папка-п-ширма "ПРОГУЛКИ В ПРИРОДУ"
консультация (старшая группа) на тему
Развивать ребенка и готовить его к школе можно не только проводя классические занятия дома, но и гуляя в парке, сквере, во время отдыха в лесу и на даче…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inform_dlya_rod.docx | 157.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГУЛКИ В ПРИРОДУ Развивать ребенка и готовить его к школе можно не только проводя классические занятия дома, но и гуляя в парке, сквере, во время отдыха в лесу и на даче…
Перед человеком открывалась радость жизни потому, В.Сухомлинский
УЧИМСЯ СЛУШАТЬ Уметь слушать тишину природы – это тоже искусство. Попробуйте вместе прислушаться к окружающему и угадать, кто или что издает разнообразные звуки. Попытайтесь выяснить, о чем поют птицы, одинаково ли шелестят листьями береза и дуб. О чем рассказывают нам? Кто шуршит в траве? Забавные звуки можно услышать, приложив ухо к старому, пустому внутри дереву, постучав о его ствол. Прислушайтесь внимательно ко всему, что вас окружает на прогулке, и вы откроете для себя и для своего ребенка новый мир звуков.
ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ! Настроение В парке настройтесь на гармоничный контакт с окружающей природой. Ребенок тут же чутко перестроится вслед за вами. Не спешите. Постойте, послушайте пение птиц. Спросите, как он думает о чем поют птицы. Выскажитесь и сами. Ребенку будет интересно ваше мнение. Может, птицы радостно приветствуют именно вас, вашу дружескую семью. А может?...
О чем рассказала река Если вы отдыхаете на берегу реки, обратите внимание ребенка на то, что вода в ней постоянно движется, течет. Мы говорим: «Река бежит». Сочините рассказ об этой речке – откуда она прибежала к вам, куда бежит, что и кого повстречала на своем пути? Послушайте шум воды – о чем речка может рассказать? УЧИМСЯ ВИДЕТЬ Смотреть на природу и видеть её – это не одно и то же. Наблюдая, ребёнок превращается в исследователя, развиваются его органы чувств, мышление, он пытается понять окружающий мир и делает массу открытий, которые так необходимы в этом возрасте. Поддержите его в этом! Рассматривание муравьёв или листиков через увеличительное стекло приводит ребёнка в восторг. Постарайтесь научить ребёнка видеть красоту окружающего мира: и отдельного цветка, и бабочки, и солнечного заката или восхода. Обращайте внимание ребят на то, как природа богата красками и их оттенками, как многообразен окружающий мир. Почаще говорите: «Посмотри, как красиво!» или «Посмотри, как интересно!» ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ! Что исчезло? (3–7 лет) Разложите на земле несколько разных камешков, шишки, сухие листья и другой подобный материал. Предложите ребёнку их запомнить, а затем отвернуться или закрыть глаза. В это время вы уберите один из предметов или поменяете их местами. Задача ребёнка – определить, что именно убрано или изменилось. Чем больше предметов, чем меньше они различаются, тем сложнее задача. Кто чей родственник? (4–7 лет) Предложите малышу найти как можно больше родственников берёзы (дуда, яблони и т.д.) – «бабушку», «дедушку» (старые деревья), «сестёр», «детей» и объяснить свой выбор. Выполняя ваше задание, ребёнок сначала объединяет деревья по сходству (в данном случае – все они берёзы), а затем среди похожих находит отличия (старые – молодые, большие – маленькие, толстые – тонкие). А что у вас? (4–7 лет) Простые задания позволяют развивать наблюдательность ребёнка. Предложите ему найти во время прогулки в лесу или на берегу реки несколько предметов сначала по одному признаку (например, отыскать несколько предметов зелёного цвета), затем по двум и по трём признакам. Когда предметы будут найдены, вы можете сыграть в игру «А что у вас?»: нужно угадать, какой предмет нашёл один из игроков. При этом все играющие по очереди задают ведущему вопросы, на которые он может ответить только «да» или «нет» (Например: «Это движется?» – «Нет»; «Это зелёное?» – «Да» и т.д.). Угадавший сам становится ведущим. Игра по дороге в парк (2–7 лет) Если долго идти по улице, волей-неволей останавливаешь взгляд на проезжающих машинах. Папа предлагает игру: «Выбирай, какого цвета твои легковушки?» У папы за время пути набралось всего 4 синих машины, а у малыша – 8 красных. Часть их подарим маме и даже бабушке останется. С ребёнком постарше можно играть по-другому. «Решай, кому отдашь машинку, которая сейчас появится из-за поворота?» Папе достался грузовик, и он будет возить кирпич, чтобы строить дачу. Малышу – красивая голубая машина, а маме – целый автобус. Мама довольна – поедем в лес за грибами большой компанией. Или к бабушке в деревню. Там хорошо. А вот кого приглашать – пусть решает малыш, ему виднее. Ребёнок сам перечислит, кого из родных он возьмёт с собой в деревню, кого там встретит.
Чьи следы? (4–7 лет) Сделайте дома небольшие карточки, на которых будут изображены следы птиц, зверей. Обследуйте ближайший лес, парк после дождя. Предложите ребёнку по карточкам найти соответствующие следы и описать животное, которому они принадлежат.
СОЧИНЯЕМ
Сочинение сказок, рассказов, стихов развивает воображение, творческие способности и речь. Дети обладают особым даром – они воспринимают окружающий мир на равных, полагая, что животные и деревья могут думать и чувствовать. Эта особенность помогает воспитать чувство сопереживания, сочувствие всему живому, желание оберегать его. Сочините вместе сказку о том, каким бывает этот лес ночью, как ведут себя животные, о чем шепчутся деревья. Героями таких произведений станут растения и животные. Сам малыш не всегда знает, как начать своё повествование, поэтому придумайте начало сами, например: «В одном лесу жили две берёзки, совсем как эти, растущие на нашей полянке. Они очень дружили, но вот однажды… Можно проиллюстрировать свою сказку и создать собственную книгу. С огромным удовольствием дошкольники придумывают и собственные загадки обо всем, что видят в природе. УЧИМСЯ ЧУВСТВОВАТЬ Воспринимать природу можно и нужнее не только глазами: предложите ребёнку определить, чем отличаются деревья или кустарники по запаху, на вкус, на ощупь. Или подведите к нескольким деревьям – пусть определит «своё». Чувствовать природу тоже надо уметь. Уже перед путешествием в лес, на реку попробуйте вызвать у вашего спутника ощущение чего-то праздничного, необычного. Скажите, что сегодня он увидит и услышит совсем другой мир, другие краски, другие звуки, откроет секреты природы. Попробуйте определить вместе с ним «настроение» леса (дерева): какое оно сегодня – грустное или весёлое? ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ! Кто бы это мог быть? (3-7 лет) Для полноценного развития ребёнка очень важно включать в работу все органы чувств. Найдите дерево с самой гладкой и самой шершавой корой, погладьте его с закрытыми глазами и предложите ответить на вопрос: «Представь, что ты гладишь животное. Кто бы это мог быть?» Секрет хорошего настроения (4–7 лет) Когда в нашей жизни происходит что-то приятное, мы чувствуем себя хорошо. А, предположим, нам плохо – что-то расстроило, напугало или, может быть, рассердило. Сможем ли мы чувствовать себя спокойно в такой ситуации? Научить ребёнка управлять своими эмоциями можно. Это очень важно, когда он не может изменить ситуацию или исправить то, что уже произошло. Один из приёмов – при помощи воображения улучшить настроение. Вам поможет простое упражнение. Попросите ребёнка назвать пять ощущений «чувствую – себя – хорошо», например, «солнечный летний день в лесу», «лето у бабушки в деревне», «купание на реке». Пусть ребёнок воспроизведёт их в своём воображении, запомнит чувства, которые при этом возникнут. Затем представит, что кладёт эти ощущения в надёжное место, откуда сможет достать их, когда пожелает. Кстати, этим простейшим приёмом аутотренингом мы советуем пользоваться и взрослым, тем более что поводов для плохого настроения у них никак не меньше, чем у детей. Прятки с деревом (4–7 лет) Выберите дерево, которое большое всего понравилось, пусть он запомнит его по запаху, потрогает кору. Затем отведите малыша в сторону, завяжите ему глаза, подведите к другому дереву и попросите найти несоответствие и объяснить его. Привал (1,5–5 лет) Не предлагайте ребёнку напрямую отдохнуть. Вы же знаете – он запротестует, ему хочется двигаться вместе с вами все дальше и дальше, где непременно ждёт неизведанное. Лучше скажите: «А теперь усядемся все дружно, откинем головы на спинку скамейки и посмотрим вверх». В пронзительно синем небе медленно плывут лёгкие белые облачка. На что они похожи? Одни скамейки в тени – другие на солнце. Почему мы сели в тени? Какая скамейка на ощупь? А та, которая на солнце? Малышу интересно ощущать тепловые различия. Понравилось? Тогда приложи руки к стволам деревьев: где прохладно, где горячо? Почему? Угадай, что это? (1,5–7 лет) Можно расстелить лёгкое одеяльце, посидеть или полежать под дубом. А папа опять задаёт вопрос: «Угадай, это лист берёзы или дуба? А теперь сложи руки лодочкой, я что-то вложу в них, а ты пощупаешь и скажешь: камешек я тебе вложил или жёлудь?» Оба гладкие, только камешек круглый, а жёлудь продолговатый. Так обогащаются тактильные ощущения ребёнка, а с ними и его речь, память, внимание. Ближе к осени попадаются и шишки. Проведи пальцем по камешку, шишке, жёлудю. Приобретая опыт, ребёнок точно определяет качество предмета словом: гладкая, колкая. Вы можете завязать ребёнку глаза (это активизирует другие органы чувств) и предложить ему угадать, к какому предмету он прикасается. Развяжите глаза – пусть ребёнок укажет те предметы, к которым он прикасался.
КОЛЛЕКЦИОНИРУЕМ Прекрасный объект для коллекционирования – природный материал: шишки, камни, ракушки, семена растений и, конечно, листья. Формирование коллекции, рассматривание её объектов – это прекрасный повод для сотрудничества, общения, разговоров (а значит, и развития речи). Кроме того, ребёнку всегда хочется узнать, как называется то, что он нашёл. Не спешите с ответом, дайте возможность сыну или дочери самостоятельно (или с вашей помощью) определить название камня, растения по красочной энциклопедии. Крайне важно ещё до школы выработать желание и умение искать информацию в литературе, научить работать с книгой. ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ! Коллекционируем (4–7 лет) Соберите совместными усилиями коллекцию перьев. Такая коллекция даёт возможность внимательно рассмотреть, потрогать руками перья различных размеров, цветов, форм, строения. Птицы меняют оперение дважды в год, поэтому найти перья вы можете повсюду: как в естественных условиях – во время прогулок с ребёнком в лесу, на берегу пруда, в городском парке, так и вокруг вольеров в зоопарках, около клеток в зоомагазинах. Например, интересные экземпляры для нашей домашней коллекции мы нашли на выставке декоративных пород кур. Чтобы коллекция выглядела аккуратной и имела к тому же познавательную ценность, мы советуем найденные «экспонаты» прикреплять к обычным палочкам от мороженого. Особенно это касается мелких пёрышек и пуховых перьев. Делается это следующим образом. Напишите от руки или наберите на компьютере название птицы, которой принадлежит перо, дату и место находки. Размер этикетки должен быть таков, чтобы она свободно размещалась на палочке. Приложите очин пера и этикетку к палочке и прикрепите прозрачным скотчем. Такую коллекцию вам будет удобно хранить в обычном стакане для карандашей или в красивом глиняном горшочке.
ЭКСПЕРЕМЕНТИРУЕМ Экспериментирование, опыты, наблюдения – деятельность, которой дети охотно занимаются и которая даёт очень многое для развития. Одна из важнейших задач – это становление мышления. Именно поэтому экспериментирование с природными материалами должно быть доступно каждому ребёнку. Экспериментировать можно с песком, глиной, водой, камнями, шишками. Этот материал несложно собрать во время прогулки в парке, лесу, на реке. Для развития мышления очень важно научить прогнозировать возможные результаты своих действий. Перед началом эксперимента обсудите гипотезу: что нужно сделать? Что произойдёт во время опыта? Какие результаты мы получим? Почему? Побуждайте ребёнка как можно больше говорить. Пусть он (если нужно, то с вашей помощью) сформулирует выводы: что нового ему удалось выяснить? Что доказать? Очень важно связать результаты экспериментов с повседневной жизнью. Сделать это можно при помощи различных творческих заданий. ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ! Песок и камушки (1,5–4 лет) У берега на влажном песке можно по контуру выкладывать мелкими камешками силуэты самолёта, лодки, цветка и т.д. Или вместе с папой палками на мокром песке у воды делать запруды, канавы. Папа на глазах у сына в два целлофановых пакета опускает по горсти песка, сухого и мокрого. Угадай, какой пакет тяжелее? Почему тяжелее? Эксперимент (4–7 лет) Расскажите, что каждое дерево, каждый куст – это «дом» и «столовая» для многих животных, в первую очередь, птиц, насекомых. Вы можете познакомиться с ними. Для этого понадобится большой лист белой бумаги или простыня, подойдёт даже зонтик светлого цвета. В ясный тёплый день поместите этот зонтик (простыню) в перевёрнутом виде под кустом. Аккуратно встряхните ветку куста над ним. При этом на раскрытом зонтике окажется много мелких насекомых, паучков. Пусть ребёнок внимательно их рассмотрит. Лучше всего это сделать при помощи лупы, которая помогает открыть другой мир, существующий рядом с нами, но совершенно незнакомый. Не забудьте вернуть всех жителей в их дом, стряхнув ткань над кустом! МЫ – ГОСТИ ПРИРОДЫ Наблюдая за природой и сочиняя о ней сказки, не забывайте напоминать о том, что она очень уязвима и её существование во многом зависит от наших действий. Сегодня наши пригородные леса превратились в подобие свалок, повсюду валяются полиэтиленовые пакеты, банк и бутылки. Покажите пример: унесите весь мусор домой, разведите костёр в специально отведённом месте, не рвите охапками красивые цветы, которые потом все равно быстро увянут, не убивайте насекомых, ящериц, ужей, ведь именно животные и растения – хозяева леса, к которым вы пришли в гости. Так давайте же вести себя на лугу и на реке не как невоспитанные дикари, а как нормальные, культурные гости природы! Успехов вам в общении с природой
Литература: Я иду, гуляю: Прогулки с детьми в выходной день. Пособие для родителей. – М.: ИД «Карапуз», 2002. – 72 с., илл. (Серия «Человечек») |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...