Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка по окружающему миру на тему
Важной проблемой современного общества является проблема повышения экологической культуры у детей. Поэтому актуальна работа по формированию экологической грамотности уже начиная с детского сада.
Цель проекта: разработать и на практике проверить систему образовательных действий , способствующих формированию ответственного отношения дошкольников к окружающей среде .
Задачи:
формировать
- положительное отношение ребенка дошкольника к природе;
- потребность ребенка выразить себя в конкретных делах и творческих работах;
мотивировать ребенка к наблюдениям за природой;
развивать нравственно-эстетические чувства дошкольников, прививать интерес к окружающей природе;
расширить кругозор и активизировать внимание в области экологии и окружающего мира.
Гипотеза – процесс формирования экологической культуры у дошкольников будет эффективным, если:
организовать систему игровых и творческих форм работы экологического содержания;
систематически проводить с воспитанниками экологические экскурсии, беседы; наблюдения в живой природе.
Спроектировать исследовательскую и практическую деятельность ребенка по решению экологических проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya1.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Большакова Екатерина Григорьевна, воспитатель
ГБДОУ детский сад №14 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
Важной проблемой современного общества является проблема повышения экологической культуры у детей. Поэтому актуальна работа по формированию экологической грамотности уже начиная с детского сада.
Цель проекта: разработать и на практике проверить систему образовательных действий , способствующих формированию ответственного отношения дошкольников к окружающей среде .
Задачи:
- формировать
- положительное отношение ребенка дошкольника к природе;
- потребность ребенка выразить себя в конкретных делах и творческих работах;
- мотивировать ребенка к наблюдениям за природой;
- развивать нравственно-эстетические чувства дошкольников, прививать интерес к окружающей природе;
- расширить кругозор и активизировать внимание в области экологии и окружающего мира.
Гипотеза – процесс формирования экологической культуры у дошкольников будет эффективным, если:
- организовать систему игровых и творческих форм работы экологического содержания;
- систематически проводить с воспитанниками экологические экскурсии, беседы; наблюдения в живой природе.
- Спроектировать исследовательскую и практическую деятельность ребенка по решению экологических проблем.
Этапы работы над проектом.
- Подготовительный этап.
Проведение мониторинга: анализ сформированности личных качеств, системы знаний у детей и осознанного отношения их к природе. Изучение проблемы в педагогической литературе. Разработка диагностических анкет.
- Этап реализации.
- Разработка системы воспитательно-образовательной работы по формированию экологической культуры у дошкольников (основными видами деятельности являются: игры, видеоэкскурсии, экскурсии (в природу, виртуальные), экологические путешествия , викторины, выпуск стенгазет и др.;
- Вовлечение детей в совместную деятельность, путём применения разнообразных форм познавательной деятельности: фронтальной, групповой, коллективной, индивидуальной;
- Участие в экологических конкурсах различного уровня.
- Проведение промежуточной диагностики по выявлению у воспитанников уровня знаний и осознанного ценностного отношения к природе и коррекционная работа с детьми.
- Обобщение и предъявление результатов.
Анализ данных исследования, формулирование выводов, составление методических рекомендаций по формированию экологической культуры дошкольников.
Как результат формирования экологической культуры у дошкольников можно охарактеризовать следующими показателями:
- Повышение уровня информированности;
- Повышение интереса к природе родного края;
- Потребность выразить свой интерес в творческих работах;
- Соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку
( ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды);
- Потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
- Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе).
План реализации проекта.
1 этап – подготовительный Цель: развитие интереса к окружающему миру | |||
Формы и методы | Содержание работы | Интеграция образовательных областей | |
1.Мониторинг «отношение ребенка к окружающему миру, природе» | Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале (высокий, средний и низкий уровни) | Познавательные -анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты; Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; Личностные - наблюдение различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями педагога; - освоение личного посильного участия в охране окружающего мира; - ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «культура поведения», «родина», «природа» | |
2.Сезонные экскурсии в лес. | Наблюдение за сезонными изменениями живой и неживой природы. | ||
3.Экологические акции «Помоги птицам. Кормушка для пернатых» | Изготовление кормушек и развешивание их на территории ДОО и систематическая подкормка птиц. | ||
4.Экскурсия в «Зоологический музей»- ( с родителями ) | Знакомство с животными и растениями леса ,редкими видами животных и растений. | ||
5. Видео путешествие «Всё о птицах» | Беседа и рассказ о птицах живущих в городе. Знакомство с редкими видами городских птиц. | ||
6.Экологическая кругосветка | Совместное проведение экологической игры педагогами , родителями и старшими дошкольниками | ||
7.Конкурс рисунков «Природа вокруг нас», «Береги природу» | Выставка совместных с родителями творческих работ в рамках проекта | ||
2 этап – Основной .Организация образовательных мероприятий по формированию экологической культуры Цель: включению дошкольников в коллективно-творческие дела по формированию экологической культуры с большей степенью самостоятельности воспитанников | |||
1. - экскурсии по знаменитым паркам города ( совместно с родителями) | Знакомство с памятниками природы и создание фотоальбомов.( совместно с родителями) | Личностные - Переход от простого наблюдения к наблюдению-анализу; - оценивать жизненные ситуации (поступки людей) и уметь объяснять конкретные простые поступки; - учиться с помощью взрослого и самостоятельно определять и формировать самые простые общие для всех людей правила поведения; - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить; - уметь видеть и оценивать красоту окружающего мира; - развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность. Познавательные - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; Коммуникативные - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого рассказа); - слушать и понимать речь других; - вступать в беседу; | |
2. игра «что я знаю о природе; - игры (Темы: «Растения», «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Звери») | обсуждение , выражение своего мнения | ||
3. Экологические викторины | викторина-игра «Берегите природу!» | ||
4. Дистанционные конкурсы различного уровня: конкурс «Хочу всё знать» - всероссийский конкурс «Радуга проектов» | Организация коллективно- исследовательской деятельности с помощью педагога. | ||
6. вечер досуга «Осенние посиделки», «Здравствуй, Птичья страна!» и др. | Участие в разработке и проведении досуговых мероприятий | ||
7. Мониторинг «Моё отношение к природе». | Заполнение диагностических анкет, формулирование выводов, | ||
3 этап – Заключительный .Коллективно-творческие дела по теме Экология и посильный вклад в улучшение ее состояния Цель: организация работы с воспитанниками по улучшению состояния окружающей среды и экологии | |||
- детская конференция «О главном»; | выступления – презентации ( совместно с родителями) | Личностные - оценивать и объяснять жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; - ценить базовые ценности «добро», «культура поведения», «родина», «природа»; - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - в предложенных ситуациях, уметь делать выбор, какой поступок совершить; - воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества. Познавательные - использование полученных знаний, умений и навыков в экологически деятельности; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний; Коммуникативные - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | |
-игры по блокам (Темы: «Растения», «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Звери»); | Групповое обсуждение ,вопросы, дискуссия. | ||
- наблюдение за птицами; | Создание фотоальбома или составление слайдов с описанием птиц. | ||
2. Дистанционные конкурсы различного уровня: - всероссийский конкурс «Человек и природа»; и другие. | Организация коллективно- исследовательской деятельности под педагога | ||
3. Операция «Покорми птиц» | Разработка и организация конкурса «Юные орнитологи» | ||
4. «Экологические кругосветки» | Организация и проведение интересных и познавательных презентаций | ||
6. Диагностика экологической культуры воспитанников (опрос, анкетирование) | Заполнение диагностических анкет, формулирование выводов, осуществление самооценки личностных качеств.
|
Ожидаемые результаты проекта:
- Повышение экологической культуры дошкольников.
- Повышение развития познавательных способностей воспитанников.
- Повышение педагогического мастерства воспитателя
Список литературы
- Дерюгина А.Н. Проектная деятельность – путь к экологической культуре младших школьников. // Экологическое образование, 2004, №4, с. 21
- Егорова Г.В., Хотулева О.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок. // Начальная школа. – 2001. - №3.
- Ердаков Е.Н. Особенности непрерывного экологического образования. // Начальная школа. – 2006. - №7.
- Захлебный Е.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. – М., 1981.
- Лескова С. В. Формирование экологической культуры. // Начальная школа.- 2003 - №7.
- Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования: книга для учителя. – Екатеренбург, 1996
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2002.
- Прохорова С.Ю. Тропинка в природу: Организация экологических исследований с младшими школьниками: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 157 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологический культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
Кузнецова С.А., воспитательГБДОУ детский сад № 8 Выборгского районаСанкт-ПетербургаФормирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС...
«Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»
Цель пректа - создание условий для развития основ экологической культуры у детей дошкольного возраста: развитие эмоционального ценностного отношения к природе; познавательных интересов в области приро...
Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. Юный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологич...
Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду, как в повседневной жизни так и на занятиях.То что окружает ребенка -это прежде всего природа.С первых дней своей жизни ребенок являетсяпервооткр...
Тема выступления Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. ...
Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
Все дети по своей природе любознательны. И тому подтверждение - постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с ...
Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности.
Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности....