Конспект занятия по познавательному развитию " Наши помощники-органы чувств"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Тимиргалиева Марина Анатольевна

- закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние ).

- уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств, при восприятии им окружающего мира.

- формировать начальные элементарные представления о здоровом образе жизни,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_pomoshchniki_-_organy_chuvstv.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по познавательному развитию в старшей группе.

«Наши помощники-органы чувств».


Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние ).

- уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств, при восприятии им окружающего мира. 

- формировать начальные элементарные представления о здоровом образе жизни,

Развивающие: 

-развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения. 

- закрепить цвета, синий, красный, жёлтый, оранжевый);

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение детей к органам чувств,

- воспитывать культурно-гигиенические навыки,

Материалы и оборудование:  цветы; корзина. Картинка с человеком; органы чувств (картинки). Апельсин, лук; картинки с ситуациями, магнитофон.

Ход занятия:

- Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними и не только.

Здравствуйте, ладошки,

Хлоп-хлоп-хлоп!            (хлопать)

Здравствуйте, ножки,

топ-топ-топ!                  (топать)

Здравствуйте, щёчки, (погладить свои щёчки)

Плюх-плюх-плюх!        (пошлёпать себя по щёчкам)

Пухленькие щёчки,      (снова погладить щёчки)

Плюх-плюх-плюх!         (пошлёпать себя по щёчкам)

Здравствуйте, губки,

Чмок-чмок-чмок!           (или три раза ритмично почмокать губами)

Здравствуйте, зубки,

Щёлк-щёлк-щёлк!          (или три раза ритмично пощёлкать зубками)

Здравствуй, мой носик, (потрогать кончик носа)

Бип-бип-бип!                   (три раза нажать на свой носик)

Здравствуйте, гости!      (протянуть ручки вперёд)

Привет!                            (помахать рукой над головой)

Ну а теперь я приглашаю вас на волшебную поляну.
- Посмотрите, на какую красивую поляну мы пришли!

- Сколько здесь цветов? (Много).

- Да, как много здесь цветов! Эти цветы не простые, а волшебные.

- Возьмите каждый по одному цветку и принесите мне в корзину.

- Ой, ребята, какие красивые и необычные цветы мы собрали, хотите рассмотреть?

1. Орган чувств: глаза.

- Какого цвета этот цветок? (Желтого)

- Что нарисовано в середине цветка? (Глаз человека)

На обратной стороне цветка воспитатель читает стихотворение:

Разберемся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

- Сколько глаз у человека? (Два).

- Где у вас глаза покажите?

- Для чего нужны глаза? (Чтобы видеть окружающий мир, предметы)

- Давайте поиграем: Закройте все глаза, не открывая глаз, скажите, что я сейчас сделала?

(воспитатель подняла руку)

А теперь откройте глаза. Вот, что я сделала (показывает). Ребята, можно ли закрытыми глазами сказать, что делает человек?

Дети. Нет.

- Правильно. Глаза помогают нам видеть, кто что делает. Что же ещё помогают видеть нам глаза? (воспитатель показывает цветы разного цвета, размера, расположенные на разном расстоянии  дети определяют размер, цвет, расстояние)

- Какого цвета эти цветы? (красного и желтого).

-Да. Значит, глаза могут различать цвета.

- Какой цветок больше? (красный).

-Значит, глаза могут определить размер.

 Так, интересно, а смогут ли глаза определить расстояние?

- Какой цветок ближе к вам тот, что у меня в руке, или тот, что стоит на столе? (ответы детей)

-Правильно, глаза могут определить расстояние. Вот какие помощники  наши глаза.
-давайте сделаем гимнастику для глаз

Глазкам нужно отдохнуть.  (ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть.  (глубокий вдох, глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (глаза открыты, движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут. (частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все!(глаза распахнуты,  на лице широкая улыбка) 

- Как вы думаете, нужно беречь глаза?

Дети. Да!

- А как?

Дети. (Нельзя тереть глаза грязными руками, нельзя близко и долго смотреть телевизор, нельзя долго играть в компьютерные игры, нужно беречь глаза от острых предметов, нужно делать упражнения для глаз, кушать овощи и фрукты.)

- Правильно ребята, мы  говорили о глазах, органе зрения, а можно ли сказать, что он наш помощник?

Дети: Да!

2.Орган чувств: ухо.

- Какого цвета этот цветок?( Синий.)

- Что на нем нарисовано? (Ухо)

Воспитатель читает с обратной стороны цветка стихотворение.

 Маша слушает в лесу,

Как кричит кукушка,

А для этого нужны,

Нашей Маше (ушки).

- Правильно уши. Ухо – это орган слуха. Присядьте, пожалуйста, на стульчики.

- А для чего нам нужны уши?

Дети: чтобы слышать.

- А что было бы, если бы мы не могли слышать?

Дети: Мы бы не понимали друг друга, не слышали бы пение птиц, журчание ручейка.

- Давайте проверим, действительно, так ли это.

Итак, закройте плотно ладошками уши.

(Воспитатель говорит 2 – 3слова)

-Что я сказала?

Дети: ничего не было слышно.

-Почему вы ничего не слышали?

Дети: Потому, что мы закрыли уши.

- Значит, уши помогают нам слышать.

-Давайте попробуем еще.

Воспитатель за ширмой создает звуки

( переливает воду из одного стакана в другой, мешает ложкой в стакане, мнет бумагу).

-Что я делала?

Дети: переливали воду, мешали ложкой в стакане, мяли бумагу.

 Сделаем вывод - уши помогают различать звуки

 А сейчас мы проверим, хороший ли у вас слух. Давайте поиграем

Проводится игра: "Узнай по голосу"

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Алеша (Саша, Маша и т.д.)

Ты сейчас в лесу

Мы зовем тебя: "Ау!".

Ты глаза не  открывай

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

- Уши нам помогают различать звуки, если даже мы оказались в полной темноте. Молодцы, ребята, хороший у вас слух! Чтобы всегда у вас был хороший слух, есть специальный массаж для ушей. И сейчас я вас научу  его делать.

Массаж для ушей.

 Мы потянем ушки вверх,   верх, вверх, вверх, вверх.

Мы потянем ушки вниз, вниз, вниз, вниз, вниз.

В стороны потянем. Тянем, тянем, тянем, тянем.

Здоровья прибавляем.

 Во все стороны крути ушки ты старательно,

Внимательным и  умным станешь  обязательно.

 Ушки мы погладим с лаской нам так приятно – просто сказка.

- Как вы думаете, ребята надо ли беречь уши?

Дети. Да!

- А как?

Дети: не ковырять в ушах, защищать от сильного ветра, не слушать громкую музыку.

- Ну что, ребята, является ли орган слуха нашим помощником?

Дети: Да!

3. Орган чувств: нос.

- Какого цвета этот цветок? (Красного)

- Что на нём нарисовано? (Нос)

Воспитатель читает стихотворение:

Есть прямые носики,

Есть носики - курносики.

Очень нужен всякий нос,

Раз уж он к лицу прирос.

- Покажите свой нос.

- Зачем нужен нос? (Ответы детей)

- Нос нужен, чтобы дышать, через нос идёт воздух в лёгкие человека. Закройте рот, пальчиками зажмите нос.

(держать 3 – 5 секунд)

-Уберите пальчики, что вам захотелось сделать?

Дети. (Дышать и т. д.)

- Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать.

- А как вы думаете, может ли запах предупредить человека об опасности?

Дети: (может, утечка газа, запах дыма при пожаре, подгорелая еда на плите.)

- Давайте подышим носом.

Дети встают и вместе с воспитателем дышат сначала одной ноздрёй, прижав другую пальцем, затем наоборот. После чего дышат всем носом.

- Нос нужен, чтобы не только дышать, но и различать запахи.

 Проводится игра: "Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. ( апельсин, лук)

Воспитатель предлагает детям понюхать сначала лук, а потом апельсин.

- Разные это запахи или одинаковые? (Разные)

- Вот видите, ребята, оказывается, без носа нам не прожить!

- А сейчас дыхательная гимнастика "Носики"

Глубоко вдохнем мы воздух

Ртом мы выдохнем его

Раз-вдох, два-выдох,

Раз-вдох, два-выдох,

Крылья носа мы погладим

Сверху, снизу разотрем

И еще разок вдохнем.

- А носы нужно беречь?

Дети: Нельзя ковырять в носу пальцем или острым предметом. Нельзя засовывать в нос посторонние предметы. (Показывает картинку, где мальчик засовывает в нос пуговицу)  Сморкаться в носовой платок или чистую салфетку.

4.Орган чувств рот.

- Этот цветок, какого цвета? (Оранжевого)

- Что на нем нарисовано? (Рот и зубы)

 - Для чего нужны зубы? (Жевать пищу).

- Как надо ухаживать за зубами? Утром и вечером чистить зубы зубной щеткой и зубной пастой.

- Зубы будут крепкие и красивые.

- Вы чистите дома зубы? Молодцы!

Чисти зубы,

Чисти зубы

И снаружи, и внутри,

Не болели, чтоб они.

- Покажите свой рот, откройте, скажите «а-а-а», постучите зубами.

-Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте сделаем  специальные упражнения.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

"Улыбка" Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.

"Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти.

"Покусывание кончика языка"

"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.

"Лошадка" Поцокать языком.

"Подуть на кончик языка"

- Для чего еще нам нужен рот? (ответы детей)

- В рот мы кладём пищу и различаем её вкус. Мы с вами нюхали лук, а теперь его попробуем.

- Лук, какой? (Горький)

- Теперь попробуйте апельсин. Он какой? (Сладкий)

Воспитатель показывает картинки, закрепляя знания детей о вкусовых зонах языка

- А еще нельзя брать в рот посторонние предметы, кушать грязные фрукты, засовывать грязные пальцы. (Показывает картинку)

- А чтобы лучше запомнить те органы человека, о которых мы сегодня говорили, я спою вам песню. Вы слушайте и повторяйте.

С добрым утром, глазки! (Слегка дотрагиваются до глаз.)

Вы проснулись? (Да)

С добрым утром, ушки! (Показывают уши.)

Вы проснулись? (Да)

С добрым утром, носик! (Показывают нос.)

Ты проснулся? (Да)

С добрым утром, ротик! (Показывают рот.)

Ты проснулся? (Да)

Глазки смотрят.

Уши слушают.

Носик дышит.

(Сделать глубокий вдох и выдох.)

Ротик кушает.

(Ам, ам, ам.)

Мы проснулись!

5. Заключение.

 Ну вот, ребята, наша прогулка закончилась, пора возвращаться в детский сад.

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим добрые пожелания

Будьте здоровы!

- На этом наше занятие закончено. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию "Наши помощники - органы чувств"

Занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе: «Наши помощники – органы чувств».Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего ...

Конспект ОД по познавательному развитию "Наши помощники - органы чувств"

Закрепление знаний об органах чувств, их роли при восприятием человеком окружающего мира....

Конспект занятия по познавательному развитию «Наша Родина - Россия» в средней группе

материал предназначен для воспитателей средних групп ДОУ...

конспект занятия по познавательному развитию "Наши маленькие соседи"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе...

Конспект занятия по познавательному развитию "Наша планета Земля"

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию...

конспект занятия по познавательному развитию "Наши помощники - органы чувств"

Данное интегрированное занятие поможет сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира; расширить представления детей об органах чувств человека, их функц...