Cамообразование воспитателя на тему: «Формирование осознанного отношения детей 5-6 лет к ЗОЖ»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Татьяна Николаевна Волкова

Данный материал будет интересен воспитателям дошкольных отделений. В плане описаны цель, задачи, предполагаемые результаты и этапы работы по самообразованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2017-2018  УЧЕБНЫЙ ГОД

Тема: «Формирование осознанного отношения детей 5-6 лет к ЗОЖ»

Цель: «Создание педагогических условий для формирования положительной мотивации к ЗОЖ у старших дошкольников»

Задачи:

  • Усовершенствовать методы работы с дошкольниками по приобщению к ЗОЖ для создания дополнительной мотивации в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.
  • Развивать у детей готовность самостоятельно эффективно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением своего здоровья.
  • Повысить компетентность родителей по вопросу формирования у воспитанников предпосылок к ЗОЖ, организация профилактической работы с детьми в семье.
  • Оптимизировать предметно- пространственную среду группы для совершенствования практических навыков  ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность выбранной темы

 

 Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.

   Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

   Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи  с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.  

   С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.

   От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.

   Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.

Результативность

  • Пополнение  игрового центра атрибутикой для сюжетно- ролевых игр
  • Проведение родительского собрания на тему «Здоровье ребенка в наших руках».
  • Проведение консультаций  для родителей : «Игры для здоровья», «Закаливание».
  • Организация выставки детских рисунков «Здоровый образ жизни».
  • Проведение краткосрочного совместного проекта детей ,родителей и воспитателей  « Быть здоровыми хотим!»
  • Подготовка и проведение досуга « Веселые соревнования» (межгрупповое взаимодействие).
  • Проведение утренней зарядки с участием родителей «Будь здоров!».
  • Транслирование опыта по теме самообразования в виде устного журнала на итоговом педагогическом совете.

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

    Название

Срок

Содержание работы

 

Организационный

Сентябрь

  • Выбор темы по самообразованию, постановка цели, задач
  • Оформление папки по самообразованию
  • Мониторинг детей
  • Анкетирование родителей

Ознакомительный

Октябрь

  • Ознакомление с инновационным  педагогическим опытом  через печатные издания интернет пространства
  • Подбор методической литературы и практического материала по выбранной теме

Основной

Ноябрь-Апрель

  • Оснащение игрового центра атрибутикой для сюжетно- ролевых игр
  • Проведение консультаций  для родителей : «Игры для здоровья», «Закаливание».
  • Организация выставки детских рисунков «Здоровый образ жизни».
  •    Проведение родительского собрания на тему «Здоровье ребенка в наших руках».
  • Проведение краткосрочного проекта « Быть здоровыми хотим!»
  • Подготовка и проведение досуга « Веселые соревнования» (межгрупповое взаимодействие).
  • Проведение утренней зарядки с участием родителей «Будь здоров!».
  • Транслирование опыта по теме самообразования в виде устного журнала на итоговом педагогическом совете.
  • Беседа «Как правильно мыть руки и лицо»
  • Загадывание загадок
  • Проведение опытов
  • Оздоровительная минутка
  • Полезные советы
  • Досуг «Осторожно микробы!»
  • Чтение художественной литературы
  • НОД «Учимся чистоте, аккуратности и опрятности».  
  • Рекамендации родителям.
  • Дидактические игры
  • Аппликация на тему: «Осенний урожай».
  • Раскрашивание  продукты, полезные для здоровья.
  • Изготовление книги  «Законы питания»
  • Беседа по теме.
  • Утренняя гимнастика.
  • Зарядка после сна
  • Оздоровительный бег.
  • Физкультминутки
  • Тематическое занятие: «Поиграй со мной дружок».
  • Пальчиковая гимнастика
  • Сюжетно-игровое занятие: «Путешествие в лес».
  • Интегрированное занятие: «Музыкальное путешествие».
  • Игры: «Несколько секретов о самом себе», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Делаем зарядку».
  • Упражнения: «Потягушечки», «Жираф», «Ветряная мельница», «Что стоишь качаясь, тонкая рябина…», «Ванька-встанька», «Прыжок-хлопок», «Гора»(для осанки).
  • Спортивные развлечения. «Мы растем сильными и смелыми», «Зимние радости», «Кто быстрее?».

Заключительный

Май

  • Итоговое анкетирование родителей с целью получения обратной связи
  • Самоанализ по теме самообразования

Изучение методической литературы

Название

Автор

Источник

«Полезная и вредная еда»

      Шукшина С.Е.

Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004г.;

«Организация здоровье сберегающего образовательного пространства в ДОУ»

Кузнецова М. Н.

Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002г.;

«Приобщение детей к культуре здорового образа жизни»

Лазарева Н. Н.

Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка: Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004г.;

«Интерактивная физминутка как здоровьесберегающий фактор в образовательной деятельности»

Яковлева Т. С.

"Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду" - М. :Школьная Пресса, 2006г.;

«Физическое здоровье. Сон- лучшее лекарство»

Павлова М.А.

Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г.;

«Ребенок утомляется»

Брязгунов И.П.

«Научите детей не болеть» -Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г.;

«Работа с родителями по формированию представлений о ЗОЖ с детьми 5-7 лет»

Новикова И.М.

«Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» -М.: Мозаика-Синтез, 2010г.;

Участие в инновационной и методической работе ДОУ, округа и города

Дата

Мероприятие

Форма участия

14.09.2017

Установочный педагогический совет

участник

15.09.2017

Консультация на тему « Составление ИОМ дошкольников»

участник

10.10.2017

Консультация на тему

« Использование музыки в ходе режимных моментов»

участник

19.10.2017

Педагогическая гостиная «Конвенгертное образование для дошкольников»

участник

01.11.2017

Консультация по организации проектной деятельности в 2017-2018 учебном году

участник

16.11.2017

Педагогическая гостиная «Конвенгертное образование для дошкольников»

участник

14.12.2017

Педагогический совет N2 «Создание условий для формирования естественнонаучных представлений у дошкольников в соответствии с принципами конвенгертного образования»

участник

01.02.2018

Семинар-практикум «Формирование мотивационных установок к здоровому образу жизни»

участник

01.03.2018

Педагогический совет N3 «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа жизни»

участник

15.03.2018

Педагогический совет N4 «Развитие речевой активности дошкольников»

участник

24.04.2018

Итоговое мероприятие в рамках группового проекта «Театр – волшебная страна» для детей средней  группы

гость

25.04.2018

Познавательный квест  по ЗОЖ для детей старшей   группы  

гость

27.04.2018

Познавательный квест  с участием родителей «Путешествие за здоровьем»  для детей старшей   группы

организатор

28.04.2018

Литературная гостиная в младшей группе

гость

17.05.2018

Итоговый педагогический совет

участник

Самоанализ

Актуальностью выбранной темы было обусловлено тем, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим.

         В период 5-6 летнего возраста у детей закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

        Своим опытом работы по формированию у дошкольников осознанного отношения к здоровому образу жизни, я делюсь с коллегами на методических объединениях по теме: "Формирования у дошкольников осознанного отношения к ЗОЖ".

         Я ознакомилась с методическими материалами и передовым педагогическим опытом по выбранной теме, что помогло мне успешно внедрить в работу с детьми приемы и технологии по формированию осознанного отношения дошкольников к здоровому образу жизни.

        В течении года велась работа по выстраиванию взаимодействия с родителями с целью добиться наибольшего успеха в воспитании и развитии детей по отношению к ЗОЖ.

        Поэтому для  родителей были подобраны различные консультации и папки-передвижки на тему здоровья: «Спорт и дети», «Домашний стадион», «Как сохранить здоровье ребенка», «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты», «Путь к здоровому образу жизни», «Здоровое питание», «Движение это жизнь», «Дыхание и здоровье».

        В течение учебного года были реализованы открытые занятия, познавательный КВЕСТ (с участием родителей) по теме - «Путешествие за здоровьем», целью которого было - формирование у детей мотивации к занятиям физической культурой и спортом, потребности в получении знаний и способов сохранения и укрепления здоровья.

        Формирование осознанного отношения детей к здоровому образу жизни возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.

На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.

Возраст с 5 до 6 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям, поэтому цели, поставленные в начале года были выполнены полностью.

        Благодаря тому, что была систематизирована и обогащена развивающая предметно-пространственная среда, а именно:

  • были подобраны произведения художественной литературы: «Айболит», «Мойдодыр» К. Чуковский,
  •  «Про девочку, которая плохо кушала» С. Маршак,
  • «Девочка чумазая» А. Барто.
  • Подобраны мультипликационные фильмы по теме из серии «Азбука здоровья. Смешарики», «Мойдодыр», «Айболит»,
  • Изготовлены картотеки: «Оздоровительные игры», «Пальчиковая гимнастика», «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика»; «Игры на развитие речевого дыхания»,
  •  был оформлен спортивный уголок, изготовлено и приобретено нетрадиционное спортивное оборудование: массажные коврики, мешочки для осанки, кольцеброс «Гусь».

        С начала учебного года, нами была выстроена система по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни:

-ежедневно проводилась утренняя гимнастика, которая способствует укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности;

-занятия по физической культуры, которые формируют двигательные умения и навыки, развивают физические качества дошкольников;

-занятия в плавательном бассейне детского сада, которые создают основу для разностороннего физического развития. Ребята обучаются плаванию, происходит закаливание и укрепление детского организма.

        С помощью наглядно-консультационного материала, размещенного в родительском уголке удалось повысит компетентность родителей в вопросах правильного формирования осознанного отношения детей к ЗОЖ.

        Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.

Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев, поэтому в ходе проведенной работы были получены положительные результаты.

        В дальнейшем работа в данном направлении будет продолжена, так как она интересна как детям, так и взрослым.

        Данная работа поможет сформировать у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

        Комплексное использование оздоровительных мероприятий в образовательном процессе позволит снизить утомление, повысить эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

        Практический материал по теме самообразования передан в методический кабинет и будет являться доступным для использования другими педагогами:

- презентация;

- памятки для родителей;

- анкета для родителей;

- конспект по проведению Квест-игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...

Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Формирование пространственных отношений»

Семинар-практикум для воспитателей на тему:«Формирование пространственных отношений»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: « ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ ВО ВРЕМЯ ИГР»

Между детьми дошкольного возраста во время игр, совместной трудовой деятельности и на занятиях формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. И не всегда они складываются благополучно. Возни...

Опытно-экспериментальная деятельность в процессе формирования осознанного отношения детей к правилам дорожного движения

В статье представлен опыт по формированию осознанного отношения к правилам дорожного движения....