассаж«Расслабленное лицо», Теплые ручки Комплекс статических упражнений - Поза дерева (вариант 2) - Солнечная поза - Поза аиста - Поза цапли - Поза лебедя - Поза полулотоса - Поза лука - Поза ребенка - Тронная поза Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) - поза младенца - асан всадник - асан бабочка (сидя) - асан тюлень Дыхательные упражнения – Обними плечи Гимнастика для глаз - Зажмуривание Релаксационная гимнастика - Марионетки Беседа «Скорая помощь при травмах» Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания – Горелки с платочком | Коврики, музыка |
Май | Комплекс №9 Продолжать развивать гибкость позвоночника и подвижность суставов; Совершенствовать координацию движений рук и ног; закреплять умение осознанно дышать. | Встреча «Улыбнитесь, потянитесь!» «Настройтесь на занятие». Разминка. Самомассаж «Расслабленное лицо», Теплые ручки Комплекс статических упражнений - Поза дерева (вариант 2) - Солнечная поза - Поза аиста - Поза цапли - Поза лебедя - Поза полулотоса - Поза лука - Поза ребенка - Тронная поза Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) - поза младенца - асан всадник - асан бабочка (сидя) - асан тюлень Дыхательные упражнения – Обними плечи Гимнастика для глаз - Зажмуривание Релаксационная гимнастика - Марионетки Беседа «Скорая помощь при травмах» (закрепление) | Коврики, музыка |
- Критерии и методы оценки уровня освоения воспитанниками содержания программы
Диагностические задания сформированности физической подготовленности к занятиям по детской йоге для детей 5-7 лет
Диагностическое обследование детей проводится в сентябре (начало учебного года) и в мае (в конце учебного года)
Цель диагностики: проведение контроля за уровнем развития физических качеств ребёнка и физической подготовки.
Шкала оценок:
1 балл-ребенок не справляется с заданием; выполняет асаны по показу взрослого; не может устоять на одной ноге, не держит равновесие; при выполнении наклонов (на полу)вперед не достает до пальцев ног; плохо развита мелкая моторика рук в выполнении самомассажа; затрудняется в назывании или вовсе не знает основных асанов;допускает ошибки при выполнении дыхательной гимнастики; не знает о влиянии йоги на организм.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого; может устоять на одной ноге, держит равновесие;при выполнении наклонов вперед может достать до пальцев ног кончиками пальцев рук; знает и называет 5-7 основных асан; развита мелкая моторика рук; самомассаж делает самостоятельно; допускает не значительные ошибки при выполнении дыхательной гимнастики; при помощи наводящих вопросов или самостоятельно может назвать влияние йоги на организм.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы; держит равновесие, уверенно может устоять на одной ноге; при выполнении наклонов вперед может достать до пальцев ног; может назвать более 7 основных асан самостоятельно; развита мелкая моторика рук, при выполнении самомассажа может предложить свое упражнение; при выполнении асанов (поз) не испытыает трудности; правильно выполняет дыхательную гимнастику; самостоятельно может рассказать о влиянии йоги на организм.
Диагностика
Список детей | Выполнение асан | Равновесие | Гибкость | Самомассаж | Дыхательная гимнастика | Общий балл | Средний балл | Уровень |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 | ||||||||
13 | ||||||||
14 | ||||||||
15 |
Уровни:
2,5 – 3 – высокий уровень освоения
1,7 – 2,4 – средний уровень освоения
1 – 1,6 – низкий уровень освоения
Паспорт здоровья
Ф.И.О __________________________________________________________
Группа _________________________________________________________
Дата рождения __________________________________________________
№ | показатели | начало года | конец года |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Рост. Вес. Частота сердечных сокращений, ударов в минуту: - в покое, - после нагрузки. Частота дыхательных циклов в минуту. Максимальная задержка после вдоха. Сон:- продолжительность, - качество (хороший, беспокойный). Питание. Аппетит (хороший, плохой). Сколько раз болел (а): - простудными заболеваниями, - другими заболеваниями. Оценка самочувствия: - состояние (хорошее, отличное, удовлетворительное, плохое), - настроение (хорошее, отличное, удовлетворительное,плохое) |
ПРОВЕРЯЕМ ЛОВКОСТЬ
И КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ.
- Встаньте по двое спиной к спине. Возьмите друг друга под руки, согнув их в локтях. Одновременно сесть на пол, вытянуть ноги, а затем встать, не разъединяя рук.
- Встаньте по двое друг против друга, ноги на ширине плеч. Правые руки вытяните вверх, прижав ладонь к ладони. Левые руки на бёдрах. Постарайтесь правой рукой отвести руку «противника» в сторону так, чтобы заставить его сойти с места или опустить руку.
Результат состязания определяется после трёх «схваток». Причём второй раз вы меряетесь силами левой руки, а третий – снова правой.
- Протяните на полу скакалку. Повернувшись спиной, друг к другу и расставив ноги на ширину плеч, встаньте так, чтобы концы скакалки находились у вас между ступнями.
Вытяните руки вверх. Пусть кто-то громко сосчитает до трёх. На слово «три» быстро наклонитесь и постарайтесь выдернуть скакалку из-под ног. Кому удастся это сделать, тот и выиграл.
- Согните левую ногу и возьмите за щиколотку левой рукой. Правую руку, согнутую в локте, прижмите к туловищу. Прыгая на одной ноге, постарайтесь, толкая друг друга плечом, заставить противника потерять равновесие и опустить на пол левую ногу.
- Возьмите гимнастическую палку так, чтобы одна рука была на расстоянии 0,5 м от другой. Перешагните через неё, не выпуская из рук, одной ногой, затем другой, вперёд, потом назад.
Раздвиньте руки немного шире и, не выпуская палки, перепрыгните через неё вперёд и назад.
- Лёжа на спине (руки за головой держатся за опору), поднимите прямые ноги и коснитесь пальцами пола за головой.
- Лёжа на спине, руки вытянуты вдоль тела, захватите ступнями лёгкий предмет (кубик, теннисный мяч) и перенесите его за голову и верните обратно.
- Встаньте прямо, максимально наклонитесь вперёд, не сгибая ноги в коленях.
Если вы смогли достать ладонями пола и удержать это положение в течение 2 – 3с, то гибкость в тазобедренных суставах у вас отличная; если достали пола кончиками пальцев – хорошая; если дотянулись только до колен, то плохая.
Подготовка связок и суставов.
Разминка.
- Встаньте спиной к стене так, чтобы касаться её пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Шагните вперёд и, сохраняя такое положение. Походите по комнате. Затем вернитесь к стене и проверьте, смогли ли вы удержать правильную осанку.
- Стоя, расслабьте мышцы шеи и сделайте повороты головой вправо и влево. Сначала медленно, затем быстрее и снова медленно. 10 раз в одну и другую сторону.
- Стоя расслабьте мышцы шеи и свободно опускайте голову вперёд-назад. Сначала медленно, затем быстрее и опять медленно. 10 раз вперёд и назад.
- Попеременно скрещивайте вытянутые вперёд руки, (движение напоминает ножницы), выполняется 10 – 20 раз. Постепенно выполнять упражнение с большей амплитудой. Руки в локтях не сгибать.
- Потрясите кистями рук, словно хотите стряхнуть с них капельки воды в течение 10 – 15 секунд.
- Стоя, слегка расставив ноги, руки по швам, наклонитесь влево, (левая рука скользит по бедру вниз, правая вверх к подмышечной впадине). Наклоны по 3 – 4 раза в каждую сторону. Наклон - выдох, подъём - вдох.
- Стоя, выполните круговые движения тазом по часовой стрелке и против неё, 10 – 15 раз.
- Стоя, носки и пятки вместе, руки опущены, спина прямая. Поднимая поочерёдно ноги назад, ударяйте пяткой по ягодицам, 10 –15 раз каждой ногой.
Самомассаж.
При самомассаже суставов сосредоточьте внимание на том участке, который массируете. Мысленным взором проникайте как бы внутрь суставов. Это поможет вызвать внутреннее чувство тепла и быстрее подготовить суставы к нагрузке.
1.Самомассаж шеи. Правой рукой разотрите круговыми движениями заднюю часть шеи. Сначала движения лёгкие, поверхностные, затем с некоторым нажимом, 15 движений правой, затем левой рукой.
2.Самомассаж плечевых суставов. Внимание – на плечевом поясе. Слегка подвигайте плечевыми суставами, затем правой ладонью, круговыми движениями произведите растирание в области левого плечевого сустава, а левой ладонью – правого. Движения должны быть приятными, с небольшим нажимом, 15 – 20 круговых движений на каждом плече.
3.Самомассаж спины. Слегка наклоните туловище вперёд, сожмите руки в кулаки и тыльной стороной разотрите спину, начиная от возможно высокой точки и заканчивая у крестца. Правую и левую руки двигайте в противоположном направлениях, от позвоночника к бокам, 20 – 30 движений в среднем темпе, с небольшим нажимом.
4.Самомассаж коленных суставов. Ногу согните в колене и поставьте на пол. Ладонями обеих рук с умеренным нажимом растирайте коленный сустав круговыми движениями, 20 – 30 движений на каждом коленном суставе.
5.Самомассаж ступней. Для удобства положите левую ступню на бедро правой ноги. Хорошо разотрите все пальцы, подошву и голеностопный сустав. Затем помассируйте пальцы, ступню и голеностопный сустав правой ноги, положив её на бедро левой ноги.
- Список литературы:
- Белов В.И. Йога для всех М. «КСП» 1997.
- Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. СПб,1997.
- Латохина Л.И. Хатха-йога для детей. М. Просвещение, 1993г.
- ОсиповаВ.. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч №3-1997
- Рашосорока Хатха – йога Научно-издательский центр «Альфа» Санкт-Петербург 1991.
- Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М.: Метафора. – 2003.
6.Список средств обучения
1. Коврики по количеству детей
2. Музыкальное сопровождение
3. Ноутбук (магнитофон)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Йога Айенгара для детей
Методическая разработка представляет собой систему оздоровительных занятий с использованием элементов йоги Айенгара для дошкольников.Занятия направлены разностороннее и гармоническое развитие ребенка,...
Приложение к доп. программе-йога
Приложение...
Приложение к доп. программе-йога-2
Приложение-2...
Программа Йога
Польза йоги для здоровья.Опубликованы научные исследования различного качества о пользе йоги для здоровья и ее медицинском применении. Исследования показали, что йога – безопасный и эффективный ...