Cамообразование воспитателя на тему: «Формирование осознанного отношения детей 5-6 лет к ЗОЖ»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Данный материал будет интересен воспитателям дошкольных отделений. В плане описаны цель, задачи, предполагаемые результаты и этапы работы по самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Формирование осознанного отношения детей 5-6 лет к ЗОЖ» | 37.76 КБ |
Предварительный просмотр:
2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Тема: «Формирование осознанного отношения детей 5-6 лет к ЗОЖ»
Цель: «Создание педагогических условий для формирования положительной мотивации к ЗОЖ у старших дошкольников»
Задачи:
- Усовершенствовать методы работы с дошкольниками по приобщению к ЗОЖ для создания дополнительной мотивации в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.
- Развивать у детей готовность самостоятельно эффективно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением своего здоровья.
- Повысить компетентность родителей по вопросу формирования у воспитанников предпосылок к ЗОЖ, организация профилактической работы с детьми в семье.
- Оптимизировать предметно- пространственную среду группы для совершенствования практических навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность выбранной темы
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
Результативность
- Пополнение игрового центра атрибутикой для сюжетно- ролевых игр
- Проведение родительского собрания на тему «Здоровье ребенка в наших руках».
- Проведение консультаций для родителей : «Игры для здоровья», «Закаливание».
- Организация выставки детских рисунков «Здоровый образ жизни».
- Проведение краткосрочного совместного проекта детей ,родителей и воспитателей « Быть здоровыми хотим!»
- Подготовка и проведение досуга « Веселые соревнования» (межгрупповое взаимодействие).
- Проведение утренней зарядки с участием родителей «Будь здоров!».
- Транслирование опыта по теме самообразования в виде устного журнала на итоговом педагогическом совете.
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Название | Срок | Содержание работы |
Организационный | Сентябрь |
|
Ознакомительный | Октябрь |
|
Основной | Ноябрь-Апрель |
|
Заключительный | Май |
|
Изучение методической литературы
Название | Автор | Источник |
«Полезная и вредная еда» | Шукшина С.Е. | Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004г.; |
«Организация здоровье сберегающего образовательного пространства в ДОУ» | Кузнецова М. Н. | Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002г.; |
«Приобщение детей к культуре здорового образа жизни» | Лазарева Н. Н. | Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка: Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004г.; |
«Интерактивная физминутка как здоровьесберегающий фактор в образовательной деятельности» | Яковлева Т. С. | "Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду" - М. :Школьная Пресса, 2006г.; |
«Физическое здоровье. Сон- лучшее лекарство» | Павлова М.А. | Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г.; |
«Ребенок утомляется» | Брязгунов И.П. | «Научите детей не болеть» -Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г.; |
«Работа с родителями по формированию представлений о ЗОЖ с детьми 5-7 лет» | Новикова И.М. | «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» -М.: Мозаика-Синтез, 2010г.; |
Участие в инновационной и методической работе ДОУ, округа и города
Дата | Мероприятие | Форма участия |
14.09.2017 | Установочный педагогический совет | участник |
15.09.2017 | Консультация на тему « Составление ИОМ дошкольников» | участник |
10.10.2017 | Консультация на тему « Использование музыки в ходе режимных моментов» | участник |
19.10.2017 | Педагогическая гостиная «Конвенгертное образование для дошкольников» | участник |
01.11.2017 | Консультация по организации проектной деятельности в 2017-2018 учебном году | участник |
16.11.2017 | Педагогическая гостиная «Конвенгертное образование для дошкольников» | участник |
14.12.2017 | Педагогический совет N2 «Создание условий для формирования естественнонаучных представлений у дошкольников в соответствии с принципами конвенгертного образования» | участник |
01.02.2018 | Семинар-практикум «Формирование мотивационных установок к здоровому образу жизни» | участник |
01.03.2018 | Педагогический совет N3 «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа жизни» | участник |
15.03.2018 | Педагогический совет N4 «Развитие речевой активности дошкольников» | участник |
24.04.2018 | Итоговое мероприятие в рамках группового проекта «Театр – волшебная страна» для детей средней группы | гость |
25.04.2018 | Познавательный квест по ЗОЖ для детей старшей группы | гость |
27.04.2018 | Познавательный квест с участием родителей «Путешествие за здоровьем» для детей старшей группы | организатор |
28.04.2018 | Литературная гостиная в младшей группе | гость |
17.05.2018 | Итоговый педагогический совет | участник |
Самоанализ
Актуальностью выбранной темы было обусловлено тем, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим.
В период 5-6 летнего возраста у детей закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Своим опытом работы по формированию у дошкольников осознанного отношения к здоровому образу жизни, я делюсь с коллегами на методических объединениях по теме: "Формирования у дошкольников осознанного отношения к ЗОЖ".
Я ознакомилась с методическими материалами и передовым педагогическим опытом по выбранной теме, что помогло мне успешно внедрить в работу с детьми приемы и технологии по формированию осознанного отношения дошкольников к здоровому образу жизни.
В течении года велась работа по выстраиванию взаимодействия с родителями с целью добиться наибольшего успеха в воспитании и развитии детей по отношению к ЗОЖ.
Поэтому для родителей были подобраны различные консультации и папки-передвижки на тему здоровья: «Спорт и дети», «Домашний стадион», «Как сохранить здоровье ребенка», «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты», «Путь к здоровому образу жизни», «Здоровое питание», «Движение это жизнь», «Дыхание и здоровье».
В течение учебного года были реализованы открытые занятия, познавательный КВЕСТ (с участием родителей) по теме - «Путешествие за здоровьем», целью которого было - формирование у детей мотивации к занятиям физической культурой и спортом, потребности в получении знаний и способов сохранения и укрепления здоровья.
Формирование осознанного отношения детей к здоровому образу жизни возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.
На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.
Возраст с 5 до 6 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям, поэтому цели, поставленные в начале года были выполнены полностью.
Благодаря тому, что была систематизирована и обогащена развивающая предметно-пространственная среда, а именно:
- были подобраны произведения художественной литературы: «Айболит», «Мойдодыр» К. Чуковский,
- «Про девочку, которая плохо кушала» С. Маршак,
- «Девочка чумазая» А. Барто.
- Подобраны мультипликационные фильмы по теме из серии «Азбука здоровья. Смешарики», «Мойдодыр», «Айболит»,
- Изготовлены картотеки: «Оздоровительные игры», «Пальчиковая гимнастика», «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика»; «Игры на развитие речевого дыхания»,
- был оформлен спортивный уголок, изготовлено и приобретено нетрадиционное спортивное оборудование: массажные коврики, мешочки для осанки, кольцеброс «Гусь».
С начала учебного года, нами была выстроена система по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни:
-ежедневно проводилась утренняя гимнастика, которая способствует укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности;
-занятия по физической культуры, которые формируют двигательные умения и навыки, развивают физические качества дошкольников;
-занятия в плавательном бассейне детского сада, которые создают основу для разностороннего физического развития. Ребята обучаются плаванию, происходит закаливание и укрепление детского организма.
С помощью наглядно-консультационного материала, размещенного в родительском уголке удалось повысит компетентность родителей в вопросах правильного формирования осознанного отношения детей к ЗОЖ.
Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев, поэтому в ходе проведенной работы были получены положительные результаты.
В дальнейшем работа в данном направлении будет продолжена, так как она интересна как детям, так и взрослым.
Данная работа поможет сформировать у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в образовательном процессе позволит снизить утомление, повысить эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Практический материал по теме самообразования передан в методический кабинет и будет являться доступным для использования другими педагогами:
- презентация;
- памятки для родителей;
- анкета для родителей;
- конспект по проведению Квест-игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для воспитателей на тему: «Формирование музыкального восприятия детей младшего дошкольного возраста»
Формирование музыкального восприятия...
Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"
Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...
Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Формирование пространственных отношений»
Семинар-практикум для воспитателей на тему:«Формирование пространственных отношений»...
Программа по самообразованию: «Формирование осознанного отношения детей 5-6 лет к здоровому образу жизни»
Тема: «Формирование осознанного отношения детей 5-6 лет к ЗОЖ»...
Единые подходы ДОУ и семьи в формировании осознанного отношения детей к физической культуре
Статья...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: « ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ ВО ВРЕМЯ ИГР»
Между детьми дошкольного возраста во время игр, совместной трудовой деятельности и на занятиях формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. И не всегда они складываются благополучно. Возни...
Опытно-экспериментальная деятельность в процессе формирования осознанного отношения детей к правилам дорожного движения
В статье представлен опыт по формированию осознанного отношения к правилам дорожного движения....