Методическая разработка.Проект "Наша масленица"
проект по теме
Россия богата своими традициями, обычаями и праздниками. Одним из таких является большое народное гуляние в конце зимы – «Масленица».
Знакомя детей с традициями проведения этого праздника , с его историей, появляется возможность наиболее полно понять всю глубину, широту и открытость Русского народа, культивировать такое качество , как гордость за свою страну.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maslenitsa.docx | 480.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №14 общеразвивающего вида
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Проект «Масленица»
Автор проекта:
Рогачева Ольга Борисовна,
воспитатель
1 квалификационной категории
Кронштадт
2014 год
Участники: воспитатели групп, дети средней, старшей, подготовительной группы (4-7 лет), родители.
Сроки реализации: 7 дней.
Тип проекта:
- Групповой (по числу детей)
- Игровой, творческий (по методам проведения )
- Межпредметный (по предметным областям)
- Краткосрочный (по длительности реализации)
Актуальность:
Россия богата своими традициями, обычаями и праздниками. Одним из таких является большое народное гуляние в конце зимы – «Масленица».
Знакомя детей с традициями проведения этого праздника , с его историей, появляется возможность наиболее полно понять всю глубину, широту и открытость Русского народа, культивировать такое качество , как гордость за свою страну.
Цель проекта- повышение интереса к традициям русского народа.
Задачи:
- Обогащение духовного мира детей
- Возбуждать интерес к обрядовым русским праздником
- Приобщить детей к традиции проведения народного праздника через сопереживания и непосредственное участие их в общем действии.
- Создать атмосферу радости, приобщенной к традиционному празднику
- Активизировать совместную деятельность с родителями.
Предварительная работа
Предварительная работа реализуется в следующих видах деятельности.
- Проведение в группах обсуждения идеи проекта
- Выявление интересующих детей вопросов
- Работа в группах по сбору информации об истории праздника
- Выбор формы реализации проекта
- Разучивание стихов, пословиц ,закличек для сопровождение действий во время праздника.
- Организация презентации об истории традиционных обычаях праздника «Масленица»
- Организация места проведения праздника
- Оформление праздника (выбор материала и оборудование)
- Выбор действующих лиц
Подведение итогов проекта
- Публикация статьи об итогах проведение праздника
- Выпуск праздничной газеты фото-коллаж «Наша Масленица»
- Совместная деятельность с родителями : конкурс рисунков «Масленичный разгуляй»
Реализация проекта
Предварительная работа
В течение масленичной недели дети знакомятся с историей праздника, с обычаем каждого дня масленичной недели, активно готовятся к предстоящему празднику, разучивая хороводные стихи, заклички. В пятницу проводят праздник на улице «Наша Масленица».
Презентация «Широкая Масленица»(проводиться по группам).
Цель- знакомство воспитанников с традициями русского народа, расширение представлений об особенности проводов зимы, традиционном праздновании «Масленицы».
Задачи- подготовить детей к празднику на улице «Наша Масленица».
Материалы и оборудование:
- Мультемидийная презентация
- Видеофильм «Масленица - Смешарики»
- Музыкальное сопровождение
- Блин из картона (Для игры горячий блин)
- Трафарет птицы из картона (продуктивная деятельность детей)
- Платьевая кукла (Масленица)
ХОД СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Воспитатель: Проходите, проходите, детушки - ребятушки! Какое сегодня прекрасное зимнее утро (слайд 1). Полюбуемся пейзажем! Скажите мне пожалуйста, как называется последний месяц зимы? Верно. Сейчас на дворе февраль-конец зимы. | Дети входят в группу, встают полукругом. Февраль |
Ну ка, кто из вас светит? Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет. Правильно, солнышко! (слайд 2) | Солнце |
Не зря оно так ярко светит, Солнце зиму прогоняет, Весну к нам зазывает. Какое время года наступит совсем скоро? | Весна |
Молодцы, а кто мне скажет, какой старинный русский праздник означает проводы зимы и встречу весны? (стайд 3) | Масленица |
Верно! Ее еще называют широкая масленица. Ты пришла нарядная, к нам весну встречать, Песни петь и развлекаться и с зимою попрощаться. Ребята, а что вы знаете о масленице? | Ответы детей |
Хотите получше узнать об этом празднике? | Да! |
Присаживайтесь. | Дети рассаживаются на стульчики |
Рассказ воспитателя: Масленица-праздник, пришедший к нам из старой Руси. Он бывает в конце февраля или в начале марта и возвещает об окончании зимы и начале весны. Празднование Масленицы проходил раньше так: делали куклу из соломы, назвали ее Масленица. Это был символ уходящей зимы и прихода весны. Возили куклу по всей округи с песнями, играми, зимними забавами. А затем сжигали эту куклу, показывая эти, что прощаются с холодами и всеми неприятностями, которые была в году. Этот обычай дошел до наших дней, правда, куклу мы не сжигаем, а прощаемся с ней до следующего года, до следующей зимы. Праздник Масленица отмечали с шутками, плясками и шумными застольями. Масленица-самый весенний праздник, по старым традициям длиться целую неделю то есть 7 дней. Каждому дню масленичной недели народ дал особое название. Подскажите, как называется первый день недели? Да. Понедельник первый вечно и название его «встреча» В этот день масленицу встречают, игры зимние начинают (слайд 5). Строились горки изо льда, люди катались на санях, потешались над скоморохами и ряжеными, играли в народные игры. Одну из таких игр я сейчас вам покажу. Называется она «Золотые воротики» Игра «Золотые воротики»: игроки по парам встают напротив друг друга, взявшись за руки. Поднимают руки вверх-получаются «Воротики». Остальные дети цепочкой проходят через эти «Воротики». «Воротики» говорят: Золотые ворота, пропускают не всегда Первый раз прощается,второй раз запрещается. А на третий раз не пропустим вас! После этих слов «Воротики» опускают руки. Пойманные дети становятся «Воротиками». Какой второй день недели? Вторник «Заигрыш» зовется (слайд 6). Все заигры как один и на тройках с бубенцами лихо поснегу катим. В этот день катались на лошадях, пели частушки, дразнилки. Вот такие: Ах ты Сашка-таракашка На сарай полезай Там дети хохочут Тебе пятки щекочут. Все смеялись и некто не обижался. | Понедельник Дети встают со стульчиков и выполняют действие игры под руководством воспитателя. Вторник |
Тут среда подходит «лакомкой» зовется, да неспроста «лакомка». Какое главное угощение на масленицу. Правильно, блины. А почему? (слайд 7) Посмотрите на меня, на солнышко похож я Такой же круглый и румяный, вкусен с маслом и сметаной. С этого дня пекли блины-желтые, круглые, горячие! Ели блинов много. Ели и подшучивали: У кумы была сестрица, Печь блины то мастерица Напекла их штучек шесть, Семером их не поесть! Сели четверо за стол: Друг на друга посмотрели, И блины то все поели! Ребята, давайте поиграем еще в одну русскую игру «Горячий блин». Игра «Горячий блин»: дети встают в круг. Все участники держат ладошки вверх. Послеслов : Как на масленой неделе Из печи блины летели С пылу с жару из печи, все румяны, горячи! Под музыку дети передают блин друг другу. Музыка заканчивается. У кого блин окажется, тот и выбывает. | Блины Похожи на солнышко Дети выполняют правила игры в соответствии с руководством воспитателя. После игры дети рассаживаютя на стульчики. |
За средой идет? Ну а что же с четвергом? Четверг в недели перелом. С этого дня все меняется и разгулье начинается. Четверг назывался «Разгуляй» (слайд 8).веселье усиливалось. В этот день устраивались большие хороводы с приговорками. Давайте и мы вокруг масленицы будем водить хоровод и приговаривать (платьевая кукла масленица) Не мети ты вьюга злая, нас морозом не пугая, К нам весна красна идет, за собой тепло ведет. На плите блины печем (показываем руками как) Всем, кто хочет, раздаем Веселись народ, гуляй (хлопаем в ладоши) С Масленицей поздравляй! | Четверг Дети вместе с воспитателем водят хоровод. После рассаживаются на стульчики. |
Вот и пятница с субботою настали- «Тещины вечерки» (слайд 9). В этот день вся родня встречается, блинами угощается. В семьях всех и лад и мир, все устраивают пир. В пятницу и субботу на масленичной недели устраивались домашние посиделки. В эти дни ходили в гости к родным, в гости на блины. | |
Вот подошел последний день недели-воскресенье. Проводы масленицы. В этот день прощались с холодной зимой и масленицей. Уходила масленица, а с ней и зима, весна вступала в свои права. Соломенную куклу- символ зимы провожали и приглашали вернуться в следующем году. А еще воскресенье называли «Прощенным» (слайд 10). В воскресенье светлое «день прощенья всех» Вы друг-другу все простите, низко-низко поклонитесь. В этот день все просят прощенье друг у друга. Это хорошая традиция. Давайте поддержим ее. Обнимите стоящего рядом в знак дружбы и примирения. Молодцы, вот как много вы узнали. Ребята, кто запомнил название дней «Масленичной недели»? и что за праздник Масленица? | . Дети встают около стульчиков. Дети обнимаются. Ответы детей. |
Теперь вы хорошо знаете наши русские традиции и готовы скоро праздновать «широкую масленицу». А для того чтобы праздник наш был красочный, давайте вырежем из картона ярких птичек, которыми мы украсим деревья на нашем участке. | Дети рассаживаются за столы и вырезают по трафарету форму птицы. |
А сейчас я вас всех приглашаю на просмотр мультфильма «Наша масленица» |
Праздник на улице «Наша Масленица»
(Игра по станциям)
Цель-приобщение детей к традициям проведения народного праздника через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии, создание атмосферы радости.
Задачи:
- обогащать духовный мир детей, вызывая положительные эмоции
- вызывать интерес к обрядности русским праздникам
- обобщать и закреплять знания детей о празднике Масленица
- воспитывать чувство коллективизма, умение работать в команде
материал и оборудование:
- Масленица-ряженая кукла
- Солнце на палке
- Костюмы для действующих лиц
- Народные инструменты: бубны, трещотки
- Снеговики из ватмана
- Сковородки, блины из картона
- Цветные ленты (красные, желтые, синие, зеленые)
- Красочное название Наша Масленица
- Название станций по дням масленичной недели (Заигрыш, Лакомка, Встреча, Разгуляй)
- Метлы
- Спортивное оборудование: обручи, мячи, канат, карты-схемы, свистки
Участники: дети, родители, воспитатели групп.
Действующие лица (герои): ведущая (ряженая), зима,блин, снеговик, баба-яга.
Структура проведения праздника: на улице собираются дети с воспитателями и родителями. На одежде каждого ленточка одного из четырех цветов (у каждой группы свой цвет ленточки).
ХОД ПРАЗДНИКА:
Ведущая (ряженная) бьет в бубен и трещотки: - собирайся, народ! Вас веселье ждет! Масленицу отмечать, зиму провожать. Весну красную встречать! Здравствуйте гости дорогие, как много вас собралось, какие все красивые и нарядные. Скажите мне, что мы собрались праздновать? Масленицу, проводы зимы! Возьмемся за руки друзья, встанем в хоровод. Так веселее и теплее будет нам, и пусть зимушка зима в дорогу собирается, Возьмет с собою холода, и в хоровод к нам возвращается. Хором в хороводе: Не мети ты вьюга злая, нас морозом не пугая, К нам весна красна идет, за собой тепло ведет. На плите блины печем (показываем руками как) Всем, кто хочет, раздаем Веселись народ, гуляй (хлопаем в ладоши) С Масленицей поздравляй! Появляется зима: Здравствуйте народ честной, день сегодня не простой. Я пришла проститься с вами, над полями, над лесами Долго я была хозяйкой. Время быстро пролетело, я заметить не успела, что закончен мой черед, в след за мной весна идет. Ряженная: Зимушка зима, то-то ты не весела. Зима: Да, нужно будет нам прощаться, скоро на год расставаться. Ряженая: зимушка, ты еще пока в почете, но пора подумать об отчете. Зима: Ну чтож, начнем отчет О проделанной работе я всегда веду учет: Скован ли на речке лед? Веселиться ли народ? Снега для игры хватает? И морозец донимает? Все ли довольны мною, зимой? Будете ждать вновь встречи со мной? Зима: Чтож, теперь я улыбнусь, Я прощаться не боюсь. По озябшим городам уж спешит весна-сестрица, Нужно ей поторопиться! Солнце ей укажет путь Лучиками согревая суть. Ряженная: Ребята, посмотрите, а солнышко то у нас без лучиков. Как же весна к нам доберется? Что же делать? Зима: Не беда! Вы сможете ей помочь, лучики солнца отыскать. Для этого вам нужно пройти много испытаний. Не побоитесь? Ряженная: Тогда получайте карту в которой вы узнайте, где можно раздобыть лучики от солнца. (получают карты-схемы движения по станциям). Зима: А для того, чтоб вам легче было путь-дорогу найти-возьмите блин масленичный, кидайте его перед собой, куда он покатиться-туда и идите. (каждой группе выдаются по обручу «блину»). Ряженная: Удачного путешествия! Ждем вас с лучиками ясными для Солнышка красного. | Масленицу Все встают в хоровод вокруг Ряженой Да. Да. Да. Да. Да. Да. Дети совместно с воспитателями начинают движение по станциям. |
ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «ЛАКОМКА» действующий персонаж- «Блин». Блин: Здравствуйте друзья! Позвольте представиться, я блин На весь свет один. Всех моих братьев съела, А меня не успели. Только на меня раскрыли роток, А я шмыг, и на утек. Добро пожаловать ко мне в гости, в местечко, которое «Лакомкой зовется». Кто мне подскажет, какой день масленичной недели «Лакомкой «называется? На Руси был обычай «В день, когда уходила зима и наступала весна печь блины». А почему? Блин: Верно, ведь вы за лучиком для солнышко пришли? Чтож, вы его получите. Но сначала покажите, как вы ловко блины печете. Игра напеки блины» Задача: быстро перенести в сковороде все блины на блюдо. Игроки делятся на две команды, начинают после слов: Блин: как на масленой недели из печи блины летели. Масленица-угощай, все блиночки подавай! (дует свисток, игра начинается) После проведенной игры блин говорит: Вот блины так блины, С пылу с жару хороши! Порадовали вы меня, ну и я не отстаю, Лучик солнца вам дарю. Дети уходят со станции. | Среда. Блин похож на солнышко |
Станция «разгуляй». Действующие лица: снеговик. Снеговик: Добро пожаловать друзья, встречаю с радостью вас я, Веселый, круглый снеговик, к веселью, играм я привык. Да и местечко мое так и называется, Разгуляй. Какой день масленичной недели называется Разгуляй? Снеговик: Правильно, четверг. Четверг на Масленицу-раздольный, игривый. Люди устраивают снежные бои. Бегай, хохочи вволю. Вот я хочу проверить, какие вы ловкие и умелые. Сыграйте со мной в игру «Собери снежки для снеговика». А за вашу ловкость я вас вознагражу: я же зная зачем вы пришли, за лучиком для солнышком. Вперед, за игру. Игра «собири снежки для снеговика». Задачи: Как можно больше забросить в корзину снежков. Игроки делятся на две команды. Начинают собирать по свистку Снеговика. Снеговик: Ай, порадовали снеговика, получите лучик солнышко. | Четверг Дети переходят на следующую станцию. |
СТАНЦИЯ «ВСТРЕЧА». Действующие лица: Баба=Яга. Баба-Яга: Фу, фу. Русским духом запахло. Вот так встреча! Зачем пожаловали? Вкусненькие мои? Баба-Яга: Ишь ты, какие хитрые, так я вам его и отдала, аппетитные мои! А как называется местечко, где я живу? Что значит встреча на Масленичной неделе? В понедельник наступает встреча, яркие санки с горочки скользят, накатались вволю! Щеки аж горят! А я на санках кататься не умею, а вот на метле, как на реактивном самолете (показывает). А вы сможете прокатиться на метле? Сейчас я проверю. Игра метла-самолет. Задача: Пробежать на метле вокруг кеглей. Игроки делятся на две команды, по свистку БабаЯги вступают в игру. Баба Яга: Чтож, молодцы! Заслужили свой лучик солнца. Придется мне его отдать. Колдуй Баба, колдуй Дед Наши дома, ваших нет. Туз бубновый, бор сосновый, Лучик солнышка0-привет (достает лучик солнца, отдает детям). БабаЯга: Получайте! | За лучиком Встреча Понедельник |
Станция «ЗАИГРЫШ» Действующие лица: зима. Зима: Проходите все друзья! Видит рада всех вас я! Заигрыш» мое местечко, Очень сложное словечко. Кто знает, какой день масленичной недели так назывался? Зима: Во вторник все играли как один в мои зимние забавы. Радовались последнему снегу и морозу. А вы холода не боитесь? Тогда скорее в круг становитесь. Всех морозить буду я, Не зевай, мои друзья. Проводится игра «НЕ ЗАМЕРЗНИ». Задача: Выполнять движения по словесному указанию героя. Зима: Чтобы не замерзнуть, нужно выполнять такие движения: На слово «СНЕГУРОЧКА»- приседать, «СНЕЖИНКА»- прыгнуть, «СНЕГ»-хлопать, «СНЕГОВИК»-топать. Зима: Сейчас я проверю, какие вы внимательные. Проводит игру, путая детей. Зима: а еще любимой масленичной забавой была игра-перетягивание каната. Ну-ка силушкой померьтесь, меня зимушку позабавьте. Проводиться игра перетягивание каната: Дети делятся на две группы. Задача: Перетянуть канат на себя. Зима: Аай да удальцы-молодцы. Получайте лучик солнышка. Скорее зазывайте мою сестрицу-весну. Ряженная вставляет лучики в солнце: Вот и солнышко засияло, весне дорогу указало. Зима славная была, но решила пора простится и с весною подружиться. Зима: Что же милые друзья И обычай знаю я Символ праздника везу Масленицу покажу Чтоб красавица весна На смену мне пришла. (везет куклу на санках). Зима: Вот масленица дорогая, наша гостюшка годовая. Ряженная: Ты прощай, прощай, наша масленица, Ты не в среду пришла и не в пятницу, Ты пришла в воскресенье, всю неделю веселье! Все вместе,хором: Масленица воротись, через год поклонись! Зима прощается со всеми и увозит куклу на санках. Ряженная: Ну а мы, ребята,для того, чтоб у нас было весеннее настроение Украсим деревья на наших участках птичками, которые мы приготовили для праздника. | Вторник Дети встают в круг вокруг зимы Дети собирают лучики, возвращаются на место со всеми героями и встают в круг. |
Все расходятся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учебно- методическая разработка. Праздник Масленицы для младших и средних групп
сценарий праздника для младшего и среднего дошкольного возраста...
Методическая разработка "Весёлая масленица"
Методическая разработка "Весёлая масленица"...
Учебно-методический материал - презентация "Масленица"
Презентация помогает ознакомить детей с русскими традициями....
Методическая разработка "Гуляй Масленица!"
Сценарий проведения праздничного мероприятия "Масленица", в котором могут участвовать как одна группа, так и несколько разновозрастных групп....
Методическая разработка "Празднование Масленицы в детском саду"
Сценарий развлечения для старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка празднования Масленицы во второй младшей группе ДОУ «Масленичка» (проводится на территории группового участка)
Цель мероприятия:создание у детей радостного настроения при выполнении знакомых движений, воспитание эмоциональной отзывчивости на культурное творчество русского народа.В данной разработке представлен...
Методическая разработка "Встречаем масленицу"
Основная деятельность детей – это игра, а игрушка – незаменимый спутник этих игр. Самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла. Она воспитывала в детях любовь к ...