Программа оздоровительной работы с детьми детского сада «Здоровье ребенка в наших руках»
учебно-методическое пособие на тему

Рукосуева Людмила Викторовна

Программа «Здоровье ребенка в наших руках»  направлена  на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Основной целью внедрения данной программы является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников ДОУ и воспитание культуры здоровья  умений оберегать, поддерживать и сохранять его

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа Здоровья43.47 КБ
Файл programma_zdorovya.docx43.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  дошкольное образовательное учреждение   детский сад «Буратино» с. Чунояр

Утверждаю

Заведующая

МКДОУ детский сад  «Буратино»

с. Чунояр

2015 г

Программа оздоровительной работы с детьми МКДОУ детского сада «Буратино» с Чунояр.

«Здоровье ребенка в наших руках»

2015год

Пояснительная записка


   Проблема здоровья часто длительно болеющих детей и детей с ослабленным здоровьем выдвигает на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, понимаемую как организацию адаптации личности в процессе развития, воспитания и оздоровления. В силу сложности и многогранности проблемы ее необходимо рассматривать по принципу комплексности, как медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую, и системности.

Цель  оздоровительной работы – укрепление здоровья детей, применение эффективных методик и технологий оздоровления детей в условиях  дошкольного учреждения и семьи.   

    Достижение поставленных целей осуществляется  посредством решения следующих задач:

  • обеспечение снижения частоты  случаев острой  заболеваемости
  • совершенствование функций ведущих физиологических систем организма ребёнка
  • создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребёнка
  • улучшение  физического развития детей
  • повышение к устойчивости к  утомлению, повышение работоспособности
  • формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности

     Ведущие линии реализации задач программы:

  • обеспечение здорового образа жизни, гарантии здоровья на основе современных медико-педагогических и здоровьесберегающих технологий.
  • забота о социальном благополучии ребёнка.
  • охрана психического здоровья и всесторонне развитие ребёнка в деятельности.

     Принципы  реализации программы:

  • научность – подкрепление всех проводимых мероприятий по укреплению здоровья научно обоснованными методиками.
  • непрерывность и целостность – вся работа по оздоровлению детей должна проводиться в комплексе и системе  всего учебно-воспитательного процесса.
  • преемственности – необходимость поддержания связей между возрастными категориями.

      Пути реализации:

  • внедрение здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс ДОУ
  • партнёрство с родителями на основе вариативного и конструктивного диалога.

      Ожидаемые результаты:

у детей: 

  • оптимальное функционирование организма;
  • повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;
  • сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек;
  • осознание своей жизни в определённом социуме, защита, эмоциональный комфорт;

у педагогов: 

  • осознание необходимости создания таких условий для развития детей, которые помогут им, расти здоровыми и гармонично развитыми;

у родителей: 

  • необходимый запас знаний, которые помогут в вопросах – что, как, когда и почему надо делать с ребёнком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.

Организация профилактики заболеваемости и оздоровления  

детей с ослабленным здоровьем

1.Организационные мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ.

а) составление списка детей, нуждающихся в оздоровлении;
б) составление индивидуального плана оздоровления;
в) оценка эффективности оздоровительных мероприятий;
г) работа с родителями.

2. Профилактические мероприятия по оздоровлению детей в ДОУ.

а) строгое выполнение санитарно-гигиенического режима;

б) коррекция режима дня и питания;

в) закаливание в сочетании с дыхательной гимнастикой;

г) не специфическая профилактика ОРЗ и гриппа;

д) мероприятия по ослаблению адаптивного синдрома.

Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости

1. Мониторинг здоровья:

- осмотр детей специалистами

- осмотр детей медицинским персоналом ДОУ

- мониторинг выполнения оздоровительных мероприятий в течение месяца  

- мониторинг заболеваемости детей

2. Рациональная организация двигательной активности:

- ежедневные  циклы физкультурных занятий

- гимнастика после сна

- обязательные ежедневные прогулки

- самостоятельная двигательная активность детей

- обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток

3. Система закаливания:

- обширное умывание

- ходьба по «дорожкам здоровья»

- мытье ног

- полоскание рта

-воздушные ванны в облегченной одежде

- гимнастика  и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,

-посещение бассейн

4. Лечебно-профилактическая работа:

- постоянный контроль за осанкой

-контроль за нагрузками для переболевших детей

- подбор мебели в соответствии с ростом

- рациональное питание

- использование фитонцидов

- кварцевание помещений

- витаминизация третьего блюда

-приём витаминов

5. Использование нетрадиционного оздоровления:

- игровой массаж

- пальчиковая гимнастика

- дыхательная гимнастика

- хождение по «дорожкам здоровья»

-аромопрофилактика 

6. Психогигиенические мероприятия:

- релаксация

- элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)

- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ

7. Система работы с родителями:

- оказание консультативной помощи родителям   по вопросам сохранения здоровья

- открытые показы занятий с использованием оздоравливающих технологий

-участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ

Оздоровительные мероприятия


I    Строгое соблюдение режима дня:

  • Отработка вариантов режима в теплое и холодное время года
  • Полноценный дневной сон
  • Прогулка
  • Уменьшение продолжительности учебного процесса

II Строгое соблюдение санитарно-эпидемиологического режима:

  • Влажная уборка помещений
  • Проветривание
  • Кварцевание

III Индивидуальный подход к детям   с учетом:

  • Выявленной патологии педиатром и др. специалистом
  • Индивидуальных особенностей организма
  • Влияния факторов, способствующих частым заболеваниям

VI Физическая культура:

  • С элементами дыхательной гимнастики
  • Утренняя гимнастика
  • Занятия на улице с элементами подвижных игр

V Развитие моторики / Массаж:

  • Игровой массаж
  • Пальчиковая гимнастика

VI  Основы закаливающих мероприятий:

  • Соответствующая одежда для улицы
  • Длительное пребывание на свежем воздухе
  • Воздушные и солнечные ванны летом
  • Полоскание горла
  • Дыхательная гимнастика

VII   Аромотерапия   / Музыкотерапия (во время режимных моментов)

VIII    Лечебные мероприятия:

  • Витаминотерапия
  • Приём адаптогенов

IX Профилактика:

  • Плоскостопия
  • Нарушений осанки
  • Нарушений зрения

Мероприятия:

- гимнастика для глаз - Ходьба по «Дорожке здоровья» и т.д.

X   Внедрение сезонных курсов общеукрепляющей терапии.

Оздоровительные и профилактические мероприятия:

1. Профилактика нарушений осанки, плоскостопия: ходьба по «Дорожкам здоровья», занятия на тренажерах и т.д.

2. Дыхательная гимнастика, посещение бассейна

3. Витаминизация

4. Профилактика простудных заболеваний: приём дибазола, чесночные букетики, оксолиновая мазь

5. Фитопрофилактика

6. Закаливание: полоскание рта, мытье рук, ног прохладной водой и тд.

7. Аромотерапия

8. Игровой массаж

Оздоровительные мероприятия  

для детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями

Создание оптимальных  санитарно-гигиенических условий.

Щадящий индивидуальный режим.

Рациональное питание с обогащением пищи витаминами.

Прием витаминов и фитонцидов.

Физическое воспитание в объеме программы с обеспечением индивидуального подхода.  

Использование элементов дыхательной гимнастики при проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий, физических упражнений после дневного сна.

Обязательное включение физических упражнений  с произношением звуков и слогов на выдохе и вдохе, дыхание носом – вдох и выдох и др.

Закаливание – обеспечение рационального сочетания температуры воздуха и одежды  ребенка, достаточное пребывание детей на воздухе, рациональная организация сна.

Требования к проведению закаливания

- Учет индивидуальных особенностей ребенка

- Положительные реакции ребёнка на закаливание

- Непрерывность закаливания 

- Наблюдение  медперсонала за ответными реакциями, постоянные консультации с педиатром

- Согласие родителей

Основные направления  деятельности сотрудников ДОУ по сохранению здоровья детей:

  • Рациональная организация внутреннего  пространства в соответствии с требованиями СанПиНов.
  • Создание условий для организации двигательной активности воспитанников, включающей в себя предусмотренные программой занятия физкультурой, активные паузы в режиме дня, а также физкультурно-оздоровительную работу.
  • Организация рационального питания и витаминизация воспитанников.
  • Дифференцированный подход к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями, здоровьем.
  • Система работы по формированию здорового образа жизни, воспитанию потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.

Организации работы по формированию у детей представлений и навыков здорового образа жизни строится на основе педагогики сотрудничества

Педагоги -     Изучение программ, инновации

Планирование работы с детьми

Оборудование предметно-развивающей среды

Семья -   Анкетирование

Родительские   собрания

Консультации

Совместная работа

Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости

Рациональная организация двигательной активности:

- ежедневные  циклы физкультурных занятий

- гимнастика после сна

- обязательные ежедневные прогулки

- самостоятельная двигательная активность детей

- обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток

 

Система закаливания:

- обширное умывание

- ходьба по «дорожкам здоровья»

- мытье ног

- полоскание рта

-воздушные ванны в облегченной одежде

- гимнастика  и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,

-посещение бассейна

 

Профилактическая работа:

- постоянный контроль за осанкой

-контроль за нагрузками для переболевших детей

- подбор мебели в соответствии с ростом

- использование фитонцидов

- кварцевание помещений

-приём витаминов

 

Использование нетрадиционного оздоровления:

- игровой массаж

- пальчиковая гимнастика

- дыхательная гимнастика

- хождение по «дорожкам здоровья»

-аромопрофилактика

 

Психогигиенические мероприятия:

- релаксация

- элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)

- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ

 

Система работы с родителями:

- оказание консультативной помощи родителям   по вопросам сохранения здоровья

- открытые показы занятий с использованием оздоравливающих технологий

- участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Инструктор по физическому воспитанию музыкальный руководитель

2. Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели

3. Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели, Инструктор по физическому воспитанию

4. Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, Инструктор по физическому воспитанию психолог

5. Игровой час во вторую половину дня

 Для всех возрастных групп, в игровых зонах.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Все педагоги ДОУ

6. Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели. Специалисты

7. Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

8. Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги

9. Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Воспитатели

10. Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели, Инструктор по физическому воспитанию

11. Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Воспитатели, Инструктор по физическому воспитанию

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

12. Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Младший возраст- 15мин. средний возраст - 20 мин. старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели, руководитель физического воспитания

13. Игротреннинги и игротерапия

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Воспитатели, психолог

14. Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Воспитатели, психолог

15. Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Воспитатели, Инструктор по физическому воспитанию

16. Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели, ст. медсестра, Инструктор по физическому воспитанию

17. Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями. Используется наглядный материал

Воспитатели, ст. медсестра, Инструктор по физическому воспитанию

3. Коррекционные технологии

19. Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги

20. Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Воспитатели

21. Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Воспитатели, психолог

22. Технологии коррекции поведения

занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Воспитатели, психолог

23. Логоритмика

1-2 раза в неделю на занятиях по музыкальному развитию

Воспитатели, психолог

Оздоровительные  мероприятия   в течение  дня

Режимные моменты

Оздоровительные мероприятия

УТРО

1.Утренняя зарядка

2.Пальчиковая гимнастика

3.Игровой самомассаж

5.Мытье рук и лица холодной водой

ЗАНЯТИЕ

1.Перед занятием – звуковая гимнастика

2.Динамическая пауза на занятии

3.Гимнастика для глаз

4.Пальчиковая гимнастика

ПРОГУЛКА

1.Двигательная активность (бег, игры,

упражнения)

2.Подвижная игра

3.Дыхательная гимнастика

ПЕРЕД  СНОМ

2.Релаксация под музыку (в постели)

ПОСЛЕ ПРОБУЖДЕНИЯ

1.Гимнастика пробуждения (в постели)

2 Сухое растирание

3..Корригирующие дорожки

4. профилактика плоскостопия)

3.Босохождение (3-5 мин.)

ПОСЛЕ ПОЛДНИКА

1. Пихогимнастика (эмоциональноездоровье)

2.Осанка (профилактика сколиоза)

ВЕЧЕР

1.Артикуляционная гимнастика



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  дошкольное образовательное учреждение   детский сад «Буратино» с. Чунояр

Утверждаю

Заведующая

МКДОУ детский сад  «Буратино»

с. Чунояр

2015 г

Программа оздоровительной работы с детьми МКДОУ детского сада «Буратино» с Чунояр.

«Здоровье ребенка в наших руках»

2015год

Пояснительная записка


   Проблема здоровья часто длительно болеющих детей и детей с ослабленным здоровьем выдвигает на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, понимаемую как организацию адаптации личности в процессе развития, воспитания и оздоровления. В силу сложности и многогранности проблемы ее необходимо рассматривать по принципу комплексности, как медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую, и системности.

Цель  оздоровительной работы – укрепление здоровья детей, применение эффективных методик и технологий оздоровления детей в условиях  дошкольного учреждения и семьи.   

    Достижение поставленных целей осуществляется  посредством решения следующих задач:

  • обеспечение снижения частоты  случаев острой  заболеваемости
  • совершенствование функций ведущих физиологических систем организма ребёнка
  • создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребёнка
  • улучшение  физического развития детей
  • повышение к устойчивости к  утомлению, повышение работоспособности
  • формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности

     Ведущие линии реализации задач программы:

  • обеспечение здорового образа жизни, гарантии здоровья на основе современных медико-педагогических и здоровьесберегающих технологий.
  • забота о социальном благополучии ребёнка.
  • охрана психического здоровья и всесторонне развитие ребёнка в деятельности.

     Принципы  реализации программы:

  • научность – подкрепление всех проводимых мероприятий по укреплению здоровья научно обоснованными методиками.
  • непрерывность и целостность – вся работа по оздоровлению детей должна проводиться в комплексе и системе  всего учебно-воспитательного процесса.
  • преемственности – необходимость поддержания связей между возрастными категориями.

      Пути реализации:

  • внедрение здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс ДОУ
  • партнёрство с родителями на основе вариативного и конструктивного диалога.

      Ожидаемые результаты:

у детей: 

  • оптимальное функционирование организма;
  • повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;
  • сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек;
  • осознание своей жизни в определённом социуме, защита, эмоциональный комфорт;

у педагогов: 

  • осознание необходимости создания таких условий для развития детей, которые помогут им, расти здоровыми и гармонично развитыми;

у родителей: 

  • необходимый запас знаний, которые помогут в вопросах – что, как, когда и почему надо делать с ребёнком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.

Организация профилактики заболеваемости и оздоровления  

детей с ослабленным здоровьем

1.Организационные мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ.

а) составление списка детей, нуждающихся в оздоровлении;
б) составление индивидуального плана оздоровления;
в) оценка эффективности оздоровительных мероприятий;
г) работа с родителями.

2. Профилактические мероприятия по оздоровлению детей в ДОУ.

а) строгое выполнение санитарно-гигиенического режима;

б) коррекция режима дня и питания;

в) закаливание в сочетании с дыхательной гимнастикой;

г) не специфическая профилактика ОРЗ и гриппа;

д) мероприятия по ослаблению адаптивного синдрома.

Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости

1. Мониторинг здоровья:

- осмотр детей специалистами

- осмотр детей медицинским персоналом ДОУ

- мониторинг выполнения оздоровительных мероприятий в течение месяца  

- мониторинг заболеваемости детей

2. Рациональная организация двигательной активности:

- ежедневные  циклы физкультурных занятий

- гимнастика после сна

- обязательные ежедневные прогулки

- самостоятельная двигательная активность детей

- обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток

3. Система закаливания:

- обширное умывание

- ходьба по «дорожкам здоровья»

- мытье ног

- полоскание рта

-воздушные ванны в облегченной одежде

- гимнастика  и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,

-посещение бассейн

4. Лечебно-профилактическая работа:

- постоянный контроль за осанкой

-контроль за нагрузками для переболевших детей

- подбор мебели в соответствии с ростом

- рациональное питание

- использование фитонцидов

- кварцевание помещений

- витаминизация третьего блюда

-приём витаминов

5. Использование нетрадиционного оздоровления:

- игровой массаж

- пальчиковая гимнастика

- дыхательная гимнастика

- хождение по «дорожкам здоровья»

-аромопрофилактика 

6. Психогигиенические мероприятия:

- релаксация

- элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)

- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ

7. Система работы с родителями:

- оказание консультативной помощи родителям   по вопросам сохранения здоровья

- открытые показы занятий с использованием оздоравливающих технологий

-участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ

Оздоровительные мероприятия


I    Строгое соблюдение режима дня:

  • Отработка вариантов режима в теплое и холодное время года
  • Полноценный дневной сон
  • Прогулка
  • Уменьшение продолжительности учебного процесса

II Строгое соблюдение санитарно-эпидемиологического режима:

  • Влажная уборка помещений
  • Проветривание
  • Кварцевание

III Индивидуальный подход к детям   с учетом:

  • Выявленной патологии педиатром и др. специалистом
  • Индивидуальных особенностей организма
  • Влияния факторов, способствующих частым заболеваниям

VI Физическая культура:

  • С элементами дыхательной гимнастики
  • Утренняя гимнастика
  • Занятия на улице с элементами подвижных игр

V Развитие моторики / Массаж:

  • Игровой массаж
  • Пальчиковая гимнастика

VI  Основы закаливающих мероприятий:

  • Соответствующая одежда для улицы
  • Длительное пребывание на свежем воздухе
  • Воздушные и солнечные ванны летом
  • Полоскание горла
  • Дыхательная гимнастика

VII   Аромотерапия   / Музыкотерапия (во время режимных моментов)

VIII    Лечебные мероприятия:

  • Витаминотерапия
  • Приём адаптогенов

IX Профилактика:

  • Плоскостопия
  • Нарушений осанки
  • Нарушений зрения

Мероприятия:

- гимнастика для глаз - Ходьба по «Дорожке здоровья» и т.д.

X   Внедрение сезонных курсов общеукрепляющей терапии.

Оздоровительные и профилактические мероприятия:

1. Профилактика нарушений осанки, плоскостопия: ходьба по «Дорожкам здоровья», занятия на тренажерах и т.д.

2. Дыхательная гимнастика, посещение бассейна

3. Витаминизация

4. Профилактика простудных заболеваний: приём дибазола, чесночные букетики, оксолиновая мазь

5. Фитопрофилактика

6. Закаливание: полоскание рта, мытье рук, ног прохладной водой и тд.

7. Аромотерапия

8. Игровой массаж

Оздоровительные мероприятия  

для детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями

Создание оптимальных  санитарно-гигиенических условий.

Щадящий индивидуальный режим.

Рациональное питание с обогащением пищи витаминами.

Прием витаминов и фитонцидов.

Физическое воспитание в объеме программы с обеспечением индивидуального подхода.  

Использование элементов дыхательной гимнастики при проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий, физических упражнений после дневного сна.

Обязательное включение физических упражнений  с произношением звуков и слогов на выдохе и вдохе, дыхание носом – вдох и выдох и др.

Закаливание – обеспечение рационального сочетания температуры воздуха и одежды  ребенка, достаточное пребывание детей на воздухе, рациональная организация сна.

Требования к проведению закаливания

- Учет индивидуальных особенностей ребенка

- Положительные реакции ребёнка на закаливание

- Непрерывность закаливания 

- Наблюдение  медперсонала за ответными реакциями, постоянные консультации с педиатром

- Согласие родителей

Основные направления  деятельности сотрудников ДОУ по сохранению здоровья детей:

  • Рациональная организация внутреннего  пространства в соответствии с требованиями СанПиНов.
  • Создание условий для организации двигательной активности воспитанников, включающей в себя предусмотренные программой занятия физкультурой, активные паузы в режиме дня, а также физкультурно-оздоровительную работу.
  • Организация рационального питания и витаминизация воспитанников.
  • Дифференцированный подход к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями, здоровьем.
  • Система работы по формированию здорового образа жизни, воспитанию потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.

Организации работы по формированию у детей представлений и навыков здорового образа жизни строится на основе педагогики сотрудничества

Педагоги -     Изучение программ, инновации

Планирование работы с детьми

Оборудование предметно-развивающей среды

Семья -   Анкетирование

Родительские   собрания

Консультации

Совместная работа

Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости

Рациональная организация двигательной активности:

- ежедневные  циклы физкультурных занятий

- гимнастика после сна

- обязательные ежедневные прогулки

- самостоятельная двигательная активность детей

- обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток

 

Система закаливания:

- обширное умывание

- ходьба по «дорожкам здоровья»

- мытье ног

- полоскание рта

-воздушные ванны в облегченной одежде

- гимнастика  и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,

-посещение бассейна

 

Профилактическая работа:

- постоянный контроль за осанкой

-контроль за нагрузками для переболевших детей

- подбор мебели в соответствии с ростом

- использование фитонцидов

- кварцевание помещений

-приём витаминов

 

Использование нетрадиционного оздоровления:

- игровой массаж

- пальчиковая гимнастика

- дыхательная гимнастика

- хождение по «дорожкам здоровья»

-аромопрофилактика

 

Психогигиенические мероприятия:

- релаксация

- элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)

- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ

 

Система работы с родителями:

- оказание консультативной помощи родителям   по вопросам сохранения здоровья

- открытые показы занятий с использованием оздоравливающих технологий

- участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Инструктор по физическому воспитанию музыкальный руководитель

2. Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели

3. Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели, Инструктор по физическому воспитанию

4. Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, Инструктор по физическому воспитанию психолог

5. Игровой час во вторую половину дня

 Для всех возрастных групп, в игровых зонах.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Все педагоги ДОУ

6. Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели. Специалисты

7. Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

8. Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги

9. Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Воспитатели

10. Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели, Инструктор по физическому воспитанию

11. Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Воспитатели, Инструктор по физическому воспитанию

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

12. Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Младший возраст- 15мин. средний возраст - 20 мин. старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели, руководитель физического воспитания

13. Игротреннинги и игротерапия

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Воспитатели, психолог

14. Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Воспитатели, психолог

15. Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Воспитатели, Инструктор по физическому воспитанию

16. Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели, ст. медсестра, Инструктор по физическому воспитанию

17. Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями. Используется наглядный материал

Воспитатели, ст. медсестра, Инструктор по физическому воспитанию

3. Коррекционные технологии

19. Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги

20. Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Воспитатели

21. Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Воспитатели, психолог

22. Технологии коррекции поведения

занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Воспитатели, психолог

23. Логоритмика

1-2 раза в неделю на занятиях по музыкальному развитию

Воспитатели, психолог

Оздоровительные  мероприятия   в течение  дня

Режимные моменты

Оздоровительные мероприятия

УТРО

1.Утренняя зарядка

2.Пальчиковая гимнастика

3.Игровой самомассаж

5.Мытье рук и лица холодной водой

ЗАНЯТИЕ

1.Перед занятием – звуковая гимнастика

2.Динамическая пауза на занятии

3.Гимнастика для глаз

4.Пальчиковая гимнастика

ПРОГУЛКА

1.Двигательная активность (бег, игры,

упражнения)

2.Подвижная игра

3.Дыхательная гимнастика

ПЕРЕД  СНОМ

2.Релаксация под музыку (в постели)

ПОСЛЕ ПРОБУЖДЕНИЯ

1.Гимнастика пробуждения (в постели)

2 Сухое растирание

3..Корригирующие дорожки

4. профилактика плоскостопия)

3.Босохождение (3-5 мин.)

ПОСЛЕ ПОЛДНИКА

1. Пихогимнастика (эмоциональноездоровье)

2.Осанка (профилактика сколиоза)

ВЕЧЕР

1.Артикуляционная гимнастика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей детского сада «Здоровье ребенка в наших руках»

Статья для родителей детского сада "Здоровье ребенка в наших руках"...

Статья для родителей детского сада "Здоровье ребенка в наших руках"

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию статью для родителей детского сада "Здоровье ребенка в наших руках". Надеюсь, что она будет интересна для вас....

Проект с детьми 6-7 лет на тему: « Здоровье ребенка в наших руках »

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеек»Проект  с детьми 6-7 лет на тему:« Здоровье ребенка в наших руках &ra...

Консультация для родителей в детском саду «Здоровье ребёнка в наших руках!»

Консультация для родителей в детском саду «Здоровье ребёнка в наших руках!»...

Консультация для родителей в детском саду «Здоровье ребенка в ваших руках»

Забота о здоровье ребенка является самой важной задачей. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физи...

Консультация для родителей в детском саду «Здоровье ребенка в ваших руках»

Забота о здоровье ребенка является самой важной задачей. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физи...

Проект в старшей группе детского сада: «Здоровье ребёнка в наших руках»

Цель проекта;Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта....