программа по формированию ЗОЖ у дошкольников
календарно-тематическое планирование по теме
Здоровье это не просто отсутствие той или иной болезни. Здоровье – это состояние творческой отдачи, хорошей работоспособности и эмоционального тонуса. Из всего этого и складывается благополучие личности. На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что здоровье человека, будь он взрослым или ребенком, занимает самые приоритетные позиции в мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovesberezheniyu.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровье и Я».
Пояснительная записка.
Здоровье это не просто отсутствие той или иной болезни. Здоровье – это состояние творческой отдачи, хорошей работоспособности и эмоционального тонуса. Из всего этого и складывается благополучие личности. На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что здоровье человека, будь он взрослым или ребенком, занимает самые приоритетные позиции в мире.
В дошкольном возрасте происходит формирование фундамента психического и физического здоровья человека. Первые семь лет жизни – это тот период, когда люди проходят огромный путь своего развития, который не находит повторения в последующие годы.
Именно в дошкольном периоде интенсивно развиваются все органы, происходит становление функциональных систем, формируется характер, закладываются определяющие черты личности. При этом маленький человек начинает определенным образом относиться к себе и к окружающим его людям. Задача педагога привить ему ценностное отношение к здоровью; научить отказываться от всего вредного для организма; прививать чувство ответственности за свое здоровье.
Цель программы:
Создание условий для сохранения здоровья детей с одновременным воспитанием валеологической культуры у детей. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и умения оберегать, сохранять и поддерживать его.
Задачи:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровье детей, профилактика заболеваний;
- формирование у детей мотивации здорового образа жизни, потребности в освоении способов сохранения своего здоровья - внедрение здоровьесбарегающих технологий в работу с детьми;
-повышение уровня компетентности родителей по вопросам здоровьесбережения;
- прививать культурно-гигиенические навыки.
Принципы программы:
- Принцип научности - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью;
- Принцип доступности - использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей;
- Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;
- Принцип систематичности - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии;
Основные направления программы:
- Организация здоровьесберегающего образовательного процесса;
- Инструктивно-методическая работа с родителями;
- Учебно-воспитательная работа;
- Оздоровительно-профилактическая работа;
Педагогические технологии:
- физкультминутки (динамические паузы);
- ритмопластика;
- спортивные игры;
- технологии, имеющие эстетическую направленность;
- релаксация;
- гимнастика для глаз и пальчиковая, для пробуждения и дыхательная;
- оздоровительный бег;
- физкультзанятия;
- самомассаж;
- занятия по теме «Здоровье»;
- технологии воздействия цветом, музыкой;
- сказкотерапия;
- закаливание и т. д.
Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых.
Ритмопластика – это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер. Они выполняются под музыку в спокойном медленном темпе с максимальной амплитудой и растяжением мышц. Упражнения ритмопластики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений.
Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.
Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока.
Гимнастика для глаз включает фиксацию зрения на различных точках, движение взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения.
Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.
Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке. Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости. Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.
Релаксационные упражнения выполняются для снятия напряжения в мышцах, вовлеченных в различные виды активности. Релаксация - состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна. Дети выполняют некоторые упражнения в постели, потягивание, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в другую комнату, далее выполняют упражнения ритмической гимнастики, умываются.
Закаливание повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на психосоматическое состояние ребенка. В дошкольном учреждении используют методы закаливания, абсолютно безвредные для всех детей. Обязательное условие закаливания — соблюдение принципов постепенности и систематичности.
Сказкотерпапия позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки. Во время сказкотерапии ребенок знакомится со своими сильными сторонами, «расширяется» его поле сознания и поведения, осуществляется поиск нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, происходит обмен жизненным опытом.
Музыкотерапия. Музыка воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физические занятия, активизирует детей, заметно повышает качество выполняемых ими упражнений. Звучащее музыкальное произведение повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.
Цветотерапия. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Цветотерапия для детей предполагает определение любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.
Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе МБДОУ.
Вид технологии | Время проведения | Особенности проведения |
.Подвижные и спортивные игры | Как часть ООД по физической культуре, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно | Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр. |
Физкультурные минутки | Во время ООД, 1,5-2 минуты во всех возрастных группах | Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. |
.Пальчиковая гимнастика | В любое время | Рекомендуется детям всех возрастных групп |
Дыхательная гимнастика | В разных формах физкультурно- оздоровительной работы. | Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5минут в свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки | Рекомендуется показ воспитателя |
Динамические паузы | Во время ООД и между ООД 2-5минут по мере утомляемости | В ООД в виде игр. Между ООД в виде танцевальных движений, элементов релаксации. |
ООД по физической культуре | 2 занятия на спортивной площадке и одно занятие на прогулке в неделю | Занятия проводятся в соответствии с программой МБДОУ |
Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму |
Закаливание | ежедневно | обеспечивается чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении, осуществляю контроль за одеждой детей (чтобы не было перегрева); гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры). Воздушные ванны |
Сказкотерапия | со старшего возраста | Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей |
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно- оздоровительной работы; | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. |
Бодрящая гимнастика | ежедневно | Проводится после дневного сна |
Релаксационные упражнения | В свободное время | . Под спокойную музыку проводятся упражнения на расслабление как части мышц, так и всего тела |
Перспективное планирование по формированию здорового образа жизни у детей
Возрастная группа | Месяц | Мероприятия |
Средняя | Сентябрь | Беседа с детьми «Я и мое тело»; Беседа с детьми: «что такое витамины и зачем они нужны»; Беседа с детьми: «Зачем нам физкультура»; Создание стенда о здоровье в группе. Консультация для родителей: «Здоровый образ жизни – что это значит?»; |
Октябрь | Беседа с детьми: «Хотим здоровые глаза»; Беседа с детьми: «Витаминные продукты»; Беседа с детьми: «На зарядку становись»; Выставка детских рисунков «Витамины с огорода» | |
Ноябрь | Беседа с детьми: «Ухо – орган слуха»; Беседа с детьми: «Вредные продукты»; Беседа с детьми: «Закаляйся, не стесняйся» Создание «Копилки здоровья» (подбор музыки для релаксации, для ритмических упражнений; картотека физкультминуток; карточки для показа детям; подбор оборудования для упражнений; Консультация для родителей: «Основы закаливания»; | |
Декабрь | Беседа с детьми: «Что умеет наш нос»; Беседа с детьми: «Наша каша»; Беседа с детьми: «Зимние забавы»; Памятка для родителей: «Профилактика ОРВИ»; | |
Январь | Беседа с детьми: «Откуда берутся болезни»; Беседа с детьми: «Что можно есть, чтоб не болеть»; Беседа с детьми: «Что такое спорт»; Развлечение для детей: «Викторина с доктором айболитом»; | |
Февраль | Беседа с детьми: «Гигиена. Для чего она?»; Беседа с детьми: «Вода для организма»; Беседа с детьми: «Спортивные предметы»; Создание наглядных памяток для детей о правилах гигиены; Родительское собрание: «Формирование культуры здорового образа жизни в детском саду и семье»; | |
Март | Беседа с детьми: «Зачем нам зубы?»; Беседа с детьми: «Правила поведения за столом»; Беседа с детьми: «Безопасность в спорте»; Создание наглядной памятки для детей о правилах ухода за ротовой полостью; | |
Апрель | Беседа с детьми: «Полезные и вредные привычки»; Беседа с детьми: «Полезные игры на свежем воздухе»; Проведение «Недели здоровья»; | |
Май | Беседа с детьми: «Сон»; Беседа с детьми: «Купание. Игры в воде»; Памятка для родителей: «Тепловой и солнечный удар»; Создание наглядных памяток для детей о правилах поведения у воды | |
Старшая | Сентябрь | Беседа с детьми: «Здоровье. Что это?»; Беседа с Детьми: «Зачем человеку еда?»; Беседа с детьми: «Чем так важна прогулка?» Консультация для родителей: «Что в нашей тарелке?»; |
Октябрь | Беседа с детьми: «Органы чувств наши помощники»; Беседа с детьми: «Правильное питание»; Беседа с детьми: «Обтирание и умывание»; Создать наглядные пособия для детей об органах чувств; Родительское собрание: «Закаливание. Закаливающие процедуры»; | |
Ноябрь | Беседа с детьми: «Ухаживаем за собой»; Беседа с детьми: «Наша беда – вредная еда»; Создание карточек для детей с предметами личной гигиены; Развлечение для детей: «Полезные и вредные продукты»; Развлечение для детей «Викторина с Мойдодыром» | |
Декабрь | Беседа с детьми: «ЗОЖ»; Беседа с детьми: «Полезные соки»; Беседа с детьми: «Зимние виды спорта»; Выставка детских рисунков о здоровом образе жизни; Консультация для родителей: «Здоровая семья»; | |
Январь | Беседа с детьми: «Микробы»; Беседа с детьми: «Этикет за столом»; Создание наглядных правил поведения за столом для детей; | |
Февраль | Беседа с детьми: «Болезни грязных рук»; Беседа с детьми: «Аллергия. В чем опасность?»; Консультация для родителей: «Самомассаж»; | |
Март | Беседа с детьми: «Чистота – залог здоровья»; Беседа с детьми: «Голод»; Беседа с детьми: «Босыми ногами»; Консультация для родителей: «Профилактика плоскостопия»; | |
Апрель | Беседа с детьми: Беседа с детьми: «Велосипед, самокат, ролики»; Беседа с детьми: «Как обработать рану»; Проведение недели здоровья | |
Май | Беседа с детьми: «Солнечные ванны»; Беседа с детьми: «Витамины из леса»; Беседа с детьми: «Активный отдых»; Создание наглядной памятки для детей о правилах поведения на природе; Памятка для родителей: «Игры на пляже»; | |
Подготовительная | Сентябрь | Беседа с детьми: «Здоровье в наших руках»; Беседа с детьми: «Продукты для энергии и силы»; Беседа с детьми: «Спорт. Олимпийские игры»; Создание карточек с изображением олимпийских видов спорта, а также с изображением российских спортсменов; |
Октябрь | Беседа с детьми: «Режим дня»; Беседа с детьми: «Пешие прогулки»; Беседа с детьми: «Что едят спортсмены»; Родительское собрание: «В школу здоровыми»; | |
Ноябрь | Беседа с детьми: «Сердце – важный орган»; Беседа с детьми: «Жуем как следует»; Беседа с детьми: «Сила, ловкость, выносливость»; Развлечение для детей: «Веселые эстафеты»; | |
Декабрь | Беседа с детьми: «Красивая осанка»; Беседа с детьми: «Чем вредна жареная еда»; Беседа с детьми: «Упражнения для красивой осанки»; | |
Январь | Беседа с детьми: «Здоровые ножки»; Беседа с детьми: «Сладкое. Польза и вред»; Беседа с детьми: «Правильно одеваемся на прогулку»; | |
Февраль | Беседа с детьми: «Опасное для зрения»; Беседа с детьми: «Продукты для зрения»; Беседа с детьми: «Зарядка для глаз»; Создание наглядных памяток для детей о том, что создает опасность для зрения; | |
Март | Беседа с детьми: «Опасное для слуха»; Беседа с детьми: «Тренируем слух»; Памятка для родителей: «Профилактика сколеоза»; | |
Апрель | Беседа с детьми: «Плесень. Что это»; Беседа с детьми: «Польза бега»; Неделя здоровья; | |
Май | Беседа с детьми: «Что мы знаем о себе и о здоровье»; Беседа с детьми: «Что мы знаем о продуктах питания»; Беседа с детьми: «Что мы знаем о спортсменах и спорте»; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка»
Программа включает в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программу воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, спос...
Мини – программа по формированию у старших дошкольников системы эталонных понятий
Макет «Город сенсорных эталонов» для ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с эталонами формы, цвета и величины разработан в рамках процесса реализации профессионального проекта п...
Программа по формированию валеологической культуры дошкольников
Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Объем знаний определен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития. Реализация Программы осуществляется через интегрированное занятие 1 раз ...
Авторская программа по формированию наксологической культуры дошкольников и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Дорожная азбука"
Авторская программа по формированию наксологической культуры дошкольников и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Дорожная азбука" для детей 5-6 лет....
План-программа по формированию у старших дошкольников мотивационной готовности к школьному обучению
План-программа представляет собой систему разнообразных форм и методов работы, направленную на развитие представлений детей о школе и своем месте в ней....
Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка»
Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников....
Авторская программа по формированию валеологической культуры дошкольников "Быть здоровым - здорово!"
Программу «Быть здоровым здорово!» разработала с учётом ФГОС ДО и парциальной программы «Будь здоров, дошкольник» (автор - Т.Э. Токаева). Программа направлена на фор...