Развитие физических качеств дошкольников через технологию "Широкая резинка"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Светлана Шутилова

Материал подходит к применению физинструкторам и воспитателям начиная со средней группы детского сада. Содержит методику разучивания упражнений с широкой резинкй - эспандером и  сами упражнения из разных исходных положений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shirokaya_rezinka.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность.

Здоровье главная человеческая ценность. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. Но вырастить здоровых, красиво сложенных детей непростая задача. На сегодняшний день очень много детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки. На фоне этих нарушений развиваются такие серьезные заболевания, как сколиоз, кифоз, остеохондроз. … Кроме этого, деформации скелета, даже незначительные, неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности.

Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения.

Осанка - привычная поза тела во время покоя и движения; формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма.

Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии.

Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются залогом физического здоровья и психологического благополучия.

На формирование осанки могут влиять факторы внешней среды. Особенно они отражаются на осанке детей, организм которых ослаблен заболеваниями. Ограничение естественной потребности в движениях, значительная статическая нагрузка на позвоночный столб и мышцы туловища, однообразные позы во время деятельности - все это способствует развитию и закреплению неправильной осанки.

Одним из эффективных средств развития и коррекции осанки для детей дошкольного возраста являются занятия с использованием широкой эластичной резинки – эспандером.

Что же такое широкая резинка - эспандер?

Широкая резинка – эспандер – это резинка толщиной не менее 5 см, длиной 1,5 метра. Может быть сшита пополам, образуя кольцо. Для поднятия настроения ребенка может быть различного цвета по желанию.

В дошкольном возрасте организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие нарушений осанки, укрепляя мышцы и связки спины, используя физические упражнения с использованием инновационной здоровьесберегающей технологии широкая резинка – эспандер.

Цель: Укрепление опорно – двигательного аппарата и формирование навыков правильной осанки дошкольников

Задачи:

  • Способствовать развитию и укреплению основных мышечных групп спины, плечевого пояса, брюшного пресса, а также мышц, развивающих грудную клетку.
  • Формировать у детей способность длительного удержания тела в правильном положении.
  • Воспитывать сознательное отношение детей к формированию навыка правильной осанки.
  • Способствовать повышению двигательной активности детей.

Методика использования.

Упражнения с широкой резинкой – эспандером рекомендованы для использования их с детьми всех возрастных групп в следующих формах:

  • режимные моменты;
  • утренняя гимнастика;
  • физкультминутки и двигательные паузы;
  • совместные физкультурно – оздоровительные мероприятия с родителями;
  • свободная двигательная деятельность детей.

Также разработанные комплексы упражнений с широкой резинкой – эспандером могут быть использованы родителями воспитанников для занятий в домашних условиях.

Упражнения с резинкой – эспандером используются в работе с детьми 4 – 7 лет. Дозировка устанавливается с учетом возрастных особенностей детей. При выполнении упражнений учитываются индивидуальные особенности и физическая подготовленность каждого ребенка. Упражнения выполняются в умеренном темпе. Одежда занимающихся должна быть легкой, удобной, не сковывающей движения, из эластичного материала. Показ упражнения обязательно сопровождается подсчетом и методическими комментариями. Во избежание неправильного выполнения и запоминания упражнений детьми педагог должен подсказывать и направлять действия ребенка, если это необходимо.

Картотека упражнений с широкой резинкой - эспандером

из исходного положения стоя.

Упражнение 1. «Вверх - вниз»

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, резинка в опущенных руках.

1 -  руки вверх, растянуть резинку в стороны;

2 – И.п.

Упражнение 2. «Вправо - влево»

И.п.: то же

1 – поворот вправо, прямые руки вперед, растянуть резинку;

2 – И.п.

3 – 4 – тоже в другую сторону.

Прямые руки держать на уровне плеч.

Упражнение 3. «Наклонились вперед»

И.п.: тоже, руки за спиной.

1 -  наклон вперед, руки поднять вверх, растягивая резинку, голову не опускать.

2 – И.п.

Упражнение 4. «Наклонились в стороны»

И.п. стоя, ноги на ширине плеч, резинка в опущенных руках.

1 – наклон вправо, руки поднять над головой, одновременно растягивая резинку

2 – И.п.

Повторять по 2 раза в каждую сторону. 

Упражнение 5. «Выпады»

И.п.: стоя, ноги вместе, резинка в опущенных руках

1 – широкий выпад в сторону на правую ногу, согнутую в колене, резинку растянуть над головой.

2 - И.п.

3 - 4 – то же в другую сторону.

Упражнение 6. «К ноге»

И.п.: стоя, на правом колене, левая нога вытянута в сторону, руки держат резинку сзади на плечах.

1 – наклон к левой ноге, растянуть резинку;

2 – И.п.

3 – 4- то же к другой ноге.

Упражнение 7. «Прыжки»

И.п.: одна нога впереди, другая сзади

Выполнять легкие прыжки со сменой ног, растягивая резинку в руках за спиной. Голову не опускать, слегка свести лопатки.

Упражнение 8. «Вперед - вверх»

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, резинка в опущенных руках.

1- руки вперед, растянуть резинку в стороны.

2 – руки вверх над головой

3 – руки вперед

4 -  и.п.

Руки в локтях не сгибать.

Упражнение 9 «Повороты с полуприседом»

И.п.: то же

1- повернуться вправо, одновременно делая полуприсед, прямые руки вперед, растянуть резинку.

2 – и.п.

3- 4 – то же в другую сторону.

При выполнении полуприседа спину держать прямо, голову не опускать.

Упражнение 10. «Наклонились»

И.п.: то же

1 – наклон вперед, коснуться резинкой голени правой ноги, растянуть резинку

2 – И.п.

3 – 4 – то же к другой ноге. Ноги в коленях не сгибать.

Упражнение 11. «В стороны»

И.п.: то же, руки за спиной.

1 – наклон вправо с одновременным растягиванием резинки за спиной.

2 – и.п.

3 – 4- то же в другую сторону.

Плечи распрямить, лопатки слегка свести, голову не опускать.

Упражнение 12. «Поднять колено»

И.п.: стоя, ноги вместе, резинка в опущенных руках.

1 – поднять колено правой ноги, резинкой коснуться голени, растянуть резинку.

2 – и.п.

3 -4 – то же другой ногой.

Упражнение 13. «Прыжки»

И.п.: ноги вместе.

Выполнять легкие прыжки ноги вместе – ноги врозь, растягивая резинку при вытягивании прямых рук вперед. Голову держать прямо.

Картотека упражнений с широкой резинкой - эспандером

 из исходного положения сидя на стуле.

Упражнение 1.  «Дерево»

И.п.: сидя на стуле, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки с резинкой на коленях, спина прямая.

1 – поднять руки вверх, растягивая резинку, потянуться всем телом;

2- плавно опустить руки на колени.

Упражнение 2.  «Гибкая спина»

И.п.: сидя на стуле, ноги вместе, стопы прижаты к полу, один конец резинки в правой руке.

Поднять правую руку вверх, заводя резинку за спину, левой рукой взяться за другой конец резинки, растянуть ее. Локти приподнять, спину выпрямить, грудную клетку максимально развернуть, плечи отвести назад. Сохранять такое положение 3 – 4 сек, после чего поменять положение рук.

Упражнение 3.  «Лебедь»

И.п.: сидя на стуле, так чтобы спина касалась спинки стула, руки с резинкой опущены вниз за стулом, плечи отведены назад.

1 –руки вытянуть максимально вверх, туловище не наклонять;

2- И.п.

Упражнение 4.  «Повернемся»

И.п.: сидя на стуле, правым боком к спинке, ноги вместе, руки с резинкой на коленях.

1 – повернуть вправо верхнюю часть туловища так, чтобы грудная клетка стала параллельна спинке стула (голову можно поворачивать в любую сторону) одновременно растягивая резинку;

2- И.п.;

3 – 4 – то же сидя другим боком.

Упражнение 5.  «Сели - встали»

И.п.: сидя на стуле, ноги расставлены на ширину плеч, стопы прижаты к полу, руки с резинкой на коленях, спина прямая.

1 – встать поднять руки вверх над головой, растягивая резинку и прогнувшись в спине;

2- И.п.

Спину прижимать к спинке стула.

Картотека упражнений с широкой резинкой - эспандером

 из исходного положения сидя на полу.

Упражнение 1.  «Руки вверх»

И.п.: сидя на полу, ноги вместе.

1 – вытянуть руки вперед, резинку;

2- И.п.

Спину держать прямо.

Упражнение 2.  «На пяточках»

И.п.: сидя на пятках, резинка сзади на плечах.

1 – встать на колени, руки через голову вперед, натянуть резинку;

2- И.п.

Голову не опускать.

Упражнение 3.  «Наклоны»

И.п.: сидя, ноги врозь.

1 – наклониться вперед, вытягивая руки вперед и растягивая резинку;

2- И.п.

Ноги в коленях не сгибать.

Упражнение 4.  «Ножку вверх»

И.п.: сидя на полу, резинка на середине ступни правой ноги, согнутой в колене, левая нога прямая.

1 – поднять правую ногу вверх, дважды согнуть ее в колене, натягивая резинку;

2- И.п., переложить резинку под левую стопу;

3 – 4 то же другой ногой.

Ноги в коленях не сгибать.

Упражнение 5.  «Часики»

И.п.: сидя по – турецки, руками держать резинку сзади на плечах.

1 – наклон в правую сторону, растягивая резинку;

2- И.п.

3 – 4 –то же в другую сторону

Спину держать прямо.

Упражнение 6.  «Качалка»

И.п.: сидя на полу, ноги согнуты в коленях, резинка в руках на середине голеней.

1 – перекатиться на спину, натягивая резинку;

2- И.п.

Упражнение выполнять в группировке.

Картотека упражнений с широкой резинкой - эспандером

 из исходного положения лежа.

Упражнение 1. «Вверх».

И.п.: лежа на спине, резинка в вытянутых руках над головой.

1 – растянуть резинку в стороны;

2 – И.п.

Руки не сгибать локтях

Упражнение 2. «До колена».

И.п.: то же.

1 – поднять, согнутую в колене правую ногу, резинкой коснуться колена и растянуть ее;

2 – И.п.

3 – 4 – о же левой ногой.

Плечи не отрывать от пола.

Упражнение 3. «Перекаты».

И.п.: то же.

1 – перекатиться в правую сторону на живот;

2 – растянуть резинку;

3 – И.п.;

4 - 6 – то же в другую сторону.

Туловище держать прямо, ноги вместе.

Упражнение 4. «Укрепляем пресс».

И.п.: лежа на спине, резинка в согнутых руках за головой, ноги согнуты в коленях.

1- приподнять верхнюю часть туловища, отрывая плечи от пола, растянуть резинку;

2 – И.п.

Ноги не отрывать от пола, туловище поднимать невысоко.

Упражнение 5. «Лодочка»

И.п.: лежа на животе, резинка в вытянутых вперед руках.

1 – поднять руки вверх, отрывая их от пола, прогнуться в спине, растянуть резинку;

2 – И.п.

Ноги в коленях не сгибать.

Картотека подвижных игр с широкой резинкой - эспандером

Подвижные игры на прогулке.

«Школа резиночки»

1. «Резиночка»

Оборудование- сшитая резинка длинной около 2 метров.

Цель: Развивать умение детей прыгать в высоту с места, мягко приземляясь на носки.

Ход: игра для 3 и более человек; двое ребят продевают ноги в резиночку и растягивают ееИсходное положение ног – на ширине плечВ процессе обучения   педагог показывает различные упражнения в прыжках. Устанавливается очередь, если ребенок выполнил заданное упражнение, то он выполняет следующее. Если не выполнил-то проиграл и ход переходит к следующему. Возможны варианты усложнения – резинка поднимается выше. В дальнейшем роль ведущего передается ребенку и поощряется творчество в придумывании вариантов заданий.

2. «Луна – Солнце» 

Оборудование- сшитая резинка длинной около 2 метров.

Цель: Развивать слуховое внимание, умение выполнять прыжки легко на полусогнутых ногах.

Правила: игра для 3 и более человек. Все участники встают в круг и натягивают резинку. Выбирается ведущий. Все идут по кругу за ведущим который говорит: «Луна, Луна, Луна…», а когда ведущий скажет: «Солнце!» - дети должны выпрыгнуть из круга. Тот, кто не выпрыгнул – проиграл.

3. «Пещера» 

Оборудование- сшитая резинка длинной около 2 метров.

Цель: Упражнять в беге и в подлезании под резинку.

Ход: игра для 4 и более человек. Двое ребят берут резинку в руки и натягивают ее. Вначале поднимают руки высоко вверх- дети по очереди перебегают, затем резинку потихоньку опускают – дети перебегают под ней, наклоняясь. Опуская резинку ниже - дети переходят на лазание. Кто при выполнении упражнения задел резинку – проиграл.

4. «Кто выше»

Оборудование- сшитая резинка длинной около 2 метров.

Цель: Совершенствовать прыжки в высоту.

Ход: игра для 4 и более человек. Двое ребят берут резинку в руки и натягивают ее. Вначале резинка поднята низко – дети с разбега перепрыгивают ее. Далее резинка поднимается все выше и выше. Побеждает тот, кто взял самую большую высоту, проигрывают те, кто зацепил резинку.

5. «Лошадки»

Оборудование- сшитая резинка длинной около 2 метров.

Цель: Упражнять в беге врассыпную и по прямой, соблюдая прямолинейность.

Ход: игра для одной пары детей и более. Один ребенок «лошадка» ему надевают резинку- поводок, другой- наездник управляет «лошадкой». Можно устроить соревнование.

6. «Воротики»

Оборудование- сшитая резинка длинной около 2 метров.

Цель: Развивать слуховое внимание, быстроту во время бега по прямой.

Ход: игра для 4 и более человек. Двое ребят берут резинку в руки и натягивают ее, поднимают руки вверх и располагают руки на ширине плеч. Остальные дети, стоя в колонне по очереди пробегают под воротиками. Ведущие ребята неожиданно опускают руки и, если внутри резинки оказался ребенок, то он проиграл.

 7. «Паук и мухи»

Оборудование- обруч с натянутой по диагонали в разных направлениях резинкой.

Цель: Развивать ловкость и координацию.

Ход: На одной стороне площадки находится «паутина» (обруч), которую педагог удерживает вертикально полу. Водящий – «паук» находится за паутиной. Остальные игроки – «мухи», разбегаются по всей площадке – «летают, жужжат». По команде: «Паук!» мухи замирают, останавливаясь в том месте, где их застал сигнал. Паук пролезает через обруч – паутину и смотрит. Тех мух, которые пошевелились, паук отводит в паутину. После 2-3 повторений подсчитывается количество пойманных мух, выбирается новый водящий.

8. «Паучки»

Оборудование - 1-2 обруча с натянутой по диаметру в разных направлениях резинкой.

Цель: закреплять перелезание через предметы.

Ход: Педагог удерживает вертикально на полу обруч – «паутинку». Дети – «паучки» по очереди проползают через паутинку, стараясь не запутаться. По окончании игры отмечаются самые ловкие паучки.

Чтобы увеличить моторную плотность игры, можно разделить детей на 2 подгруппы.

 

9. «Путаница»

Оборудование - 2 широкие резинки длиной 10 м, 2 обруча большого диаметра.

Цель: Воспитывать коллективизм и взаимопомощь.

Ход: Участвуют 2 команды по 5-6 человек, которые строятся в круг спиной друг к другу вплотную. Напротив команд, на расстоянии 3-4 м, лежат обручи. Игроков каждой команды опутывают резинкой в разных направлениях (по кругу, по диагонали, сверху, снизу). По сигналу команды стараются освободиться от резинки, добежать к обручу и встать в него. Выигрывает команда, которая первая выполнила задание.

Команда считается закончившей задание, если все игроки встанут в обруч.

10. «Змей Горыныч»

Оборудование - 4 резинки.

Цель: Формировать согласованность двигательных действий.

Ход: Участвуют 2 тройки игроков. 3 игрока строятся в шеренгу за стартовой линией и обхватывают друг друга руками на уровне пояса. У крайних игроков 2 руки свободны – это «крылья» Змея Горыныча. Мягкими резинками связываются правая и левая нога первого и второго игрока, правая и левая нога второго и третьего игрока.  У Змея Горыныча получается 2 «крыла» и 4 «ноги». По сигналу игроки передвигаются от стартовой линии к финишу (расстояние 5-6 м). Выигрывает тройка, которая первой пересекла линию финиша и удержала равновесие.

Игрокам нужно действовать согласованно, помогать друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации образовательной области «Физическое развитие» .

Творческая работа : Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации образовательной области  «Физическое развитие» ....

«Развитие физических качеств дошкольников через подвижную игру»

Проект «Развитие физических качеств дошкольников через подвижную игру»...

Тема: «Совершенствование физических качеств дошкольников через Квест – игру»

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные откл...

Консультация для педагогов «Формирование физических качеств дошкольников через подвижные игры»

Консультация для педагогов «Формирование физических качеств  дошкольников через подвижные игры»...

Самообразование инструктора по физической культуре на тему: «Развитие физических качеств дошкольников через подвижные игры» 2019 год

В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко п...