Опытно-экспериментальная деятельность в процессе формирования осознанного отношения детей к правилам дорожного движения
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Соломина Наталия Александровна

В статье представлен опыт по формированию осознанного отношения к правилам дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obuchenie_pdd.docx538.05 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность в процессе формирования осознанного отношения детей к правилам дорожного движения

В ходе образовательной деятельности мы стремились не только дать каждому ребенку необходимые знания по безопасному поведению на дороге, но и организовать творческое овладение этими знаниями, научить детей разбираться в причинах возникновения тех или иных правил или требований ПДД, задавать вопросы, выявлять противоречия и самостоятельно находить способы их решения. Результаты работы в рамках опытно-экспериментальной направленности показывают личностные изменения воспитанников. Дети становятся самостоятельнее, расширяется круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций. Таким образом, мы видим, что такой подход позволяет связать содержание знаний о правилах безопасного поведения на дорогах с их осознанным выполнением.

«Внимание! Гололед!»

Цель: наглядно показать детям, что транспортное средство имеет тормозной путь и его длина увеличивается при движении в условиях гололеда или мокрой дороги. Подвести к пониманию того, что в зимнее время надо стараться держаться подальше от проезжей части дороги, учитывать этот факт при ее переходе, быть внимательным на дворовой территории. Помочь детям осознать тот факт, что автомобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель видит ребенка.

Оборудование: наклонная поверхность (горка); материалы, имитирующие разное дорожное покрытие: ковролин или наждачная бумага для асфальта, любая гладкая пластиковая поверхность для льда; игрушечная машинка; средства для измерения и сравнения длин: ленты, фишки, условные мерки (на выбор).

Ход деятельности:

1. Предложить детям определить какая из поверхностей больше похожа на асфальт, какая на лед и почему.

2. Установить наклонную поверхность (горку) перед ковролиновой дорожкой. Спустить с горки машинку. Отметить расстояние от горки, на котором она остановилась.

3. Установить наклонную поверхность (горку) перед дорожкой из пластика. Спустить с горки машинку. Отметить расстояние от горки, на котором она остановилась.

4. Сравнить путь до полной остановки по «асфальту» и «гололеду», (см. Рисунок 2).

5. Сделать выводы, что на скользкой поверхности машина едет дальше, ей труднее остановиться. Поэтому надо быть особенно внимательным и осторожным.


Рисунок  «Внимание! Гололед!»

Варианты:

- Перед прокатыванием по пластику установить фишку (заменитель человека) на расстоянии, являющемся результатом измерения в эксперименте с «асфальтом». Это расстояние кажется безопасным для «человечка» по результатам первого опыта, а на «скользкой» дороге возможна беда!

- При достаточном опыте моделирования у детей, можно заменить игрушечную машинку на пластиковую бутылочку или коробочку с обозначенными по бокам колесами. Эти заменители лучше имитируют ситуацию торможения транспортного средства, когда колеса не крутятся.

- Способы измерения и сравнения длинны пройденного тормозного пути выбираются в зависимости от знаний детей, условий проведения опыта. Это можно сделать с помощью условной мерки, ленты, установкой фишек в конце пути.

- При желании можно поэкспериментировать с мокрой поверхностью, имитирующей дорожные условия во время и после дождя.

Комментарии:

- В случае, когда в группе работали ранее с тактильными дощечками, дети легко понимают какой материал похож на асфальт, а какой на лед. В противном случае этот вопрос требует дополнительного обсуждения и разъяснения.

- В качестве «льда» хорошо подходит поверхность стола, кровати, полоска изовера.

- Горка обеспечивает одинаковую скорость разгона «машины», чего тяжело достичь, если просто толкать ее рукой.

- Помимо изучения ПДД, этот эксперимент может стать яркой иллюстрацией при ознакомлении дошкольников с силой трения.

«Как стать заметным»

Цель: показать методом эксперимента, что светлая одежда и светоотражающая способность фликерных элементов помогает пешеходам обозначить себя на дороге в темное время суток. Помочь понять детям необходимость их использования.

Оборудование: фонарик; фигуры темного, светлого, белого цвета, заламинированные или в файлах-вкладышах для бумаг; светоотражающий элемент; коробочка на одной стороне которой лист темного картона в форме лобового стекла с нарисованным лицом водителя (контурно, без прорисовки деталей).

Предварительная работа: эксперимент, направленный на то, чтобы показать, что мы видим предметы только тогда, когда свет падает на них и, отражаясь, достигает наших глаз. Например, «Темный космос» из книги О.В. Дыбиной «Неизведанное рядом»

Эксперимент проводится в сильно затемненном помещении. Включить фонарик и положить его на стол. Сбоку установить «машину» в направлении от фонарика так, чтобы луч света только слегка касался ее.

Дети стоят так, чтобы хорошо видеть «водителя»

Ход деятельности приведен в таблице

Обсуждение

Моделирующие действия

По проезжей части едет транспортное средство, тротуар освещают фонари.

Лицо водителя находится в глубокой тени.

На тротуаре появился человек в темной одежде, затем в светлой.

Разместить в луче фонарика дальше от «машины» темную фигуру, потом не убирая ее, наложить сверху светлую.

Как изменилась освещенность «водителя»? Какого пешехода «водитель» видит лучше?

Наблюдаем, что сначала лицо «водителя» остается в тени, а в случае светлой фигуры, освещенность лица значительно лучше. Значит «водитель» видит лучше белого пешехода.

Пробуем поставить заламинированную фигуру или в файле-вкладыше. Меняем цвета и блеск фигур.

Наблюдаем, что лучше всего отражают падающий свет и освещают «водителя» белые и блестящие фигуры. А значит именно они лучше заметны для «водителя».

Рисунок «Темная одежда не отражает свет»

Рисунок «Водитель видит пешехода»

Дети с удивлением наблюдают, как освещается лицо «водителя» при том, что на него напрямую не воздействует источник света, а изменяется только «одежда» «пешехода». Этот чудесный опыт очень эффектен и достаточно несложен в проведении.

Варианты:

Продолжая исследование «Как стать заметным», можно провести эксперимент «Помощник фликер».

Цель: наглядно показать, что на большом расстоянии светоотражатели светятся в темноте при попадании на них света и помогают пешеходам обозначить себя на дороге в темное время суток.

Оборудование: фликер или круг из светоотражающей ленты, круг из картона того же цвета что и фликер, фонарик.

Ход: в затемненном помещении светить «фарами» (фонариком) на круги из картона и фликер. Повторить опыт, отодвинув круги на достаточное расстояние. Убедиться, что обычная бумага в темноте не светится, в отличии от фликера. Значит фликер помощник и друг пешехода!

Комментарии: В тёмное время суток каждый водитель обязан ездить с включёнными фарами. Но фары обозначают только автомобиль, и поэтому согласно требованиям правил дорожного движения Российской Федерации «при движении по краю проезжей части дороги и при пересечении проезжей части в тёмное время суток пешеход должен обозначить себя светоотражающими элементами», то есть ФЛИКЕРАМИ. При переходе проезжей части в тёмное время суток светоотражатель увеличивает дистанцию видения пешехода в четыре раза. Чем раньше водитель увидит ребёнка, тем больше у него будет времени для решения сложившейся ситуации, и он сможет раньше затормозить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по теме самообразования: « Формирование представлений у детей о правилах дорожного движения через игру

Формировать у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения через игру....

Отчет по творческой теме: «Формирование представлений у детей о правилах дорожного движения через игру»

главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Я выбрала самый до...

Комплексное занятие по формированию знаний у детей о правилах дорожного движения в старшей группе на тему: "Наши друзья - светофор и дорожные знаки"

Продолжать учить детей узнавать дорожные знаки и сигналы светофора. Безопасность дете- прежде всего...

Программно - методическое сопровождение образовательного процесса , на основе примерной образовательной программы « От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы," Подвижные и дидактические игры для знакомства детей с правилами дорожного движения"

Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Проблема обучения дошколь...

«Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения посредством комплексной педагогической технологии «#ДетиСамиНеМешайте»

В педагогической технологии особое внимание уделено проблеме необходимости и целесообразности внедрения современной комплексной системы воспитательной работы, способствующей формированию у дошкольнико...