"ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
статья на тему

Косарева Мария Константиновна

материал для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkult_rabota_v_doo.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

"ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ".

Выполнила

Воспитатель

Косарева М.К

Владивосток

2018


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

  1. Анализ психолого-педагогической литературы ………………………5
  2. Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации……………………………………………………………………………9
  3. Педагогические условия организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении…………………………………………………………………………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………19

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..20


ВВЕДЕНИЕ

Согласно исследованиям, проведенным в последние время каждые 10 – 15 лет возрастает количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), таким образом одной из первостепенных задач дошкольной образовательной организации (ДОО) согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) заключается в эффективности физического развития детей и повышении их физической подготовки[1].      

Здоровье – самое ценное, что есть в человеческой жизни, незря народная мудрость гласит: «Здоровье - всему голова!». Физкультурно-оздоровительная работа — это комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками образовательного учреждения, направленных на укрепление и сохранение физического и психического здоровья и оздоровление организма ребенка. Занятия, направленные на оздоровление и закаливание детей, являются важным условием оздоровительной физкультуры. Физическая активность одно из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет ребенку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой.

Ранний и дошкольный возраст жизни ребёнка охватывает период от рождения до 7 лет. В этот период закладывается основа становления физических и духовных способностей, здоровья и продолжительности жизни. Данный период характеризуется интенсивным ростом и развитием всех систем организма.

Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Физическая культура характеризует разные виды деятельности: двигательная, соревновательная, культурно-спортивная, физкультурная и др. Основным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, выступает физкультурная деятельность.

 Целью физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организаци являются освоение основных двигательных действий, подготовка к физическому воспитанию в школе, профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы

Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, педагогические наблюдения показывают, что физическое воспитание – основная ступень комплексной системы воспитания дошкольников. Именно поэтому важно организовывать процесс физического воспитания именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.

Понятие «физическое воспитание» впервые в России в конце XVIII в. ввел академик, профессор анатомии А. П. Протасов.  В его работах по физическому воспитанию обоснована необходимость движений для сохранения здоровья.

Русский педагог, анатом и врач П.Ф. Лесгафт внес огромный вклад в развитие теории физического воспитания. Именно П.Ф. Лесгафт является основоположником научной системы физического воспитания в России.  Идеи П.Ф. Лесграфта в области дошкольного физического воспитания продолжил профессор, член Академии педагогических наук, доктор педагогических наук, врач – гигиенист Е.А. Аркин. Е.А. Аркин в доступной форме знакомил дошкольных работников с основными закономерностями высшей нервной деятельности, выявленными И.М. Сеченовым и И.П. Павловым, режимом дня, организацией жизни ребенка, указывал на важность взаимодействия детского сада и семьи. Его фундаментальный труд «Дошкольный возраст» не утратил своего значения до настоящего времени.[2] 

Особую роль в развитии физического воспитания дошкольников сыграл Н.А. Метлов. Н.А. Метлов опубликовал более 130 работ по физическому воспитанию. Среди важнейших его публикаций - «Утренняя гимнастика в детском саду». Он написал учебник для педагогических училищ «Методика физического воспитания», а также книгу для воспитателей и музыкальных руководителей «Утренняя гимнастика под музыку».[3]

Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных организаций, в процессе которого происходит знакомство с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу всех органов и систем.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста изучает закономерности управления развитием ребенка в процессе его воспитания и обучения, учитывая возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления. В соответствии с этим разрабатывается содержания всех форм организации физического воспитания и оптимальной педагогические условия его реализации.

В настоящее время наблюдается хронический дефицит двигательной активности детей, это тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Многие исследователи такие как  Е.Н. Вавилова,               С.И. Гальперин, О. А. Козырева, Л.Е. Любомирский, Т.И. Осокина, А.Н. Щербак отмечают что, исследования, направленные на преобразование дошкольной физической культуры, связаны с расширением состава используемых средств, методов и нетрадиционности содержания непрерывной образовательной деятельности (НОД), повышением творческой инициативы педагога, особенностями контингента детей, поиском нестандартных организационно-методических приемов, игровой деятельности.

Как отмечалось ранее, от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества, а формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду, так как именно здесь происходит выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: динамичности и открытости, научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности.

Физкультурно-оздоровительная работа в условиях образовательных организациях в последние годы постоянно находится в поле зрения ученых, специалистов по физической культуре и спорту и педагогов-практиков.

Образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в построении индивидуальной стратегии здорового образа жизни каждым воспитанником и целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания.

Физическое воспитание — это целенаправленный процесс, направленный на формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать биологический и духовный потенциал. Следовательно, процесс физического воспитания необходимо начинать с момента рождения нового человека.

Физическое воспитание – это  органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства[4].

Основные средства и  методы физического воспитания – различные виды спорта и туризма, занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами – гимнастическими, легкоатлетическими), овладение специальными знаниями и навыками в области использования физических упражнений, закаливание организма (использование оздоровительных сил природы – солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта,  средств закаливания, личной и общественной гигиены в целях физического развития и совершенствования (т. н. физическое образование).[5] 

Анализируя различные определения к понятию физическое воспитание, лучше всего отражено в следующем определении - физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.

Каждая ДОО работает по определенной основной общеобразовательной программе дошкольного образования.  Программа – это государственный документ, который определяет цель, задачи, содержание работы с детьми по разным видам деятельности.

В условиях перехода дошкольного образования к реализации ФГОС, основное внимание в процессе работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста уделяется реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура».

Таким образом, для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний необходимо систематически проводить активные закаливающие мероприятия, повышать уровень их двигательной активности. Необходимо вырабатывать у детей привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умения самостоятельно заниматься этими упражнениями в детской организации и дома. Необходимо воспитывать у дошкольников любовь к знаниям спортом, интерес к их результатам, достижениям спортсменов.

Оздоровительная физкультура в детском возрасте – это часть системы оздоровительного комплекса. При проведении занятий с дошкольниками физические упражнения следует подбирать с учетом возрастной физиологии и в соответствии с особенностями возрастного периода детства, характером ответных реакций.

1.2 Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации

Физкультурно-оздоровительная работа — это комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками образовательной организации, направленных на укрепление и сохранение физического и психического здоровья и оздоровление организма ребенка.

Целью физкультурно-оздоровительной работы в ДОО является освоение основных двигательных действий, профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры, а ткаже подготовка к физическому воспитанию в школе.

 Ранний и дошкольный возраст жизни ребёнка охватывает период от рождения до 7 лет. Этот период характеризуется интенсивным ростом и развитием всех систем организма, закладывается основа становления физических и духовных способностей, здоровья и продолжительности жизни. Основой всестороннего развития ребёнка является правильный уход за ним и физическое воспитание. Овладение ходьбой, бегом, ползанием, преодоление препятствий, подвижные игры способствуют интеллектуальному и функциональному развитию, усиливают процессы роста, укрепляют здоровье (иммунную резистентность), повышают приспосабливаемость (адаптацию) организма к различным факторам внешней и внутренней среды.

Физическое воспитание детей главная педагогическая задача физического совершенствования ребенка. Основная педагогическая задача заключается в подготовке здорового, трудоспособного, всесторонне физически развитого, подрастающего поколения к полноценному выполнению функций гражданина современного общества.

В федеральном образовательном стандарте определены задачи, направленные на «Физическое развитие»[6]:

•           охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

•          обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

•         формирование общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

•          формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

•          обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Работа по физической культуре в нашем детском саду строится в соответствии с ФГОС ДО на основе программно-методического обеспечения:

-  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы;

- Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа;

- Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа;

- Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа.

В соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта мы стараемся выстраивать свою работу как на общепедагогических принципах (активности, постепенности, систематичности, последовательности, наглядности, индивидуализации, доступности), так и специальных, которые отражают специфические закономерности физического воспитания:

- принцип интеграции, учитывающий возможности и специфику образовательных областей;

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

 -принцип возрастной адекватности и индивидуализации в процессе физического воспитания, т.е. учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- принцип непрерывности, обеспечивает последовательность занятий и преемственность между ними;

- принцип системного чередования нагрузок и отдыха (сочетание высокой активности и отдыха в разных формах двигательной деятельности ребенка);

- принцип цикличности – заключается в повторяющейся последовательности занятий, позволяющей повысить тренированность, улучшить физическую подготовленность ребенка

-принцип оздоровительной направленности – решает задачи укрепления здоровья ребенка.

На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста.

Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы:

  • сохранение физического и психического здоровья;
  • освоение основных двигательных действий;
  • подготовка к физическому воспитанию в школе;
  • профилактика заболеваний;  
  • укрепление здоровья средствами физической культуры. [7]

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО включает в себя следующие мероприятия:

  • утренняя гимнастика,
  • физкультурное занятие,
  • гимнастика после дневного сна,
  • физкультминутки,
  • игры и упражнения между занятиями (динамическая пауза),
  • подвижные игры и упражнения на прогулке,
  • закаливающие мероприятия[8].  

Физкультурное занятие является основной формой организованного обучающего физкультурного упражнения в ДОО. Занятия обязательны для всех детей. Занятия проводятся круглый год. Летом физкультура не отменяется. С детьми дошкольного возраста следует проводить ряд физкультурных занятий:

Классические занятия (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).

Игровые занятия (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т.д.).

Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т.д.).

Сюжетные занятия – комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т.д.).

Ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений).

Самостоятельные занятия (самостоятельная тренировка по выбору, затем проверка задания тренером).

Занятия серии «изучаем свое тело» (беседы о своем теле, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказанию первой медицинской помощи).

Тематические занятия (с одним видом физических упражнений).

Контрольно-проверочные занятия (выполнение отставания в развитии моторики ребенка и пути их устранения[9].

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.

Физкультминутки проводятся воспитателем по мере необходимости (в течение 3–5 мин.) в зависимости от вида и содержания непрерывной образовательной детельности по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с движением занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным.

Игры и упражнения между занятиями, или двигательная разминка, позволяют активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий.

Для укрепления здоровья детей проводятся подвижные игры, физические упражнения на прогулке. Подвижные игры – сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Подвижные игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные игры.

Летние забавы на прогулках. В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме решать серьёзные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи. Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, даёт возможность приобрести двигательные навыки и умения.

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность.

Закаливание – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Для реализации выше представленных мероприятий физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных организациях создаются определенные условия, способствующие охране и укреплению здоровья детей, их физическому и психическому развитию. Кроме того, используются традиционные формы и методы оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми.  

При организации оздоровительных мероприятий необходимо соблюдение системы обеспечения безопасной жизнедеятельности, которая предполагает изучение правил дорожного движения и техники безопасности на занятиях и в совместной деятельности.

Так как ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог, семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС направлен на ребенка. Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» следует строить с учетом потребности детей и заказов родителей. Только в тесном контакте педагогов и родителей можно добиться хороших результатов, укрепить и сохранить здоровье ребенка.

Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа в ДОО способствует и направлена на сохранение физического и психического здоровья и укрепление организма ребенка. Выбор конкретных средств и методов зависит от контингента детей, задач дошкольного учреждения.

1.3 Педагогические условия организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

Как ужебыло сказано ранее правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольного образования. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является основой для общего развития человека. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы долголетия, здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой и физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.

Для повышения уровеня здоровья детей, эффективности организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОО, для создания атмосферы в которой у ребенка появится желание самостоятельно применять на практики полученные знания, воспитатель должен обладать определенными навыками и знаниями. В виду этого необходимо рассмотреть такое понятие как «компетентность».

Профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций рассматривается как интегральная характеристика, включающая когнитивный (профессиональные знания), деятельностный (профессиональные умения и опыт) и профессионально-личностный компоненты.

Компетентность – это личные возможности должностного лица, его квалификация (знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определенных знаний и навыков[10].

В психологии общепринята точка зрения, согласно которой понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы выполнения деятельности (А.П. Журавлева, Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакурова, А.И. Щербаков и др.)[11] 

Профессиональная компетентность педагога — это личные возможности воспитателя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формируемые им самим или администрацией образовательной организации. Необходимым условием для решения тех или иных педагогических задач является знание педагогической теории, умение и готовность применять ее положения на практике.

Таким образом, под педагогической компетентностью воспитателя можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Компетентность воспитателя должна включать личное стремление к самообразованию, саморазвитию и самореализации в социуме и создание педагогических условий для социального развития и самореализации ребенка дошкольного возраста, выполнение своих профессиональных функций. В то же время важно отметить, что методическая служба ДОО должна вести целенаправленную работу с педагогами по совершенствованию и развитию их профессиональной компетентности.

Важно отметить, что ни одна, даже лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольной организации плохо развита система социализации, не создано детско-взрослое общество (детей-родителей-педагогов), для которого характерно содействие друг другу. Следовательно, данную проблему дошкольника можно решить только при поддержке, желании и тесном сотрудничестве с семьёй.

Между родителями и детьми существуют наиболее сильные человеческие связи. Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера.

В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех – и для педагогов, и для родителей. Планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь семье в воспитании детей, ее вовлечение в физкультурно-оздоровительную деятельность, повышение интереса к своему ребенку как к самореализирующийся личности, активизация педагогического самообразования родителей – одна из целей работы педагогов с семьей.[12] 

Педагоги ДОО должны дать родителям необходимые педагогические и практические советы, знания по физкультурно-оздоровительной работе чтобы в домашних условиях родители могли закрепить приобретённые знания и навыки.

Просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников может осуществляться в разнообразных формах.

Дошкольные учреждения разнообразны, работают по различным программам и методикам, поэтому разнообразны формы и методы взаимодействия дошкольных учреждений с семьями - как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

В этих целях хорошо используются:

-   информация в родительских уголках, в папках передвижках, в библиотеке детского сада;

-   различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания;

-   совместные физкультурные досуги, праздники;

-   анкетирование и тестирование родителей по вопросу воспитания здорового ребенка.

Планирование воспитательно-образовательной работы предусматривает гармоничную организацию воспитания с учетом возрастных, индивидуальных физических и психических особенностей детей.

Для того чтобы влиять на оздоровление и физическое развитие ребенка, необходимо изучить все особенности (физиологические, интеллектуальные) основных показателей развития и оценить уровень этого развития в соответствии с программными требованиями и диагностическими установками. С этой целью обычно в начале и в конце учебного года рекомендуется проводить психолого-педагогическую диагностику.

Диагностика обеспечивает научный подход к организации работы с детьми, позволяет точно учитывать их потребности по всем направлениям развития, систематизировать всю работу детского сада и более объективно оценивать результаты педагогической деятельности.

Установить правильный режим, наметить план дальнейших занятий с детьми, дать родителям совет по воспитанию ребенка можно лишь тогда, когда хорошо известно состояние здоровья ребенка и уровень его развития в данное время. Обучение детей будет успешным лишь при условии, если методы и предлагаемая ребенку дидактическая задача будут основываться на уже достигнутом ранее уровне развития. Поэтому одним из обязательных условий правильного воспитания является хорошо организованный повседневный контроль за состоянием здоровья, развитием детей и их поведением.

Наряду с ежедневным наблюдением за поведением ребенка необходимо контролировать ход физического и психического развития. Имеется много показателей, характеризующих физическое развитие детей. Основными из них являются: рост, вес, окружность головы и груди; многочисленные показатели нервно-психического развития; познавательное развитие, эмоционально-социальное развитие, бытовые навыки, физическое, речевое развитие. Своевременность их формирования, как правило, исключает трудности дальнейшего обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общей целью образования в области физической культуры является формирование у дошкольников потребности в бережном отношении к своему здоровью, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Физическое воспитание и оздоровление дошкольников - сложный процесс. Усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, но в дальнейшем ребенок использует эти движения в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, поэтому привычка действовать определенным образом успешно складывается только при тесном взаимодействии инструктора по физическому воспитанию, воспитателя группы и семьи.

Последовательная реализация сформулированных педагогических условий и принципов организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации предоставляет возможность достижения гармоничного духовного и телесного развития личности каждого ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998
  3. Алямовская, В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания / В. Г.Алямовская. - Москва: ВЛАДОС, 2006. – 168 с.
  4. Антонов, Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века / Ю. Е.Антонов. - Москва: Аркти, 2001. – 211 с.
  5. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие / Т.Л.Богина. – Москва: Мозаика – Синтез, 2005. - 112 с.
  6. Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольникам: Программа и программные требования / Л.Д.Глазырина. - Москва: ВЛАДОС, 2001. – 187 с.
  7. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста /Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. -  Москва: Педагогика, 2000. – 256 с.
  8. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И.Давыдова,  Л.Г. Богославец, А.А.Майер. – Москва: Сфера, 2005. – 144 с.
  9. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / - Санкт-Петербург, 2002. – 234 с.
  10.  Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – Москва: Сфера, 2005. – 80 с.
  11. Индивидуально – дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста / – Москва: Педагогика, 1999. – 211 с.
  12. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]/ Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. – Санкт-Петербург: Акцидент, 1998. – 32 с.
  13. Вераксы Н.Е. ОТ РОЖДЕНИЯДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования – М.МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. - С. 366
  14. Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет  / Л.И. Пензулаева. - Москва: ВЛАДОС, 2002. – 157 с.
  15. Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста  / Л.И. Пензулаева. - Москва: ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
  16. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / Под ред. С.О.Филипповой. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс – 2005. – 416 с.
  17. Шарманова, С.Б. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: теория и практика  / С.Б.Шарманова. - Челябинск, 2001. – 113с.
  18. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников / Э.Я. Степаненкова. – Москва: Академия, 2001. – 368 с.
  19. Степаненкова, Э.Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития дошкольников / Э.Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. – 2005.– № 12. – С.23–25.
  20. Полтавцева, Н. О программе знаний физической культуры для дошкольников / Н. Полтавцева // Дошкольное воспитание.  – 1997. - № 5. – С. 14-16.
  21. Замотаева Л. Организация физкультурных занятий по принципу круговой тренировки Л. Замотаева   // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 5. -С. 34
  22. http//:www. maam.ru
  23. http//www.nsportal.ru


[1] Приказ Минобрнауки от 17. 10.  2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

[2] Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / Под ред. С.О.Филипповой. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс – 2005. – 416 с.

[3] Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – Москва: Линка-пресс, 2000. – 236 с

[4] Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – Москва: Сфера, 2005. – 80 с

[5] Полтавцева, Н. О программе знаний физической культуры для дошкольников [Текст]/ Н. Полтавцева // Дошкольное воспитание.  – 1997. - № 5. – С. 14-16.

[6] Приказ Минобрнауки от 17. 10.  2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

[7] Степаненкова, Э.Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития дошкольников [Текст]/ Э.Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. – 2005.– № 12. – С.23–25.

[8] Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду [Текст] / О.И.Давыдова,  Л.Г. Богославец, А.А.Майер. – Москва: Сфера, 2005. – 144 с.

[9] Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду [Текст] / О.И.Давыдова,  Л.Г. Богославец, А.А.Майер. – Москва: Сфера, 2005. – 144 с.

[10] Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998

[11] Индивидуально – дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста / – Москва: Педагогика, 1999. – 211 с.

[12] Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет [Текст] / Л.И. Пензулаева. - Москва: ВЛАДОС, 2002. – 157 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация летней оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

Создание условий, планирование работы, осуществление контроля  -  все это поможет качественно организовать работу коллектива детского сада в летний период....

Эссе "Диалог с дочерью, или Организация учебно-методической работы в дошкольном образовательном учреждении"

В эссе раскрыты реальные события, специфика работы методиста или старшего воспитателя в ДОУ и личное отношение к профессии....

Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном  учреждении....

Образовательный проект как средство организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

Одной из главных задач деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляем...

Организация эколого-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

      Здоровье человека – тема весьма актуальна и в 21 веке она становится первостепенной.      Сегодня, несмотря на все достижения медицины, сохранение...