Система закаливания в ДОУ.
занимательные факты (средняя группа) на тему
Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур, несомненно. Закаленные люди меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 180.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 33 «Радуга»
города Губкина Белгородской области
«РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»
Подготовила и провела:
Легчакова О.А.
воспитатель МАДОУ №33
г. Губкин, 2018
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА СИСТЕМЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
Закаливание по праву считается одним из средств физического воспитания детей.
Закаливание - это система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Закаливание является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма.
Выделяют специфическое и неспецифическое действие закаливания на организм.
Специфическое действие проявляется в повышении устойчивости к метеорологическим факторам, совершенствовании реакции гомеостаза.
Неспецифическое действие закаливания обеспечивает общий оздоровительный эффект: повышается белковый и углеводный обмен, увеличивается содержание гемоглобина и эритроцитов в крови, возрастает фагоцитарная активность лейкоцитов, количество кальция и фосфора, усиливается процесс свертывания крови, увеличивается выработка антител,
витаминов А, Д, уравновешиваются процессы торможения и возбуждения нервной системы.
В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы: воздух, вода, рассеянные лучи солнца.
Организация и методы использования факторов внешней среды с целью закаливания должны обязательно учитывать состояние здоровья детей, их предшествующую закаленность, уровень подготовки в вопросах закаливания персонала (медицинского и педагогического), состояние материально-технической базы дошкольного учреждения.
При проведении закаливания дети по состоянию здоровья делятся на 3 группы:
I группа – дети здоровые, редко болеющие. Таким детям показаны все формы закаливания и физического воспитания.
II группа – дети с функциональными изменениями со стороны сердца, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями, с физическим развитием ниже среднего, анемией, рахитом, гипертрофией небных миндалин 1-й и 2-й степени, с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации и редкими обострениями (хронический бронхит, хроническая пневмония, астматический бронхит, хронический холецистит, хронический отит).
Для таких детей температура воды при проведении водных процедур выше на 2°С, чем для детей I подгруппы. Показано закаливание воздухом.
III группа – дети с органическими заболеваниями сердца (врожденный порок сердца), хроническим и острым пиелонефритом, обострением хронических заболеваний (печени, легких), хроническим отитом, бронхиальной астмой. Для них проводятся только местные водные процедуры и воздушные процедуры умеренного действия. При выборе системы закаливания, с одной стороны следует учитывать степень ее эффективности, а с другой – организационные
сложности проведения процедуры. В организационном плане сложны процедуры, требующие строгой индивидуализации в дозировке. Учитывая неоднородность детского коллектива по уровню закаленности, состоянию здоровья, преимущество имеют воздушное закаливание, полоскание горла холодной водой, контрастное обливание ног.
Принципы закаливания:
1) комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур;
2) индивидуализация закаливающих воздействий с учетом состояния здоровья, степени закаленности ребенка;
3) постепенное увеличение силы воздействия природного фактора;
4) систематичность закаливания – должно осуществляться круглый год, а виды и методики меняться в зависимости от сезона и погодных условий;
5) спокойное радостное настроение ребенка во время закаливающих процедур.
Закаливание детей в дошкольном учреждении состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни и специальные мероприятия: воздушные ванны, водные процедуры, правильно организованные прогулки, физические упражнения, проводимые в облегченной (спортивной) форме одежды в помещении и на открытом воз-
духе.
Организация закаливающей среды является главным фактором закаливания детей, что связано с постоянным, практически круглосуточным ее воздействием на организм ребенка, в отличие от кратковременно действующих специальных закаливающих процедур.
Основным требованием для проведения закаливания детей является обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка. Бактериальная и химическая чистота воздуха достигается проветриванием помещений. Сквозное проветривание, проводимое в отсутствие детей, создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Продолжительность проветривания определяется в зависимости от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы и должно заканчиваться за 30 минут до возвращения детей в групповые. Одностороннее проветривание используется для поддержания нормативной температуры воздуха в групповых.
Оно проводится в присутствии детей, в теплое время года –непрерывно, в холодное время – до снижения температуры воздуха до +19° С.
К специальным закаливающим процедурам относятся - закаливание воздухом, водой, хождение босиком и др.
Закаливание воздухом является наиболее «мягкой» закаливающей процедурой. Оздоравливающее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна.
Состояние теплового комфорта во время сна обеспечивается правильным подбором одежды и температуры воздуха помещений. Обязательным условием такого сна является хранение постельных принадлежностей в теплом помещении. Температуру воздуха снижают после укладывания детей, а за 20-30 мин до подъема проветривание прекращают.
Одним из важных моментов закаливания детей являются прогулки на свежем воздухе. Продолжительность прогулок регламентируется возрастом детей, временем года, погодными условиями. Дети до 3-х лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре наружного воздуха не ниже -15°С, а 4–7 летние – при температуре не ниже –18 –-22°С. При низких температурах время прогулки допускается сокращать.
Наибольший оздоровительный эффект наблюдается при проведении физических упражнений (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры) на открытом воздухе. В ненастные дни занятия проводятся в физкультурном зале при открытых окнах.
Хорошим средством закаливания, укрепления свода стопы является хождение босиком. Утром и после дневного сна проводят контрастные воздушные ванны. Ребенок в трусах и майке, в обуви или босой (не потный) перебегает из прохладной (+18˚С) комнаты в теплую (+23˚С) и обратно в течение 5- 6 мин.
Закаливание водой - всегда сочетается с закаливанием воздухом, так как выполняется в закрытом или открытом воздушном пространстве, что усиливает закаливающий эффект.
К местным закаливающим процедурам относятся умывание лица холодной водой, промывание носа, полоскание горла, питье холодной воды, обливание ног, хождение по воде, игры
с водой.
К общим закаливающим процедурам относятся обтирание, обливание всего тела, холодный и контрастный душ, купание в открытых водоемах. К общим закаливающим процедурам переходят тогда, когда ребенок хорошо переносит местное закаливание.
Закаливание, которое проводится в системе и постоянно – укрепляет не только нервную систему, но и сердце, легкие, улучшает обмен веществ, словом, активизирует работу всех органов и систем.
МЕТОДИКА ЗАКАЛИВАНИЯ.
- Умывание.
- Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
- Намочить обе ладошки и умыть лицо.
- Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.
ПРИМЕЧАНИЕ: через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно, каждую руку дети обмывают по 2 раза, проговаривая «раз, два».
- Полоскание полости рта.
Хорошим средством закаливания и предупреждением заболеваний зубов, слизистой оболочки рта и носоглотки является систематическое полоскание рта водой комнатной температуры. Для полоскания используется 1/3 стакана воды.
Обучают детей постепенно. Для этого приглашают не более 2-3 ребят. Ставят на стол тазик, дают им стаканчики с кипяченой водой, сажают напротив игрушку («зайчик смотрит, как надо полоскать ротик, учится у нас») и воспитатель показывает, сколько нужно набрать в рот воды, как сжать челюсти, как работать щечками, чтобы водичка «урчала», как «выпустить ее на свободу». Когда ребенок научен этой процедуре, он выполняет ее под наблюдением младшего воспитателя в умывальной комнате каждый раз после еды.
Вода готовится заранее и ставится на отведенное для этого место. Использованные стаканчики дети оставляют в специальном пластмассовом ведерке.
- Ходьба босиком.
В начале детей приучают некоторое время ходить в носочках по ковру или паласу. Затем просто по полу. Лучше делать это во время ежедневных физических упражнений.
Затем дети ходят босиком. Обычно на это затрачивается от 2-х до 3-х месяцев в зависимости от подбора детей.
Технология контрастного водного закаливания
(топтание в ванночках с водой контрастной температуры)
Закаливание основано на методике контрастного обливания ног.
Ставится три ёмкости. На дно ёмкости с прохладной водой насыпаны камушки небольшого размера. Начальная температура воды 360С – 240С – 360С. Количество воды не должно превышать высоты ступни ног ребенка.
Дети друг за другом, поточным способом проходят по «Дорожке здоровья» (коврики массажные, ребристая доска) + все три емкости, топая ножками в каждой из них. Затем наступают на сухое покрытие (одеяло) или резиновый коврик с шипами. Дети после ванночек растирают ноги полотенцем. Закаливание проводится после сна.
ДОЗИРОВКА:
Первые три дня начальная температура воды для закаливания 360С – 240С– 360С. Дети проходят один круг и топают ножками в ёмкостях с водой 2 раза. Через каждые три дня температура теплой воды повышается на 10С; температура холодной воды снижается на 10С. Температуру теплой воды доводят до 400С; температуру холодной воды снижают до 160С. Количество кругов увеличивается до 3-4.
Возрастные группы | |||
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
Начальная t +360С -+240С -+260С Длительность 10с-10с-10 сек. | Начальная t +360С -+240С -+360С Длительность 10с-9с-10сек | Начальная t +320С -+180С -+320С Длительность 30с-30с-30 сек. | Начальная t +280С -+170С -+280С Длительность 30с-30с-30 сек. |
Конец года +320С -+180С -+320С Довести до 2-х раз 15 сек - 30 сек. | Конец года +300С -+160С -+300С Длительность 10с-9с-10сек | Конец года +280С -+170С -+280С +260С -+150С -+260С Длительность 30с-30с-30 сек. | Конец года +260С -+160С -+260С +240С -+150С -+240С Длительность 30с-30с-30 сек. 40с-40с-40 сек. |
Если ребенок по какой–либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2–3 дня после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание
Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур, несомненно. Закаленные люди меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.
Таким образом, закаливание – важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний детей в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система закаливания детей старшего дошкольного возраста
старшая группа...

Теоретико-практический семинар с педагогами ДОУ "Технология системы закаливания в ДОУ"
Одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений является здоровье воспитанников. Необходимым становится поиск эффективных путей сохранения и укрепления здоровья дошкольников. ...

Методическая разработка закаливания детей младшего возраста после сна на основе разработанной системы закаливания В.Г. Алямовской
В.Г. Алямовская о закаливании в дошкольном учреждении: «Любое дошкольное учреждение имеет все необходимое для создания в нем целенаправленной системы закаливания детей раннего возраста, поскольку для ...

"Система закаливания в ДОУ и дома"
Сообщение на педсовете "Опыт работы по закаливанию детей в ДОУ"...

система закаливания в 1 младшейг руппе
Система закаливания №п/пВиды закаливания1 младшая группа1.Ходьба босикомВо время физкультурного занятия и гимнастики после сна2.Гимнастика пробуждения ( в трусах и майках, босиком)Ежедневно3.Ходь...

Методическая разработка закаливания детей после сна на основе разработанной В.Г.Алямовской системы закаливания.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ....