конспект занятия по познавательному развитию "Наши помощники - органы чувств"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Данное интегрированное занятие поможет сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира; расширить представления детей об органах чувств человека, их функциональных назначениях;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект. "Органы чувств" | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №1
Выборгского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста подготовительной группы
«Наши помощники - органы чувств»
Автор-составитель:
Стаднюк Ирина Викторовна
воспитатель
Цель: сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира.
Задачи: расширять представления детей об органах чувств человека, их функциональных назначениях; развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения; активизировать потребность в приобретении практического опыта исследования окружающего мира; развивать умение детей анализировать, делать выводы; воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция областей: Речевое развитие. Физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие.
Оборудование: разрезные картинки (заяц, орел, крокодил); атрибуты для ОЭД «Узнай на слух» (бумага, сосуды с водой, 2 деревянных кубика, 2 металлические ложки, 2 конфеты в шуршащих фантиках, монеты и пр.); атрибуты для тактильной разминки (мячи-ёжики), символы-обозначения органов (глаз, ухо, ладонь), три стола с цветовыми подсказками для разделения на команды ( красный, желтый, синий); коробки для атрибутов.
Ход занятия
Добрый день, ребята! А у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними.
-Здравствуйте!
- За окном у нас, ребята, весна, ярко светит солнце, погода прекрасная, природа пробуждается от зимнего сна и от этого на душе становится тепло и радостно, поднимается настроение. А хорошее настроение всегда только у здорового человека. Что помогает нам укреплять здоровье и настроиться на рабочий лад? (Зарядка).
Ну-ка дружно встали вместе,
Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули 3 раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом еще другой!
Закричали все «Ура!»
Все, работать нам пора!
- Вы почувствовали радостное настроение? И я почувствовала. Я предлагаю вам продолжить занятие. И занятие у нас будет такое же бодрое, приятное, необычное, но теплое и доброе.
- Чтобы узнать тему нашего занятия. предлагаю вам отгадать загадки. (за каждый ответ дается по 2 фрагмента разрезных картинок: заяц, орел, крокодил.)
Загадки об органах чувств:
1) Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам... (глаза)
2) Мы в нее зимой и летом
с головы до ног одеты.
Даже на ночь снять не можем,
потому что это… КОЖА!
3) Маму с папой слушать
помогают УШИ!
4) Есть у каждого лица
два красивых озерца!
Что же это? Да, глаза!
5) У зверушки – на макушке!
А у нас – ниже глаз! (уши)
6) У пяти братьев – одна работа.
(пальцы)
7) Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет ... (нос)
8) Чтоб попробовать компот,
Есть у человека ... (рот).
9) Брат с братом через дорогу живут,
а один другого не видит. (глаза)
10) У одной головы два братца,
по разные стороны сидят,
а ничего не видят и не говорят. (Уши)
11) Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое...
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша ... (кожа)
12) Два соседа-непоседы:
день на работе, ночь на отдыхе
(глаза)
13) Шум дождя оно поймало,
Утра тихое начало,
Мамин голос, папин шаг,
Слышит, если что не так!
14) Чтобы выглядеть моложе,
Крем хороший нужен КОЖЕ!
- Молодцы, отгадали все загадки. Вы догадались какая тема нашего занятия?
- Ответы детей, после верного ответа педагог называет тему. Органы чувств!
- За отгадку я давала два фрагмента, как вы думаете почему?
- Ответы детей, после верного ответа – вы правы, предлагаю поделиться с другом, который не успел дать свой ответ.
У вас есть небольшая подсказка, которая поможет вам определиться с выбором. Внимательно рассмотрите фрагменты, выберите нужный стол и соберите картинки. (Картинки с обратной стороны цветные: красный, желтый, синий. На столах находятся цветные указатели).
Дети собирают картинки и приходят к выводу какие органы чувств у собранных животных на картинках развиты лучше всего:
- Ребята кто у вас получился?
- Как вы думаете благодаря какому органу чувств эти животные обладают выдающимися способностями? Выберите и назовите этот орган. (глаз, ухо, кожа- ладонь – на каждом столе) /глаз у орла, ухо у зайца, кожа- у крокодила/.
У зайца – уши (длинные уши зайцев позволяют слышать звуки на большом расстоянии, что полезно для обнаружения хищников).
У орла – глаза (Орлы обладают острым зрением и легко могут увидеть добычу на земле с большой высоты. Если бы у людей было зрение такое же хорошее как у орла, мы бы могли увидеть муравья на земле, стоя на крыше 9-этажного здания).
У крокодила – кожа (у крокодилов есть зоны кожной чувствительности (осязания) - рецепторы, которые располагаются в наростах на коже, чувствительных бугорках, они превосходят по чувствительности кончики пальцев человека. Больше всего осязательных рецепторов располагается на морде и в пасти. В этих областях их может быть до двадцати на каждом щитке. Именно поэтому крокодилам с помощью пасти удается проделывать весьма тонкие манипуляции, такие как контроль захваченной кончиком челюстей жертвы или перенос детёнышей. У молодых крокодилов их больше, чем у взрослых).
- Давайте выясним, а как у вас работают органы чувств. Дети выходят из-за столов и становятся на ковре 3 командами (используются цветные ориентиры).
1 Игра называется «Я смотрю – я вижу».
Нужно проговорить фразу и назвать предметы, которые вы увидели. Например, Я смотрю налево, я вижу… Дети выбираются по желанию. Направление: направо, налево, вверх, вниз.
Молодцы, вы очень внимательные, многое увидели, значит с глазками у нас всё в порядке.
- А чтобы и дальше все было хорошо, я научу вас нескольким упражнениям для глаз.
1. Зажмурьте глаза, а потом откройте. Сделаем такое упражнение 5 раз.
2. Часто-часто поморгайте глазами.
3. Посмотрите вправо-влево, вверх-вниз.
- А сейчас узнаем чуткий ли слух у детей из группы Капитошка.
Игра «Я слушаю – я слышу».
Проводится ОЭД : Шум сминаемой бумаги, звук льющейся в сосуд воды, стук деревянных кубиков друг об друга, звук трения ладоней, удар металлических ложек, разворачивание конфеты и пр.
- Молодцы, все угадали. А что нужно делать, чтобы наши ушки всегда хорошо нам служили?
- Ответы детей: не кричать, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку, мыть…)
- А еще полезно для наших ушей делать зарядку!
Мы ладошки разотрем,
Смело ушки мы возьмем,
Сверху - вниз мы их пощиплем,
Пальчиками разотрем.
- Молодцы! Мы с вами сделали зарядку для глаз и ушей, предлагаю нам улучшить нашу способность к осязанию, и, хотя мы с вами не крокодилы, но тоже можем угадывать на ощупь. Сначала, для улучшения чувствительности, предлагаю провести массаж наших ладоней с помощью колючих мячиков.
- Сверху левой, снизу правой
Я его катаю – БРАВО!
(левой ладошкой катать по правой ладошке)
Поверну, а ты проверь –
Сверху правая теперь!
- Наши ладони и пальчики разогрелись, поиграем в игру «Угадай на ощупь».
- Нужно на ощупь опознать фигуру, прикрепить на магнитную доску и, не глядя, найти такую же среди других фигур другой рукой;
-Ребята. Мы с вами выяснили, что зрения, слух и осязание у нас отличные. Давайте применим наши способности на практике.
Графический диктант «Человек»
Дети в том же составе команд переходят к столам, рассаживаются. Для каждого ребенка лист в крупную клетку с точкой начала диктанта, простые и цветные карандаши. Выполняется графический диктант.
Подведение итогов
-Молодцы! Что у вас получилось? У всех получился человечек? Он вам нравится? Красивый! (Если дети не предложат самостоятельно добавить органы чувств, предлагает воспитатель.) вот только мне кажется, что ему чего-то не хватает.
- Ответы детей.
- Конечно, нужно нарисовать органы чувств. Способность видеть или зрение дают нам глаза, способность слышать – уши, способность ощущать, осязать – наша кожа в целом и в частности руки. А какие еще способности есть у человека, и какие органы чувств нам их дают? Обоняние - способность ощущать запах, орган – нос. Вкус - способность различать сладкое и кислое, острое и соленое, и орган нам помогающий это узнать – рот. Молодцы. О каких органы чувств мы сегодня с вами говорили? Давайте проверим ваши вкус и обоняние. У меня для этого есть сюрприз. Воспитатель достает печенье в виде разноцветных пуговиц. Во время 2 завтрака вам предстоит экспериментальным путем определить запах и вкус этих пуговиц. Согласны?
- А наше занятие подошло к завершению.
- О чем мы сегодня говорили? Что вам показалось самым интересным? Что удивило? Что вы узнали нового для себя?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ОЗОЖ "Наши помощники-органы чувств"
занятие для детей старшей группы по зож...
Конспект НОД на тему "Наши помощники - органы чувств" для среднего дошкольного возраста.
И. М. Сеченов называл органы чувств «щупалами мозга». Восприятие изменений в окружающей среде производится всеми высокоорганизованными животными и человеком при помощи органов чувств. Однако, для того...
Конспект НОД по валеологии "Наши помощники - органы чувств"
Данная работа поможет воспитателям средних групп провести познавательное занятие с использованием элементов ТРИЗ....
Конспект открытого занятия по теме: «Наши помощники – органы чувств» для детей второй младшей группы, воспитателя Жарковой Инны Анатольевны.
Конспект открытого занятия с использованием ИКТ по теме: «Наши помощники – органы чувств» для детей второй младшей группы. ...
Конспект Непосредственно-образовательной деятельности "Наши помощники - органы чувств"
Открытое занятие на тему "Наши-помощники органы чувств"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности "Наши помощники - органы чувств"
Уточнить с помощью опытов, для чего нужны органы чувств....
КОНСПЕКТ образовательной деятельности «Наши умные помощники - органы чувств» в старшей группе
Обобщение представлений детей о возможности восприятия окружающего мира через зрение, слух, осязание, обоняние, вкус....