Методическая разработка НОД "Глаза наши помощники"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Закрепление с детьми старшего дошкольного возраста строения глаза, значение зрения для человека. Ознакомление со способами сохранения хорошего зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_glaza_nashi_pomoshchniki.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
в старшей логопедической группе
на тему: “Глаза наши помощники”
Авторская разработка Александровой Т.С.
Цель: Закрепление знаний детей об органе зрения
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с органом зрения;
- Уточнить представление об элементарном строении глаз;
- Закрепить представление детей о факторах положительно и отрицательно влияющих на зрении.
- Развивать познавательный интерес
Воспитательные задачи:
- Формировать навыки коллективного отдыха в кругу сверстников и взрослых;
- Прививать потребность в бережном отношении к органу зрения
- Ориентировать детей на здоровый образ жизни
- Воспитывать самостоятельность.
Коррекционные задачи:
- Учить работать по схеме;
- Развивать мелкую моторику;
- Упражнять глазодвигательную функцию;
- Развивать зрительно-двигательную координацию.
- Развивать зрительное и слуховое внимание;
- Активизировать словарный запас по теме;
- Развивать любознательность, смекалку.
Материалы и средства коррекции:
- Плакаты «Чтобы глазки были зоркими», «Строение глаза»;
- Картинки с изображением органов чувств человека
- Продукты, полезные для глаз (размер 9 х 15 см);
- Дидактическая кукла Незнайка
- Черные повязки на глаза;
- Колокольчик;
- Листы бумаги, цветные карандаши, маркеры;
- Мяч, машинка, ножницы, рогатка, кукла, стекло, шило, кубики, тарелки с мюсли и ложки (5 штук), корзина с яблоками.
Ход НОД
Воспитатель: Вышли на лужок, сделали кружок (встают в кружок).
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Посмотрите внимательно друг на друга. Какие органы расположены на голове?
Дети: Глаза, нос, рот, уши.
Воспитатель: Давайте вместе расскажем стихотворение о том, для чего нам они нужны.
Дидактическое упражнение «Расскажи и покажи»
Дети вместе с воспитателем рассказывают стихотворение, показывая двумя пальчиками, не дотрагиваясь, на органы, про какие идет речь.
Глаза даны - чтоб видеть,
А уши – чтобы слышать,
Язык во рту – чтоб вкус понять,
А носик – запах различать.
(М. Гомболис)
Воспитатель: О чём говорится в этом стихотворении?
Дети: Об органах чувств, наших помощниках.
Воспитатель: Давайте посмотрим на рисунок «Органы чувств» и скажем, а какой орган чувств не назван в стихотворении?
Дети: К органам чувств ещё относится кожа.
Воспитатель: Что мы чувствуем кожей?
Дети: Кожей мы чувствуем гладкий предмет или шершавый, мягкий или твердый, холодный или горячий, сухой или мокрый.
Воспитатель: Верно. Поэтому говорят, что у человека есть пять помощников, органов чувств. Давайте назовём их (дети называют органы чувств). Все они нужны и важны, потому что помогают нам познавать окружающий нас мир. Но один из этих органов больше всех нам даёт информации об окружающем мире (до 85%). Что это, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Мы посмотрим на кота.
На картинки, сказки,
Но для этого нужны
Всем нам очень …(глазки)
Воспитатель:
Верно. Это глаза. Что мы делаем глазами?
Дети: Глазами мы смотрим и видим всё вокруг себя.
Воспитатель: способность глаза видеть называется зрением. Значит наши глаза, какой орган чувств?
Дети: Орган зрения.
Воспитатель: Утром я получила письмо от Феи. Она написала, что приготовила вам сюрприз, но спрятала его. Мы его найдем, если пройдем по схеме, которую она нарисовала.
Дидактическое упражнение: «Найди сюрприз»
Дети с воспитателем рассматривают схему и идут по ней. В конце маршрута находят сюрприз.
Воспитатель: Что это?
Дети: Это воздушный шарик.
Воспитатель: Давайте немного поиграем с шариком.
Физминутка: подвижная игра с воздушным шаром
Дети встают в круг и подбрасывают шарик вверх, направляя друг другу.
Воспитатель: Мы немного поиграли шариком, отдохнули. Скажите, какой шарик нам подарила Фея?
Дети: Шарик красного цвета. Он круглый, резиновый. Летал вверх. Падал на пол.
Воспитатель: Верно. А как вы это всё узнали?
Дети: Мы это увидели.
Воспитатель: А, что помогло вам увидеть? Чем вы увидели?
Дети: Мы увидели глазами.
Воспитатель: Значит, глазами мы видим цвет, форму, размер, местонахождение предметов. Ребята, видеть глазами, означает пользоваться зрением. Давайте сядем на стульчики и вспомним, как устроены наши глаза (дети садятся на стульчики)
В группу заходит Незнайка (дидактическая кукла)
Воспитатель:
Ребята, смотрите, к нам пришёл гость. Узнали вы его?
Дети: Да узнали. Это Незнайка.
Незнайка:
Я долго и трудно дорогу искал,
Но кто мне подскажет, куда я попал?
Какой это город, какая страна?
Где оказался я?
Воспитатель:
Подскажите Незнайке, в какой стране и в каком городе мы живем.
Дети: Мы живём в России в городе Санкт-Петербург.
Воспитатель:
Попал ты, незнайка в детский сад, в старшую группу.
Незнайка:
Сюда мне и нужно было. В нашей школе в Цветочном городе, задали выучить строение глаза, а я никак не могу это сделать. Друзья мне сказали, что вы знаете это.
Воспитатель:
Да, Незнайка садись и послушай, дети тебе всё расскажут.
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Посмотрите на плакат «Строение глаза».
Работа с плакатом «Строение глаза»
- Что находится над глазами?
Дети: Брови.
- Для чего они нам нужны?
Дети: Защищают глаза от попадания влаги, стекающей по лбу.
-Что находится сверху и снизу у глаза?
Дети: Веки с ресницами.
- Какую роль они играют?
Дети: Защищают глаза от повреждения, от попадания пыли, когда мы ложимся спать, веки закрываются и не пропускают свет.
-Как называется круглая часть глаза, белого цвета?
Дети: Это глазное яблоко. Оно расположено в глазнице, а мы видим небольшие части по бокам глаз.
-Глазное яблоко сверху покрыто защитной оболочкой. Кто помнит её название?
Дети: Склера.
- Как называется цветной круг в середине глаза?
Дети: Это радужная оболочка. Она бывает разного цвета. По ней определяют цвет глаз человека.
-Что находится в центре радужной оболочки?
Дети:
В центре радужной оболочки находится зрачок. Это отверстие, через которое проходят лучи света внутрь глаза.
- Куда дальше проходят световые лучи?
Дети:
Они проходят через хрусталик и попадают на сетчатку. На сетчатке появляется изображение увиденного нами предмета. Потом по глазному нерву информация передается в мозг, и мы понимаем, что увидели.
Воспитатель: Незнайка, теперь ты понял, как устроены наши глаза?
Незнайка: Да я все запомнил. Спасибо вам ребята. Мне пора бежать в школу на урок.
Я про глаз всё расскажу и пятёрку получу. До свидания! (Незнайка уходит)
Воспитатель: Вот так сложно устроены наши глазки. Ребята, у человека много органов, сейчас я посмотрю, как вы их знаете. Давайте встанем в круг и поиграем.
Физминутка: «Покажи, что назову»
Воспитатель называет и вместе с детьми показывает внешние органы человека (руки, лоб, нос, шея, щёки, ноги, голова, глаза, уши, подбородок). Потом воспитатель, называя один орган, сам показывает другой. Дети должны показать правильно.
Воспитатель: А теперь посмотрите внимательно друга на друга, и определите, какой цвет глаз у твоего друга.
Дидактическая игра «Глаза моего друга»
Дети по очереди проговаривают: у моего друга карие глаза, значит он кареглазый и т.д.
Молодцы, а теперь нарисуйте глазки друга на листе бумаги.
Дидактическое упражнение «Глазки друга нарисую»
Воспитатель: Молодцы! Какие красивые глазки вы нарисовали. А как вы думаете, кому ещё кроме человека нужны глаза?
Дети: Глаза ещё нужны животным.
Воспитатель: Как вы думаете, животные видят всё также как мы или немного по-другому?
Дети: Высказывают свои мнения по этому вопросу, которые могут быть противоречивыми.
Воспитатель: Ваши мнения разделились. Давайте посмотрим презентацию о том как видят мир разные животные.
Просмотр презентации «Как видят животные»
Воспитатель: Ребята, мы с вами выяснили, что глаза нужны, чтобы видеть всё вокруг, познавать окружающий мир. Это важный для нас орган?
Дети: Да очень важный.
Воспитатель: Значит, чтобы наши глазки хорошо видели, их нужно беречь. Давайте расскажем об этом по картинкам на стенде «Чтобы глазки были зоркими».
Рассказы детей об охране зрения по сюжетным картинкам
Дети выбирают любую сюжетную картинку и составляют по ней небольшой рассказ.
Воспитатель: А ещё сохранить хорошее зрение нам поможет гимнастика для глаз.
Гимнастика для глаз «Снежинки»
У сестренки, у Маринки, - Смотрит на ладонь, широко открыв глаза
На ладони две снежинки. - Переводят взор вправо , влево.
Всем хотела показать, - Круговое вращение глазами по часовой
Гладь – снежинок не видать. стрелке, затем против часовой стрелки.
Кто же взял снежинки - Моргают глазами.
У моей Маринки? - Закрывают глаза, отдыхают 10 с.
(повторить 2-3р.)
Воспитатель: Наши глазки отдохнули. Скажите, что вам больше всего понравилось сегодня на занятии?
Дети: делятся своими впечатлениями о том, что им больше всего запомнилось и понравилось на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка-проект «Наши любимые книги»
дети дошкольного возраста не знают русских народных сказок, детских писателей и их произведений; родители не уделяют должного внимания чтению художественной литературы; дети не умеют выразительно расс...
Методическая разработка.Проект "Наша масленица"
Россия богата своими традициями, обычаями и праздниками. Одним из таких является большое народное гуляние в конце зимы – «Масленица». Знакомя детей с традициями проведения этого праздника ,...
Методическая разработка "Витамины-наши друзья"
Цель: охрана здоровья детей и формирование основ культуры здоровья.Задачи:1. Образовательные:- Дать представление о преимуществах здорового образа жизни.- Расширять представление о важных компон...
методическая разработка мероприятия "Мамины помощники"
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста и их мам...
Методическая разработка по ФЭМП «Помощники королевы Математики. Деление квадрата на равные части»
Цель: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Задачи: Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и ча...
Методическая разработка "Электроприборы- домашние помощники"
Презентация для детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка «Мы — юные помощники по ПДД»
Сценарий спортивного мероприятия...