Статья "Формирование экологической культуры дошкольников средствами ТРИЗ"
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

В статье говорится  о необходимости вести целенаправленную работу по экологическому воспитанию дошкольников. В ней, мы рассмотрели методику ТРИЗ – как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТРИЗ

Алдашкина Н.П.

воспитатель МАДОУ д/с№29

городского округа г. Нефтекамск

Аннотация: В статье говорится  о необходимости вести целенаправленную работу по экологическому воспитанию дошкольников. В ней, мы рассмотрели методику ТРИЗ – как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: экологическая проблема, экологическая культура, окружающая среда, ТРИЗ, бережное отношение к природе.

Бездумное, небрежное отношение человека к природе приводит к глобальным климатическим изменениям, истощением природных ресурсов, угрозе истребления некоторых видов животных и растений. Данная проблема является следствием низкого уровня  экологической культуры населения. Поэтому, необходимо вести работу по формированию экологического сознания и культуры природопользования населения. Экологическая культура заключается в осознанном отношении к природе, отношении к людям как неотъемлемой части природы, осознании зависимости жизни и здоровья от окружающей среды. И начинать эту работу необходимо в дошкольном возрасте.

С.Н. Николаева, Е.В. Бондаревская [1], отмечают, что в формировании экологической культуры особая значимая роль отводится дошкольному возрасту. Они считают, что дошкольный возраст является интенсивным периодом для развития положительного отношения к окружающей действительности, формирования нравственно-эстетических норм поведения, приобретения ярких впечатлений, которые долго остаются в памяти человека.  Поэтому важно вести целенаправленную работу по экологическому образованию дошкольников, формированию экологической культуры.

Мы наблюдаем, что не у всех детей проявляется доброжелательное отношение к животным, объектам природы. У них нет достаточного запаса знаний об окружающей природе, многие не осознают, что жизнь и здоровье во многом зависит от окружающей среды. 

Поэтому, сегодня актуален вопрос – как можно и нужно решать задачу по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста. Мы считаем, что необходимо применение новых форм, методов и технологий, и этому может способствовать метод ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Воспитатель не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить [2]. Игры ТРИЗ учат мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы, активизируют у детей познавательный интерес к окружающей природе. Развивают творчество, мышление, активизируют речь.

Учитывая актуальность формирования экологической культуры и педагогическую ценность методики ТРИЗ, мы разработали карточки и схемы, конспекты занятий, в которые включили игры ТРИЗ.

Например, на занятии «Превращение капельки», использовали «Метод  маленьких человечков», который помог детям понять структуру воды. Также, с помощью модели маленьких человечков, проследили за переходом воды из одного состояния в другое, используя схемы. Этот метод  учит анализировать, делать выводы и устанавливать причинно - следственные связи.

На занятие «Воздух, которым мы дышим» включили метод морфологического анализа. Дети придумывали экологически чистый автомобиль будущего. Для этого составили таблицу, в которую внесли характеристики рассматриваемого объекта: цвет, форму, материал, способ передвижения и т.д., затем в каждый столбик внесли различные варианты. Выбирая из каждого столбца по одной характеристике, и соединив воедино, получился новый автомобиль будущего. При этом у детей формируется осознанно бережное отношение к окружающей среде, развивается воображение и фантазия.

На занятии «Путешествие в лес», играли с детьми в игру «Берегите природу». Для этого использовали карточки с изображением частей природного мира (растений, зверей, птиц, насекомых, человека, рыб). Убрав одну из карточек, дети, отвечали на вопрос, что произойдет с оставшимися живыми объектами на земле. С помощью этой игры у детей формируется представление о том, что все взаимосвязано в природе, и человек должен бережно относиться к окружающему миру.

Также используем  такие игры, как «Хорошо – плохо», которая помогает выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны; «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает». Очень интересная игра «Эмпатия». Дети представляют себя цветком на полянке, или уставшим кузнечиком.

Используя в работе технологию ТРИЗ, можно отметить, что  дети стали более  бережно относиться к природе, они понимают, что жизнь и здоровье зависит от окружающей среды.

Все это  позволяет сделать следующие выводы: технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, способствует повышению активности, расширяет кругозор, учит дошкольников нестандартному мышлению, развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Литература

1. С.Н. Николаева Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -2-е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.

2. Белоусова Л. Е. Удивительные истории.- М.: Библиотека программы «Детство», 2009. - 237 с.

3 Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду - М.: ИВЦ Минфина, 2007.-112 с

4. Гин С. И. Мир загадок (ТРИЗ в начальной школе). - М.: ИВЦ Минфина, 2008.- 171 с

5. Альтшуллер, Г. С. Найти идею: Введение в ТРИЗ -теорию решения изобретательских задач / Генрих Альтшуллер. - 3-е изд. -Москва: Аль- пина Паблишерз, 2010 -402 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступления на тему: «Формирование экологической культуры дошкольников средствами изо деятельности»

По мнениюЛ.С. Выготского,  Е.А.Флёриной,  Н.П.Сакулиной,  Г.Г.Григорьевой умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества.  Но в жизни соврем...

Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }p.cjk { fo...

Формирование экологический культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

Кузнецова С.А., воспитательГБДОУ детский сад № 8 Выборгского районаСанкт-ПетербургаФормирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС...

Индивидуальный план самообразования на 2017-2022 год по теме: "Воспитание экологической культуры дошкольников средствами музыки"

Данный материал представляет собой индивидуально-разработанный план на ближайшие 5 лет по теме: "Воспитание экологической культуры дошкольников средствами музыки"...

«Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»

Цель пректа - создание условий для развития основ экологической культуры у детей дошкольного возраста: развитие эмоционального ценностного отношения к природе; познавательных интересов в области приро...

Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. Юный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологич...

Консультация для воспитателей Экологическое воспитание дошкольников средствами ТРИЗ.

Консультация для воспитателей Экологическое воспитание дошкольников средствами ТРИЗ....