Методика обучения метанию:
методическая разработка (старшая группа) на тему

Смирнова Наталья Владимировна

В дошкольном детстве происходит разностороннее развитие ребенка, овладение разными видами деятельности, освоение уникальным жизненным опытом. Накопление опыта в области движений является базой для дальнейшего обучения в школе и приобщение к спорту.

Федеральный государственный образовательный стандарт обращает внимание на необходимое обогащение двигательного опыта детей, развитее координаций движений. У детей в дошкольный период детства происходит закладывание основ выполнения точностных движений, потому подбор  материалов и средств для их эффективного развития - довольно актуальная проблема в процессе их физического воспитания.

Метание является одним из важных компонентов  двигательного опыта ребёнка, базовым компонентом программы по физическому воспитанию дошкольных общеобразовательных учреждений.  Начало обучения метанию - уже с первой младшей группы и заканчивается оно только по окончанию школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методика обучения метанию38.09 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обучения метанию:

Содержание процесса обучения детей шестилетнего возраста различным видам метаний отличается своими методическими особенностями, которые в основном касаются способов выполнения, с активным развитием мышления ребенка, что в итоге способствует формированию основ его поведения. Педагогу для этого необходимо формировать на физкультурных занятиях такие условия, когда детям нужно думать над двигательными действиями для развития их личностных качеств [51, 6].

Метание нужно выполнять и правой, и левой рукой. Это выступает необходимым условием для пропорционального развития мышц плечевого пояса. Метательные  движения используются не только при обучении технике этих двигательных действий, но и с целью развития координационных и скоростно-силовых способностей.

Получение положительных результатов метания – это необходимость обучения технике метания предметов. Без обучения и проведения регулярных тренировок самое «простое», что может произойти – это вывихи плечевого сустава или растяжение связок голеностопа. Ведь детям необходимо понять, как нужно координировать движения рук и ног, чтобы иметь достойные результаты. Потому игры с метанием мяча могут укрепить мышцы: рук, ног, туловища, помочь лучше понять свое тело, научиться им управлять. В особенности это упражнение важно для детей [8; 53]. 

В свою очередь, принято делить цели для метаний на горизонтальные и вертикальные. Целью для метания (или другими словами, мишени)  могут быть разные предметы - корзины, обручи, большие мячи, ящики, щиты с нарисованными на них кругами, ствол дерева, снежные постройки и др. Горизонтальную цель размещают на плоскости, вертикальная - на разной высоте.

Педагогу при метании в цель необходимо показать детям более удобные и эффективные способы выполнения упражнений, не требуя от детей еще точного воспроизведения движения. При их показе, необходимо объяснять, что в корзину или ящик попадать будет легче, если бросать предмет снизу двумя или одной рукой перед собой, так же показать, как большой мяч бросать двумя руками от груди и др. [8, с. 67; 48, с. 204].

Выполнение метания мяча (предмета) вдаль производится произвольно, но также необходимо предварительно показать образец выполнения упражнения самим педагогом. Важным будет обратить внимание детей на то, что выполнение метания производится не вперед-вниз, а вперед-вверх, так как это позволяет увеличивать дальность полета мяча (предмета).

Повысить эффективность упражнений в метании и вдаль и в цель можно при обучении ребенка занимать правильное исходное положение.

Любое упражнение в метании является поступательным движением. Поэтому, при разучивании его педагогу нужно обращать внимание детей на следующие, идущие друг за другом основные фазы: 1.«правильное исходное положение», 2.«прицеливание»,3. «замах» и 4.«финальное усилие».

На этапе совершенствования движений в метании необходимо обращать внимание детей на то, что в момент замаха должен быть сделан вдох, а в момент финального усилия - выдох. В целом же при выполнении данного упражнения дышать детям следует произвольно.

Развитию скоростно-силовых качеств, формированию стопы и осанки будут способствовать упражнения с набивными мячами (бросание снизу из разных исходных положений, бросание из-за головы, и др.).

Расстояния до цели в зависимости от ее величины, а также размера, внешнего вида, веса и других качеств мяча (или предмета), который нужно детям метать, зависит и выбор способа метания или броска. Педагогу нужно в каждом конкретном случае предлагать детям тот способ, который сможет обеспечивать наилучший результат выполнения. Среди многообразных способов рассмотрим технические особенности более распространенных способов: метание мяча (предмета) в горизонтальную цель прямой рукой снизу, метание мяча (предмета) в вертикальную цель прямой рукой сбоку из высокой и низкой стоек и метание мяча (предмета) прямой рукой сверху из-за головы через плечо.

При выполнении метания вдаль и в цель воспитателю нужно объяснять ребенку, какое должно быть исходное положение - одна нога выносится вперед, носок другой ноги в сторону развернут. Замахи дети пытаются выполнять круговым маховым движением руки сначала вниз, затем назад до ее полного выпрямления, при активном выносе над плечом вперед-вверх. Такое правильное слитно выполняемое движение обычно удается вначале немногим детям, в основном мальчикам. Необходимо продемонстрировать детям правильный захват мяча, когда три пальца размещены сзади мяча, а мизинцем и большим пальцем поддерживается мяч сбоку [8; 48].

Метание в горизонтальную цель в старшем возрасте производится по следующей схеме [8; 53]:

1. Исходное положение: а) стойка к мишени вполоборота, ноги на ширине плеч; б) прицеливание - правая рука выдвинута вперед, левая свободно вниз опущена.

2. Замах: а) тяжесть тела переносится на правую ногу, левая нога - на носок; б) одновременно правая рука поднимается вверх.

3. Бросок: а) поворот в сторону мишени, тяжесть тела переносится на левую ногу, правая – на носок; б) резкое движение правой рукой вниз, при одновременном хлещущем движении кисти; в) попадание в цель.

4. Заключительная часть: шаг вперед или приставление правой ноги, равновесие сохраняется.

В старшем возрасте метание в вертикальную цель производится по следующей схеме:

1. Исходное положение: а) стойка лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая нога – впереди; б) прицеливание - правая рука с предметом на уровне глаз.

2. Производится замах: а) поворот вправо, при сгибании правой ноги, левая – на носок; б) одновременно правая рука движется вниз-назад-вверх, при этом  согнута в локте; в) поворот в направлении броска.

3. Выполнение броска: а) вес тела переносится на левую ногу; б) резкое движение руки вперед от плеча; в) метание в цель.

4. Заключительная часть: равновесие сохраняется.

Рассмотрим организацию упражнений в метании. Она происходит следующим образом: справа (или слева) от метающего ставятся ведерки или коробки с одинаковым числом мячей или мешочков (2-3 в каждом), которые ребенок берет правой (или левой) рукой. И в этом случае часто дети берут мяч правильно, но затем все-таки его перекладывают в боле привычную для метания руку. В основном чаще это встречается у детей, которые умеют уже уверенно метать и определили для себя «сильную» руку (она может быть правой, и левой). Воспитателю нужно вести контроль количества бросков правой и левой рукой. Если большинство детей в группе плохо смогли освоить метание левой рукой, то начинать обучение надо именно с метания левой рукой.

Методика обследования метания следующая: Метание вдаль проводится на площадке (площадка длиной - не меньше 10 – 20 м, шириной 5 – 6 м), которую заранее следует разметить флажками или цифрами на метры. Мячи или мешочки удобно уложить в ведерки для каждого ребенка. Воспитателем уточняется порядок выполнения задания: по команде бросание мешочка (мяча) в определенном направлении, затем по команде производится сбор мешочков (мячей). Метание в цель должно проводиться индивидуально, всем детям также даётся по три попытки каждой рукой.

В старшем возрасте метание в даль производится по следующему алгоритму [9]:

1. Занимается исходное положение: а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая – впереди, правая нога – на носок; б) правая рука с предметом на уровне груди, локоть – опущен вниз.

2. Замах производится: а) поворот вправо, при сгибании правой ноги и переносе на нее веса тела, левая нога – на носок; б) одновременно разгибается правая рука, размашисто ее отвести вниз-назад - в сторону; в) переносится вес тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть приподнимается вверх, спина прогибается – «положение натянутого лука».

3. Выполнение броска: а) продолжая переносить вес тела на левую ногу, правая рука с предметом резко выпрямляется; б) хлещущим движением  кисти предмет бросается вдаль -  вверх; в) сохраняется заданное направление полета предмета.

4. Заключительная часть:  шаг вперед (или приставить правую ногу), сохранение равновесия.

Наибольшая дальность полета обеспечивается при использовании способа метания из-за спины, через плечо (упрощенный круговой замах, которые применяется в физкультуре для взрослых при метании гранаты). Но овладение этим способом вызывает некоторые затруднения. Потому в упражнениях пользоваться ориентирами, расположенными выше вытянутой вверх руки ребенка. Наилучшими условиями для таких упражнений является природное окружение:

- приготовиться - стать боком (левым боком при выполнении метания  правой рукой) или вполоборота в сторону метания, ноги на ширине плеч, руки опущены;

- прицелиться - руку с мешочком вытянуть в сторону метания, туловище повернуть;

- замахнуться - отводится прямая рука вниз – назад - вверх с одновременным поворотом туловища и естественным сгибанием ног;

- бросить - туловище и ноги выпрямить вверх - вперед, почти вынося прямую руку вверх - вперед, резко выбросить кистью мешочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения метанию - подсказки для инструктора

В кратком, тадличном виде представлены основные рекомендации по обучению дошкольников технике метания. Предложенный материал является дополнением к картинкам - схемам "Осваиваем технику метания"...

Консультация для педагогов "Методика обучения метанию"

МЕТАНИЕ— движение ациклического типа. Оно оказывает огромное физиологическое воздействие на организм ребенка: метание способствует развитию мозга, глазомера, равновесия. По данным психолого-педагогиче...

Методика обучения метанию - подсказки для инструктора

Методика обучения метанию - подсказки для инструктора...

Методика обучения дошкольников метанию. (Виды, способы, техника метания; подготовительные и подводящие упражнения к метанию) - подсказки для инструктора

Методика обучения дошкольников метанию. (Виды, способы, техника метания; подготовительные и подводящие упражнения к метанию).Действия с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, ис...

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЕТАНИЮ ВДАЛЬ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЕТАНИЮ ВДАЛЬ...

Семинар-практикум "Методика обучения метанию детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум "Методика обучения метанию детей дошкольного возраста"...

Консультация «Методика обучения метанию в младших группах»

Методика обучения метанию в младших группах. Упражнения в метании предметов развивают глазомер, меткость, координацию движений, укрепляют мышцы рук и туловища. В дошкольном во...