Формирование экологический культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Кузнецова Светлана Александровна

Кузнецова С.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 8 Выборгского района

Санкт-Петербурга

Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего, мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой»

Сухомлинский В.А.

 

Время не стоит на месте, и дошкольное образование учреждения меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующими государственными требованиями, обязательным при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. В этом процессе воспитанию принадлежит заглавная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека — общий или экологический — это результат воспитания.

Не далёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее. Вот почему так важно сегодня с раннего возраста закладывать в детях систему ценностей во взаимоотношениях с окружающим миром, природой.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только, когда точно знаешь, что под ним разумеется. Мы считаем, что это — формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Под экологическим воспитанием мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты. Ответственности и к природе, и к людям, которые живут рядом.

Экологическое воспитание учит детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту всю жизнь. Важно учить детей правильно вести себя и в природе и среди людей. А чтобы ребёнок вырос добрым, терпеливым, миролюбивым и стал счастливым, мы, взрослые, должны помнить, что детство — это важная часть жизни человека.

Поиск новых методов и технологий привёл нас к проектной деятельности. Почему же проектная деятельность? Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что помогает успешной адаптации.

Метод проектов включает в себя интеграцию всех видов деятельности детей и всех образовательных областей, поэтому проектная деятельность обеспечивает режим развития в соответствии с ФГОС.

Экологический проект — это, прежде всего, решение определенных задач в процесс исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведениями проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

В  проектах предусмотрены различные виды практической деятельности, с их поэтапным усложнением:

1. Основным источником знаний о живой природе является наблюдение. Оно развивает в детях важное умение — смотреть, видеть, делать выводы, обобщения.

2. Опыты, эксперименты. При выполнении обеспечивается единство знаний, умений, навыков дошкольников, воспитывается их самостоятельность и любознательность.

3. Словесные методы (рассказ, беседа). При работе с детьми используются устное слово и словесные примеры. Большое образовательно- воспитательное значение придается беседе, так как в процессе её развивается мышление дошкольников.

4. Игра — служит средством развития творческой активности, мыслительной способности к анализу ситуаций, постановка и решения задач. Для формирования экологической культуры можно использовать дидактические, подвижные, настольные игры.

У детей формируются навыки самостоятельно проводить простейшие опыты с песком, воздухом, водой, бумагой, начиная с младшего возраста.

Формы и методы работы  выбираются в зависимости от возрастных особенностей детей. Дети младшего и среднего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объем работы, использовать самые простые методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразным. В реализации проекта могут принимать участие родители. Это особенно важно в младшем возрасте, где дети вместе с родителями изготавливают поделки, рисунки, вместе проводят эксперименты. Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Заранее вывешивается яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не останется без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. Экологическое образование дошкольников рассматривается как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.

Экологическую информацию взрослые получают на родительский собраниях, которые проводятся в нетрадиционной форме, в виде круглых столов, анкетирования, диспутов. Информацию о проводимых в группе проектах получают из информационных стендов в группе и фойе детского сада, если это проект совместный.

Ну а результатами проектов являются различные выставки, праздники, развлечения, ярмарки, оформление книг и буклетов и т.д.

Работая с детьми, по теме «Воспитание экологической культуры средствами проектной деятельности», мы учим каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаем достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.

Мы постоянно в поиске новых путей сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни.

Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekd_s_tebovaniyami_fgos_kuznetsova_s.a.odt28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова С.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 8 Выборгского района

Санкт-Петербурга

Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего, мир природы,

с безграничным богатством  явлений, с неисчерпаемой красотой»

 Сухомлинский В.А.

Время не стоит на месте, и дошкольное образование учреждения меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующими государственными требованиями, обязательным при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. В этом процессе воспитанию принадлежит заглавная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека — общий или экологический — это результат воспитания.

Не далёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее. Вот почему так важно сегодня с раннего возраста закладывать в детях систему ценностей во взаимоотношениях с окружающим миром, природой.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только, когда точно знаешь, что под ним разумеется. Мы считаем, что это — формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Под экологическим воспитанием мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты. Ответственности и к природе, и к людям, которые живут рядом.

Экологическое воспитание учит детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту всю жизнь. Важно учить детей правильно вести себя и в природе и среди людей. А чтобы ребёнок вырос добрым, терпеливым, миролюбивым и стал счастливым, мы, взрослые, должны помнить, что детство — это важная часть жизни человека.

Поиск новых методов и технологий привёл нас к проектной деятельности. Почему же проектная деятельность? Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что помогает успешной адаптации.

Метод проектов включает в себя интеграцию всех видов деятельности детей и всех образовательных областей, поэтому проектная деятельность обеспечивает режим развития в соответствии с ФГОС.

Экологический проект — это, прежде всего, решение определенных задач в процесс исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведениями проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

В  проектах предусмотрены различные виды практической деятельности, с их поэтапным усложнением:

1. Основным источником знаний о живой природе является наблюдение. Оно развивает в детях важное умение — смотреть, видеть, делать выводы, обобщения.

2. Опыты, эксперименты. При выполнении обеспечивается единство знаний, умений, навыков дошкольников, воспитывается их самостоятельность и любознательность.

3. Словесные методы (рассказ, беседа). При работе с детьми используются устное слово и словесные примеры. Большое образовательно- воспитательное значение придается беседе, так как в процессе её развивается мышление дошкольников.

4. Игра — служит средством развития творческой активности, мыслительной способности к анализу ситуаций, постановка и решения задач. Для формирования экологической культуры можно использовать дидактические, подвижные, настольные игры.

У детей формируются навыки самостоятельно проводить простейшие опыты с песком, воздухом, водой, бумагой, начиная с младшего возраста.

Формы и методы работы  выбираются в зависимости от возрастных особенностей детей. Дети младшего и среднего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объем работы, использовать самые простые методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразным. В реализации проекта могут принимать участие родители. Это особенно важно в младшем возрасте, где дети вместе с родителями изготавливают поделки, рисунки, вместе проводят эксперименты. Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Заранее вывешивается яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не останется без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. Экологическое образование дошкольников рассматривается как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.

Экологическую информацию взрослые получают на родительский собраниях, которые проводятся в нетрадиционной форме, в виде круглых столов, анкетирования, диспутов. Информацию о проводимых в группе проектах получают из информационных стендов в группе и фойе детского сада, если это проект совместный.

Ну а результатами проектов являются различные выставки, праздники, развлечения, ярмарки, оформление книг и буклетов и т.д.

Работая с детьми, по теме «Воспитание экологической культуры средствами проектной деятельности», мы учим каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаем достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.

Мы постоянно в поиске новых путей сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни.

Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }p.cjk { fo...

«Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»

Цель пректа - создание условий для развития основ экологической культуры у детей дошкольного возраста: развитие эмоционального ценностного отношения к природе; познавательных интересов в области приро...

Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. Юный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологич...

Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду, как в повседневной жизни так и на занятиях.То что окружает ребенка -это прежде всего природа.С первых дней своей жизни ребенок являетсяпервооткр...

Тема выступления Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. ...

Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Все дети по своей природе любознательны. И тому подтверждение - постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с ...

Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности.

Формирование экологической культуры  дошкольников средствами проектной деятельности....