Практико- значимый проект "Счастливый ребенок- здоровый ребенок"
проект (старшая группа) на тему

Плотнягина Ирина Александровна

В материале описана методика применения коррекционно- развивающих технологий, основанных на музыкальном воздействии. Эта работа позволяет добиться значительных результатов в психологической коррекции и гармонизации эмоционально- волевой сферы личности и общего здоровья ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №5 «Семицветик»





Практико- значимый проект
Тема: «Счастливый ребенок – здоровый ребенок»



                                                   Плотнягина Ирина Александровна
                              музыкальный руководитель, учитель-логопед
                                                   



                                             
г. Протвино

Введение

Актуальность.  Среди психологических проблем 21 века особое место заняла проблема сохранения и восстановления психоэмоциональной сферы детей, так называемого психологического здоровья. В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы: гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями; дети порой бывают замкнутыми, тревожными, застенчивыми. Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Применение коррекционно- развивающих технологий, основанных на музыкальном воздействии, позволяет добиться значительных результатов в психологической коррекции и гармонизации эмоционально-волевой сферы личности  и общего здоровья ребенка.    

Цель: создание системы занятий, направленных на коррекцию и гармонизацию эмоционально-волевой сферы личности ребенка.

Задачи: - создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения; способствовать решению  личностных, поведенческих проблем;  укреплять психическое и физическое здоровье детей; формировать социально- коммуникативные навыки.

Практическая значимость. Участники проекта- дети дошкольного возраста. Проект применяется с целью коррекции и гармонизации эмоционально-волевой сферы личности ребенка, укрепления его физического здоровья. В результате применения коррекционно - развивающих технологий, основанных на музыкальном воздействии,   происходит  оздоровление психики: воспитывается уверенность в своих силах, выдержка, волевые черты характера, стимулируется  активность. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья детей. Проект может использоваться  музыкальными руководителями, учителями- логопедами, воспитателями, учителями начальных классов  в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Основная часть

Теоретическое обоснование

Анализ состояния здоровья российских дошкольников показывает, что с каждым годом увеличивается число детей с нарушением психоэмоциональной сферы, характеризующихся повышенной возбудимостью, агрессией, тревожностью, страхами, неуравновешенностью в поведении, импульсивностью действий. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Важным и далеко не всегда учитываемым обстоятельством является то, что успешное развитие психических функций зависит не только от когнитивных процессов, но в значительной мере и от эмоциональной  сферы ребенка, от их взаимного влияния. Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом  коммуникации и  интеграции. Действуя на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, она позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темпераменты.

Большой вклад в разработку проблемы психологии восприятия музыки внесли теоретики музыкального искусства, психологи, педагоги. Поэтому, рост числа  детей, имеющих отклонения в развитии, с одной стороны, современные научные знания и интересный практический опыт, с другой стороны, позволяют рассматривать  музыкальное искусство не только с эстетических позиций, но и как универсальное средство психологической коррекции и гармонизации эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию - функцию человеческого общения. В данном ракурсе истинная роль и назначение музыки заключено, как пишет Л. С. Выготский, в "уравновешивании организма со средой". Как считают многие исследователи, музыка – одна из форм невербального общения, которая стимулирует коммуникационную деятельность ребенка, призывая его взаимодействовать с другими детьми.      

Новые подходы к музыкальному образованию требуют  использования наряду с традиционными иных, наиболее эффективных педагогических технологий в воспитании детей. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: восприятие музыки (слушание), пение, музыкально- ритмическую деятельность, музыкально- театральную деятельность, игру на детских музыкальных инструментах, пальчиковые игры, массаж, самомассаж под музыку, дыхательную гимнастику, психогимнастику.  Музыкальное занятие - это не просто последовательность упражнений, это каждый раз цельное драматическое действие, в котором все элементы связаны и объединены общим ритмом.

Теоретическая значимость 

Психологи и педагоги часто говорят, как полезно слушать музыку. При правильном подборе музыка оказывает воздействие на психофизиологический уровень активности организма. То, что музыка благотворно действует не только  на душу, но и на тело, заметили ещё древние. В средние  века музыкой лечили нервно-психические расстройства, музыка использовалась и при проведении хирургических операций.  Слушание музыки используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера. 

Дети очень любят петь! Песенки-приветствия (создают доброжелательный настрой), «прощальные» песенки (подводится итог прошедшей деятельности, создается настрой на предстоящую деятельность), музыкальные формулы самовнушения  на преодоление стрессовых ситуаций эффективны для поддержания душевного здоровья и эмоционального фона.

Пение – работа со звуком (высотой, долготой, силой), ритмом, дыханием, интервалами, эмоциональной выразительностью не только приводит к лечебному эффекту, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам, гармонизируя взаимодействие всех важнейших зон.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших. Танцы мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки,  внимательного отношения к окружающим, самостоятельности. Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей.

Музыкально-театрализованная деятельность помогает раскрепоститься, дает выход эмоциям,  формирует творческие навыки.  Музыкальные сказки и спектакли помогают в решении личностных, поведенческих проблем,  снимают эмоциональное напряжение и тревожность.

Игра на музыкальных инструментах улучшает мелкую моторику пальцев, развивает  целый комплекс музыкальных и общих способностей; способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики, а также внимания, памяти. Чувство принадлежности к группе, защищенность, радость от совместного творчества позволяют преодолеть трудности в общении, в игровой форме выразить свои проблемы и избавиться от накопившейся внутренней агрессии или обиды.

Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку, но она не должна при этом быть с четко подчеркнутым ритмом и излишне громким звучанием.

Под влиянием массажа (поглаживание, растирание, разминание) в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, достигающие коры головного мозга. Массаж тонизирует центральную нервную систему, повышая её регулирующую роль в работе всех систем и органов, оказывает общеукрепляющее действие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, стимулирует деятельность нервных центров.

Комплекс дыхательных упражнений направлен на формирование глубокого вдоха и диафрагмально-реберного дыхания, так как у многих детей дыхание ключичное, поверхностное.  Дыхательная гимнастика насыщает организм ребенка кислородом и укрепляет иммунную и нервную систему. Некоторые упражнения дети придумывают сами и с удовольствием их выполняют.

Важную роль приобретает музыка в физкультурно-оздоровительной работе детского сада, так как правильно подобранное музыкальное сопровождение, учитывающее эмоционально-возрастные особенности восприятия, способствует укреплению не только физического, но и психического здоровья детей. Эффективность использования коррекционно- развивающих  технологий музыкального воспитания в детском саду отражается в проведении режимных моментов: динамических пауз, засыпания, пробуждения и т.д.

Музыка всегда являлась эффективным методом в коррекционной работе с детьми, имеющими  недоразвитие речи и другие отклонения в развитии. Музыка помогает детям, страдающим аутизмом, заболеванием центральной нервной системы, в реабилитации и обеспечении социальной адаптации детей со сложной структурой дефекта.

Практическая часть

Тип проекта: творческо- коррекционный

Участники: дети дошкольного возраста, музыкальный руководитель, психолог, учитель- логопед, воспитатели, родители

Продолжительность проекта: Долгосрочный.

Сроки реализации проекта: Сентябрь - май.

При подборе материала к проекту были использованы труды Карла Орфа, Г.А.Волковой, Б.М.Теплова, Е.С.Алмазовой, Т.М.Власовой, А.Н.Пфафенродта,  И.А.Поваровой, Н.А.Щербаковой, певческие методики Д. Огороднова, Г.П.Стуловой, В. Емельянова, других авторов  и собственные разработки.  Систематизированы музыкальные средства, направленные на развитие психических процессов, творческих способностей детей, всех компонентов речи, слуха, общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также процессов самоконтроля и саморегуляции. Выработана типовая структура занятий для  детей дошкольного возраста, позволяющая оптимально решать поставленные задачи. Для коррекции психических нарушений, выработки навыков речевого дыхания и голосоведения разработаны и апробированы комплексы упражнений дыхательной, артикуляторной, пальчиковой гимнастики, используются вокализации, игра на музыкальных инструментах. Тренинг двигательных навыков и коррекция оптико-пространственных ориентировок осуществляются с помощью пластических этюдов, упражнений на релаксацию.

Выработана типовая структура занятий для  детей дошкольного возраста.

Структура организованной образовательной деятельности с использованием коррекционно - развивающих технологий

Этапы деятельности

Технологии и методы

Направленность

Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад. Массаж, самомассаж

Психогимнастика

Автор: Чистякова М.И.

Технология личностно-ориентированного обучения  Автор: И.С.Якиманская

Тренинг двигательных навыков, коррекция оптико-пространственных ориентировок, коррекция сенсорных представлений.

Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий для развития личности; реализация имеющиеся природных потенциалов

Вводная ходьба.

Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения.

Технология музыкально- ритмического воспитания

Автор: Т.И.Суворова

Тренинг двигательных навыков, коррекция оптико-пространственных ориентировок, коррекция сенсорных представлений

Слушание музыки (активное и пассивное).

Технология   развития  творческого   слышания   музыки, формирования  основ  музыкальной  культуры  у  детей  дошкольного  возраста

«Музыкальные  шедевры»

Автор О.П.Радынова

Развитие фонематического слуха, развитие когнитивных и креативных процессов.

Ориентация  дошкольника  на  ценности  музыкальной  культуры как  части  общей  духовной  культуры  имеет  важное   значение  не  только  для  музыкального, но  и  общего  развития  ребёнка, нравственно-  эстетического  становления  личности

Пение, песенное творчество: распевки физкультминутки

 Пение

артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра-1 упр.

Технология обучения певческим навыкам

Авторы: Н.А.Ветлугина, Г.А.Струве, М.Ю.Картушина,

Г.А. Стулова, В.В.Емельянов

Артикуляционная гимнастика:

Т.В.Буденная «Логопедическая гимнастика»,

Пальчиковая гимнастика:

В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь», И.С.Лопухина «Речь, ритм, движение»

Дыхательная гимнастика: А.Стрельникова «Дыхательная гимнастика»

Укрепление голосового аппарата ребенка,  постановка правильного дыхания,  формирование навыков общения; стимуляция речевой функции;

отработка навыков речевого дыхания и голосоведения

Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики

Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения.

Технология музыкально- ритмического воспитания

Автор: Т.И.Суворова

Коррекция осанки, развитие оперативных возможностей, средств невербальной коммуникации.

Развитие музыкального восприятия, музыкально- ритмического чувства; обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, развитие пространственных и временных ориентировок; обучение детей музыкально- ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;развитие художественно- творческих способностей

Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика).

Песни и

стихи, сопровождаемые

движением рук.        

Технология музыкального воспитания с применением арт-терапии(музыкально- театральная деятельность)

Автор: Т.И. Петрова

Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Автор: Э.Г.Цурилова.

Тренинг общения, решение поведенческих  и личностных проблем, снятие эмоционального напряжения и тревожности

Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.

Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами.

В мире музыкальных инструментов

Автор: Тертычная Тамара Ивановна      

Развитие мелкой моторики, речи, внимания, умения

ориентироваться в пространстве.

Обогащение впечатлений детей, словарного запаса, кругозора. Развитие тембрового слуха, памяти, чувства ритма, творческих способностей, умения анализировать, дискутировать о характере музыки. Воспитание дружеских, партнерских отношений между детьми, чувства сопереживания.

Заключение

Для детей дошкольного возраста  актуально снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, растормаживание речевой функции. В этих целях  мною применяются как традиционные, так и альтернативные приемы музыкального воздействия. При правильном подборе музыка оказывает воздействие на психофизиологический уровень активности организма. Воздействуя на человека на уровне биорезонанса, музыка  изменяет частоту дыхания, пульс, ритмы электрической активности мозга. Музыка  – редкое по доступности средство для включения резервных возможностей организма и развития его защитных функций.

Проведенная мною работа с использованием коррекционно- развивающих технологий позволила  подойти к достижению поставленной цели и решить обозначенные задачи.

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

- удается создать на музыкальных и логоритмических занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

- педагогу не приходится прибегать к принуждению;

- музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».

Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства восприятия, музыкальных способностей дает положительный эффект в укреплении здоровья детей средствами музыкального воздействия. А это очень важно для нас!

Список литературы

1.Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011г.

2. Щербакова, Н.А.. От музыки к движению и речи- Ростов н/Д ., Феникс, 2010г.

3. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М., Издательский центр "Академия", 2011г.

4. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2012г.

5. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В.. Хлоп-топ // Нетрадиционные приемы     коррекционной работы с детьми.-М., ТЦ «Сфера», 2014г.

 

Приложения

Конспект музыкальной организованной  деятельности

Вторая младшая группа

Область: «Художественно- творческая»

Тема: «К нам в гости пришел Ежик»

Цели:

- развитие слухового внимания, пространственной ориентировки,  общей и тонкой моторики, мимики, артикуляционных движений, ритмического чувства;

- формирование умения правильного использования голоса;

- развитие физиологического  дыхания;

- воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с       движениями;

-  развитие  эмпатии, позитивного самоощущения;

- создания положительного эмоционального возбуждения.

расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

Ход занятия

1. Упражнение для создания положительного эмоционального возбуждения, для развития эмпатии, эмоциональности, позитивного самоощущения  

«С добрым утром!»

С добрым утром, глазки!                             Закрывают глаза руками

Вы проснулись?                                            Разводят руки в стороны

                                                                        Моргают глазами

С добрым утром, ушки!                               Закрывают уши руками

Вы проснулись?                                            Разводят руки в стороны

                                                                        Гладят ушки, тянут в стороны

С добрым утром, щечки!                             Закрывают щеки руками

Вы проснулись?                                            Разводят руки в стороны

                                                                        Игра с язычком

С добрым утром, ручки!                               Гладят ручки

Вы проснулись?                                             З раза хлопают

С добрым утром, ножки!                               Гладят ножки

Вы проснулись?                                              3 раза топают

С добрым утром, солнышко!                        Тянут ручки к солнышку

Мы проснулись!                                             Прижимают руки к груди , затем

                                                                          разводят в стороны        

 Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу.

2. Музыкально- ритмическое  упражнение на развитие слухового внимания, ориентировки в пространстве, ритмического чувства, быстроты реакции- ХОДИМ, БЕГАЕМ, ПРЫГАЕМ, СОБИРАЕМСЯ В КРУЖОК.  Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей

3. Коммуникативная игра «Здравствуй, милый друг!»  для развития  эмоциональности,  навыков общения.  

( Дети стоят в кругу)

Здравствуй, здравствуй, здравствуй,            3 раза хлопают

Здравствуй, милый друг!                               Берутся за руки

Здравствуй, здравствуй, здравствуй,            3 раза хлопают

Посмотри вокруг!                                           Берутся за руки, поднимают их              

                                                                          вверх

Здравствуй, здравствуй, здравствуй,            3 раза хлопают

Друзьям ты улыбнись!                                   Улыбаются друг другу

Здравствуй, здравствуй, здравствуй,            3 раза хлопают

Друзьям ты поклонись!                                  Кланяются

- ЗМЕЙКА (Ш-Ш-Ш), ПАРОВОЗИК (ТАК-ТАК-ТАК)…Садятся на стулья

Педагог: Устали наши ножки, бежали по дорожке, погладим наши ножки и отдохнем немножко

4. Пальчиковая гимнастика.  Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление

ПОХЛОПАЕМ В ЛАДОШКИ.

1.        Похлопаем в ладошки

2.        И пальчики попляшут.

3.        Тук- тук молотком, мы построим новый дом.

ДОМ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ, СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ

Педагог: Сегодня мы построим домик для ежика. Сделать из пальчиков Ежика

Педагог: Ежик маленький, бегает быстро и говорит так:

5. Дыхательное упражнение на удлинение речевого выдоха Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы.

Фуф-ты, фуф-ты, фуф-ты- фу-у-у-у ( с руками- ежиками (пальчики поднимаются и опускаются))

Появляется Ежик

6. Развитие певческих данных и дыхания.  «Если хочешь сидя петь…»

Песня «Маленький ежик»

Пение помогает тренировать периферические отделы речевого аппарата, корректирует артикуляционные нарушения, отрабатывает навыки речевого дыхания и голосоведения.

1) …На спине листок несу

8. Ритмическая игра с листиками

Игра на усвоение ритма чередования «Дорожка из листиков»

2) …На спине грибок несу

Педагог показывает грибы, которые нашел Ежик, дети называют их.

3) …Сладко яблочко несу

Педагог: Ежик  очень любит яблочки. А вы какие фрукты любите?

Обогащение словарного запаса.

Дети: Ты скажи, колючий еж,

          На иголках что несешь?

          И куда ты так спешишь,

          По тропиночке  бежишь?

Ежик:  Нашел  друзей себе в лесу

            И с ними поиграть хочу.

9.  «Топни, ножка моя»

Игра с ежиком для развития координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма, внимания.

Музыкально- ритмические движения предполагают игры  и упражнения для развития координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма, внимания.

Дети возвращаются на свои стулья

10. Педагог благодарит детей за занятие и подводит итог.

Программа классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния
1. 
Уменьшение чувства тревоги и неуверенности
Ф. Шопен. Мазурки, Прелюдии.
И. Штраус. Вальсы. 
А. Рубинштейн. Мелодия. 
2. 
Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы. 
И.-С. Бах. Кантата №2. 
Л. Бетховен. "Лунная соната", Симфония ля минор. 
3. Для общего успокоения, удовлетворения. 
Л. Бетховен. Симфония  №6, часть 2. 
И. Брамс. Колыбельная.
Ф. Шуберт. Аве Мария. 
Ф. Шопен. Ноктюрн соль минор. 
К… Дебюсси. Лунный  свет. 
4. 
Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми. 
И.С. Бах. Концерт ре минор для скрипки, Кантата №21. 
Б. Барток. Соната для фортепиано, Квартет №5. 
К. Брукнер. Месса ля минор. 
5. 
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением. 
В.-А. Моцарт. Дон Жуан. 
Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 1.
А. Хачатурян. Сюита «Маскарад». 
6.  Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения. 
П. Чайковский. Шестая симфония, 3 часть. 
Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей с детьми на тему: «Умный ребенок – здоровый ребенок» (средний дошкольный возраст)

В данной работе описаны игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и в домашних условиях. В работе затронута актуальная в настоящее время проблема воспитания к...

"Активный ребенок - здоровый ребенок"

Консультация для родителей об активном и здоровом образе детей среднего возраста....

Спортивный ребенок - здоровый ребенок

Проект направлен на здоровьесбережение детей...

Спортивный ребенок - здоровый ребенок

Проект направлен на здоровьесбережение детей...

Проект: "Спортивный ребенок - здоровый ребенок"

Участниками проекта были дети: мальчики и девочки 4-5 лет, их родители и педагоги средней группы «Крепыши». Самыми активными участниками были родители, активно занимающиеся спортом, активн...

Практико – значимый проект по формированию привычки детей к здоровому образу жизни на тему: «Будь здоров»

Основной целью поиска методов формирования привычки к здоровому образу жизни в условиях детского сада и семьи является снижение заболеваемости детей.    В первую очередь, от состояния з...