Комплекс упражнений с морской солью для рук
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Для педагогов дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_ruki.docx | 481.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений и игр с морской солью.
Домаркова Н.В., учитель – логопед
МБДОУ «ДСОВ № 20» г. Усинска
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В.А.Сухомлинский.
Многолетний опыт работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития, показывает, насколько важно развивать у таких воспитанников мелкую моторику руки. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка - в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Нетрадиционные формы и виды материалов в данном направлении работы, их разнообразнее, вызывают у детей большее желание заниматься этим видом деятельности, и в конечном итоге мы получаем более высокий уровень развития речи ребенка.
Поскольку современная жизнь удаляет человека от природных факторов и велико вредное воздействие современных технических средств (длительное нахождение в закрытых помещениях, скопление электрических приборов, работа с компьютером и т.д.), возможно и необходимо использовать природные материалы в НОД с воспитанниками по развитию мелкой моторики руки. Тем самым не только разнообразится этот вид детской деятельности, но и внедряется здоровьесозедающий компонент.
О пользе морской соли знают все. Она содержит около 100 минералов, это почти вся таблица Менделеева (калий, бром, йод, железо, селен и т.д.). Нахождение сухой кристаллизованной соли в помещении обогащает воздух в нем оздоравливающими испарениями. Пары соли помогают устранить проблемы со стороны лорорганов, успокаивают нервную систему. Воздух приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период всплесков вирусных заболеваний. Контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика руки.
Учитывая все выше изложенные факты, мною был разработан комплекс пальчиковой гимнастики и игр в сухой морской соли. Этот комплекс может быть использован с детьми разных возрастных групп, а также родителями в домашних условиях.
Цель. Развитие мелкой моторики и оздоровление, через использование игр и упражнений с применением морской соли.
Задачи:
- Укреплять мышечный тонус руки с помощью механического воздействия кристаллов морской соли.
- Подготовить руку дошкольников к письму.
- Осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания.
- Развивать воображение, внимание, усидчивость.
Оборудование и материалы: сухая морская соль (без ароматический добавок), пластиковые контейнеры с крышкой, бумажные салфетки или полотенца, различные мелкие предметы (пуговицы, ракушки, крышки от пластиковых бутылок, детали от мелкого конструктора лего и т.д.)
С целью усиления оздоравливающего эффекта, один контейнер с морской солью находится постоянно открытым, что бы обогащать воздух целебными свойствами. Она не предназначена для упражнений и игр.
Правила и требования к занятиям с морской солью:
1. Чисто вымытые, сухие руки.
2. Открытие контейнера с солью непосредственно перед занятием.
3. Использование бумажных салфеток после окончания занятия.
4. Предварительное изучение (по согласию родителей или законных представителей) медицинских карт воспитанников с целью выяснения анамнеза.
Сочетание солетерапии и пальчиковой гимнастики – это комплекс упражнений и игр для пальцев и кисти руки, выполняемый в морской сухой соли.
Методические рекомендации по обучению детей упражнениям в морской соли
Прежде, чем ребенок начнет самостоятельно выполнять упражнения в емкости с солью, упражнения показываются педагогом и сопровождаются словестной инструкцией. Дается возможность воспитаннику потрогать соль, показывается, что она сыпучая, рассматриваются с ребенком ее кристаллы, предлагается послушать рассказ о морской воде, т.е. организуется исследовательская деятельность. Это вызывает у детей дополнительный интерес к занятиям, обогащает словарный запас, знания и представления об окружающем мире.
При обучении движениям кистей рук и пальцев используются:
- Наглядно-зрительные приемы, включающие показ педагогом движения, подражения образам окружающей жизни, использование зрительных ориентировок и наглядных пособий (карточки, фотографии)
- Краткое описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся у детей жизненный опыт.
- Команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (считалки, стихи, игровые зачины)
Основные движения, которыми ребенок должен владеть, либо должен быть обучен педагогом:
- сжимание кисти в кулак и разжимание
- вращательные движения указательными пальцами
- потирание ладони о ладонь
- соединение пальцев каждой руки в щепоть
- удерживание кисти и пальцев рук в виде ковша
Упражнения для пальцев и кисти руки.
«Паучок»
Описание: погрузить в соль только подушечки пальцев.
Сидит на ветке паучок,
Расставил лапки – и молчок.
«Воронка»
Описание: каждым пальцем поочередно в емкости с солью делать вращательные движения (в правую сторону, в левую сторону).
Мы крутили пальцем ловко,
Вышла ровная воронка.
«Солим суп»
Описание: захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы.
Мы сегодня повара,
Суп солить давно пора.
«Моем ручки»
Описание: захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними.
Моем руки чисто-чисто,
Моем руки быстро-быстро.
«Пересыпь соль»
Описание: пересыпать соль из одной ладони в другую.
Соль, пересыпайся,
Да не просыпайся.
«Хлопки»
Описание: похлопывать ладонями о соляную поверхность.
Хлопайте ладошки соляные крошки,
Крепко прижимайте, быстро убегайте.
«Кулачки»
Описание: захватить соль в кулак, подержать несколько секунд и высыпать.
Мы соль в кулак зажали,
И крепко подержали.
«Горка»
Описание: сгребать соль ладонью в горку.
Ладонью строим горку,
Красиво, быстр, ловко.
«Цыплята»
Описание: пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность.
Травку дружно мы клюем,
Червячка сейчас найдем.
«Гуси»
Описание: пальцы щипают соль.
Щиплют гуси травку дружно,
Торопиться им не нужно.
Упражнения выполняются обеими руками поочередно, либо вместе. Каждое повторяется 5-7 раз.
Игры для пальцев рук.
«Ловим рыбку».
В емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, ракушки, пробки от пластиковых бутылок и т.д.
«Построим замок»
С использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.
«Художники»
Указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы.
«Угадай-ка»
Найти по заданию педагога спрятанный в соли предмет (в емкости находятся разные предметы).
«Кладоискатели»
Одна ладонь с расставленными в стороны пальцами погружается в соль. Другой рукой осторожно освобождаем от соли поочередно все пальцы в области ногтевых пластин.
Использование необычного сочетания пальчиковой гимнастики и морской соли с одной стороны, несложный и доступный вид деятельности для ребенка, с другой стороны очень интересный и увлекательный. Дети с удовольствием им занимаются, что дает возможность рекомендовать его использование в непосредственной образовательной деятельности в группах детского сада, а также родителям для домашней организации досуга детей, их оздоровления, укрепления и развития мелкой моторики руки. Данный комплекс упражнений будет полезен детям, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата.
Домаркова Наталья Владимировна учитель – логопед МБДОУ « ДСОВ №20» г. Усинска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по ПДД, для воспитателей «Нетрадиционная техника рисования. Рисование морской солью».
Цель: Знакомство педагогов с техникой рисования морской солью на занятиях по программе «Азбука дорожного движения».Материал: морская соль, бумага с изображением светофора, клей ПВА, гуашь (красный, же...
Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений и игр с морской солью.
Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений и игр с морской солью....
Картотека пальчиковых игр в морской соли
Картотека пальчиковых игр в морской соли предназанчена для равзития мелкой моторикик пальцев рук. Игры можно применять родителям в домашних у словиях, так и в условиях детского сада....
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений с сухой морской солью с использованием электронной говорящей ручки «Знаток»
Этот комплекс используется с детьми разных возрастных групп, а также родителями в домашних условиях. Познакомившись с говорящей электронной ручкой «Знаток», группа педагогов нашего д...
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений с сухой морской солью с использованием электронной говорящей ручки «Знаток»
Этот комплекс используется с детьми разных возрастных групп, а также родителями в домашних условиях. Познакомившись с говорящей электронной ручкой «Знаток», группа педагогов нашего д...
Консультация "Развитие мелкой моторики и оздоровление дошкольников через игры и упражнения с применением морской соли"
Цель: развитие мелкой моторики и профилактика заболеваний органов дыхания через упражнения, сочетающие пальчиковую и дыхательную гимнастику с использованием морской соли в сопровождении проговаривания...
Снятие эмоционального напряжения через комплекс упражнений и игр с морской солью
Игры и упражнения для снятия эмоционального напряжения детей....