Взаимодействие с семьей по вопросам трудового воспитания и сотрудничества
статья (старшая группа) по теме
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьёй строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребёнка, его положительных качеств, способностей. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_leontevoy_iriny_vladimirovny.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с семьей по вопросам трудового воспитания и сотрудничества
Леонтьева Ирина Владимировна
МАДОУ «ДС № 100 г. Челябинска»
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьёй строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребёнка, его положительных качеств, способностей. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.
Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап - демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
На втором этапе - родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть родительские собрания, групповые тематические выставки, конкурсные программы, проекты и т.д.
Третий этап - предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Следовательно, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет труд детей.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.
В настоящее время повышение результативности и качества деятельности невозможно без тесной взаимосвязи с родителями воспитанников. Сущность трудового воспитания заключается в приобщении дошкольников к доступной форме трудовой деятельности, а так же к положительному отношению к труду взрослых. Для того, чтобы ребенок проявлял желание и активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки, умение и стремление трудиться самостоятельно.
Эффективность трудового воспитания и его уровень не может происходить без тесного взаимодействия с родителями и семьей.
Целью моей работы было: активизировать родителей к совместной деятельности по вопросам трудового воспитания, установить взаимосвязь между семьей каждого ребенка, создать атмосферу взаимопонимания, взаимоподдержки.
Перед собой поставила следующие задачи:
- Обогатить знания родителей в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста.
- Создать условия для благополучного сотрудничества с родителями.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
- Настроить как детей, так и родителей на совместную плодотворную работу по плану и правилам группы.
Для выполнения поставленных задач мы, прежде всего, создали в группе необходимые условия для труда детей: дооборудовали трудовые уголки, силами родителей и воспитателей были оформлены «Огороды на окошках».
Практика показала, что любое начинание педагогической деятельности будет эффективным, если в нем принимают участие родители. Поэтому в работе с семьей используем разнообразные формы и методы.
Остановлюсь на тех, которые оказались наиболее действенными. Приглашаю родителей на педагогические всеобщие родительские собрания, консультации. Советую, как вовлекать дошкольника в трудовую деятельность, подготавливаю краткие методические рекомендации - памятки.
В уголках для родителей помещаю информацию по проблеме трудового воспитания. Широко практикуем совместный труд детей и родителей: периодически организуем работу по благоустройству участка детского сада, изготовлению и ремонту скворечников и кормушек для птиц.
Родители не остаются в стороне и при подготовке материала для развития игровой деятельности детей: проявили большой интерес и фантазию для оформления предметно-развивающей среды группы.
Совместный труд детей и родителей практикуем и при подготовке массовых праздников. Так весной устраиваем ярмарку на праздник «Масленица»в подготовке, к которой участвуют родители и дети. Вместе они делают поделки, пекут домашние блины и пряники. А осенью устраиваем выставку поделок «Дары осени».Зимой участвуем в конкурсе «Зимняя сказка».
Чтобы ближе показать родителям жизнь детского сада, его содержательную и многогранную работу, мы практикуем дни открытых дверей для них.
Работа по совершенствованию трудового воспитания сложна и многогранна. Работая по этой теме, я много внимания уделяю вопросу формирования у детей представления о людях разных профессий. С этой целью разработала проект «В мире профессий», в которомодна из приоритетных задач , заключается в том, чтобы дать детям знания и представления о людях разных профессий, об их труде и результатах деятельности. Научить ценить и уважать труд человека, пробудить интерес к трудовой деятельности человека определенной профессии. Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Нужно организовывать мастер - классы родителей, которые не только рассказывают о своих профессиях, но и привлекают детей в том или ином действии. Вот мама – швея, она рассказала детям о своей профессии, о разных видах ткани, какие бывают швы, как шьют одежду. А вот мама Варвары - кондитер. Она работает на кондитерской фабрике. Она рассказала детям о своей профессии и научила детей украшать имбирные пряники. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
В результате проделанной работы стала замечать у детей проявление большого интереса к миру профессий. Дети с огромным удовольствием слушали сказки, разгадывали загадки, разучивали пословицы о труде. Легко принимали участие в сюжетно – ролевых играх, самостоятельно разворачивая сюжет игры, включая в игровой процесс деятельность людей разных профессий. Проделанная работа повлияла на отношение детей к труду. Они научились испытывать чувство уважения к близким и незнакомым людям, которые создают своим трудом ценности, необходимые человеку для жизни.
Именно система работы с родителями дала свои положительные результаты по трудовому воспитанию детей. С удовольствием отмечаем, что родители стали прислушиваться к советам воспитателей, видеть в педагогическом коллективе своих близких советчиков.
Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи, позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.
Таким образом, роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Выступая активной воспитывающей силой, семья одновременно является объектом педагогического воздействия детского сада. При ее систематической помощи, направленной на повышение уровня педагогической грамотности и культуры родителей, на совершенствование всех средств, методов и приемов воздействия на личность, семья может стать действенным институтом воспитания и социализации ребенка.
Список литературы:
- Бочкарёва О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи.
- Вахитова З. Г. Формирование педагогической компетентности родителей на основе взаимодействия ДОУ и семьи // Сборник научных статей по материалам II Всероссийского координационного семинара-совещания по многоуровневой подготовке специалистов дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с семьей по вопросам трудового воспитания дошкольников
Статья о сотрудничестве с родителями воспитанников по вопросам трудового воспитания. Раскрывается актуальность проблемы, рассказывается о направлениях, формах и методах работы с родителями....
"Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей"
Цель сотрудничества детского сада с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей – воспитывать физически развитого, жизнерадостного ребенка путем формирования у него осо...
"Формы работы ДОУ при взаимодействии с семьей по вопросам физического воспитания детей"
Физическое развитие и оздоровление детей 3-7 лет не является изолированным направлением работы детского сада. Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можн...
Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания дошкольников»
данная консультация раскрывает воспитательные функции семьи и дошкольного учреждения в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания дошкольников»
данная консультация помогает родителям организовать трудовое воспитение в семье...
«Взаимодействие с семьёй по вопросам трудового воспитания и сотрудничества. Создание условий для трудовой деятельности.»
Проект социального взаимодействия: «Взаимодействие с семьёй по вопросам трудового воспитания и сотрудничества. Создание условий для трудовой деятельности.»...
Доклад на тему : Детский сад и семья в вопросах трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Данный доклад представлен в рамках проекта " Секреты бабушки Ирины", представлен на конкурсе ВИРО "Пчелка". В докладе говорится о взаимодействии с родителями в трудовом воспи...