Роль обучения основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в жизни детей дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Любимова Светлана Павловна

Статья на тему безопасности жизни и здоровья детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Роль обучения основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

в жизни детей дошкольного возраста

Опасность – это явление, процесс или объект, способный в определенных условиях непосредственно или косвенно наносить ущерб здоровью человека. Причинить вред здоровью и жизни людей могут: предметы быта, растения, животные, другие люди, природные явления и многое другое. И никто не застрахован ни от стихийных бедствий, ни от техногенных катастроф.

Особенно мы тревожимся за маленьких детей дошколят. Маленьким детям свойственна естественная любознательность, желание познать окружающий мир, но это все может стать небезопасным для них. Поэтому очень важно сформировать у ребенка ответственное и сознательное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих. Учить детей готовности к обоснованным и  эффективным действиям в неадекватных ситуациях. Ребенок при неумелом поведении на игровой площадке или спортивной, в помещении может нанести вред своему здоровью. Опасности можно избежать лишь путем  целенаправленного обучения основам безопасного поведения  с самого раннего детства. Эта задача стоит как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений. Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач, и справиться с ними невозможно без участия родителей. Для благополучия детей очень важно выбрать четкую стратегию сотрудничества. Тесный контакт с родителями необходим, т.к. круг проблем связанных с безопасностью ребенка невозможно решить только в рамках детского сада, а родители – это заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителями – объяснить важность проблемы безопасности ребенка, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности. Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правилами. Говоря о безопасности дошкольника, необходимо учитывать следующие его особенности:

  • Недостаточный опыт или его отсутствие поведения  в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности;
  • Стремление ребенка к самостоятельности («я сам») и неумение адекватно оценивать свои возможности и силы.

Условно можно выделить основные источники опасности для дошкольника:

  • Опасности на природе;
  • Бытовые опасности;
  • Опасности на дороге;
  • Опасности на улице;
  • Опасности контакта с незнакомыми людьми (дома и на улице).

Если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, этих опасностей можно избежать.

Очень важно дать ребенку: знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности. Конечно, нужно помнить, что дети лучше запоминают информацию, если им интересно  или они выполняют какое-то задание, например, рисуют, лепят, отгадывают загадки, проигрывают ситуацию в сюжетно-ролевых играх.

Воспитание безопасности – это систематический, непрерывный последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. И все что ребенок усвоит (правила безопасного поведения, здоровый образ жизни), прочно останется у него навсегда и будет закрепляться дальше в начальной школе. Самое главное не навредить ребенку, а сделать так,  чтобы шел процесс его совершенствования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ...

Интегрированное открытое занятие по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Игра – викторина «Что? Где? Когда?»

Цели: в игровой форме обобщить и систематизировать имеющиеся у детей  представления  о сохранении здоровья и безопасности жизнедеятельности....

Игры для детей с нарушением интеллекта по обучению основам безопасности жизнедеятельности.

Игры для детей  с нарушением интеллекта по обучению основам безопасности жизнедеятельности....

"Роль гимнастики пробуждения в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

Гимнастика пробуждения способствует быстрому и комфортному пробуждению после дневного сна. Обеспечивает детям плавный переход от  сна к бодрвствованию  и подготавливает их  к активной д...

Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста»

Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения.Темы занятий предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых ...

Обобщённый педагогический опыт по теме :"Основы безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста"

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка- научиться правилам жизни во взрослом мире- мире спешащих людей и машин. Помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными п...