Физкультурно-оздоровительный проект "Спортивный калейдоскоп"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
физкультурно-оздоровительный проект | 1.64 МБ |
vystuplenie_na_rmo.docx | 32.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32»
Тел: 64-51-46 | 141500 Московская обл. г. Солнечногорск, м-н Рекинцо |
Презентация опыта работы
«Моделирование здоровье-сберегающего пространства в образовательном процессе ДОУ»
Зам.зав. по УВР Клочкова Е.А.,
физ.инструктор Гальцова Е.А.
г.Солнечногорск, 28.11.2017г.
Слайд 2.
Фестиваль «Спортивный калейдоскоп» - это форма физического воспитания, с помощью которой мы продемонстрировали детям и зрителям здоровьесберегающие, спортивные технологии.
Фестива́ль (фр. festival, от лат. festivus — праздничный) массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, спортивного, циркового или киноискусства.
Обычно фестиваль является соревнованием, участники которого выделяются специальными жюри в результате предварительных отборочных просмотров.
Фукционально-результативное определение этого термина дает словарь русского языка С.И.Ожегова:
«Фестиваль - широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств, спорта и физкультуры».
Основная задача фестиваля - внести свежую струю в культурную жизнь страны, региона, города, учреждения, создать максимально широкое поле притяжения, как для профессионалов, так и для рядовых зрителей и слушателей.
Как форма организованной педагогической деятельности фестиваль состоит из следующих частей: открытие фестиваля, конкурсная программа и подведение итога- закрытие фестиваля.
Сегодня вы присутствовали на показательных выступлениях команд-победителей спортивного фестиваля внутри ДОУ.
Данная форма, позволяет объединить все усилия педагогического и детского коллектива вокруг решения поставленной цели – укрепление и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.
Насколько нам это удалось, судить Вам.
Слайд 3
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровьесберегающий педагогический процесс в детском саду - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Слайд 4
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последнее десятилетие, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно в период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе - создание прочного фундамента здоровья.
Одним из путей решения этой проблемы в нашем ДОУ является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.
В своей работе с дошкольниками мы используем следующие здоровьесберегающие технологии: упражнения на фитболах, двигательные сказки, глайдинг, геокешинг, игровой стретчинг, пилоксинг, элементы йоги, упражнения на развитие правильной осанки, психогимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация, массаж и др.
Важное место на занятиях по физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. С помощью дыхания можно расслаблять, восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения.
Слайд 5
Оптимизация двигательной деятельности может быть достигнута за счет:
- проведения дополнительных занятий по физической культуре: оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, упражнения на формирование правильной осанки, свода стопы, укрепление мышц брюшного пресса, развитие мелкой моторики, дыхательная гимнастика, физкультминутки и паузы между занятиями, походы;
- рационального сочетания разных видов занятий и форм двигательной деятельности (различные направления оздоровительных видов гимнастики: ритмическая, аэробика, силовая, дыхательная и др.), а также включения в структуру занятий элементов акробатики, спортивных игр. Занятия с элементами фитнеса, или фитнес-тренировки, - наиболее оптимальный вид занятий, включающий различные виды двигательной деятельности.
Что такое фитнес?
Детский фитнес – хорошо продуманная детская физкультура, общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это занятия под специально подобранную музыку с использованием разнообразного спортивного инвентаря, которые укрепляют мышцы ребенка, повышают способность ориентироваться в пространстве, развивают координацию и ловкость движений, чувство ритма, гибкость и пластичность, внимание и быстроту реакции.
В нашем детском саду детский фитнес проводится как дополнение к обязательной программе физического развития. Таким образом, решаются оздоровительные задачи физического воспитания, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход, учитываются психические особенности детей. Одна из главных задач детского фитнеса- вызвать у детей интерес к выполнению упражнений. Занятия для детей должны быть не принудительной обязанностью, а интересной формой деятельности.
Слайд 7
Двигательная сказка
Двигательная сказка – это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование двигательных умений и навыков, развитие мимики и пантомимики. Кроме того, большое влияние двигательная сказка оказывает на формирование творческого потенциала у детей. Здоровье, помимо других критериев -это движение и положительные эмоции. Движение – это физкультура, а эмоции эффективнее всего проявляются и развиваются в играх драматизациях, инсценировках (театрализованная деятельность). Двигательные сказки - результат интеграции физической культуры и театрализованной деятельности.
Главная задача таких сказок – выделить и определить движения персонажей и соотнести их с физическими упражнениями. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить несоответствие некоторых сказок структуре выполнения стандартных ОРУ по принципу последовательности (для плечевого пояса, для рук, для ног и тд.) Здесь детям предоставляется больше возможностей проявить своё двигательное творчество, более полно передать чувства и эмоции, которые испытывает персонаж сказки.
Работу над двигательной сказкой строю в такой последовательности:
- знакомство с содержанием сказки;
- определяется количество персонажей, их характеристики;
- придумывание и показ не повторяющихся двигательных образов в соответствии с характерами героев;
- соотношение и выполнение двигательных действий и физических упражнений по рисункам и схемам – мнемотаблицам;
- проигрывание двигательных сказок в качестве ОРУ, динамических часов;
- выполнение детьми упражнений по сказке, читаемой педагогом.
Сказку можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию. Перечислим некоторые из них:
1. Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного творчества.
2. Сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением», «вплетением» элементов сказки (проводится в форме «двигательного» рассказа).
3. Театральные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций.
4. Музыкально-ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий.
5. Игровые физкультурные занятия, сочетающие фольклор и физические упражнения.
Видео 1
Слайд 8
Стретчинг — комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг снижает мышечное напряжение, повышает их эластичность, что, в свою очередь, снижает травматичность и болевые ощущения.
Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Растяжки полезны во время освоения приемов релаксации, они снижают болевые ощущения. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.
Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание и т.д.
Рекомендации по проведению игрового стретчинга.
1. Игровым стретчингом можно заниматься индивидуально или в группе.
2. Методика игрового стретчинга не имеет возрастных ограничений, можно начинать занятия с 3-х лет. Время проведения занятий зависит от возраста детей: 3-4 года – 25-30 минут; 5-6 лет – 40 минут; 6-7 лет.
3. Заниматься лучше всего в хорошо проветренном помещении. Коврик для занятий должен быть удобным и иметь приятный для ребенка цвет.
4. Старайтесь, чтобы дети соблюдали принцип постепенности. Не стоит спешить во время занятий.
5. Помните, что все упражнения основаны на чередовании напряжения и расслабления мышц.
6. Следите за тем, чтобы подряд не выполнялись несколько упражнений на сходные группы мышц.
7. В каждом занятии обязательно сочетание динамических и статических форм работы мышц.
8. Соблюдайте в ваших занятиях принцип регулярности.
Элементы игрового стретчинга можно использовать также на утренней гимнастике.
Если с детьми в условиях детского учреждения постоянно заниматься растяжкой, то это непременно даст положительные результаты, которые превосходят все ожидания. А именно: суставы становятся сверх - подвижными, мышечная ткань приобретает необыкновенную эластичность и удивительную гибкость.
Слайд 9
Очень привлекает внимание детей игры- путешествия, поиск сокровищ, поиск кладов. В круге спортивных тренеров и физинструкторов эта технология известна как спортивный квест (геокешинг).
Складывая смысл составляющих слова «геокешинг» - geo (земля) и cache (тайник) - получается – «поиск тайника в земле». Геокешинг - нечто вроде квеста на открытом воздухе. Суть - найти и отметиться.
Воспитанники ищут место по его описанию, фотографии, рисунку, плану, схеме. А клад – это конфеты, сладости, игрушки.
При этом дети младшего дошкольного возраста играют в упрощенную квест-игру. Они ходят в гости друг к другу и выполняют элементарные задания.
Дети средней группы в предложенном поиске уже учатся пользоваться картами-схемами, и передвигаются по зданию детского сада - это является подготовкой для полноценной поисковой игры в старшем дошкольном возрасте
Методика проведения элементов данной технологии с детьми старшего дошкольного возраста включает в себя 4 этапа:
1 этап – предварительная работа. Здесь изготавливается схема или план группы, детского сада, участка ДОУ. Также на этом этапе с детьми проводятся игры-занятия по ориентированию, умению работать с картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.
2 этап – подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.
3 этап – проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы, связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места.
4 этап – презентация результатов. На этом этапе дети с помощью педагога представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.
В ходе игры осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка. Правильно подобранные тематические подвижные игры, логические задания, упражнения, поединки детей с врагами здоровья (лень, обжорство, страхи и т.п.) позволяют формировать положительное отношение к закаливанию, физкультуре, гигиеническим процедурам, режиму дня и здоровому образу жизни в целом.
Основной плюс и изюминка игры состоит в том, что каждый раз дети не знают какое приключение их ждет, с чем им придется столкнуться и какой маршрут преодолеть, в результате чего заинтересованность детей от игры к игре только возрастает, у них возникает желание заниматься физкультурой стать сильнее, быть более ловким, смелым.
Таким образом, использование технологии «образовательного геокешинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, любознательности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата. В желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания окружающего мира.
Слайд 10
Пилоксинг
Эта гимнастика качественно прорабатывает мышцы тела, увеличивает выносливость, укрепляет сердечнососудистую и нервную систему.
У таких, на первый взгляд, совершенно разных направлений, как кикбоксинг и пилатес, есть и общие черты: и та и другая системы развивают чувство равновесия и укрепляют все основные мышечные группы.
При этом пилатес способствует развитию гибкости и грациозности, а боксирование дает реакцию и уверенность в себе. Все боевые техники в пилоксе преподносятся в академических вариантах, поэтому можно освоить и закрепить настоящие удары из бокса и тейквондо.
Комбинация пилатеса, боксерских и танцевальных движений выполняется раундами по две-три минуты. Пилатес и растягивающие упражнения сменяются резкими передвижениями и ударами из бокса.
Повороты и наклоны, которые есть и в боксе, и в пилатесе, работают на косые мышцы туловища; статические упражнения и удары ногами укрепляют ноги и пресс. Хуки и джебы расправляют плечи и тренируют руки. Пилатес активизирует мышцы спины, выравнивая осанку, а аэробный режим занятия дает возможность развивать быстроту и выносливость.
Общие рекомендации:
Рекомендуется применять данную технологию со старшего дошкольного возраста, не рекомендуется начинать упражнения неподготовленным детям, занятия начинаются с растяжки и упражнений пилатеса, затем уже элементы бокса. Технологию можно использовать в вводной части занятия, как показательное выступление на спортивном празднике, как комплекс утренней гимнастики.
Слайд 11
Глайдинг – это система тренировок с использованием простейших упражнений. Тренировка не нуждается в специальном оборудовании (два фитнес-диска), для работы с детьми дошкольного возраста можно использовать бумажные одноразовые тарелочки. Подкладывая их под стопы или ладони, можно скользить на них во время выполнения упражнений и можно бесконечно модифицировать базовые отжимания, приседания, выпады. При этом мышцы нагружаются эффективно, так как работают по всей траектории движения, контролируя диски и поддерживая равновесие. Эта система тренировок очень популярна.
Упражнения хорошо развивают координацию движений и вестибулярный аппарат.
Глайдинг экономит время. Мышцы прорабатываются эффективнее, поэтому не приходится делать большое количество повторов. У данной системы тренировок практически нет противопоказаний. Глайдинг не рекомендован лишь тем, кому по состоянию здоровья вообще нельзя заниматься спортом и физкультурой.
Любое движение в глайдинге задействует мышцы центральной части корпуса, спины и пресса. Они помогают держать баланс и прорабатываются, даже когда тренируются ноги, выполняя приседания и выпады.
Уместно будет использовать эти упражнения и для профилактики плоскостопия, так как при их выполнении постоянно задействованы мышцы и связки, участвующие в формировании свода стопы.
Рекомендации
Данную систему тренировок можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста при выполнении ОРУ, утренней гимнастики. Элементы глайдинга можно использовать на физкультминутках. Музыкально-ритмические комплексы с применением технологии «Глайдинга» можно использовать в праздниках и досугах физкультурно-оздоровительной направленности.
Слайд 12
Йога – прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность детей в движении. Благодаря упражнениям йоги дети станут бодрыми, гибкими, координированными, улучшат способность к концентрации и эмоциональному равновесию. Это особенно важно в наши дни, так как дети много времени проводят в сидячем положении, просматривая телепередачи, играя за компьютером. Йога заключает в себе целостный подход к поддержанию здоровья и внутреннего благополучия, который обеспечит детям хорошее самочувствие и поможет их растущим телам, укрепит внутренние органы.
Начиная заниматься йогой, дети соприкасаются с природой и естественным ритмом жизни, учатся уважению к себе и другим детям. Практика йоги укрепляет кости детей, делает их мышцы упругими, пластичными. Балансирующие позы способствуют развитию координации движений и концентрации внимания детей. Постоянная практика поз поможет контролировать и смягчать эмоции детей, обеспечивая полноценный отдых и сон. Большинство поз изображают животных и природу, а кроме того, это веселая игра без элементов соревнования. Йога способствует тому, чтобы дети выросли мягкими, добрыми и, возможно, создали в будущем более спокойный мир.
Таким образом, практическая ценность йоги заключается в том, что она:
- развивает гибкость и силу (повышаются подвижность суставов, эластичность связок и мышц, расширяется спектр движений);
- улучшает осанку (укрепляются мышцы, поддерживающие позвоночник, выпрямляется и укрепляется позвоночный столб);
- дает осознание своего тела (гармонично развиваются правое и левое полушария мозга);
- формирует правильное дыхание (здоровый сон, спокойствие ума, освобождение эмоциональных блоков и творческой энергии);
- способствует концентрации ума (бдительность, восприимчивость, внимательность, активизация интеллектуальных способностей);
- развивает коммуникативные навыки (расширение словарного запаса);
- повышает самооценку (растет уверенность в себе).
Дети получают удовольствие от выполнения физических упражнений, в том числе и упражнений йоги. Занимаясь с детьми йогой. Мы помогаем им расти здоровыми, крепкими и жизнерадостными.
Слайд 13
Миофасциальный релиз.
Эта технология будет более интересна тем, кто занимается с детьми в реабилитационно-восстановительных центрах.
В последнее время врачи нередко ставят детям диагноз «диспластический синдром» или «дисплазия соединительной ткани». Что это такое?
Соединительная ткань в человеческом организме является самой «разноплановой». Она включает такие несхожие субстанции, как кость, хрящ, подкожно-жировую клетчатку, кожные покровы, связки и др. В отличие от других тканей, соединительная ткань имеет структурные особенности: клеточные элементы находящиеся в межуточном веществе, которое представлено волокнистыми элементами и аморфным веществом.
Практически все дети до 5-летнего возраста имеют признаки дисплазии – у них нежная, легко растяжимая кожа, «слабые связки» и т.д. Поэтому диагностировать ДСТ в этом возрасте можно только косвенно, а также по наличию внешних признаков дисплазии у детей.
Надо сразу уточнить, что дисплазия соединительной ткани – это не болезнь, а, скорее, конституциональная особенность!
Желательно ежедневно проводить гимнастику для стоп, делать ножные ванны с морской солью 10-15 минут, делать массаж стоп, голеней и бедер.
Особенности методики
Массажная техника миофасциального релиза комфортна:
• надавливание,
• пальпация,
• мягкое растяжение тканей.
Над каждым участком фасции можно работать около двух-трех минут. Растяжение очень мягкое. В процессе воздействия дети не должны ощущать боли. Массажные движения плавные и безболезненные.
Методика абсолютно уникальна, так как позволяет:
• расслабить и растянуть почти все мышцы и фасции,
• увеличить подвижность и гибкость суставов,
• при правильном выполнении упражнений снять напряжение, которые испытывает тело из-за малоподвижного образа жизни.
В принципе противопоказания стандартны, как и для любой другой физической активности:
• признаки простуды,
• обострения хронических болезней,
• онкология,
• травмы,
• психические расстройства.
Видео 2.
Слайд 13. Нетрадиционное оборудование.
Большое значение для развития двигательной активности детей имеет создание условий в ДОУ, наличие необходимого спортивного оборудования. В последнее время в дошкольных учреждениях координально изменился подход к обеспечению развивающей предметно-пространственной среды, выделяется финансирование, за счет которого покупаются модули, мячи, обручи и прочее спортивное оборудование. Но дошкольный возраст – возраст особенный, детям нужно постоянная смена впечатлений, дети нуждаются в игровой мотивации. Большую роль в этом играет нестандартное физкультурное оборудование, в изготовлении которого принимают участие, как сами дошкольники, так и их родители, и педагоги ДОУ.
Задачи: формировать интерес к нестандартному оборудованию, приобщать педагогов и родителей к его изготовлению; развивать у детей творчество, фантазию при его использовании; мотивировать детей на двигательную активность, через использование нестандартного оборудования в самостоятельных видах деятельности.
Предложенное вашему вниманию оборудование сделано своими руками для пополнения предметно – развивающей среды. На первый взгляд это всего лишь поделки, сделанные педагогами и родителями, но в работе они незаменимые помощники. Интерес детей к различным новшествам вызывает у детей положительные эмоции и это тонизирует организм в целом. Совместное изготовление оборудования активизирует родителей, настраивает их на сотрудничество с педагогами.
Изготовление таких пособий не требует больших затрат. В основном используется разнообразный бросовый материал: все то, что наверняка найдется в любом доме из разряда ненужных вещей. Минимум затрат и времени! А в результате получаются очень яркие привлекающие к себе внимание пособия. Они помогают развивать мышцы рук, ног, координацию движений, меткость, ловкость, внимание.
Нестандартное оборудование должно быть:
- безопасным
- максимально эффективным
- удобным к применению
- компактным
- универсальным
- технологичным и простым в применении
- эстетичным.
Видео 3.
Подводя итог нашему выступлению, хочется сказать, что в нелегкой каждодневной борьбе за здоровье детей, да и за свое собственное, все средства хороши. Главное: желание и заповедь: «Не навреди!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма физкультурно-оздоровительных мероприятий на летний оздоровительный период
Данный методический материал раскрывает воспросы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. В циклограмме подробно приведены формы физкультурно-оздоровительной работы, согласно разным возрастным особе...
Оздоровительный час,как компонент создания физкультурно-оздоровительного пространства в группе.
В своем проекте я представляю практические и действенные методы поддержания здоровья детей дошкольного возраста, методики нетрадиционного оздоровления, которые можно использовать для профилактики прос...
«Интеграция и реализация физкультурно-оздоровительной и музыкально- оздоровительной работы в дошкольных организациях ФГОС»
Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспита...
Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...
КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРАЗДНИКА (с использованием игровых и физкультурно-оздоровительных технологий) В РАМКАХ ГОРОДСКОГО ФЕСТИВАЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ «ВЕСЁЛЫЕ СТАРТЫ»
В хороводе народных подвижных игр...
КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРАЗДНИКА (с использованием игровых и физкультурно-оздоровительных технологий) В РАМКАХ ГОРОДСКОГО ФЕСТИВАЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ «ВЕСЁЛЫЕ СТАРТЫ»
Физкультурно - спортивный праздник...
Физкультурно - оздоровительный проект : «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительном воспитании детей младшей группы»
Физкультурно - оздоровительный проект " Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительном воспитании детей младшей группы"...