Программа оздоровительной работы с детьми детского сада «Здоровье ребенка в наших руках»
учебно-методическое пособие на тему
Программа «Здоровье ребенка в наших руках» направлена на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Основной целью внедрения данной программы является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников ДОУ и воспитание культуры здоровья умений оберегать, поддерживать и сохранять его
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа Здоровья | 43.47 КБ |
programma_zdorovya.docx | 43.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» с. Чунояр
Утверждаю
Заведующая
МКДОУ детский сад «Буратино»
с. Чунояр
2015 г
Программа оздоровительной работы с детьми МКДОУ детского сада «Буратино» с Чунояр.
«Здоровье ребенка в наших руках»
2015год
Пояснительная записка
Проблема здоровья часто длительно болеющих детей и детей с ослабленным здоровьем выдвигает на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, понимаемую как организацию адаптации личности в процессе развития, воспитания и оздоровления. В силу сложности и многогранности проблемы ее необходимо рассматривать по принципу комплексности, как медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую, и системности.
Цель оздоровительной работы – укрепление здоровья детей, применение эффективных методик и технологий оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Достижение поставленных целей осуществляется посредством решения следующих задач:
- обеспечение снижения частоты случаев острой заболеваемости
- совершенствование функций ведущих физиологических систем организма ребёнка
- создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребёнка
- улучшение физического развития детей
- повышение к устойчивости к утомлению, повышение работоспособности
- формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности
Ведущие линии реализации задач программы:
- обеспечение здорового образа жизни, гарантии здоровья на основе современных медико-педагогических и здоровьесберегающих технологий.
- забота о социальном благополучии ребёнка.
- охрана психического здоровья и всесторонне развитие ребёнка в деятельности.
Принципы реализации программы:
- научность – подкрепление всех проводимых мероприятий по укреплению здоровья научно обоснованными методиками.
- непрерывность и целостность – вся работа по оздоровлению детей должна проводиться в комплексе и системе всего учебно-воспитательного процесса.
- преемственности – необходимость поддержания связей между возрастными категориями.
Пути реализации:
- внедрение здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс ДОУ
- партнёрство с родителями на основе вариативного и конструктивного диалога.
Ожидаемые результаты:
у детей:
- оптимальное функционирование организма;
- повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;
- сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек;
- осознание своей жизни в определённом социуме, защита, эмоциональный комфорт;
у педагогов:
- осознание необходимости создания таких условий для развития детей, которые помогут им, расти здоровыми и гармонично развитыми;
у родителей:
- необходимый запас знаний, которые помогут в вопросах – что, как, когда и почему надо делать с ребёнком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.
Организация профилактики заболеваемости и оздоровления
детей с ослабленным здоровьем
1.Организационные мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ. |
а) составление списка детей, нуждающихся в оздоровлении;
б) составление индивидуального плана оздоровления;
в) оценка эффективности оздоровительных мероприятий;
г) работа с родителями.
2. Профилактические мероприятия по оздоровлению детей в ДОУ.
а) строгое выполнение санитарно-гигиенического режима;
б) коррекция режима дня и питания;
в) закаливание в сочетании с дыхательной гимнастикой;
г) не специфическая профилактика ОРЗ и гриппа;
д) мероприятия по ослаблению адаптивного синдрома.
Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости
1. Мониторинг здоровья:
- осмотр детей специалистами
- осмотр детей медицинским персоналом ДОУ
- мониторинг выполнения оздоровительных мероприятий в течение месяца
- мониторинг заболеваемости детей
2. Рациональная организация двигательной активности:
- ежедневные циклы физкультурных занятий
- гимнастика после сна
- обязательные ежедневные прогулки
- самостоятельная двигательная активность детей
- обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток
3. Система закаливания:
- обширное умывание
- ходьба по «дорожкам здоровья»
- мытье ног
- полоскание рта
-воздушные ванны в облегченной одежде
- гимнастика и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,
-посещение бассейн
4. Лечебно-профилактическая работа:
- постоянный контроль за осанкой
-контроль за нагрузками для переболевших детей
- подбор мебели в соответствии с ростом
- рациональное питание
- использование фитонцидов
- кварцевание помещений
- витаминизация третьего блюда
-приём витаминов
5. Использование нетрадиционного оздоровления:
- игровой массаж
- пальчиковая гимнастика
- дыхательная гимнастика
- хождение по «дорожкам здоровья»
-аромопрофилактика
6. Психогигиенические мероприятия:
- релаксация
- элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)
- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ
7. Система работы с родителями:
- оказание консультативной помощи родителям по вопросам сохранения здоровья
- открытые показы занятий с использованием оздоравливающих технологий
-участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ
Оздоровительные мероприятия
I Строгое соблюдение режима дня:
- Отработка вариантов режима в теплое и холодное время года
- Полноценный дневной сон
- Прогулка
- Уменьшение продолжительности учебного процесса
II Строгое соблюдение санитарно-эпидемиологического режима:
- Влажная уборка помещений
- Проветривание
- Кварцевание
III Индивидуальный подход к детям с учетом:
- Выявленной патологии педиатром и др. специалистом
- Индивидуальных особенностей организма
- Влияния факторов, способствующих частым заболеваниям
VI Физическая культура:
- С элементами дыхательной гимнастики
- Утренняя гимнастика
- Занятия на улице с элементами подвижных игр
V Развитие моторики / Массаж:
- Игровой массаж
- Пальчиковая гимнастика
VI Основы закаливающих мероприятий:
- Соответствующая одежда для улицы
- Длительное пребывание на свежем воздухе
- Воздушные и солнечные ванны летом
- Полоскание горла
- Дыхательная гимнастика
VII Аромотерапия / Музыкотерапия (во время режимных моментов)
VIII Лечебные мероприятия:
- Витаминотерапия
- Приём адаптогенов
IX Профилактика:
- Плоскостопия
- Нарушений осанки
- Нарушений зрения
Мероприятия:
- гимнастика для глаз - Ходьба по «Дорожке здоровья» и т.д.
X Внедрение сезонных курсов общеукрепляющей терапии.
Оздоровительные и профилактические мероприятия:
1. Профилактика нарушений осанки, плоскостопия: ходьба по «Дорожкам здоровья», занятия на тренажерах и т.д.
2. Дыхательная гимнастика, посещение бассейна
3. Витаминизация
4. Профилактика простудных заболеваний: приём дибазола, чесночные букетики, оксолиновая мазь
5. Фитопрофилактика
6. Закаливание: полоскание рта, мытье рук, ног прохладной водой и тд.
7. Аромотерапия
8. Игровой массаж
Оздоровительные мероприятия
для детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями
Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий.
Щадящий индивидуальный режим.
Рациональное питание с обогащением пищи витаминами.
Прием витаминов и фитонцидов.
Физическое воспитание в объеме программы с обеспечением индивидуального подхода.
Использование элементов дыхательной гимнастики при проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий, физических упражнений после дневного сна.
Обязательное включение физических упражнений с произношением звуков и слогов на выдохе и вдохе, дыхание носом – вдох и выдох и др.
Закаливание – обеспечение рационального сочетания температуры воздуха и одежды ребенка, достаточное пребывание детей на воздухе, рациональная организация сна.
Требования к проведению закаливания:
- Учет индивидуальных особенностей ребенка
- Положительные реакции ребёнка на закаливание
- Непрерывность закаливания
- Наблюдение медперсонала за ответными реакциями, постоянные консультации с педиатром
- Согласие родителей
Основные направления деятельности сотрудников ДОУ по сохранению здоровья детей:
- Рациональная организация внутреннего пространства в соответствии с требованиями СанПиНов.
- Создание условий для организации двигательной активности воспитанников, включающей в себя предусмотренные программой занятия физкультурой, активные паузы в режиме дня, а также физкультурно-оздоровительную работу.
- Организация рационального питания и витаминизация воспитанников.
- Дифференцированный подход к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями, здоровьем.
- Система работы по формированию здорового образа жизни, воспитанию потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.
Организации работы по формированию у детей представлений и навыков здорового образа жизни строится на основе педагогики сотрудничества
Педагоги - Изучение программ, инновации Планирование работы с детьми Оборудование предметно-развивающей среды | Семья - Анкетирование Родительские собрания Консультации Совместная работа |
Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости
Рациональная организация двигательной активности:
- ежедневные циклы физкультурных занятий
- гимнастика после сна
- обязательные ежедневные прогулки
- самостоятельная двигательная активность детей
- обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток
Система закаливания:
- обширное умывание
- ходьба по «дорожкам здоровья»
- мытье ног
- полоскание рта
-воздушные ванны в облегченной одежде
- гимнастика и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,
-посещение бассейна
Профилактическая работа:
- постоянный контроль за осанкой
-контроль за нагрузками для переболевших детей
- подбор мебели в соответствии с ростом
- использование фитонцидов
- кварцевание помещений
-приём витаминов
Использование нетрадиционного оздоровления:
- игровой массаж
- пальчиковая гимнастика
- дыхательная гимнастика
- хождение по «дорожкам здоровья»
-аромопрофилактика
Психогигиенические мероприятия:
- релаксация
- элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)
- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ
Система работы с родителями:
- оказание консультативной помощи родителям по вопросам сохранения здоровья
- открытые показы занятий с использованием оздоравливающих технологий
- участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный | ||
1. Ритмопластика | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка | Инструктор по физическому воспитанию музыкальный руководитель | ||
2. Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели | ||
3. Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Воспитатели, Инструктор по физическому воспитанию | ||
4. Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | Воспитатели, Инструктор по физическому воспитанию психолог | ||
5. Игровой час во вторую половину дня | Для всех возрастных групп, в игровых зонах. | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. | Все педагоги ДОУ | ||
6. Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели. Специалисты | ||
7. Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги | ||
8. Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Все педагоги | ||
9. Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ | Воспитатели | ||
10. Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | Воспитатели, Инструктор по физическому воспитанию | ||
11. Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы | Воспитатели, Инструктор по физическому воспитанию | ||
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | |||||
12. Физкультурное занятие | 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Младший возраст- 15мин. средний возраст - 20 мин. старший возраст - 25-30 мин. | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение | Воспитатели, руководитель физического воспитания | ||
13. Игротреннинги и игротерапия | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности | Воспитатели, психолог | ||
14. Коммуникативные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. | Воспитатели, психолог | ||
15. Занятия из серии «Здоровье» | 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста | Включены в сетку занятий в качестве познавательного развития | Воспитатели, Инструктор по физическому воспитанию | ||
16. Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | Воспитатели, ст. медсестра, Инструктор по физическому воспитанию | ||
17. Точечный самомассаж | Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста | Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями. Используется наглядный материал | Воспитатели, ст. медсестра, Инструктор по физическому воспитанию | ||
3. Коррекционные технологии | |||||
19. Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Все педагоги | ||
20. Сказкотерапия | 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста | Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей | Воспитатели | ||
21. Технологии воздействия цветом | Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач | Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка | Воспитатели, психолог | ||
22. Технологии коррекции поведения | занятий по 25-30 мин. со старшего возраста | Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий | Воспитатели, психолог | ||
23. Логоритмика | 1-2 раза в неделю на занятиях по музыкальному развитию | Воспитатели, психолог |
Оздоровительные мероприятия в течение дня
Режимные моменты | Оздоровительные мероприятия |
УТРО | 1.Утренняя зарядка 2.Пальчиковая гимнастика 3.Игровой самомассаж 5.Мытье рук и лица холодной водой |
ЗАНЯТИЕ | 1.Перед занятием – звуковая гимнастика 2.Динамическая пауза на занятии 3.Гимнастика для глаз 4.Пальчиковая гимнастика |
ПРОГУЛКА | 1.Двигательная активность (бег, игры, упражнения) 2.Подвижная игра 3.Дыхательная гимнастика |
ПЕРЕД СНОМ | 2.Релаксация под музыку (в постели) |
ПОСЛЕ ПРОБУЖДЕНИЯ | 1.Гимнастика пробуждения (в постели) 2 Сухое растирание 3..Корригирующие дорожки 4. профилактика плоскостопия) 3.Босохождение (3-5 мин.) |
ПОСЛЕ ПОЛДНИКА | 1. Пихогимнастика (эмоциональноездоровье) 2.Осанка (профилактика сколиоза) |
ВЕЧЕР | 1.Артикуляционная гимнастика |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» с. Чунояр
Утверждаю
Заведующая
МКДОУ детский сад «Буратино»
с. Чунояр
2015 г
Программа оздоровительной работы с детьми МКДОУ детского сада «Буратино» с Чунояр.
«Здоровье ребенка в наших руках»
2015год
Пояснительная записка
Проблема здоровья часто длительно болеющих детей и детей с ослабленным здоровьем выдвигает на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, понимаемую как организацию адаптации личности в процессе развития, воспитания и оздоровления. В силу сложности и многогранности проблемы ее необходимо рассматривать по принципу комплексности, как медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую, и системности.
Цель оздоровительной работы – укрепление здоровья детей, применение эффективных методик и технологий оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Достижение поставленных целей осуществляется посредством решения следующих задач:
- обеспечение снижения частоты случаев острой заболеваемости
- совершенствование функций ведущих физиологических систем организма ребёнка
- создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребёнка
- улучшение физического развития детей
- повышение к устойчивости к утомлению, повышение работоспособности
- формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности
Ведущие линии реализации задач программы:
- обеспечение здорового образа жизни, гарантии здоровья на основе современных медико-педагогических и здоровьесберегающих технологий.
- забота о социальном благополучии ребёнка.
- охрана психического здоровья и всесторонне развитие ребёнка в деятельности.
Принципы реализации программы:
- научность – подкрепление всех проводимых мероприятий по укреплению здоровья научно обоснованными методиками.
- непрерывность и целостность – вся работа по оздоровлению детей должна проводиться в комплексе и системе всего учебно-воспитательного процесса.
- преемственности – необходимость поддержания связей между возрастными категориями.
Пути реализации:
- внедрение здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс ДОУ
- партнёрство с родителями на основе вариативного и конструктивного диалога.
Ожидаемые результаты:
у детей:
- оптимальное функционирование организма;
- повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;
- сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек;
- осознание своей жизни в определённом социуме, защита, эмоциональный комфорт;
у педагогов:
- осознание необходимости создания таких условий для развития детей, которые помогут им, расти здоровыми и гармонично развитыми;
у родителей:
- необходимый запас знаний, которые помогут в вопросах – что, как, когда и почему надо делать с ребёнком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.
Организация профилактики заболеваемости и оздоровления
детей с ослабленным здоровьем
1.Организационные мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ. |
а) составление списка детей, нуждающихся в оздоровлении;
б) составление индивидуального плана оздоровления;
в) оценка эффективности оздоровительных мероприятий;
г) работа с родителями.
2. Профилактические мероприятия по оздоровлению детей в ДОУ.
а) строгое выполнение санитарно-гигиенического режима;
б) коррекция режима дня и питания;
в) закаливание в сочетании с дыхательной гимнастикой;
г) не специфическая профилактика ОРЗ и гриппа;
д) мероприятия по ослаблению адаптивного синдрома.
Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости
1. Мониторинг здоровья:
- осмотр детей специалистами
- осмотр детей медицинским персоналом ДОУ
- мониторинг выполнения оздоровительных мероприятий в течение месяца
- мониторинг заболеваемости детей
2. Рациональная организация двигательной активности:
- ежедневные циклы физкультурных занятий
- гимнастика после сна
- обязательные ежедневные прогулки
- самостоятельная двигательная активность детей
- обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток
3. Система закаливания:
- обширное умывание
- ходьба по «дорожкам здоровья»
- мытье ног
- полоскание рта
-воздушные ванны в облегченной одежде
- гимнастика и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,
-посещение бассейн
4. Лечебно-профилактическая работа:
- постоянный контроль за осанкой
-контроль за нагрузками для переболевших детей
- подбор мебели в соответствии с ростом
- рациональное питание
- использование фитонцидов
- кварцевание помещений
- витаминизация третьего блюда
-приём витаминов
5. Использование нетрадиционного оздоровления:
- игровой массаж
- пальчиковая гимнастика
- дыхательная гимнастика
- хождение по «дорожкам здоровья»
-аромопрофилактика
6. Психогигиенические мероприятия:
- релаксация
- элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)
- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ
7. Система работы с родителями:
- оказание консультативной помощи родителям по вопросам сохранения здоровья
- открытые показы занятий с использованием оздоравливающих технологий
-участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ
Оздоровительные мероприятия
I Строгое соблюдение режима дня:
- Отработка вариантов режима в теплое и холодное время года
- Полноценный дневной сон
- Прогулка
- Уменьшение продолжительности учебного процесса
II Строгое соблюдение санитарно-эпидемиологического режима:
- Влажная уборка помещений
- Проветривание
- Кварцевание
III Индивидуальный подход к детям с учетом:
- Выявленной патологии педиатром и др. специалистом
- Индивидуальных особенностей организма
- Влияния факторов, способствующих частым заболеваниям
VI Физическая культура:
- С элементами дыхательной гимнастики
- Утренняя гимнастика
- Занятия на улице с элементами подвижных игр
V Развитие моторики / Массаж:
- Игровой массаж
- Пальчиковая гимнастика
VI Основы закаливающих мероприятий:
- Соответствующая одежда для улицы
- Длительное пребывание на свежем воздухе
- Воздушные и солнечные ванны летом
- Полоскание горла
- Дыхательная гимнастика
VII Аромотерапия / Музыкотерапия (во время режимных моментов)
VIII Лечебные мероприятия:
- Витаминотерапия
- Приём адаптогенов
IX Профилактика:
- Плоскостопия
- Нарушений осанки
- Нарушений зрения
Мероприятия:
- гимнастика для глаз - Ходьба по «Дорожке здоровья» и т.д.
X Внедрение сезонных курсов общеукрепляющей терапии.
Оздоровительные и профилактические мероприятия:
1. Профилактика нарушений осанки, плоскостопия: ходьба по «Дорожкам здоровья», занятия на тренажерах и т.д.
2. Дыхательная гимнастика, посещение бассейна
3. Витаминизация
4. Профилактика простудных заболеваний: приём дибазола, чесночные букетики, оксолиновая мазь
5. Фитопрофилактика
6. Закаливание: полоскание рта, мытье рук, ног прохладной водой и тд.
7. Аромотерапия
8. Игровой массаж
Оздоровительные мероприятия
для детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями
Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий.
Щадящий индивидуальный режим.
Рациональное питание с обогащением пищи витаминами.
Прием витаминов и фитонцидов.
Физическое воспитание в объеме программы с обеспечением индивидуального подхода.
Использование элементов дыхательной гимнастики при проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий, физических упражнений после дневного сна.
Обязательное включение физических упражнений с произношением звуков и слогов на выдохе и вдохе, дыхание носом – вдох и выдох и др.
Закаливание – обеспечение рационального сочетания температуры воздуха и одежды ребенка, достаточное пребывание детей на воздухе, рациональная организация сна.
Требования к проведению закаливания:
- Учет индивидуальных особенностей ребенка
- Положительные реакции ребёнка на закаливание
- Непрерывность закаливания
- Наблюдение медперсонала за ответными реакциями, постоянные консультации с педиатром
- Согласие родителей
Основные направления деятельности сотрудников ДОУ по сохранению здоровья детей:
- Рациональная организация внутреннего пространства в соответствии с требованиями СанПиНов.
- Создание условий для организации двигательной активности воспитанников, включающей в себя предусмотренные программой занятия физкультурой, активные паузы в режиме дня, а также физкультурно-оздоровительную работу.
- Организация рационального питания и витаминизация воспитанников.
- Дифференцированный подход к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями, здоровьем.
- Система работы по формированию здорового образа жизни, воспитанию потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.
Организации работы по формированию у детей представлений и навыков здорового образа жизни строится на основе педагогики сотрудничества
Педагоги - Изучение программ, инновации Планирование работы с детьми Оборудование предметно-развивающей среды | Семья - Анкетирование Родительские собрания Консультации Совместная работа |
Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости
Рациональная организация двигательной активности:
- ежедневные циклы физкультурных занятий
- гимнастика после сна
- обязательные ежедневные прогулки
- самостоятельная двигательная активность детей
- обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток
Система закаливания:
- обширное умывание
- ходьба по «дорожкам здоровья»
- мытье ног
- полоскание рта
-воздушные ванны в облегченной одежде
- гимнастика и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,
-посещение бассейна
Профилактическая работа:
- постоянный контроль за осанкой
-контроль за нагрузками для переболевших детей
- подбор мебели в соответствии с ростом
- использование фитонцидов
- кварцевание помещений
-приём витаминов
Использование нетрадиционного оздоровления:
- игровой массаж
- пальчиковая гимнастика
- дыхательная гимнастика
- хождение по «дорожкам здоровья»
-аромопрофилактика
Психогигиенические мероприятия:
- релаксация
- элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)
- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ
Система работы с родителями:
- оказание консультативной помощи родителям по вопросам сохранения здоровья
- открытые показы занятий с использованием оздоравливающих технологий
- участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный | ||
1. Ритмопластика | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка | Инструктор по физическому воспитанию музыкальный руководитель | ||
2. Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели | ||
3. Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Воспитатели, Инструктор по физическому воспитанию | ||
4. Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | Воспитатели, Инструктор по физическому воспитанию психолог | ||
5. Игровой час во вторую половину дня | Для всех возрастных групп, в игровых зонах. | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. | Все педагоги ДОУ | ||
6. Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели. Специалисты | ||
7. Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги | ||
8. Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Все педагоги | ||
9. Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ | Воспитатели | ||
10. Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | Воспитатели, Инструктор по физическому воспитанию | ||
11. Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы | Воспитатели, Инструктор по физическому воспитанию | ||
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | |||||
12. Физкультурное занятие | 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Младший возраст- 15мин. средний возраст - 20 мин. старший возраст - 25-30 мин. | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение | Воспитатели, руководитель физического воспитания | ||
13. Игротреннинги и игротерапия | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности | Воспитатели, психолог | ||
14. Коммуникативные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. | Воспитатели, психолог | ||
15. Занятия из серии «Здоровье» | 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста | Включены в сетку занятий в качестве познавательного развития | Воспитатели, Инструктор по физическому воспитанию | ||
16. Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | Воспитатели, ст. медсестра, Инструктор по физическому воспитанию | ||
17. Точечный самомассаж | Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста | Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями. Используется наглядный материал | Воспитатели, ст. медсестра, Инструктор по физическому воспитанию | ||
3. Коррекционные технологии | |||||
19. Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Все педагоги | ||
20. Сказкотерапия | 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста | Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей | Воспитатели | ||
21. Технологии воздействия цветом | Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач | Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка | Воспитатели, психолог | ||
22. Технологии коррекции поведения | занятий по 25-30 мин. со старшего возраста | Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий | Воспитатели, психолог | ||
23. Логоритмика | 1-2 раза в неделю на занятиях по музыкальному развитию | Воспитатели, психолог |
Оздоровительные мероприятия в течение дня
Режимные моменты | Оздоровительные мероприятия |
УТРО | 1.Утренняя зарядка 2.Пальчиковая гимнастика 3.Игровой самомассаж 5.Мытье рук и лица холодной водой |
ЗАНЯТИЕ | 1.Перед занятием – звуковая гимнастика 2.Динамическая пауза на занятии 3.Гимнастика для глаз 4.Пальчиковая гимнастика |
ПРОГУЛКА | 1.Двигательная активность (бег, игры, упражнения) 2.Подвижная игра 3.Дыхательная гимнастика |
ПЕРЕД СНОМ | 2.Релаксация под музыку (в постели) |
ПОСЛЕ ПРОБУЖДЕНИЯ | 1.Гимнастика пробуждения (в постели) 2 Сухое растирание 3..Корригирующие дорожки 4. профилактика плоскостопия) 3.Босохождение (3-5 мин.) |
ПОСЛЕ ПОЛДНИКА | 1. Пихогимнастика (эмоциональноездоровье) 2.Осанка (профилактика сколиоза) |
ВЕЧЕР | 1.Артикуляционная гимнастика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для родителей детского сада «Здоровье ребенка в наших руках»
Статья для родителей детского сада "Здоровье ребенка в наших руках"...
Статья для родителей детского сада "Здоровье ребенка в наших руках"
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию статью для родителей детского сада "Здоровье ребенка в наших руках". Надеюсь, что она будет интересна для вас....
Проект с детьми 6-7 лет на тему: « Здоровье ребенка в наших руках »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеек»Проект с детьми 6-7 лет на тему:« Здоровье ребенка в наших руках &ra...
Консультация для родителей в детском саду «Здоровье ребёнка в наших руках!»
Консультация для родителей в детском саду «Здоровье ребёнка в наших руках!»...
Консультация для родителей в детском саду «Здоровье ребенка в ваших руках»
Забота о здоровье ребенка является самой важной задачей. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физи...
Консультация для родителей в детском саду «Здоровье ребенка в ваших руках»
Забота о здоровье ребенка является самой важной задачей. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физи...
Проект в старшей группе детского сада: «Здоровье ребёнка в наших руках»
Цель проекта;Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта....