Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях.
учебно-методический материал на тему

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий: логопедические распевки,  дыхательная гимнастика,  игровой массаж, пальчиковые и речевые игры, музыкотерапия. Эти виды музыкально-оздоровительной работы мы используем в работе с группами компенсирующей направленности, внедряя в музыкальное занятие во время распевания детей перед пением песен или во время физминутки.

    При разучивании песен на музыкальных занятиях часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. В наших силах помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи логопедических распевок.

    Логопедические распевки используются как упражнения, подготавливающие певческий аппарат детей к пению песен. Тексты распевок вызывают у детей интерес, создают радостное настроение, помогают легче преодолеть речевые нарушения.  При этом важно соблюдать определенную последовательность, идти от простых распевок к более сложным. Регулярное использование распевок улучшает качество речи детей и, соответственно, качество пения.

    Мониторинг, проводимый в конце учебного года, позволяет наблюдать положительную динамику речевого развития детей. Дети лучше говорят, с удовольствием читают стихи, исполняют роли в детских праздниках.

 

   Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медициной доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

     Работа над дыханием предваряет пение песен, а также может быть и самостоятельным видом деятельности. С помощью несложных дыхательных упражнений, в игровой форме дети учатся дышать правильно.

В работе с дошкольниками можно использовать упражнения Александры Николаевны Стрельниковой, разработавшей известную методику дыхательной гимнастики для оздоровления. Принципы этой методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох.

     Упражнение «Ладошки» (по А.Н.Стрельниковой) Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем. Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем. (На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются – выдох)

 

     Еще один интересный элемент музыкально-оздоровительной работы – игровой массаж. Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций улучшает циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Ребенок может легко научиться массажу в игре. На музыкальных занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются (или же используется ритмодекламакция), или же музыка звучит просто фоном.  Использование игрового массажа повышает защитные свойства всего организма.

    Дождик (дети встают друг за другом «паровозиком») Дождь, дождь, надо нам Расходиться по домам /хлопают ладонями по спине Гром, гром, как из пушек Нынче праздник у лягушек /поколачивают кулачками Град, град, сыплет град Все под крышами сидят /постукивают пальчиками Только мой братишка в луже Ловит рыбу нам на ужин /поглаживают спинку ладошками (дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж еще раз)

    Вот на улице мороз! Вот на улице мороз! /Поглаживают руки Ну-ка, все потрите нос! /Трут кончик носа. Ни к чему нам бить баклуши /Грозят правым указательным пальцем. Ну-ка, взялись все за уши: Покрутили, повертели, Вот и уши отогрели! /Указательным и большим пальцами /держатся за мочки ушей /и вращают их вперед, затем назад. По коленкам постучали, /Стучат ладонями по коленям. По плечам похлопали, /Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам. Ножками затопали! /Топают ногами.

 

    Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры. Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизмы речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Я использую в своей работе пальчиковые игры Е. Железновой, которые проводятся под музыку. Несложная, легко запоминающаяся мелодия и доступные движения позволяют включать пальчиковые игры в занятия с трехлетнего возраста (вторая младшая группа). Тексты для этих игр должны быть довольно-таки простыми - русские народные песенки, потешки, считалки, короткие стихотворения.

   Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

    Кошка Посмотрели мы в окошко /делают пальцами обеих рук «окошко» По дорожке ходит кошка / «бегают» указательным и средним пальцами /правой руки по левой руке. С такими усами /показывают «длинные усы» С такими глазами /показывают «большие глаза» Кошка песенку поет Нас гулять скорей зовет /»зовут» правой рукой

    Песочный домик Вот песочница большая /разводят руки в стороны С крышею в горошек /руки «домиком» над головой Из песка мы строим дом /стучат кулачком о кулачок В доме пять окошек /показывают раскрытую ладошку – «пять» Первое – для зайчика /загибают по очереди пальчики Второе – для совочка В третьем куколка стоит В четвертом – два грибочка. В пятом кругленьком окошке Уложили спать мы кошку /ладошки «спят» под щечкой Только кошке места мало /грозят пальчиком Прыг! И домик наш сломала /шлепают ладошками по коленям.

 

    Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в работе логопеда и воспитателя, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Работая в этом направлении, я опираюсь на методику К.Орфа. Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текса движениями или музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал. Я использую речевые игры на занятиях со старшими дошкольниками. По методике К.Орфа в течении учебного года был проведен цикл тематических занятий «Звуки вокруг нас».

     Листопад

Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат (щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат (трут ладошкой о ладошку)

И летят, летят, летят! (качают руками)

 

    Музыкотерапия - одно из важных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

 

    В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности и настроения детей. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Для пробуждения более бодрая музыка.

    Зайчата (комплекс упражнений для пробуждения). Вот пушистые зайчата мирно спят в своих кроватках. Но зайчатам хватит спать, пора сереньким вставать. Ручку правую потянем, ручку левую потянем. Глазки открывает, с ножками играем. Поджимаем ножки, выпрямляем ножки. А теперь бежим скорей по лесной дорожке. С боку на бок повернемся. И уже совсем проснемся!

 

     Использование в работе по музыкальному воспитанию здоровьесберегающих технологий дает свои результаты. Дети меньше болеют, меньше пропускают занятия и, соответственно, лучше усваивают материал программы.

   Надо отметить, что успех проводимой музыкально-оздоровительная работы зависит не только от работы музыканта и педагогического коллектива ДОУ, но и от отношения к данной проблеме в семье. С целью просвещения родителей по этому вопросу проводятся консультации, совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения. Родители охотно принимают участие в подобных мероприятиях.

    В помощь родителям оформляются папки-передвижки, содержащие артикуляционные, пальчиковые, речевые игры и другой материал, который можно использовать дома. Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье.

   Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта ребенка – важнейшая задача детского сада. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx19.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий: логопедические распевки,  дыхательная гимнастика,  игровой массаж, пальчиковые и речевые игры, музыкотерапия. Эти виды музыкально-оздоровительной работы мы используем в работе с группами компенсирующей направленности, внедряя в музыкальное занятие во время распевания детей перед пением песен или во время физминутки.

    При разучивании песен на музыкальных занятиях часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. В наших силах помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи логопедических распевок.

    Логопедические распевки используются как упражнения, подготавливающие певческий аппарат детей к пению песен. Тексты распевок вызывают у детей интерес, создают радостное настроение, помогают легче преодолеть речевые нарушения.  При этом важно соблюдать определенную последовательность, идти от простых распевок к более сложным. Регулярное использование распевок улучшает качество речи детей и, соответственно, качество пения.

    Мониторинг, проводимый в конце учебного года, позволяет наблюдать положительную динамику речевого развития детей. Дети лучше говорят, с удовольствием читают стихи, исполняют роли в детских праздниках.

   Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медициной доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

     Работа над дыханием предваряет пение песен, а также может быть и самостоятельным видом деятельности. С помощью несложных дыхательных упражнений, в игровой форме дети учатся дышать правильно.

В работе с дошкольниками можно использовать упражнения Александры Николаевны Стрельниковой, разработавшей известную методику дыхательной гимнастики для оздоровления. Принципы этой методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох.

     Упражнение «Ладошки» (по А.Н.Стрельниковой) Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем. Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем. (На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются – выдох)

     Еще один интересный элемент музыкально-оздоровительной работы – игровой массаж. Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций улучшает циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Ребенок может легко научиться массажу в игре. На музыкальных занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются (или же используется ритмодекламакция), или же музыка звучит просто фоном.  Использование игрового массажа повышает защитные свойства всего организма.

    Дождик (дети встают друг за другом «паровозиком») Дождь, дождь, надо нам Расходиться по домам /хлопают ладонями по спине Гром, гром, как из пушек Нынче праздник у лягушек /поколачивают кулачками Град, град, сыплет град Все под крышами сидят /постукивают пальчиками Только мой братишка в луже Ловит рыбу нам на ужин /поглаживают спинку ладошками (дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж еще раз)

    Вот на улице мороз! Вот на улице мороз! /Поглаживают руки Ну-ка, все потрите нос! /Трут кончик носа. Ни к чему нам бить баклуши /Грозят правым указательным пальцем. Ну-ка, взялись все за уши: Покрутили, повертели, Вот и уши отогрели! /Указательным и большим пальцами /держатся за мочки ушей /и вращают их вперед, затем назад. По коленкам постучали, /Стучат ладонями по коленям. По плечам похлопали, /Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам. Ножками затопали! /Топают ногами.

    Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры. Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизмы речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Я использую в своей работе пальчиковые игры Е. Железновой, которые проводятся под музыку. Несложная, легко запоминающаяся мелодия и доступные движения позволяют включать пальчиковые игры в занятия с трехлетнего возраста (вторая младшая группа). Тексты для этих игр должны быть довольно-таки простыми - русские народные песенки, потешки, считалки, короткие стихотворения.

   Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

    Кошка Посмотрели мы в окошко /делают пальцами обеих рук «окошко» По дорожке ходит кошка / «бегают» указательным и средним пальцами /правой руки по левой руке. С такими усами /показывают «длинные усы» С такими глазами /показывают «большие глаза» Кошка песенку поет Нас гулять скорей зовет /»зовут» правой рукой

    Песочный домик Вот песочница большая /разводят руки в стороны С крышею в горошек /руки «домиком» над головой Из песка мы строим дом /стучат кулачком о кулачок В доме пять окошек /показывают раскрытую ладошку – «пять» Первое – для зайчика /загибают по очереди пальчики Второе – для совочка В третьем куколка стоит В четвертом – два грибочка. В пятом кругленьком окошке Уложили спать мы кошку /ладошки «спят» под щечкой Только кошке места мало /грозят пальчиком Прыг! И домик наш сломала /шлепают ладошками по коленям.

    Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в работе логопеда и воспитателя, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Работая в этом направлении, я опираюсь на методику К.Орфа. Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текса движениями или музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал. Я использую речевые игры на занятиях со старшими дошкольниками. По методике К.Орфа в течении учебного года был проведен цикл тематических занятий «Звуки вокруг нас».

     Листопад

Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат (щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат (трут ладошкой о ладошку)

И летят, летят, летят! (качают руками)

    Музыкотерапия - одно из важных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

    В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности и настроения детей. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Для пробуждения более бодрая музыка.

    Зайчата (комплекс упражнений для пробуждения). Вот пушистые зайчата мирно спят в своих кроватках. Но зайчатам хватит спать, пора сереньким вставать. Ручку правую потянем, ручку левую потянем. Глазки открывает, с ножками играем. Поджимаем ножки, выпрямляем ножки. А теперь бежим скорей по лесной дорожке. С боку на бок повернемся. И уже совсем проснемся!

     Использование в работе по музыкальному воспитанию здоровьесберегающих технологий дает свои результаты. Дети меньше болеют, меньше пропускают занятия и, соответственно, лучше усваивают материал программы.

   Надо отметить, что успех проводимой музыкально-оздоровительная работы зависит не только от работы музыканта и педагогического коллектива ДОУ, но и от отношения к данной проблеме в семье. С целью просвещения родителей по этому вопросу проводятся консультации, совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения. Родители охотно принимают участие в подобных мероприятиях.

    В помощь родителям оформляются папки-передвижки, содержащие артикуляционные, пальчиковые, речевые игры и другой материал, который можно использовать дома. Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье.

   Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта ребенка – важнейшая задача детского сада. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."

Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...

проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ «Музыкально - оздоровительная работа с детьми в ДОУ - применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях».

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.Здоровье – это базовая ценность и не...

Презентация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО посредством игры на детском музыкальном инструменте свирель »

Материал может быть полезен музыкальным руководителям . родителям  . педагогам для расширения кругозора и знакомсва с этой темой....