"Экологическая тропа"
учебно-методическое пособие (средняя группа) на тему
паспорт экологической тропы и схема
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_tropy_nash.docx | 1.42 МБ |
prezentproektasozdekoltropy.pptx | 1.35 МБ |
shema_tropy.xls | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы в любое время года ходим тропами природы.
Задачи работы с детьми Воспитывать стремление к познанию природы через творческую, познавательно исследовательскую деятельность формировать умение анализировать различные природные и социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать; делать элементарные умозаключения; предвидеть возможное развитие событий и на основе этого планировать свои и чужие действия, поступки; развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений;
Мы за чистый мир! У дядюшки Зайки Метеостанция Птичий городок Жужжащий и ползающий мир Грибное место Прозрачная водичка Цветочная поляна Дом летающих пчел Береги животных! Объекты экологической тропы
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе: экологические беседы; наблюдения в природе; уроки доброты; экскурсии в природу; целевые прогулки; экологические конкурсы; экологические акции; решение экологических ситуативных задач; чтение художественной литературы; ситуации морального выбора ; детские проекты;
детские проекты; обсуждение и проигрывание ситуаций; трудовой десант; труд в природе; зеленый патруль; «Красная книга природы»; «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений); составление экологических карт; коллекционирование; выставки и экспозиции; экологические развлечения, досуги, праздники; экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные); экологические сказки; инсценировки, театрализация
«Мы за чистый мир!» Данная станция предполагает встречу со Знаком, «не мусорить». На данной станции Необходимо рассказать и показать детям, почему необходимо соблюдать чистоту. Рассказать, что для мусора имеется специально отведенные места ( контейнеры и урны). Беседы проводятся по карточкам.
«У дядюшки Зайки» На данной станции дети приходят к хозяину тропы к Дядюшке Зайке. Педагог рассказывает, что Зайка следит за тропой и за всеми правилами тропы. Дядюшка Зайка приготовил правила поведения на экологической тропе, данные правила п оказаны н знаках . Не мешать жить обитателям тропы – проходить без лишнего шума. Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение !
«Метеостанция» Метеостанция включает в себя флюгер, ветряной рукав, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, дождемер (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке), термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, солнечные часы, столик для занятий (дети иногда зарисовывают свои наблюдения), фигурку ежика с колючками в виде шишек. Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра ), пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду. Дети имеют возможность наблюдать интересные явления: в сырую погоду шишки у ежика на спинке закрываются, в жаркую, сухую открываются; в сырую погоду ветки у ели опускаются, в сухую, жаркую поднимаются. Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды .
«Птичий городок» На данной станции дети встречаются с запрещающим знаком, который указан на картинке. Педагог рассказывает о значение птиц в природе и жизни человека, о бережном отношении, почему нельзя рушить гнезда птиц и брать в руки яйца птиц . Разоряя гнезда, человек ставит под угрозу размножение популяции. Пернатые очень подозрительны, и если подойти к гнезду слишком близко и спугнуть мать , трогать руками гнездо , брать птенцов или яйца, птица может покинуть его навсегда. В таком случае оставшиеся в одиночестве малыши погибнут без ее заботы. Нельзя также нарушать целостность гнезда, выдергивать из него прутики или выбирать пух . Нам оно кажется бессмысленным нагромождением мусора, а у птицы все продумано до мелочей, каждая пушинка лежит на своем месте. Представьте, если бы кто-то ворвался в ваш дом, все там разгромил и похитил родственников — смогли бы вы и дальше спокойно в нем жить? Вот и птица не может растить детей в разгромленной «квартире ».
«Жужжащий и ползающий мир» Почему же нельзя ловить бабочек? От природы они очень хрупкие существа, повредить крыло бабочки легко одним неосторожным движением. Но даже если пленница останется в целости, ей все равно будет нанесен непоправимый вред. Прикоснувшись к крылу и затем посмотрев на пальцы, можно увидеть, что на них осталась разноцветная «пыльца». Это — чешуйки, которые играют важную роль в жизни бабочки. Они легко отслаиваются при малейшем прикосновении. Без них бабочке будет сложно летать, а если повредить большое количество чешуек , то мотылек совсем не сможет подняться в воздух и вскоре погибнет от голода .
«Грибное место» На данной станции дети встречаются с грибной полянкой и запрещающими знаками, которые показаны на картинках. Педагог в свою очередь рассказывает, о значение грибов в природе, рассказать , что нельзя сбивать мухоморы, так как это лечебные грибы, но и брать ручками детям их нельзя. На самом деле ядовитые грибы, растущие не только в лесах, но частенько – и в городских парках, абсолютно безвредны, если не употреблять их в пищу. Как и все живые организмы, ядовитые грибы являются важным звеном экосистемы. Взаимодействуя с животным и растительным миром , о ни играют значительную роль в природе, в жизни леса. Например , известный всем мухомор , представляющий смертельную опасность для человека и многих других живых существ , для лосей и оленей служит прекрасным лекарством, помогающим им избавиться от паразитов. Эти крупные животные специально ищут нужные грибы, чувствуя , что они помогут им справиться с паразитами.
«Прозрачная водичка» Вода является важным и очень необходимым веществом для всего живого, что находится вокруг нас. В прудах живут живые существа, среди них рыбы, птицы, утки. Мы отдыхаем на берегу, гуляем, дышим свежим воздухом. Любуемся птицами , растениями, окружающими водоём. Поэтому нельзя засорять мусором , бытовыми и промышленными отходами пруды и другие водоёмы. Вредные примеси, вещества, попадающие в воду, отравляют водных обитателей , губят растения. Нужно беречь и охранять природу.
«Цветочная поляна» На данной станции дети попадают на цветочную поляну. Педагогу необходимо рассказать о значении цветов в природе. О бережном отношении к цветочному миру. Почему нельзя рвать цветы в лесу и на поляне? Когда сорвёшь цветок, он семян уже не даст, новые цветы уже не вырастут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов - пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам–пыльцу . А какие цветы можно рвать в букеты? Садовые , которые садят специально, чтобы рвать для букетов. Совсем необязательно срывать цветы, можно любоваться ими на клумбах в городе, дома в цветочных горшках, на даче, в лесу .
« Дом летающих пчел» На данной станции дети встречаются с данным знаком. Этот знак несет в себе следующие: педагогу необходимо рассказать о значение пчел в природе. Самое большое значение деятельности пчел проявляется в опылении растений. Пчелам принадлежит основная роль в опылении сельскохозяйственных культур. Медоносная пчела необходима человеку и играет важную роль в его жизни. Пчелиный мед обладает широким спектором целебных свойств . Прежде всего он является сильнейшим источником энергии . Рассказать, что улей рушить нельзя, а так же, что пчелы во время доставки нектара очень агрессивны, и могут нанести вред человеку.
«Берегите животных!» Кормление диких животных наносит им вред не только по той причине, что они могут проглотить те предметы, которые представляют для них опасность , это также чревато изменением их поведения, что подвергает их риску. Что же может случиться? Когда животные привыкают к тому, что их кормят люди , они специально собираются в таких местах, как палаточные лагеря , пляжи и др. И если сегодня они пришли сюда с благими намерениями, то нет гарантии, что и завтра их поведение будет столь же безобидным . У многих животных желудочно-кишечный тракт не предназначен для переваривания и усвоения той пищи, к которой привыкли мы. Бросая им остатки продуктов, например , после пикника, мы подвергаем их большому риску. А нужно помнить , что небольшой кусочек пищи, брошенный животному сегодня, может привести к непоправимым последствиям завтра. Желая сделать добро в данный момент (казалось бы, что плохого может быть в кусочке оставленного бутерброда ), мы тем самым подвергаем животных риску исчезнуть из их естественной среды обитания.
В конце маршрута педагог с детьми возвращаются на «полянку Дядюшки Зайки», где хозяин тропинки «спрашивает» детей о том, где они побывали, что нового узнали, благодарит за соблюдение правил поведения на тропинке, доброе и заботливое отношение к природе и «награждает» ребят различными призами (конфеты, медали «Мы друзья природы», картинки для раскрашивания, книжки –малышки и др.)
Формы работы с родителями: КВН, викторина; изготовление поделок, рисунков; субботники по облагораживанию территории детского сада; взросло-детские проекты; участие в конкурсах; участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках; фотовыставки; изготовление экологической газеты; изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки);
Работу выполнила: воспитатель А.Н. Усачёва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении. Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников.
Значение экологической тропы для для формирования экологической культуры дошкольников....