Роль подвижной игры для развития двигательной активности детей дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему
Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_podvigry.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей.
В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.
Структурным компонентом каждой прогулки являются организованные взрослым подвижные игры и игровые упражнения. У детей дошкольного возраста еще мал опыт самостоятельной двигательной активности, многие движения находятся в стадии формирования. Поэтому подвижные игры и игровые упражнения проводятся ежедневно с целью тренировки и закрепления двигательных навыков. С их помощью на прогулке успешно решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Навыки и привычки выполнения разнообразных движений формируются у детей при условии многократных повторений. Поэтому эти упражнения естественным образом вплетаются в канву самостоятельной деятельности детей, в течении прогулки повторяются несколько раз в зависимости от обстоятельств, настроя детей.
Задача взрослого – предлагать игровые упражнения на выполнение основных движений: ходьба и бег; подскоки и прыжки; ползание и лазание; упражнения с мячами и обручами. Помимо игровых упражнений на прогулке ежедневно проводятся и подвижные игры, продолжительностью от 6 до 10 минут. В летнее время планируется по одной игре в утренний и вечерний отрезок времени. Зимой, чтобы создать у детей бодрое настроение пребывание на свежем воздухе лучше начинать с подвижной игры.
Рекомендуется проводить три подвижные игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности либо можно ограничиться лишь игровыми упражнениями. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Таким образом план должен включать игры
- Малоподвижные (“Сделай фигуру”, “Змея”, “Узнай кто позвал”);
- Игры средней активности (“Зима”, “Заморожу”, Кто самый внимательный”) ;
- Игры с высокой двигательной активностью (“Мышеловка”, “Ловишка с ленточками”, “Гуси-лебеди”) .
- Игры на закрепление двигательных навыков.
- Игры на развитие физических качеств.
Следует отражать в планах разучивание новой игры. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.
Кроме этого организуются игры:
- Спортивные упражнения (“Катание на санках”, “Скольжение”, “Ходьба на лыжах”)
- Игры-эстафеты
- Игры с элементами спорта
- Сюжетные подвижные игры
- Забавы
- Аттракционы
- Сюжетные подвижные игры
- Бессюжетные подвижные игры
- Народные игры
- Хороводные
К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки. Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей: ледянки, кукольные сани, ящики для перевозки снега, большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, печатки, вожжи, султанчики, флажки, кегли, маски для сюжетно-ролевых игр, лыжи, оборудование для экспериментов, снегомер, игрушки из бросового материала. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.
В подвижных играх решается несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого из детей, удовлетворении потребности в разнообразных активных движениях, уточнение знаний о различных объектах (птички летают, зайчик прыгает), ориентировка в окружающем (побежали к песочнице, к веранде и т.д.), умение слушать взрослого и выполнять движения в соответствии с требованиями игры. В процессе подвижной игры дети учатся диалоговой речи, когда не просто повторяют за взрослым, а отвечают ему ( Гуси). В процессе подвижной игры малыш получает удовлетворение и от дружеского общения со сверстниками и от ярких атрибутов, которые взрослый вносит в игру.
Подвижные игры в зимнее время на прогулке активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Если на улице холодно, сыро, то такую игру надо организовать сразу, чтобы поднять эмоциональный тонус детей, настроить их на бодрый лад. Если же дети с удовольствием начали играть самостоятельно, то подвижную игру можно провести в конце прогулки, когда интерес детей значительно снижается. Длительность каждой игры не более 3-4 минут, количество участников не регламентируется (пожеланию детей). Взрослый может также организовать подвижную игру с одним-двумя детьми, если он видит, что они замерзли или не знают, чем себя занять. Желательно подготовить на неделю не менее пяти-семи разных подвижных игр и подобрать к ним атрибуты.
Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов или тематически. Они могут быть весьма разнообразны, поэтому во избежание монотонности целесообразно спланировать подвижные игры по дням недели. Такое планирование позволяет учесть интересы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных игр, организовать деятельность воспитателя.
В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника, и потому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и др. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В - третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
При отборе игр, способствующих физическому воспитанию детей дошкольного возраста, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.
Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.
Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
"Как провести подвижные игры на прогулке"
Подвижные игры на прогулке - комплексный воспитательно-образовательный процесс, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные навыки, потребности.
А мы, воспитатели детского сада, ставим перед собой следующие задачи для проведения подвижных игр:
- расширить двигательный опыт детей, обогащать его новыми, более сложными движениями.
- совершенствовать уже имеющиеся у детей навыки в основных движениях, применяемые в игровых ситуациях.
- развивать двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость.
- воспитывать самостоятельность, активность, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.
Для прогулки воспитатель планирует не менее трех подвижных игр разной степени интенсивности. Каждая подвижная игра должна повторяться 4-5 раз в течение месяца, в зависимости от ее сложности. Это позволяет детям хорошо освоить и закрепить правила игры, а также сохранить интерес к ней, усложняя содержание, правила и задания.
Также на прогулке с детьми проводятся игры спортивного и соревновательного характера, игры-эстафеты, (в которых вводятся хорошо знакомые детям основные движения). При помощи подвижных игр закрепляется материал, изучаемый на физкультурных занятиях.
В играх-эстафетах дети учатся заботиться не только о своих личных результатах, но и о результатах всей команды, проявлять взаимопомощь, дружеские и доброжелательные отношения друг к другу.
Во время проведения подвижных игр, игр-эстафет на прогулке воспитатель создает такие условия, чтобы все дети могли быть самостоятельными, активными и чувствовали себя непринужденно.
Значение подвижных игр.
Подвижная игра -одно из важных средств всестороннего развития детей. В ней осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем, а также развивают двигательные навыки и умения, развивает физические качества (быстрота, ловкость, меткость, гибкость, скоростно-силовые качества). Игра способствует выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности, содействует воспитанию волевых качеств (выдержки, смелости, решительности, умение справляться с отрицательными эмоциями). В подвижных играх ребенку предоставляется право самому решать, как действовать в той или иной ситуации, делать свой выбор для достижения цели. Игры помогают расширять и углублять свои представления об окружающем мире, решаются задачи развития речи, математики и т. д.
Методика проведения подвижных игр.
1. Выбр игры.
-Игры подбираются в соответствии с программными задачами данного возраста.
-Учитывается время года и погодные условия.
-Место в режиме дня (динамичные в 1ю половину дня, во 2ю разные игры, но учитывать
услалость и физическую нагрузку в течении дня.
- По желанию детей
-По желанию именинника.
- По желанию тех, кто отличился чем-то хорошим
2. Сбор детей на игру.
-Сделать разметку на игровой площадке, подготовить пособия и оборудование.
-Сбор на игру 1-2мин.
Старший возраст: -
зазывалочки («Раз, два, три, играть скорей беги! »)
-загадывание загадки
-показ яркой картинки
- слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком, свисток.
-поручить отдельным детям собрать остальных, пока вращается юла
или звучит музыка
-«Играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой
Младший возраст: -пение песни, рассказывание стихотворения, демонстративно сопровождая движение «Мой веселый звонкий мяч… »
-позвонить в колокольчик
-собрать детей с помощью показа яркой игрушки.
-одеть маску-шапочку
3. Объяснение игры.
-Должно быть кратким понятным, интересным и эмоциональным.
-В млад. гр педагог размещает детей по кругу. Объяснение делается в ходе самой игры.
Сам педагог размещает и перемещает детей, рассказывает как нужно действовать, сопровождается показом («как прыгает зайчик, «выезжает автомобиль»). Разучивать текст специально не надо, дети его выучат в ходе игры. Педагог на себя берет исполнение главной роли, а потом когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям.
В стар. гр. дети размещаются в шеренгу, полукругом, стайкой. Последовательность объяснения: название игры, содержание, подчеркнуть правила, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих, начать игровые действия.
Если игра сложная- не нужно давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить самое главное, а потом в процессе игры, дополнить основной рассказ конкретными деталями. При повторном проведении правила уточняются.
Если игра знакомая- можно привлекать самих детей к объяснению или вспомнить отдельные выжные моменты.
4. Распределение ролей
-счилалкой (они предупреждают конфликты)
-при помощи всевозможных вертушек (юла, кегля)
--по желанию
-по выбору именниника
5. Руководство в ходе игры.
В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Всей игровой деятельностью руководит педагог. Он дает команды, сигнал к началу игры,
указания в ходе игры, оценивает действия и поведение детей, поощряет удачное исполнение, подсказывает, как целесообразно выполнить движение, делает замечания в доброжелатнльной форме, регулирует физическую нагрузку.
Игры большой подвижности повторяются 2-4раза, более спокойные 3-5раз. Общая про-
должительность игры в млад. гр-5-7мин., в стар. гр-до 15мин.
6. Окончание игры, подведение итогов.
Подведение итогов игры должно проходить в интересной форме, чтобы вызвать желание
в следующий раз добиться еще лучших результатов.
В млад. гр. педагог заканчивает игру предложением перейти к каким либо другимм видам деятельности более спокойного характера.
В стар. гр. подводится итог: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявял ловкость, быстроту, смекалку, соблюдал правила, выручал товарищей, называет тех, кто нарушал правила, анализирует, как удалось достичь успеха. К обсуждению можно привлекать детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознатель-
ное отношение к выполнению правил игры и движений.
Когда педагог хорошо знает схему организации и методику проведения п/игры, соблюдает ее, использует интересный речевой материал, то тогда у детей появляется интерес к п/играм, потребность в них. Формируются навыки самоорганизации, ответственности и дисциплины.
При подборе и проведении игр и упражнений необходимо учитывать характер занятий, предшествовавших прогулке. После занятий, требующих усидчивости и внимания (по развитию элементарных математических представлений, родному языку, изобразительной деятельности), следует вводить подвижные игры и упражнения высокой интенсивности.
После физкультурных и музыкальных занятий на прогулке можно предложить детям менее интенсивную двигательную деятельность.
Учитывая быструю утомляемость младших дошкольников, необходимо после наиболее трудных для них упражнений давать небольшой отдых – перерыв, организуя его, так же как и упражнения, в интересной для ребенка форме. Например, предложить присесть, говоря: «Птичка села поклевать», «Собачка отдыхает» и т.д.
Для малышей исключительно важное значение имеет дозировка нагрузки, так как они быстро устают и могут потерять интерес к играм и упражнениям. В начале прогулки желательно провести подвижную игру со всей группой, а через некоторое время небольшими подгруппами организовать спортивное или в основном виде движений упражнение (ходьба, бросание мяча и т.п.).
При планировании содержания игровой деятельности на прогулке следует учитывать соотношение программного материала по развитию движений, используемого в помещении и на открытом воздухе. Во время игр и упражнений на прогулке закрепляются освоенные на занятиях основные виды движений и спортивные упражнения.
При подборе игр и упражнений учитывают разнообразие основных видов движений. Например, если дается подвижная игра с прыжками, то физическое упражнение – бросание и ловля мяча и т.п.
Подвижная игра еще не является по-настоящему совместной деятельностью. Каждый ребенок играет как бы сам по себе, добиваясь только личного результата.
Перед проведением подвижной игры воспитателю необходимо подготовить игровой материал, продумать весь ход игры, распределение ролей. Содержание подвижных игр усложняется по мере усвоения движений. Внесение некоторых изменений, дополнений не меняет основного содержания и правил игры, однако элементы новизны повышают интерес детей, побуждая их к большей активности, проявлению самостоятельности и творчества. Так, в игру «Поезд» могут быть внесены следующие дополнения: вначале дети идут друг за другом в колоне по-одному – едут на поезде, по сигналу воспитателя поезд делает остановку – все пассажиры идут в лес собирать грибы, ягоды и т.п. Дети имитируют эти действия, выполняя разные движения: бегают, подпрыгивают, наклоняются, приседают.
Ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве, быстро находить свое место при построении. С накоплением двигательного опыта растет умение ребенка ориентироваться в пространстве. Побуждая детей к активности, воспитатель должен стремиться к тому, чтобы каждый ребенок в конце года смог выполнить ведущую роль а игре.
Активное участие педагога в подвижных играх усиливает эмоциональный настрой, способствует развитию положительных взаимоотношений между детьми.
Годовое планирование подвижных игр на прогулке.
Сентябрь
|
|
|
|
Октябрь
|
Научить ходить и бегать врассыпную на ограниченной площади. |
Научить подлазить под препятствие, бегать не толкаясь, действовать согласно словам в тексте.
Учить детей повторять слова и движения, учить вставать в круг.
Учить образовывать круг, взявшись за руки. Ходить по кругу в одну сторону и в другую сторону, учить выполнять движения и повторять слова. |
Учить образовывать круг, повторять слова и движения за педагогом.
Учить слушать слова и действовать по команде, находить игрушку.
Научить играть по правилам, напоминать, что при беге нельзя толкаться, что нужно быть повнимательнее к друг другу. |
Ноябрь
Подвижные игры |
Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, научить их подпрыгивать. |
Научить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группами. Сначала держась друг за друга, затем не держась, приучать их начинать движение и останавливаться по сигналу.
Закреплять знания цветов, умения соблюдать правила дорожного движения. |
Учить передвигаться парами, не разъединяя рук. Соблюдать правила дорожного движения, знание цветов светофора.
Учить вставать в круг, повторять движения и слова. |
Учить детей вставать в круг, выполнять действия согласно правилам игры..
Учить бегать по прямой, не толкаться, стараться не попадаться ловящему. |
Декабрь
1. «Салочки – выручалочки». Приучать быстро бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом. 2. «Поймай хвост». Учить бегу в колонне, держась правой рукой за плечо впереди стоящего. | 1. «Ловишки с ленточками». Тренировать в беге врассыпную, учить уворачиваться от водящего, развивать навыки пространственной ориентации. 2. «Чок –чок, каблучок». Учить прятаться и сидеть тихо, пока педагог не позовет ребят. | 1. «Маленькие ножки». Учить образовывать круг, не держась за руки, повторять движения и слова. 2. «Ровным кругом». Учить образовывать круг, держась за руки, водить хоровод то в одну сторону, то в другую. | 1.Дед Мороз. Прививать умения выполнять характерные движения. 2. «Под елкой заинька сидит». Учить детей повторять действия и слова за педагогом. Учить убегать, не толкаясь. |
Январь
«Салочки – выручалочки» Приучить быстро бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом. «Снег кружится» Научить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соответствии с текстом. | «Дед Мороз» Привить умение выполнять характерные движения. «Дорожки» Научить детей бегу друг за другом, делать сложные повороты, сохранять равновесие, не мешать друг другу, не толкать впереди бегущего. | «Ворона и собачка» Научить подражать движениям, звукам птиц, двигаться, не мешая друг другу. «Два Мороза» Научить бегать врассыпную, развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость. | «Паровозик» Научить детей двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц. Упражнять в произношении звуков. «Собачка и воробьи» Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить их имитировать их голоса. |
Февраль
«Иголочка, ниточка, узелок» Научить ходить и бегать, меняя направления, в колонне по одному, играть дружно. «Платок» Развить быстроту, ловкость. | «Лохматый пес» Научить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему. «Ворона и собачка» Научить подражать движениям и звукам птиц, двигаться. не мешая друг другу. | «Собачка и воробьи» Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса. «Зимние забавы» Развить координацию речи с движением, общие речевые навыки. | «Догоняшки в лабиринте» Научить бегать друг за другом, делая осторожные повороты. «Иголочка, ниточка, узелок» Научить ходить и бегать, меняя направления, в колонне по одному, не расцепляя рук. |
Март
«Веснянка» Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков. «Тише едешь – дальше будешь» Развить быстроту реакции. | «Челнок» Тренироваться в беге парами, держа друг друга за руки, пробегать так, чтобы не задеть ворота. «Дальше бросишь – ближе бежать» Упражнять в беге наперегонки, в метании снаряда, быстроте. | «Зайка серый умывается» Выслушать текст и выполнить движения в соответствии с содержанием. «Попрыгунчик» Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед. | «Гуси-лебеди» Научить бегущего уворачиваться, развить навыки пространственной ориентации. «Птички, раз! Птички, два!» Научить детей выполнять движения, считать. |
Апрель
«Попрыгунчики» Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед. «Ручейки у озера» Научить бегать друг за другом небольшими группами, становиться в круг. | «Зевака» РАЗВИТЬ ВНИМАНИЕ, УПРАЖНЯТЬСЯ В БРОСАНИИ И ЛОВЛЕ МЯЧА. «Стадо» Научиться быстро реагировать на сигнал. | «Попрыгунчики» Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед. «Ручейки у озера» Научить бегать друг за другом небольшими группами, становиться в круг. | «Зайка серый умывается» Выслушать текст и выполнить движения в соответствии с содержанием. «Попрыгунчик» Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед. |
Май
«Змейка» Научить детей бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего. «Зайцы и волк» Учить выполнять действия после сигнала педагога. | «Большие и маленькие машины» Учить ходить колонной друг за другом, выполнять действия по команде. «За весною» Учить вставать в круг, водить хоровод то в одну сторону, то в другую, повторять движения за педагогом. | «Лягушки» Учить прыгать на двух ногах, перепрыгивать черту, согласовывать движения с ритмом стиха. «Поезд» Учить ходить друг за другом, держась за впереди стоящего, в разном темпе, слушая слова педагога. | «догони мяч» Учить действовать по сигналу, бегать в прямом направлении. «Мы топаем ногами» Учить становиться в круг, выполнять действия согласно тексту. |
Подвижные игры на прогулке
ОСЕНЬ Игра «Листопад» Цель: закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев, учить детей передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме, конкретизировать понятие – листопад. Материал: осенние листья. Ход игры: Дети выбирают листья разного цвета и размера, называют их. Дети – «листочки», воспитатель – ведущий. Воспитатель: Листья легкие, они медленно летят по воздуху. Дети медленно бегают и взмахивают руками. Воспитатель: Листопад! Листопад! Листья желтые летят! Дети с желтыми листочками выполняют действия. Воспитатель: Покружились желтые листочки и уселись на землю. Уселись и замерли. Все дети не шевелятся. Игра продолжается, воспитатель называет разные по цвету и размеру листья. В старших группах игру можно усложнить – называть листья разных деревьев. Игра «Беги к тому, что назову» Цель: напомнить детям названия предметов, научить бегать «стайкой». Ход игры: Воспитатель: Куда я скажу, туда вы побежите и будете ждать меня. Раз, два, три, к веранде – беги! Дети стайкой бегут по указанию воспитателя и ждут его. Затем игра повторяется, воспитатель называет другой объект. ЗИМА Игра «Дед Мороз» Цель: прививать детям умение выполнять характерные движения. Ход игры: Воспитатель вспоминает с детьми про деда Мороза и где он живет. Затем говорит грубым голосом: - Я – Мороз, Красный нос. Бородою зарос. Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей! Выходите, зайчики! Дети прыгают, как зайчики. Воспитатель: Заморожу! Заморожу! Дети разбегаются. Игра повторяется, воспитатель называет другого зверя. Игра «Паровозик» (по стихотворениям Т. Волгиной, Э. Мошковской) Цель: учить детей двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц; упражнять в произношении звуков. Ход игры : Воспитатель рассказывает детям: «Bceм надо встать друг за другом - мы будем вагончиками. В вагончиках подарки. Впереди – паровоз». Воспитатель выполняет роль паровоза: встает впереди детей лицом к ним и, медленно передвигаясь, произносит: Чух-чух! Чух-чух! Мчится поезд во весь дух. Дети передвигаются вслед за воспитателем и произносят: «ЧУХ-ЧУХ!» Затем все вместе тянут протяжно: «У – у - у!» Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, сто вагонов я тащу. Все вместе: «У – у - у!» Воспитатель поворачивает то в одну, то в другую сторону. Продолжает: «Приехали». «Ш-Ш-Ш-Ш!» - повторяют за ним дети. Паровозик, паровоз, что в подарок нам привез? - Мячики! Дети начинают прыгать, как мячики. Воспитатель говорит: «У-y-y! Всех зовет паровоз!» Дети выстраиваются друг за другом. Загудел паровоз и вагончики повез: Чух-чу! Чух-чу! Далеко я укачу! У-у-у-у! Чух-чух! Дети повторяют за воспитателем: «Чух-чух! У-У-У-У!» Игра продолжается. Паровозик привозит детям в подарок зайчат, лягушат. медвежат. Каждый раз дети выполняют имитационные движения, упражняются в звукопроизношении, характерном для того или иного «подарка». Прuмечанuе. «Подарки» в каждой игре можно разнообразить по усмотрению воспитателя. ВЕСНА Игра «Мы веселые ребята» Цель: учить детей выполнять действия согласно указаниям взрослого. Ход игры : Воспитатель: «Сейчас мы будем играть. Я буду петь, а вы слушайте и выполняйте то, о чем я прошу, и приговаривайте: "Солнечным весенним днем". Воспитатель: Мы танцуем возле клумбы солнечным веселым днем. Дети повторяют: «Солнечным весенним днем». Так мы кружимся на месте, Дети повторяют: «Солнечным весенним днем». Так мы топаем ногами, Дети повторяют: «Солнечным весенним днем» и топают ногами. Так мы хлопаем руками Дети повторяют: «Солнечным весенним днем» и хлопают. А вот так мы моем руки, Дети говорят: «Солнечным весенним днем» и «моют руки». Так мы руки вытираем и бежим скорее к маме!!! Дети бегут к воспитателю. Воспитатель: «Bce дети прибежали к маме! Молодцы, веселые ребята». Игра повторяется. Игра «Ой, что за народ?» (по материалам музыкальной игры И. Плакиды) Цель: учить детей двигаться стайкой, выполнять действия; убегая, не мешать товарищам. Материал: большая матрешка. Ход игры : Воспитатель медленно идет лицом к детям, в руках держит матрешку, которая смотрит в противоположную сторону. Ой, что за народ за матрешкой идет? Дети двигаются за воспитателем стайкой. Матрешка поворачивается. А-а! Вот какой народ! Быстро-быстро убежали, Дети убегают. Только ножки замелькали. Ой, что за народ в барабаны громко бьет? Дети идут и говорят: «Бум! Бум! Бум!»Матрешка поворачивается. А-а! Вот какой народ! Быстро-быстро убежали, Дети убегают. Только ножки замелькали. ой, что за народ Тихо-тихо так идет! Дети идут крадучись. Матрешка поворачивается. А-а! Вот какой народ! Быстро-быстро убежали, Только ножки замелькали. Дети разбегаются. Можно продолжить игру, предлагать детям выполнять различные действия. ЛЕТО Игра «Кошка и мышки» Цель: учить детей имитировать звуки, издаваемые мышками; бегать тихо, как мышки. Материал: крупная игрушка - кошка, эмблемы с мордочками мышек, шнур. Ход игры: Воспитатель объясняет, что по одну сторону шнура будет домик мышек - норка. По другую сторону от шнура (на расстоянии 2-2,5 м) на скамеечке сидит кошка. Раздает всем детям эмблемки и приглашает «мышек» в норку. Воспитатель медленно произносит: На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка. ( «Мышки» подлезают под шнур, осторожно бегают, пищат.) Кошка глазки открывает и мышат всех догоняет: Мяу! Мяу! «Мышки» прячутся в норку. Воспитатель берет игрушку-кошку и догоняет детей. Игра повторяется 2-3 раза. Игра «Бусинки» Цель: учить детей медленно передвигаться; повторять движения взрослого, не разрывая цепь. Ход игры : Воспитатель начинает игру - идет и, повторяя: «Я на ниточку нанизываю бусинку», берет желающих детей за руку; остальные подходят по одному. каждый новый участник берет за руку последнего ребенка, образуя длинную цепь - «бусы». Воспитатель медленно поет (мотив произвольный): Как мы бусинки лепили, как мы бусинки лепили, Бусинки, бусинки, красивые бусинки. Ведет цепь .медленно по прямой. Как мы с бусами играли, как на нитку собирали, Бусинки, бусинки, красивые бусинки. Водит цепь плавно из стороны в сторону по всей площадке. Как мы бусы завивали, как мы бусы завивали, Бусинки, бусинки, красивые бусинки. Кружится, завивая цепь вокруг себя. Воспитатель останавливается и говорит детям: «Играли, играли мы с бусами, а ниточка запуталась. Стали ее распутывать, ниточка и порвалась. Все бусинки раскатились - разбежались в разные стороны: бах! Тара-рах!» Дети с радостным криком бегут по площадке. «Ой, как далеко раскатились наши бусинки! - говорит взрослый. - Надо опять все бусы на ниточку собирать!» Игра повторяется.
Организация проведения прогулок В течении года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в ДОУ, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна. В зимнее время прогулки проводятся два раза в день. Общая продолжительность прогулки – 4 часа. Только температура воздуха ниже - 15° или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены. Непременным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Структурными компонентами прогулки являются: - разнообразные наблюдения; - дидактические задания; - трудовые действия самих детей; - подвижные игры и игровые упражнения. Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. Кроме того, они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдений, настроя детей эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности. Например, в пасмурный морозный день дети, выйдя на прогулку, сразу же включаются в подвижную игру, что неизменно поднимает их эмоциональной тонус. В знойное летнее время дети сразу же приступают к трудовым действиям - наполняют бассейн водой, чтобы затем использовать ее в течение всей прогулки. Сегодня я хочу более подробно поговорить об организации подвижных игр на прогулке. Ребенок постоянно и разнообразно двигается на участке. В теплое время года потребность в активных движениях удовлетворяется полностью. Зимой эта проблема стоит довольно остро. При норме 10 тысяч шагов за день дошкольники по собственной инициативе могут сделать лишь 1200-1500 шагов, в то время как при продуманной организации прогулки и педагогически правильном руководстве они показывают результаты до 6000 шагов. Таких результатов ребенок достигает без каких - либо усилий для себя, увлеченно двигаясь по участку в процессе выполнения дидактических заданий, активно участвуя в организованных подвижных играх, занимаясь интересной самостоятельной деятельностью.
Главное - сделать так, чтобы на прогулке детям не было скучно. В игровых упражнениях преследуются цели прямого обучения детей основным движениям. При выполнении упражнений каждый ребенок действует свободно и самостоятельно. В условиях прогулки у педагога появляется возможность обратить внимание на качество выполнения движений одного, исправить ошибку другого, поддержать и поощрить третьего ребенка. Дети с удовольствием упражняются в таких движениях, как ходь6а, бег. Лазание, разнообразные действия с мячами и прыжки в самостоятельной деятельности выполняются реже, поэтому необходимо чаще включать их в игровые упражнения. Активно включаясь в такие игровые упражнения, дети вносят в их выполнение элементы воображения, творчества: не просто идут по наклонной плоскости, а едут, как машины, стараясь не останавливаться. В задачи взрослого также входит наблюдение за физическим состоянием играющих. Внешние признаки утомления (одышка, покраснение лица, усиленное потоотделение) служат сигналом для прекращения игры. Для того чтобы у детей сохранилось бодрое, жизнерадостное настроение и были обеспечены благоприятные условия для успешного решения задач физического, умственного и нравственного развития, целесообразно чередовать игровые упражнения, закрепляя то одни, то другие двигательные навыки; разумно распределять их во время каждой прогулки . Помимо игровых упражнений, на прогулке ежедневно проводится подвижная игра продолжительностью 6-10 минут, планируемая заранее. Необходима предварительная подготовка к проведению такой игры: намечается место проведения, отбирается дополнительный материал, атрибутика. При планировании подвижной игры учитывается предыдущая деятельность детей. Если утром проводилось физкультурное занятие, то на прогулке можно ограничиться игровыми упражнениями. В летнее время, когда дети по собственной инициативе много и с удовольствием двигаются, планируется по одной подвижной игре во время утренней и вечерней прогулок. Зимой, чтобы создать у детей бодрое настроение, пребывание на свежем воздухе желательно начинать с организованной подвижной игры. Завершать прогулку может вторая подвижная игра. Быстрая утомляемость, в каждой из предлагаемых игр компенсируется сменой действий; предусматривается чередование их с кратковременным отдыхом. Сами движения, как правило, однотипны, привычны (полетали, побежали, попрыгали, покружились), меняются лишь персонажи («У медведя во бору», «Кошка и птички», «Собачка и ворона».
Дети с удовольствием включаются в игру, если для ее про ведения специально подготовлена дополнительная атрибутика: шапочки, эмблемы птиц и животных, длинные ушки зайчика, цветочки или веночки, платочки, разноцветные ленточки. Часто в подвижных играх используются крупные мягкие игрушки. В подвижной игре зачастую решается несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого ребенка, удовлетворение потребности в разнообразных активных движениях, уточнение знаний о различных объектах (птички летают, зайчик прыгает), развитие ориентировки в окружающем (побежали к песочнице, к веранде) и умения слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с требованиями игры. В игре участвуют все дети. Перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, дети многократно повторяют разнообразные движения, упражняясь и закрепляя правильность их выполнения. Дети приучаются к согласованным коллективным действиям, элементарным ориентировкам в пространстве. Старшие осваивают умение находить свое место в колонне, в кругу. В задачу воспитателя входит наблюдение за состоянием играющих: в зависимости от этого желательно увеличивать или уменьшать время подвижной игры, количество ее повторений, регулировать длительность перерывов между действиями, удлинять или сокращать дистанции перебежек, варьировать количество прыжков, подскоков. Поддерживая радостный настрой играющих, воспитатель внимательно следит за каждым ребенком: одного побуждает к более энергичным движениям, другого ограничивает, снимая излишнее возбуждение. Взрослый - непременный организатор и участник игры. Дети испытывают особое удовольствие от такого близкого общения с ним. Эмоциональная выразительная речь, мимика и жесты педагога импонируют дети. Видя доброе отношение воспитателя к окружающему, неподдельный интерес к происходящему, дети невольно подражают ему. Они учатся слышать речь, обращенную к ним, и адекватно реагировать; действовать по слову взрослого, а потом и отвечать ему. Обогащается словарный запас, тренируется память, формируется воображение детей. Прогулки, как мы видим, решают очень много задач: и воспитательные, и образовательные, и очень важные оздоровительные задачи. Ведь как говорили древни мудрецы: «В движении - жизнь». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Роль подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста»
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и ...
Семинар практикум "Роль подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста"
Рекомендации по проведению подвижных игр с дошкольникамиИгра должна приносить радость. Не заставлять ребёнка играть, а создать условие для возникновения интереса.При проведении подвижных игр исп...
Доклад «РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами....
Роль подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста
Проблема физического развития подрастающего поколения сегодня рассматривается в качестве одной из приоритетных социально-педагогических задач. Отличное здоровье, крепкое и зака...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами....
Значение и роль подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста
Множественные исследования специалистов указывают на то, что уровень развития физических качеств в настоящее время находится на низком уровне, который не удовлетворяет современным нынешним требованиям...