«Песочная игровая технология-залог успешной адаптации ребенка к ДОУ»
консультация (младшая группа) на тему

Счастливая Ирина Петровна

При поступлении в дошкольное образовательное учреж­дение все дети переживают адаптационный стресс.   Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_stati.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Песочная игровая технология-залог успешной адаптации ребенка к ДОУ»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.   Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. 

Важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.

В своей работе я использую инновационный метод песочной терапии направленный на сохранения здоровья дошкольника.  Игры с песком - одна из форм естественной активности ребёнка.

Игра с песком направлена на снятие напряжения, стресса, достижения комфорта и, кроме всего, на развитие воображения, творчества, мелкой моторики и, как следствие, речи и когнитивных функций.

Игры с песком, в группе, я успешно применяю с целью спокойной, безболезненной адаптации малышей, в консультировании родителей. Форма работы может быть как групповая, так и индивидуальная.

Песочная терапия помогает мне:

- осуществлять мягкую адаптацию ребенка к детскому саду;

- корректировать эмоциональную сферу ребенка;

Существуют противопоказания к занятиям с песком.  У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Работа с песком может осуществляться не только на участке детского сада, но и в группе.

В группе специально оборудовано место для работы с песком это:

  1. Водонепроницаемый деревянный ящик, размеры – 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет охватывать его взглядом целиком. По бокам он снабжен ручками для удобства транспортировки. Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашены в голубой цвет. Таким образом, дно подноса символизирует воду, а борта – небо. Песок задает символическую «линию горизонта». Обычно им заполняется меньшая часть ящика, примерно ½.
  2. Песок должен быть чистым, просеянным (возможно прокаленный в духовом шкафу).

Хочу напомнить Вам, что санитарная обработка песка по требованиям СанПиН должна осуществляться не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания. Должен быть журнал учета кварцевания песка.

  1. Набор игрового материала:
  • Лопатки, широкие кисточки, сита, воронки. Разнообразные пластиковые формочки;
  • Миниатюрные игрушки (высота 5 – 10 см), изображающие людей, различных животных и растения, транспорт, игрушки из «киндер – сюрпризов» и др.  
  • Набор маленькой мебели, посуды.  
  • Бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломинки для коктейля.

Все игры, упражнения в песке провожу с помощью игрушки-посредника Песочного зайчика. Данную игрушку я использую только в песочнице, так как через эту игрушку объявляются все правила поведения, запреты и поощрения.

Перед началом игры в песочнице обязательно провожу  инструктаж по технике безопасности и правилам работы с песком.

Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

После игры надо убрать все игрушки на свои места, помыть руки.

Все принадлежности следует размещать на уровне глаз ребенка в маленьких корзиночках. После игры лоток следует закрывать специальной крышкой.

Занятия провожу в несколько этапов:

- игры на поверхности песка;

- углубление рук в песок;

- строительство из песка;

- рассказывание сказок.

Каждое занятие имеет свою структуру:

  1. Ритуал приветствия. (Включает в себя путешествие в Песочную страну.)
  2. Разминка или разогревающие игры. (Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка, упражнение «Здравствуй песок», где соблюдаются определённые правила.)
  3. Непосредственно обучающая часть. (Игры на развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности)
  4. Ритуал прощания. (Включает в себя «выход» из Песочной страны, упражнение «До свидания, песок»)
  5. Рефлексия. (Чем больше всего понравилось заниматься и т.д.?)

Для проведения более эффективной игры включаю в состав группы так называемых «фоновых» детей, познавательное и   эмоционально-коммуникативное развитие, которых будет служить примером для остальных детей группы.

Во время проведения занятий с использованием песочной технологии, применяю следующие формы работы с детьми:

  1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даю усложнение с использованием бросового материала.
    2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».

3.Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку.
5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
6. Читаем на песке – предварительно леплю формочки животных или предметов, а потом показываю детям и читаю стихотворение.
7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картину.

Конспект развлечения с использованием песочной терапии «День рождения в Песочной стране»

Цели: установить доверительный контакт с детьми; создать положительный эмоциональный настрой в группе; снизить психофизическое напряжение; развитие тактильной чувствительность, воображения, слуховой памяти, активизация словарного запаса.

Материалы и оборудование: стол для занятий с песком, игрушка Зайчик, бусинки, шнурки, пластиковые тарелочки на каждого ребенка, камешки, желуди, большие пуговицы, тазик с влажным песком.

Ход занятия

Приветствие «Как тебя зовут?» Педагог устанавливает визуальный и тактильный контакт с каждым ребенком: делает комплименты, гладит по голове, здоровается за руку, спрашивает имя.

Педагог: Ребята, в хотите попутешествовать вместе со мной? Куда? В одну загадочную страну, которая находится совсем рядом - в нашей песочнице. Эта страна называется «Песочная страна». Идя к вам на занятие, я повстречала сороку, которая прилетела из этой страны и сообщила, что ее друг Песочный зайчик очень-очень ждет нас. Ну, что ж, ребята, нам пора отправляться в путешествие. Давайте наденем наши рюкзачки. Как вы считаете, на чём можно путешествовать? (Ответы детей). Мы отправимся  в путешествие на поезде. Каждый из нас станет «вагончиком». Возьмите друг друга за плечи. Отправляемся в путь.

Паровоз, паровоз, маленький, блестящий. Он вагоны повёз, будто настоящий.

Педагог подводит детей к песочнице.

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Вот мы и прибыли в Песочную страну. Песочек нам может показать много интересных игр и сказок. Но сначала давайте повторим правила Песочной страны:

-Здесь нельзя кусаться, драться! И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить; Никого не обижать, Ничего не разорять!

Это мирная страна, Дети поняли меня?

-А сейчас положите ладошки на песок. Погладим его ладошкой, затем ладошку перевернём. Какой песок?

-Тёплый или прохладный?

-Шершавый или гладкий?

-Сухой или мокрый?

-Мягкий или твёрдый? (Ответы детей)

-А теперь давайте поздороваемся и развеселим его. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками одновременно. Сейчас покажем, как змейки бегут плавно пальчиками. Потрём его между ладонями. Возьмём песочек в кулачки и сожмём их крепко-крепко, чтобы ни одна песчинка не упала и отпустим.

Педагог: Ребята, посмотрите, а кто это спрятался за Песочной горой?

Дети: Зайчик.

Педагог: Да, ребята, это наш знакомый Песочный Зайчик. А почему ты такой грустный, Зайчик?

Зайчик: Ребята, я вас так ждал. Ведь у моей мамы сегодня День рождения. Я ей подарок приготовил – красивые бусы.

Но по берегу гулял,

В песочке бусы потерял.

Мне без бус домой нельзя.

Помогите мне, друзья!

Педагог обращается к детям за помощью:

Ребята, поможем зайчику отыскать бусинки в песке.

Дети ищут в песке бусинки, выкладывают их на свои тарелочки, затем нанизывают на шнуры, а готовые шнуры взрослый связывает между собой.

Зайчик: Ой, спасибо, вам ребятки.

Свою мамочку люблю,

Я ей бусы подарю.

Бусы очень хороши.

Посмотрите, малыши!

Зайчик очень рад, что бусы нашлись, и хочет с  вами поиграть.

Педагог: поиграем с ним в веселую игру.

Физкультминутка (дети повторяют движения за педагогом).

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток (присесть).

Педагог: Как весело поиграли с зайчиком. Рассказывай зайчик, что еще произошло?

Зайчик: Я ведь не только бусы потерял, я и дорогу домой забыл, заблудился.

Педагог: Ребята, надо помочь другу отыскать нужную заячью тропку и попасть домой в норку.

Упражнение «Необыкновенные следы».

Дети совместно с педагогом делают тропинки, а зайчик должен свою дорожку выбрать.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

 «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь руками друг с другом, — «жучки здороваются»).

 «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Зайчик: Вот моя тропинка. Прыгайте к моему домику. А вот и он.

Зайчик показывает детям норку, выкопанную в песке.

Педагог: Ребята, мы можем украсить домик нашего друга и сделать его маме-Зайчихе сюрприз.

Упражнение «Узоры на песке»

Узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Зайчик хвалит и благодарит каждого ребенка.

Педагог: Ребята, а какой же День рождения обходится без вкусного угощения. Зайчик, мы очень хорошо умеем печь пирожки. Я думаю, они твоей маме понравятся. Мы и тебя научим их печь.

Игра с влажным песком «Испечем пирожки»

Дети работают, педагог декламирует.

Насыпаю муку.

Зайчику пирог пеку.

Расчищаю место

И катаю тесто.

Испеку я пряники,

Булочки, ватрушки.

Будут к празднику готовы

Пироги и плюшки.

По окончании работы педагог с Песочным зайчиком рассматривают работы детей, уточняют у каждого, что они испекли.

Зайчик: Ребята, вы мне так помогли. Теперь у моей мамы будет самый лучший День рождения и с подарком, и с угощениями. Большое вам спасибо.

Педагог: Мы рады, что смогли помочь тебе, Зайчик. Но нам с ребятами надо возвращаться в детский сад. Ребята, давайте попрощаемся с Песочным Зайчиком. Ты уж, пожалуйста, больше не плачь. Мы к тебе скоро снова придем, чтобы поиграть и повеселиться. До свидания!

Дети прощаются с Зайчиком – каждый жмет ему лапку.

Педагог: Ну, что ж, ребята, берите свои рюкзачки и все вместе произнесем наши волшебные слова.

Вокруг себя мы покружились, Кружатся

И в детский сад все возвратились.

Рефлексия.

Беседа с детьми по вопросам:

-Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

-Какое у вас сейчас настроение?

Дети отвечают на вопросы и высказывают своё мнение.

Во время таких незатейливых упражнений взаимодействия с песком у дошкольника стабилизируется эмоциональное состояние, появляется интерес и желание к совместной деятельности. Развивая тактильно – кинестетическую чувствительность и мелкую моторику, ребёнок учится проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Испытывая, радость от совместной деятельности со сверстниками учится сопереживать, понимать себя и друзей. Так формируется навык позитивной коммуникации.

Игры с песком прекрасный способ установления контакта с детьми, переживающими процесс адаптации к дошкольному учреждению, они развивают коммуникативные навыки, которые служат началом успешной адаптации в период раннего возраста.

Список литературы

  1. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. Н. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Н. Грабенко. – СПб.: Речь, 2010. – 340 с.
  2. Мариелла Зейц. /Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница/: [адап- тированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010 — 94 с.: ил. Редактор рус- ского издания И. А. Качанова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Песочная терапия как средство успешной адаптаций младших дошкольников"

Песочная терапия - как средство успешной адаптаций младших дошкольников к условиям детского сада....

Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада.

Игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста актуальна всегда. ...

Консультация для родителей: "Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада"

Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению относится к числу наиболее серьезных, так как становление личности дошкольника во многом определяется  именно тем, насколько благоприятно проте...

Игровые технологии как средство успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ

У современного воспитателя есть уникальная возможность взять все лучшее, что развивалось годами в области педагогики, и умножить это на современные методики, инициативность, активность жизненной позиц...