Программа по доп образованию для детей среднего дошкольного возраста "Поиграй - ка"
рабочая программа по физкультуре (средняя группа) по теме
Программа по доп образованию для детей среднего дошкольного возраста "Поиграй - ка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_programma_po_dop.obr_._poigray_ka.docx | 43.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 1056»
(ГБОУ Школа № 1056)
_____________________________________________________________________________
125363 г. Москва, улица штурвальная, дом 7, корпус 2
тел. 8-499-497-01-40, факс 8-499-491-96-10
Программа
Направление: физическая культура и спорт
Вид деятельности: спортивный кружок
Объединение: «Поиграй - ка».
Период действия программы– 1год
Год обучения – I год
Возраст обучающихся – дети от 4 до 5 лет
Рассчитана на 38 недель, 114 часов в год
Преподаватель объединения
Смоленская Е.В.
Программа утверждена
«30» августа 2017г.
Директор ГБОУ Школа №1056
Е.А.Борисова________________
Москва, 2017 г.
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
«В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни».
К.Д. Успенский
Пояснительная записка
Задачей физического воспитания в годы дошкольного детства является охрана жизни и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка, содействие его правильному физическому развитию, подготовка к широкому вхождению в жизнь, в школьную деятельность.
Одним из важнейших средств, всестороннего развития ребёнка является движение, которое служит обязательным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания окружающего мира и ориентировки в нём. От степени удовлетворения естественной потребности ребёнка в движении зависят его здоровье, физическая и умственная работоспособность.
Актуальность данной программы в том, что в настоящее время задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека стоит на первом месте. В достижении этих задач может помочь подвижная игра – доступная и увлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. В играх привычное становится необычным, новое и сложное – хорошо освоенным. Играя, ребенок упражняется в различных действиях, с помощью взрослого овладевает новыми и более сложными способами их выполнения. Играя дети точно выполняют правила, учатся быстро реагировать на сигналы и на изменения игровой ситуации. В игре, больше чем в какой – либо другой деятельности, ребенок может проявить самостоятельность, независимость, реализовать свои желания и интересы. В игровых действиях стимулируется социально-познавательная, эмоционально – волевая и двигательная активность. В следствии повышения двигательной активности значительно усиливается деятельность костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. Играя в народные подвижные и дворовые игры, дети вбирают в себя лучшие национальные традиции. В народных играх ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. А доступность и выразительность игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. Играя в народные, дворовые и просто подвижные игры дети изучают фольклорные тексты, музыку… Заражаются динамичностью действий и азартом игр. Дети, действуя по строго определенным правилам, приучаются к совместным и согласованным действиям с ровесниками, что помогает приобрести уникальный социальный опыт, который положительно скажется на становлении личности ребят.
Педагогическая целесообразность программы в том, что подвижные игры народов России и дворовые игры вызывают положительный отклик, всплеск положительных эмоций у детей, а также создают хорошее настроение, благотворно влияя на эмоциональный фон.
К. Д. Ушинский:«…Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач для взрослого человека. Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача будущей педагогики»…
Е.А. Аркин:«В движении ребёнок находит источник живой радости».
Подвижные игры народов России и дворовые игры являются средствами, гармонически развивающими ребёнка, дающими значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект.
Отличительная особенность программы проявляется:
- в возможности начать обучение с любого момента.
- в возможности привлекать к совместной деятельности детей с разным уровнем физической подготовленности.
- в обеспечении доступности каждому ребенку испытать свои силы, возможности увидеть свои результаты, получить одобрение и поддержку со стороны сверстников и взрослых.
- в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к дворовым играм и играм народов России.
- в возможности совершенствовать полученные знания и навыки, применять их в свободной деятельности с детьми и родителями.
Цель программы: обучение играм народов России и дворовым играм. Передача культурного наследия из поколения в поколение. Приобщение детей к здоровому образу жизни и гармонизации детских отношений. Получение детьми достаточно прочного запаса двигательных навыков, умений, хорошей координации движений и физических качеств.
Основные задачи:
Образовательные:
- Научить детей играть в подвижные игры народов России;
- Научить детей играть в дворовые игры;
- Работать по профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки;
- Учить управлять своими движениями в различных ситуациях;
- Обучать умению анализировать свои действия и действия товарищей.
Развивающие:
- Развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость, развивать чувство равновесия, умение ориентироваться в пространстве, развивать внимание и выдержку.
- Развивать умственные, нравственные и эстетические способности.
- Развивать и обогащать эмоциональное состояние детей через игры, через осознания своих возможностей и успехов в освоении игровых правил и действий.
Воспитательные:
- Воспитывать умение взаимодействовать в игре со взрослым и в свободной деятельности с ровесниками, а также доброжелательность и контактность.
- Воспитывать интерес и любовь к физическим упражнениям, занятию физкультурой.
- Воспитывать желание укреплять и сохранять свое здоровье.
Приоритетные задачи: создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях физической культурой, формирования потребности получать достаточно прочный запас двигательных навыков и умений.
Этапы организации и проведения подвижных игр с детьми 4-5 лет:
1. Правильный выбор игр;
2. Постепенное усложнение подвижных игр и упражнений;
3. Предварительная подготовка к конкретной игре;
4.Организация непосредственного руководства проведением игр;
5. Реализация индивидуального подхода к каждому ребенку;
6. Создание необходимых условий для проведения игр и игровых упражнений.
Развитие двигательных навыков и умений при проведении подвижных игр:
Ходьба, бег, прыжки – учатся ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учатся бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком. Учатся прыгать на двух ногах с продвижением вперед, на месте, с поворотом кругом, через линию, с короткой скакалкой, прыгать на одной ноге поочередно.
Катание, бросание, ловля, метание мяча –закрепляют умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч об пол правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук.
Упражнения в равновесии – закрепляют умение ходить между линиями, предметами, по линии, с перешагиванием через предметы, кружение в обе стороны.
Развитие умений ориентироваться в пространстве –закрепляют умение самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в шеренги, колонны.
Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности
Формируется умение играть, работать дружно, согласовывая свои действия с действиями других детей, формируется целеустремлённость, настойчивость, выдержка, смелость, желание помочь своему товарищу, взаимовыручка.
Проводится подбор игр для закрепления полученных знаний, для комплексного решения образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Условия реализации программы
Программа «Поиграй - ка» рассчитана на 1 год занятий с детьми 4 -5 лет (дети средней группы). В спортивный кружок принимаются все желающие.
Формы и режим занятий: Группа одного года обучения комплектуется по 10 -12 человек с детьми среднего дошкольного возраста, 4-5 лет. В соответствии с Сан.Пином занятия проходят 2 раза в неделю, по 25 минут. Между занятиями необходимы организованные моменты в количестве от 5 до 10 минут для перемещения детей на кружок и с кружка в группу, так как дети дошкольного возраста передвигаться самостоятельно, без сопровождения взрослых, по дошкольному учреждению не могут.
При проведении кружка используются общепринятые способы организации детей - фронтальный, поточный, групповой и индивидуальный.
Кружок работает с сентября по май включительно.
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят.
Материально – техническое обеспечение:
Кружок работает в физкультурном зале, оборудованном для игр и упражнений, инвентарем. Имеется достаточное количество кеглей, скакалок, мячей разного размера, вида, игрового оборудования «городки», платочков, флажков, обручей, спортивных снарядов, демонстрационного материала и дидактических пособий. Имеется музыкальный центр и подборка музыкальных произведений для проведения подвижных игр, бега, ходьбы.
Регламент занятий:
1 часть (3-4 мин.) Вводная часть занятия
2 часть (12 - 15мин) Основная часть занятия
3 часть (3 -4 мин) Заключительная часть занятия
Требования к уровню подготовки детей по окончании программы «Поиграй -ка»
В результате обучения в кружке дети должны (в соответствии с возрастом ребенка):
- знать определенное количество дворовых игр и игр народов России;
- уметь самостоятельно организовывать в свободной деятельности в группе и на прогулке знакомые игры со сверстниками;
- уметь придумывать варианты игры к знакомым играм;
- соблюдать правила знакомых игр;
- уметь играть, работать дружно, согласовывая свои действия с действиями других детей.
В результате обучения в кружке дети должны владеть следующими навыками (в соответствии с возрастом ребенка):
- выработке лёгких, свободных движений с хорошей координацией в движениях рук и ног, сохранении направления и равномерности ходьбы и бега.
– владения упражнениями с различными спортивными снарядами, такими как: мяч, скакалка, резинка, кегли, обручи.
- владения упражнениями, тренирующими глазомер (навык броска и ловля мяча, кольцеброса).
- ориентировки в пространстве: самостоятельно находить свободные места в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в шеренги, колонны.
Формы подведения итогов и контроль результатов.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
- открытый показ занятий для родителей
- детские праздники
- соревнования
- игры на прогулке
Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка начальным, итоговым контролем педагога (наблюдение за ребёнком в процессе занятий, беседы, контрольные вопросы, контрольные задания). Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети хотели их выполнять.
Календарно – тематическое планирование занятий с детьми 4-5 лет
Сентябрь
Октябрь
№ п/п | Темы занятий |
| ||||||||
1. | «Мой веселый, звонкий мяч» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
2. | «Игры нашего двора» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
3. | «Игры нашего двора» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
4. | «Игры нашего двора» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
5. | «Играй, играй, мяч не теряй» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
6. | «Играй, играй, мяч не теряй» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
7. | «Меткий бросок» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
8. | «Меткий бросок» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
9. | Знакомство с игрой «Серсо» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
ИТОГО: | 3часа 45 минут | - | 3часа 45минут |
Ноябрь
№ п/п | Темы занятий |
| ||||||||
1. | Знакомство с игрой «Серсо» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
2. | Знакомство с игрой «Городки» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
3. | Знакомство с игрой «Городки» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
4. | Знакомство с фигурой «Забор» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
5. | Знакомство с фигурой «Звезда» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
6. | «Кто быстрее» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
7. | «Игры нашего двора» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
8. | «Игры нашего двора» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
9. | «Игры нашего двора» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
ИТОГО: | 3часа 45 минут | - | 3часа 45минут |
Декабрь
№ п/п | Темы занятий |
| ||||||||
1. | «Мышки –малышки» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
2. | «Мышки –малышки» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
3. | «Мышки –малышки» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
4. | «Серсо» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
5. | «Серсо» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
6. | Знакомство с городошной фигурой «Самолет» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
7. | «Построй фигуры: «Забор», «Звезду», «Самолет» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
8. | «Меткий бросок» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
ИТОГО: | 3часа 20 минут | - | 3часа 20минут |
Январь
№ п/п | Темы занятий |
| ||||||||
1. | «Веселая резиночка» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
2. | «Веселая резиночка» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
3. | «Веселая резиночка» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
4. | «Мой веселый, звонкий мяч» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
5. | «Мой веселый, звонкий мяч» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
6. | «Русские народные игры» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
7. | «Русские народные игры» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
8. | «Русские народные игры» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
ИТОГО: | 3часа 20 минут | - | 3часа 20минут |
Февраль
№ п/п | Темы занятий |
| ||||||||
1. | «Башкирские народные игры» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
2. | «Башкирские народные игры» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
3. | «Мордовские народные игры» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
4. | «Северо - осетинские народные игры» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
5. | «Татарские народные игры» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
6. | «Игры нашего двора» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
7. | «Веселая резиночка» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
8. | «Игры по желанию детей» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
ИТОГО: | 3часа 20 минут | - | 3часа 20минут |
Март
№ п/п | Темы занятий |
| ||||||||
1. | «Игры по желанию детей» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
2. | «Игры по желанию детей» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
3. | Городошная фигура «Колодец» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
4. | Городошная фигура «Стрела» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
5. | «Знакомые городошные фигуры» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
6. | «Якутские народные игры» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
7. | «Белорусские народные игры» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
8. | «Русские народные игры» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
ИТОГО: | 3часа 20 минут | - | 3часа 20минут |
Апрель
№ п/п | Темы занятий |
| ||||||||
1. | «Мой веселый, звонкий мяч» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
2. | «Мой веселый, звонкий мяч» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
3. | «Мой веселый, звонкий мяч» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
4. | «Веселая резиночка» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
5. | «Веселая резиночка» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
6. | «Веселая резиночка» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
7. | «Игры народов России» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
8. | «Игры народов России» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
9. | «Игры народов России» | 25 минут | 25 минут | |||||||
ИТОГО: | 3часа 45 минут | - | 3часа 45минут |
Май
№ п/п | Темы занятий |
| ||||||||
1. | «Веселые городки»» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
2. | «Веселые городки»» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
3. | «Мышки –малышки» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
4. | «Мышки –малышки» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
5. | «Игры нашего двора» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
6. | «Игры нашего двора» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
7. | «Мой веселый, звонкий мяч» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
8. | «Любимая поиграй – ка» | 25 минут | - | 25 минут | ||||||
9. | «Любимая поиграй- ка» | 25 минут | 25 минут | |||||||
ИТОГО: | 3часа 45 минут | - | 3часа 45минут |
Сентябрь, октябрь, ноябрь
Триместр | Программное содержание | Методические приемы. Игры, игровые задания |
I | Закреплять умение детей согласовывать движения с текстом. | Разминка: «»Каштаны»; «Листья»; «Дождик»; «Осенью» |
Развивать координацию движений. | Считалки: «Шла машина темным лесом..» «Раз, два, три, четыре, пять…» | |
Закреплять умение ориентироваться в пространстве, | «Гуси, гуси»; «Веселый шофер»; | |
Упражнять в бросании мяча в определенном направлении и умении его ловить | «Кольцеброс», | |
Развивать внимание, наблюдательность, мышление, речь. Учить владеть собой, своими движениями. | Игровое задание «Прыжки на батуте», «Веселая скакалка», « Классики» | |
Упражнять детей в прыжках на двух ногах, укрепляя мышцы ног. Формировать чувство ритма. Совершенствовать двигательные навыки | «Съедобное, не съедобное»; «Зайцы в огороде»; «Серсо»; | |
Способствовать появлению эмоции уверенности, веры в свои силы, в свою способность преодолевать лежащие на пути препятствия. | «Мяч об стенку» «Цветные автомобильчики» «Мышеловка» | |
Знакомить с новыми подвижными играми. | «Гонка мячей» |
Декабрь, январь, февраль
Триместр | Программное содержание | Методические приемы. Игры, игровые задания |
II | Продолжать развивать выдержку, наблюдательность, ловкость. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг | Разминка: «Зарядка»; «Лошадка»; «Гном»; «Снежная баба»; «На горке». Считалки: «На златом крыльце сидели»; «Шишел – Мышел сел на крышу, Шишел – Мышел взял и вышел» Пальчиковая гимнастика: «Белка»; «Сел мышонок на масленок..» |
Продолжать учить детей играть по правилам, по сигналу, взаимодействовать друг с другом, уступать друг другу, помогать. | Городошные фигуры : «Забор», «Самолет», «Звезда» Игровые задания для запоминания фигур. Знакомство с правильным захватом биты Знакомство с правилами броска биты. | |
Учить детей вносить новизну в знакомые игры. | Игровые упражнения с резинкой, мячом. | |
Продолжать развитие глазомера, меткости, точности, силы, координации. | Продолжать учиться играть в игру «Серсо» Знакомство с новыми играми народов России: «Снежная баба»; «Палочка –выручалочка»; «Краски»; «Горелки». | |
Познакомить с новой игрой «Городки», историей возникновения, с городошными фигурами . | «Игровая»; «Заря» ;«Гуси»; «Пчелки и ласточка»; «Юрта»; «Липкие пеньки»; «Раю-раю»; «Перетягивание»; «Чепена»; «Метание с плеча»; «Метание снизу»; «Серый волк»; «Хлопушки»; «Тимербай»; «Лисички и курочки»; | |
Развивать интерес у детей к занятию спортом, подвижным играм и упражнениям. | «Охота на лося»; «Игра в мяч»; «Льдинки , ветер и мороз»; «Рыбаки и рыбки»; «Заяц-месяц»; «Диски» | |
Развивать интерес к играм народов России и дворовым играм | ||
Март, апрель, май
Триместр | Программное содержание | Методические приемы. Игры, игровые задания |
III | Продолжать развивать у детей ориентировку в пространстве. | Разминка: «Веселые зверята»; «Шофер»; «Мчится поезд»; «День» |
Продолжать развивать физические качества гармонично. Совершенствовать навыки выполнения любых видов движения(прыжки, равновесие, метание..) | Считалки: «Бабка Ежка и Кощей наварили в роще щей, и давай всех угощать, ты-ведущий, нам-играть!»; «Шла машина темным лесом..»; «до-ре-ми-фа-соль-ля-си! Села кошка на такси, а котята прицепились и бесплатно прокатились!» | |
Продолжать развивать интерес к играм народов России. | Пальчиковая гимнастика: «Замок»; «Раз, два, три, четыре, пять..» «Этот пальчик..» | |
Знакомить с новыми играми народов России. | Городошные фигуры : «Стрела», «Колодец» Игровые упражнения на построение городошных фигур, Закрепление умений захвата и броска биты | |
Закреплять знания пройденных игр. | Игровые упражнения с резинкой, мячом. | |
Помогать организовывать самостоятельные игровые действия детей | «Снежная баба»; «Палочка –выручалочка»; «Краски»; «Горелки». | |
Продолжать учить детей играть по правилам, по сигналу. | «Игровая»; «Заря» ;«Гуси»; «Пчелки и ласточка»; «Юрта»; «Липкие пеньки»; «Раю-раю»; «Перетягивание»; «Чепена»; «Метание с плеча»; «Метание снизу»; «Серый волк»; «Хлопушки»; «Тимербай»; «Лисички и курочки»; | |
Поощрять у детей желание и умение взаимодействовать друг с другом, уступать друг другу, помогать друг другу. | «Охота на лося»; «Игра в мяч»; «Льдинки , ветер и мороз»; «Рыбаки и рыбки»; «Заяц-месяц»; «Диски» Игры по желанию детей |
Список литературы:
1К.Ю. Белая, В.М. Сотникова «Разноцветные игры» М. изд. «Линка-пресс»2007г.
2Т.Г. Анисимова, Е.Б. Савинова «Физическое развитие детей 5-7 лет»
Изд. «Учитель» 2008г.
3 В.П. Щербаков «Физкультура от 3 до 17 лет» М. «Центр инновации в педагогике 1996
4Е.Н. Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать».
М. «Просвещение» 1983г.
5Э.Я. Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду»
М. изд.«Мозаика - Синтез» 2008
6 Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжова, М.М. Борисова. «Руководитель физического воспитания» М. Гуманитарный изд. центр «Владос» 2005г.
7 Е.А. Тимофеева, Е.А. Сагайдачная, Н.Л. Кондратьева «Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации» часть № 1
М. изд. «Воспитание дошкольника»2009г.
8 М. Борисова, Т. Зорина, Н. Сафронова «Обучение дошкольников игре «Городки»» М. изд. «Линка – Пресс» 2017г.
9 Т.И. Осокина «Подвижные игры народов России, стран СНГ и Балтии» М. изд. «Диалог культур» 2013г.
10 Т.А. Семенова «Оздоровительные технологии» М. изд. «Инфра – М» 2016 г.
11 З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» М. изд. «Просвещение» 1991г.
12 Н.В. Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» С.-П. изд. Детство – Пресс 2011г.
13 М.М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения для дошкольников» М. изд. АКА Принт 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей среднего дошкольного возраста кружок «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения представляет собой краткое тематическое изложение содержания кружка, включающего сведен...
Рабочая программа к основной образовательной программе воспитания и образования дошкольников "Детство" Средний дошкольный возраст. Автор-составитель: воспитатель высшей квалификационой категории Иванова Надежда Евгеньевна.
Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы МБДОУ детского сада №8 "Земляничка" "Детство"...
«Пластилиновая фантазия» Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в тво...
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста «Пластилиновая фантазия»
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в тво...
Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности».
Программа расчитана на детей 4- 5 лет. Цель программы: формирование у воспитанников устойчивых навыков, знаний безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, посредством системы методов и сред...
Рабочая программа дошкольного образования для детей среднего дошкольного возраста,2022-2023 учебный год
Рабочая программа,возраст 4-5 лет...
Программа кружка дополнительного образования «Веселая математика» (средний дошкольный возраст) Осипова Татьяна Васильевна
Программа кружка дополнительного образования «Веселая математика» (средний дошкольный возраст) Осипова Татьяна Васильевна 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка Проблема развития математиче...