Нескучная гимнастика
учебно-методический материал на тему
Тематическая (сюжетная) утренняя гимнастика.
Тематическая (сюжетная) утренняя гимнастика, в упражнениях которой присутствует тот или иной сказочный образ, вызывает у ребенка живой интерес и желание качественно выполнять движения, повышает эмоциональный тонус, способствует активизации знаний об окружающем мире, развитию воображения, общения, памяти, речи. Темы упражнений могут быть самыми разнообразными - это и сказочные сюжеты, и значимые для детей праздники, и сюжеты, основу которых сосавляют всем знакомые мультфильмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическая утренняя зарядка
1-я неделя
ЛЕТОМ В ДЕРЕВНЕ ПРОСТОКВАШИНО
Инструктор по физкультуре: Дети, на улице осень. А мы сегодня с вами отправимся в жаркое лето. Поедем в деревню Простоквашино, в гости к друзьям Дяди Федора. Кто из вас был в деревне летом? Понравилось вам отдыхать и трудиться в деревне? Вы готовы отправиться в лето? (ответы детей).
В деревне воздух чист и свеж,
Вокруг цветущие луга.
Стада коров бредут к реке,
И в речке теплая вода.
Мы поедем в деревню на паровозике из Ромашково (электричке). Поворачивайтесь друг за другом, вагончики! Будем ехать и петь веселую песенку про друзей.
Стихотворное сопровождение | Последовательность выполнения действий, дозировка нагрузки | Методические указания |
1 | 2 | 3 |
Вагоны быстро все сцепили. Ток подключить мы не забыли. Внимание! Даю гудок. Поехали! включили ток. Давайте громко погудим И всех вокруг предупредим. У-у-у, уйдите все с пути! Дорога ждет нас впереди. | Построение в колонну. Ходьба по залу с изменением темпа (от медленного к быстрому, и наоборот, с переходом на медленный бег). Сначала дети идут медленно, вырабатывая ритм, поют «Песенку друзей» - 20 с Ходьба вокруг предметов, змейкой по диагонали – 20 с | Упражнение имеет психотерапевтическую направленность на сплочение и формирование доверия к партнеру. Способ сцепления по ходу можно менять (за одежду впереди стоящего, пояс или бедра, плечи, локти). Осуществление контроля за ритмичностью движений всех детей, скоростью движения первых и последних детей. Темп умеренный. Медленно. |
Вниз спускаемся быстрее. Громко, звонко мы гудим. С горки ехать веселее. Ждут нас встречи впереди. Медленно ползут вагоны, От натуги все пыхтят. Это в гору поезд едет, (Едет в гору электричка) И везет вперед ребят. | Ходьба с постепенным переходом к ходьбе в полуприседе, и наоборот, со словами «пых-пых» (паровозик спускается с горки и поднимается в горку) – 10 с. Используются звукоподражания: «у-у-уу», «чух-чух», «ш-ш-ш». | При приседании дети не торопятся, не толкают впереди стоящих. При «крушении» можно «починить» поезд и еще раз выполнить движение. |
Ну, еще совсем немного. Встали дружно на носки. Вот и въехали на горку. Трудный путь уж позади. Семафор мигнул нам красным – Остановка впереди. В Простоквашино выходим. Паровозик, ты нас жди! | Ходьба на носках | Темп умеренный |
По тропинке, меж цветов Друг за другом побежим. Ждут Матроскин нас и Шарик. К ним мы быстро прибежим. | Бег в колонне по одному, по кругу – 20 с. | Темп умеренный. Осуществление контроля за дистанцией между детьми, осанкой, координацией движений. подача педагогом вербальных команд на смену движениям. |
Извивается тропинка, Словно гибкая змея. Ждет корова нас с теленком, Задержаться нам нельзя. | Бег змейкой – 20 с. Бег с ускорением – 20 с. | Темп от медленного к быстрому. |
Вдох-выдох (упражнение на восстановление дыхания) До деревни добежали И немного мы устали. Надо подышать, Чтоб усталости не знать. | И.п. – стоя на месте. 1 -2 – руки поднять вверх, встать на носочки, потянуться (вдох); 3-4 – и.п., выдох. Повторить 4-6 раз | Темп медленный. Осуществление контроля за дыханием. |
Перестроение на ОРУ Разделилась вдруг тропинка Сразу на три стороны. Мы пойдем по трем тропинкам. Все три улицы видны. Мы по трем тропинкам шли, И к Матроскину дошли. Только что же в доме старом К сожалению нашли? | Построение в три колонны. | Выбор направляющих. вербальный ориентир педагога на перестроение детей. |
Ору без предметов
В паутине все окошки, Печка, лавки и углы. Надо быстро нам, ребята, Тут порядок привести. | И.п. – стоя на месте. 1-2 руки вперед, вверх, пошевелить пальцами (вдох); 3-4 – руки в стороны, вниз (выдох), с произнесением слова «чисто». Повторить 6 раз. | Темп умеренный. Руки прямые. |
Паутину все собрали, Но еще мы не устали. Надо вымыть нам полы. Очень грязные они. | И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Вдох. 1-3 – наклон вперед с передвижением рук от правой ноги к центру и левой ноге (выдох); 4-5 – выпрямиться (вдох). Повторить 6 раз. | Темп умеренный. Колени не сгибать. |
На стене часы висят, Но не бьют, а все молчат. Механизм мы подкрутили. И опять часы забили. Бом-бом-бом, Бом-бом-бом – Раздается снова звон. | И.п. – ноги вместе, руки внизу. 1 – взмахнуть прямой правой ногой вперед, сделать под ней хлопок – выдох; 2 – вернуться в и.п., произнести «бом» - выдох; 3-4 – то же левой ногой. повторить по 3 раза каждой ногой. | Темп умеренный. Нога прямая. |
Дом пока мы убирали, Кот с собакою пропали – Побежали за теленком. Ну а мы за ним вдогонку. Есть у нас велосипеды. Быстро мы на них поедем. Принажали на педали И теленка мы догнали. | И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 -4 – вращательные движения ногами; 5-8 – отдых. Повторить 4 раза. | Темп умеренный. Ногу выпрямить полностью, носок тянуть. согнутую ногу прижимать к груди. |
Надо Шарика спасать. Из воды его достать. Он охотиться решил, Всю деревню насмешил. Быстро-быстро мы плывем. Скоро Шарика найдем. | И.п. – лежа на животе, руки вытянуты вперед, ноги прямые; 1-2 – приподнять вверх одновременно руки и ноги, прогнуться в пояснице; 3-4 – и.п. Повторить 4 раза. | Темп медленный. При выполнении упражнения поза фиксируется. |
Кот Матроскин стал теленка Как слона дрессировать. Мы покажем, как теленок Начал по двору скакать. | И.п. – ноги вместе, руки на поясе; 1-8 – прыжки боком влево и вправо в чередовании с ходьбой – 15 с. Повторить 3 раза. | Упражнение выполняется ритмично. Дети прыгают легко, на чуть пружинящих ногах. |
Вороненок любопытный Клювом застучал в окно. Спрашивал: «Кто там?» задорно. Ждали все его давно. | И.п. – стоя на месте, вдохнуть, подняв руки-крылышки в стороны и вытянув шею; на выдохе опустить руки, поднять голову и произнести: «Кто там?» Повторить 6 раз. | Темп медленный. Осуществление контроля за дыханием. |
Перестроение в колонну по одному Нам пора домой, ребята. Друг за другом мы пойдем, Овощей и фруктов вкусных На дорожку наберем. Мимо сада, огорода По дорожке мы идем. Печкину рукой помашем, Но с собою не возьмем. Мимо фермы, где коровы, Мимо поля мы пройдем. Васильки во ржи отыщем И ромашки соберем. На лугу кота мы встретим И кудрявую овцу, Лошадей табун приметим, Что пасется на лугу. | Ходьба в колонне по одному по периметру зала с имитацией движений по тексту – 30 с | Темп умеренный. Дыханием спокойное. |
В паровозик быстро сели, Песню звонкую запели. Едем медленно, друзья, Но не тратим время зря. | Ходьба «паровозиком» по кругу – 20 с. | Темп умеренный. Дети поют «Песенку друзей» (один куплет) и шагают под ее ритм. |
Пальчиковая гимнастика День прошел для нас не зря. Что мы видели, друзья? Видели мы вороненка, Бестолкового теленка, Домовитого кота И корову у крыльца, Шарика с фоторужьем, Печкина с бобром вдвоем, С овощами огород, Где морковь и лук растет, Груши, яблоки в саду Да грибы в густом лесу. | Повторить 2-3 раза Дети поочередно загибают пальцы рук, начиная с мизинца левой руки | Каждое движение фиксированное. Темп замедленный. |
Речевка В Простоквашине гостили И деревню полюбили | Фразы произносится на выдохе. |
2-я неделя
ЖИТЕЛИ ПРОСТОКВАШИНО
ССОРЯТСЯ И МИРЯТСЯ
Содержание утренней гимнастики повторяется из 1-й недели, только меняется стихотворный текст в ОРУ и заключительная часть, в которой вместо ходьбы и бега проводится подвижная игра «Хитрая лиса» (2 раза)
Стихотворное сопровождение ОРУ без предметов.
- Друзья разругались.
Кот на лавочек сидит,
Шарик на печи лежит.
Печкину лишь лапой машут,
Но о чем, они не скажут.
- Почтальон Печкин принес посылку.
В дом принес посылку Печкин,
Но ее не отдает.
То на пол ее поставит,
То опять с собой возьмет.
- Выстрел из ружья.
Шарик на охоту шел,
Только Печкина нашел.
Хлоп! И в шапке одни дырки.
Так смешно как будто в цирке!
- Как Печкин догнал Шарика.
Разозлился почтальон,
Ведь без шапки он – не он.
Сел на свой велосипед
И за Шариком вслед.
- Печкин потерял шапку.
Шарика он не догнал,
Только шапку потерял.
В пруд дырявая свалилась,
Рыбкам только пригодилась.
- Приезд Дяди Федора.
Помирить друзей приехал
Дядя Федор, наконец.
Всем молчанкам и обидам
Сразу же пришел конец.
Все запрыгали. Ура!
Ставить чай уже пора!
- Вороненок.
Папа с мамой подоспели,
Вороненка привезли.
Но в окно смотрел в машине
И кричал «кто там?» в пути.
3-я неделя
В ЛЕС ЗА ГРИБАМИ
Оборудование: мешочки
Инструктор по физкультуре: Дети, вы уже многие знаете о грибах, умеете отличать съедобные грибы от ядовитых. Вы знаете, что грибы составляют отдельное царство, которое не относится ни к животным, ни к растениям. Сегодня мы побываем в этом царстве. Представьте, что мы оказались в летнем лесу, ведь грибы начинают собирать с июля месяца, а самый грибной месяц – август.
Стихотворное сопровождение | Последовательность выполнения действий, дозировка нагрузки | Методические указания |
1 | 2 | 3 |
Встаньте ровно все в шеренгу. Я раздам вам по корзинке. Друг за другом повернулись И пошли в лес по тропинке. | Построение в шеренгу. Перестроение поворотом в одну колонну. | Осуществление контроля за ровностью построения по зрительному ориентиру, за дистанцией. |
По тропинке в лес пойдем, Много там грибов найдем. Весело в лесу шагаем, Все вокруг мы замечаем. | Обычная ходьба – 20 с. | Темп умеренный. Осуществление контроля за отмашкой рук, синхронностью движений. |
Утром мокрая трава, Вся еще в росе она. Как бы ног не замочить. Будем на носках ходить. | Ходьба на носочках – 10 с | Медленно. Руки на поясе, спина прямая, подбородок чуть приподнят. |
Глина и сырой песок. От дождя он весь промок. Мы на пяточках пойдем И песок тот перейдем. | Ходьба на пятках – 10 с | Медленно. Руки на поясе или за головой, спина прямая. На счет 1 – 8 дети ходят на пятках, затем переходят на обычную ходьбу. |
Вся земля в сосновых шишках Мы сейчас пойдем как мишки Наступаем, не спешим, Но под ноги не глядим. | Ходьба на внешней стороны стопы – 10 с | Медленно. Руки на поясе, дети идут на счет 1 – 8 или на время. |
Нам уже недалеко. Побежали все легко. Надо же найти полянку, А ведь это нелегко. Обегаем мы кусты. Ой! Колючие они. Обегаем мы пенечки. Не споткнуться бы на кочке. Вот болотце впереди. Ты болотце обойди. Впереди нас бурелом. И его мы обойдем. | Бег змейкой с огибанием препятствий – 20 с | Темп умеренный. Необходимо дать детям зрительный ориентир. Осуществление контроля за скоростью движения первых детей, легкостью бега, дистанцией, дыханием. |
Папоротник на пути – Нам его не обойти. Поднимаем выше ноги. Нет у нас другой дороги. | Бег с высоким подниманием коленей по кругу – 20 с | Темп умеренный. Осуществление контроля оттягивания носка. |
Ну, еще совсем немножко. Побежали по дорожке. Только лишь сверкают пятки. Побежали без оглядки. | Бег по кругу с захлестом голеней ног назад – 20 с | Темп умеренный. Руки на поясе или за головой. Осуществление контроля за правильностью выполнения упражнения (стараться пяткой достать ягодицы) |
Грибок (упражнение на восстановление дыхания) До полянки добежали И немножко мы устали. Отдышаться надо нам. Эй, грибочки, по местам! Вот он, маленький грибок. Подрастет еще чуток, Мы его себе возьмем И в корзину соберем. | И.п. – стоя на месте, руки опущены. Глубокий присед, руки обхватывают колени («грибок маленький»). Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, немного отвести голову назад – вдох («грибок вырос»). Вернуться в и.п. – выдох – и произнести: «Ищи» | Темп умеренный. Осуществление контроля за дыханием. |
Перестроение на ОРУ Вот посадка впереди, В ней все ровные ряды. В три ряда скорей вставайте, Ровность ряда проверяйте. По мешочку вы возьмите И скорее в лес идите. | Перестроение в три колонны | Назначение звеньевых (можно тройками). Осуществление контроля ровности рядов и дистанции. Раздача мешочков по ходу движения детей. |
ОРУ с мешочком
А вокруг такие сосны, Что не хватит даже роста, Высоту чтоб показать, До верхушки нам достать. Ветер с соснами играет И скрипеть их заставляет. | И.п. – стоя на месте, ноги слегка расставлены, руки вниз, мешочек в правой руке. 1 – поднять руки через стороны вверх, переложить мешочек из правой руки в левую – выдох; 2 – вернуться в и.п. – выдох и произнести «Скрип». То же с перекладыванием мешочка из левой в правую. Повторить 6 раз. | Темп умеренный. Осуществление контроля за дыханием. |
посмотрите впереди. Где грибочек наш сидит? Под березой поглядим. Может здесь он не один? | И.п. – стоя на месте, ноги слегка расставлены, руки на поясе, мешочек на голове. 1 – наклониться вперед, не опуская головы, - вдох; 2 – вернуться в и.п. – выдох, произнести «Где?» Повторить 6 раз | Темп медленный. Спину прогнуть. Осуществление контроля за положением головы, дыханием. |
Надо поискать в траве. Не идет гриб к детворе. Сядьте, ноги все скрестите И грибы вокруг ищите. | И.п. – сидя на полу, скрестить ноги, руки на поясе, мешочек в правой руке. 1 – поворот туловища вправо, назад, положить мешочек к носкам ног; 2 – вернуться в и.п.; 3 – повернуться влево, назад, взять мешочек левой рукой; 4 – вернуться в и.п., переложить мешочек в правую руку. Повторить 3-4 раза в каждую сторону. | Темп умеренный. Без резких движений. |
А во мхе боровики, Чудо-дивные грибки! Мы приляжем, мох раздвинем, Осторожно ножку вынем. | И.п. – лежа на животе, руки вытянуты вперед, мешочек впереди. 1 – потянуться вперед, взять мешочек, приподнять руки и ноги; 2 – вернуться в и.п., положить мешочек. Повторить 6 раз | Темп умеренный. Положение с приподнятыми руками и ногами фиксируется на 3-4 с. |
Пень нас рассмешил до слез. Он опятами зарос. Словно бравые солдаты, На пеньке стоят опята. Их в корзину соберем Да и дальше все пойдем. | И.п. – ноги раздвинуты на ширину ступни, руки на поясе, мешочек на голове. 1 – присесть на полную ступню; 2 – вернуться в и.п. Повторить 6 раз. | Темп умеренный. Спина прямая. Осуществление контроля за тем, чтобы дети приседали полностью, колени разводили в стороны, правильно дышали. |
Вот лесной ручей бежит И куда-то он спешит. Перепрыгнем мы его И не скажем ничего. Пусть бежит себе вперед, За собою нас зовет. | И.п. – ноги вместе, руки на поясе, мешочек на полу. Перепрыгивание через мешочек и ходьба вокруг него. По 10 – 12 раз (15 с), в 2 -3 подхода. | Темп быстрый. Приземление на носки с плавным перекатом на всю стопу. |
(упражнение на восстановление дыхания). Рассердился ёж на нас, Что грибы собрали. Он хотел их унести А мы ему не дали. | И.п. – ноги раздвинуты в ширину ступни, руки опущены. Вздохнуть, наклониться как можно ниже, обхватить руками грудь, голову опустить, имитируя фырканье ежа : «П-ф-ф-р» (выдох) | Темп медленный. Осуществление контроля за правильностью дыхания. |
Перестроение в колонну по одному. Во бору грибы собрали, В березняк потом попали. В нем березки круглый год Водят плавно хоровод. Как березки мы по кругу Ходим плавно друг за другом. Вы идите и смотрите, Подберезовик ищите. На пути осинки ждут, Нас листочками зовут. Головой вокруг крути, Подосиновик ищи. Он с оранжевой головкой, Ты его не прогляди! Сверху не увидишь гриб, На него листок налип. А присядешь - и найдешь. Без грибочка не уйдешь. | Ходьба по кругу (гимнастическая) – 10 с Ходьба в полуприседе в чередовании с обычной ходьбой – 10 с | Осуществление контроля за перестроением по вербальному ориентиру, дистанции. Спина прямая. Движения ритмичные, плавные. Удлинение шага, отведенный носок слегка разворачивается в сторону. Темп медленный в полуприседе, умеренный в обычной ходьбе, руки на ногах чуть выше коленей. Спина прямая. |
Пальчиковая гимнастика «Грибы» Много мы грибов набрали, Их потом пересчитали: Один – лисичка, Два – свинушки, Три – опята, Четыре – чернушки, Пять – пузатый боровик, Шесть – малышка-моховик, Семь – как шляпа черный груздь, Восемь – я назад вернусь. Подберезовик хорош. Подосиновик пригож. А десятым будет белый – Всей корзины нашей гвоздь! Вы внимательно искали, Много все грибов набрали. А теперь домой пойдем И корзины понесем. | Повторить 1 – 2 раза Сжать в кулаки пальцы обеих рук. Отгибать по одному пальцу, начиная с большого пальца правой руки и маленького левой руки. Большой палец выставить вверх | Темп медленный с фиксацией каждого движения. Повторить 2-3 раза. |
Речевка Благодарность и поклон За грибы мы лесу шлем | Фраза произносится на выдохе |
4-я неделя
СОБИРАЕМ ГРИБЫ
Содержание утренней гимнастики повторяется из 3-й недели, только меняются стихотворное сопровождение в ОРУ и заключительная часть, в которой вместо ходьбы и бега проводится подвижная игра «Гуси-лебеди» (2 раза).
Стихотворное сопровождение ОРУ с мешочком.
- Дубрава.
Мы в дубовый лес пришли.
Много там дубов нашли.
До верхушки не добраться.
Можно только любоваться.
- Ищем боровики.
Мы заглянем под дубок.
И поищем там грибок.
Где же наш боровичок,
Самый лучший толстячок?
- Семейство грибов.
Белый гриб растет семьей.
Самый старший – гриб большой.
Мы присядем на траву
И отыщем всю семью.
- В березовой роще.
Мы к березкам подошли,
Подберезовик нашли.
Средь травы грибы искали,
Много их насобирали.
- В ельнике.
В ельник мы теперь зашли,
И масленка там нашли.
Стали дружно приседать
И маслят всех собирать.
- Мухомор.
Вот поляна мухоморов.
Ядовитые они.
Через них мы перепрыгнем
А можно просто обойти.
- Сердитая белка.
Белки дружно зафырчали:
- Наши все грибы собрали!
Мы готовим их к зиме,
Сушим прямо на сосне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Нескучная гимнастика"
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем тренировать язык, губы, щёки? Оказываетс...

Нескучная гимнастика "Путешествуем по улицам города"
Тематическая (сюжетная) утренняя гимнастика, в упражнениях которой присутсвует тот или иной сказочный образ, вызывает у ребенка живой инте...

Нескучная артикуляционная гимнастика
Данная артикуляционная гимнастика может быть использована ни только учителем-логопедом, но и воспитателями в качестве разминки на речевом занятии, а также родителями дома. Все упражнения, которые долж...

Нескучная артикуляционная гимнастика.
Биоэнергопластика в артикуляционной гимнастике у дошкольников с речевой патологиейАртикуляционная гимнастика является основным этапом работы над формированием правильного произношения у детей с речево...

Тематическая «нескучная» утренняя гимнастика. (Ясельная группа от 1,5 до 2 лет)
Тематическая «нескучная» утренняя гимнастика.(Ясельная группа от 1,5 до 2 лет)...

Мастер-класс для родителей «Нескучная артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Для того, ч...

Нескучная артикуляционная гимнастика или многофункциональные игровые формы проведения артикуляционной гимнастики
Предложены игры для родителей, которые можно использовать при выполнении артикуляционных упражнений дома....