Проект " Калейдоскоп настроений"
проект на тему

Белёнова Яна Владимировна

Краткосрочный, межгрупповой , социально-ориентировочный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kaleydoskop_nastroeniy.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «Организация психолого-педагогического сопровождения и интеграция разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения «Калейдоскоп настроений»

Разработчик  проекта: педагог-психолог Белёнова Я. В.

Тип проекта: межгрупповой, краткосрочный, социально-ориентировочный.

Цель проекта: сохранение психологического здоровья детей, повышение психолого – педагогической компетенции родителей и педагогов, снятие психоэмоционального напряжения через организованную модель здоровьесбережение в ДОУ.

Задачи проекта :

1.Повысить психолого — педагогической компетентности педагогов и уровень знаний о психоэмоциональном развитии ребенка у родителей, через здоровьесберегающую деятельность в ДОУ.

2. Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

3. Формировать познавательный интерес ребенка через его включенность в различные вид деятельности.

4. Научить взрослых использовать знания по формированию здорового психологического комфорта к психологическому здоровью детей.

5. Повышать интерес педагогов и родителей к психологии через распространение передового опыта по формированию здорового психологического комфорта воспитанников с учетом их возрастных особенностей.

6. Содействовать формированию эстетической культуры детей и родителей в совместной творческой деятельности, укрепление партнерских отношений дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Участники проекта: воспитанники всех возрастных групп, родители, педагоги МАДОУ « Детский сад комбинированного вида № 7  г.Шебекино Белгородской области»

Этапы реализации проекта :

Первый этап – подготовительный. Цель: определение целей и форм взаимодействия между субъектами проектной деятельности; получение общего представления о позитивном или негативном эмоциональном состоянии и благополучии участников образовательного процесса в ДОУ.

Второй этап — практический. Цель: реализация поставленных целей с помощью выбранных форм работы, определение системы работы; создание психологически безопасного информационного пространства.

Третий этап– заключительный. Цель: подведение итогов проектной деятельности; определение психоэмоционального состояния участников и результативности профилактической работы.

Актуальность проекта.

На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья человека очевидна. Особенно, у нас, жителей Заполярья, «Полярный синдром» — это не болезнь, а реакция организма на действие комплекса факторов высоких широт. Не только полярная ночь, но и полярный день в Заполярье – характеризуются наличием чувства необоснованной тревоги и напряжения, депрессией, сонливостью, по утрам отсутствием традиционного чувства бодрости; тревожит появление у детей излишней активности или, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Спокойный, уравновешенный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Такие варьирования могут действовать на психику, особенно на эмоциональное состояние. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно. И педагог часто не может определиться в выборе приемов и методов для налаживания эффективного взаимодействия с такими детьми.

Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям. Родители зачастую испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются целым рядом причин:

  • ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);
  • социально-экономическими проблемами общества, ведущим к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи, трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
  • личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях) отсутствия понимания;
  • глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей экологическими проблемами, локальными войнами и т.д.).

Так как в современных условиях деятельности дошкольного образовательного учреждения приоритетным направлением является работа с родителями и взаимодействие с семьей, то данные тенденции, происходящие в жизни общества, нельзя оставлять без внимания. Поэтому назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – как работа с семьей.

Все это позволило говорить о необходимости выстраивания специально-организованной работы с детьми и взрослыми (сотрудники, родители). Тем более, что необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса. Так как проблема психоэмоционального состояния актуальна и для сотрудников детских учреждений.

Таким образом, особенно важно при ведущей роли педагогов-психологов объединить усилия воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата.

В рамках проекта были обобщены и структурированы различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволило осуществлять более эффективное взаимодействие между, педагогами и родителями детей.

Новизна проекта: работа по данной проблеме построена на принципе интеграции и систематизации психолого-педагогического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога и педагогов.

Краткая аннотация проекта:

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС) рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада.

Как известно, психоэмоциональное напряжение является одной из характеристик психического состояния человека. Согласно  введения в ФГОС дошкольного образования, необходимым в работе ДОУ, это сделать акцент на совместную деятельность родителей, педагога и детей, используя интеграцию разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения.

При разработке проектной деятельности были предусмотрены следующие  принципы:

  • учет возрастных и индивидуальных возможностей детей
  • мероприятия проекта не должны, по возможности, вмешиваться в воспитательно-образовательный процесс (соблюдения режима дня)

- события проекта должны охватывать по возможности весь детский сад (сотрудников, родителей и детей).

 Направление проекта:

  • Поиск новых направлений и форм психолого- педагогической работы.
  • Развитие творческого потенциала в процессе совместной деятельности детей и взрослых с использованием инновационных технологий в ДОУ.
  • Создание благоприятной психологической атмосферы.

Методы и приемы, используемые в проекте:  беседы,  игры-путешествия, коммуникативные игры, сюжетные игры, методы арттерапии.

В рамках проекта «Калейдоскоп настроений» в нашем дошкольном образовательном учреждении были проведены следующие мероприятия

Содержание

Аудитория

Ответственные

Марафон

« Обнимашки»

Воспитанники младших, средних

Воспитатели младших, средних

Психологическая игра

« Радуга настроений»

Воспитанники  старших  и подготовительных групп

Воспитатели  старших и подготовительных групп

Выставка рисунков

« От улыбки станет всем светлей»!»

Воспитанники  старших  и подготовительных групп

Воспитатели  старших и подготовительных групп

Игра « Угадай настроение», беседа

«Наше настроение зависит только от нас»

Воспитанники средних, старших  и подготовительных групп

Воспитатели средних, старших и подготовительных групп

Развлечение с детьми

« Цветное  настроение»

Воспитанники младших,  средних, старших  и подготовительных групп

Педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель

Методологическое обеспечение проекта:

  • В.Г. Алямовская, С.Н. ПетровскаяПредупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста
  • Дружинин В.Н. Психическое здоровье детей
  • Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ
  • Калинина Р.Р. Психолог-педагогическая диагностика в детском саду
  • КряжеваН. Л. Развитие эмоционального мира детей
  • Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ
  • Никифоров Г.С. Психология здоровья
  • Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей
  • Тебенева Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ

- Журнал «Детский сад будущего – галерея творческих проектов. Санкт-Петербург 2012-2015г.

Развлечение с детьми « Цветное  настроение»

Под весёлую музыку забегает клоун – весельчак и балагур Клёпа.

Клёпа:        Привет, ребятишки, девчонки и мальчишки!!! Я веселый клоун,

а зовут меня Кнопа! А вас как зовут?..

                    Дружно  своё имя назовите! Готовы?

                     Раз, два, три, своё имя назови!

(Все дети одновременно называют своё имя.)

Наверное вы решили отдохнуть: поиграть, повеселиться,

                    Друг с другом шуткой поделиться?

Дети:           Да!

Клёпа:         Как здорово!!! Шутки, игры я люблю

И вам их сегодня подарю,

Вот только Кнопочку найду!

                                   Я по дорожке бежал, оглянулся, а подружки рядом нет.

                    Кнопочку я потерял. Вот теперь бегаю,

                    повсюду её ищу и никак не найду.

                    Ребята, а вы Кнопочку не видели? (Ответы детей)

Клёпа:         Друзья, вы мне помогите: все вместе Кнопочку сюда к нам позовите!

(Все дети громко зовут несколько раз: «Кно-по-чка!!!» В зал входит «рыдающая» Кнопочка.)

Клёпа:         Кнопочка! Наконец-то я тебя нашёл! Привет!

(Кнопочка отворачивается обиженно от Клёпы, рыдая ещё больше.)

Кнопочка, чего ты рыдаешь?

Кнопочка:  Я на тебя обиделась!

Клёпа:         Почему?

Кнопочка:  Ты по дорожке бежал?

Клёпа:         Бежал!

Кнопочка:  От меня убежал?

Клёпа:         Убежал!

Кнопочка:  А я потерялась!!! (рыдает) Вот моё настроение и испортилось! Ааа….

Клёпа:         Ой-ёй-ёй! Что же делать? Как  Кнопочке хорошее настроение вернуть?.. Я придумал!  Поделимся с Кнопочкой хорошим настроением.
Дети отвечают на вопрос: «Мне бывает весело, когда…..»

 Клёпа:       Кнопочка, ты знаешь, почему у нас с ребятами такое хорошее настроение?

Кнопочка: Неет, не знаю…

 Клёпа:         Да потому что уже кончилась зима,

Поёт, журчит, звенит весна,

И всем ребятам не до сна,

Вот уже и старших деток песенка слышна!

(Дети старших групп поют песню о весне.)

Кнопочка:  Не хочу я песни петь,

Не люблю я Весну!

Лучше буду я реветь

И никого не слушать! А-а-а…

И никого не слушать! А-а-а…

(рыдает, потирая глаза кулачками и топая ногами)

Клёпа:         Что же делать нам, друзья? Как Кнопочку развеселить,

Как настроение хорошее опять ей подарить?

А я загадок, шуток много знаю и ещё стихи сочиняю!

Вот послушайте, что я сочинил:

«Тает снег, течёт ручей,

На ветвях полно врачей»… (реакция детей)

Что такое? Я что-то не так сказал?

Ах, да, не врачей, чего это они вдруг на деревья полезли?

А кого полно?  (Ответ детей: Грачей!)

А вот ещё стишки моего сочинения:

  • На поляне лесной вырос зуб молодой… (дуб)
  • Под берёзами, где тень, притаился старый день… (пень)
  • На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок!.. (кочкам)
  • Говорит один рыбак: «В речке выловил башмак.

Но зато ему потом, на крючок попался дом!»… (сом)

Клепа:      А ещё, Кнопочка ты должна знать –

Дети очень любят танцевать! (Совместный танец)

Кнопочка:  Я не танцевала так, лет, наверно, уже пять!

Хорошо повеселились, поплясали, порезвились!

Вы, ребята, не устали?.. Поиграть хотите в зале?..

Клёпушка, давай ещё поиграем, дружок! А что у меня есть?

(Достает мыльные пузыри) Игра «Кто больше лопнет пузырей?»

 Кнопочка: достает платок

Клёпа:        Кнопочка, зачем тебе платок?

Собралась ты слёзы вытирать?

Кнопочка:  Да что ты! Плакать мне совсем расхотелось!

Настроенье, хоть куда!!!

А платочек мне поможет этих детишек заворожить,

Ну, а главное, девчонок и мальчишек

Очень быстро рассмешить!

Клёпа:         Ну, давай, тебе и слово!

Веселиться мы готовы!

Кнопочка:  Становитесь-ка в кружок,

Поглядите на платок…

Кому он в руки попадёт,

Пусть тот в центр плясать пойдёт!

Игра с младшими, средними детьми «Танцующий платок».

Клёпа:         Остальные тоже пляшут:

Ручками красиво машут!

Кнопочка:  А я загадок много знаю! Можно, сейчас их вам загадаю?..

  • Меж коряг устроил домик шар колючий – добрый …(гномик-ёж)
  • С пальмы вниз на пальму снова ловко прыгает… (корова-обезъяна)
  • Над лесом солнца луч потух. Крадётся царь зверей… (петух-лев)
  • Длиннее шеи не найдёшь, сорвёт любую ветку…(ёж-жираф)
  • Воду хоботом берёт толстокожий… (бегемот-слон)

(отгадки путаницы произносит Клёпа, дети с Ведущей его поправляют)

Клёпа:         Ну как, Кнопочка, твоё настроение? Улучшилось?

Кнопочка:  Спасибо вам, друзья! Я больше не буду плакать никогда!

Клёпа:         Друзья, а давайте все вместе научим

Танцевать мою подружку танец дружбы!

Все дети встают в хороводы исполнять танец «Дружба».

Кнопочка:  Приближается время прощанья,

Закончился уже веселья час!

Клёпа:         И пора сказать нам: «До свиданья!»

Но мы с вами встретимся ещё не раз!

Вместе:       До свидания, друзья! До свидания!!! (все прощаются)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический проект "Калейдоскоп Эмоций"

Тематический проект "Калейдоскоп эмоций". Методические разработки по проекту. Занятия в центрах активности. Конспект  занятия....

Проект инновационной деятельности: «Организация психолого-педагогического сопровождения и интеграция разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения «Калейдоскоп настроений»

Разработка и внедрение инновационных моделей по психологической поддержке по  сохранению, укреплению и коррекции психологического здоровья воспитанников  и сотрудников МБДОУ в условиях ФГОС....

Проект инновационной деятельности: «Организация психолого-педагогического сопровождения и интеграция разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения «Калейдоскоп настроений»

Цель проекта: сохранение психологического здоровья детей, повышение психолого – педагогической компетенции родителей и педагогов, снятие психоэмоционального напряжения через организованную модел...

Проект "Калейдоскоп настроения"

Проект "Калейдоскоп Настроения" был реализован в рамках Недели Психологии в ДОУ. Участниками стали педагоги, родители и воспитанники детского сада. Целью проекта является повышение уровня ко...

Проект "Калейдоскоп детских проектов "Моя 7Я"

ПРОЕКТв заочном муниципальном конкурсе«Калейдоскоп детских проектов «Моя 7Я»Цель: вовлечение воспитанников ДОУ в познавательно- исследовательскую деятельностьЗадачи: вовлечение ...

Проект "Калейдоскоп проектов творчество М.М. Пришвина"

Проект "Калейдоскоп проектов творчество М.М. Пришвина"...

Калейдоскоп настроения!

laquo;Колейдоскоп настроения!» Акция «Настроение дня».Цель: выявить настроение детей утром и вечером, когда они уходят домой, создать положительный настрой детей с плохим...