Обобщённый педагогический опыт по теме :"Основы безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Кашицына Надежда Ивановна

  На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка- научиться правилам жизни во взрослом мире- мире спешащих людей и машин. Помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и максимальным риском- обязанность взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Теремок»

«Основы безопасного  поведения     дошкольников

на дорогах»

        Подготовила: Кашицына Н.И.-воспитатель детского сада «Теремок» 

Дошкольный возраст - это важнейший период, когда формируется человеческая личность.

Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснять детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако, безопасность и здоровый образ жизни-это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того дети могут оказаться в неожиданной ситуации  на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь всё, чему учат детей, они должны применять в реальной жизни, на практике.

Работаю в детском саду «Теремок» 16 лет. Стараюсь осваивать и применять   в работе новый педагогический опыт.

 Одной из основных задач в своей работе  считаю- воспитать в детях потребности в здоровом образе жизни. А также научить их правилам поведения на дороге, на воде и при пожаре.

  В организации занятий большое внимание уделяю игровым методам. В гости к детям приходят герои знакомых сказок, рассказов, мультфильмов, которые попадая в затруднительное положение, обращаются к ребятам за помощью или просят научить тому, чего не знают. Считаю, что занятия, в основе которых положена игровая технология, приучат детей к серьёзному труду.

  На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка- научиться правилам жизни во взрослом мире- мире спешащих людей и машин.Помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и максимальным риском- обязанность взрослых.

  Ежегодно в нашей стране, в том числе Мордовии, происходят сотни дорожно-транспортных происшествий. Самое страшное при ДТП это гибель людей, что вызывает чувство горечи и досады. Но становится ещё больнее, когда на дорогах страдают дети. Часто попадают в аварии дети младшего школьного возраста, недавние выпускники детского сада.

Если в отношении взрослого человека можно сказать в определённых случаях, что он сам стал причиной собственной гибели или увечья, то в отношении детей этого сказать нельзя никогда, даже если правила дорожного движения нарушил сам ребёнок.Он не виноват! Виноваты взрослые, которые не научили, не досмотрели или своим собственным отрицательным примером спровоцировали ребёнка на тот или иной поступок.

    Как сделать, чтобы дети  чувствовали себя на улице в безопасности, как научить их правилам поведения на дороге?

  В детском саду «Теремок» проводится большая работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Основные формы работы с детьми по данному направлению следующие: это  занятия, беседы, целевые прогулки, экскурсии, игры, праздники, досуги, развлечения, встречи с работниками ГИБДД, конкурсы, просмотр диафильмов, фильмов; прослушивание аудиозаписей.

  Работа с детьми по правилам дорожного движения будет эффективна лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь игрой, дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы водители, регулировщики.У детей очень хорошо развито воображение, и только яркие моменты оставляют в их памяти нужные знания. Любой ребёнок быстрей поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, но и в сказке, викторине, игре.        

  Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны. Правила  дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение -потребностью человека. На занятиях прививаю детям такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий.

  Во второй младшей группе обучение провожу с ориентировкой в пространстве, сравнении предметов, формой и цветом, видами транспорта. Например:

  1. Знакомство с автобусом.

2. Игра «Красный  и зелёный»

3. Знакомство с улицей и т. д.

В средней возрастной группе знакомила детей с правилами перехода дороги, учила понимать термины, «проезжая часть», «тротуар», «перекрёсток»,задавала вопросы во время прогулок. Разучивала стихотворения. Например:

Если свет зажёгся красный,

Значит, двигаться опасно!

Свет зелёный говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Жёлтый свет- предупрежденье,

Жди сигнала для движенья.  (С.Михалков)

 В каждой возрастной группе в соответствии с возрастом детей и требованиями программы в детском саду созданы уголки безопасности дорожного движения.

  В младшей группе в  уголках по ПДД дети играют и приобретают знания о том, что на улицах села, города есть большие и маленькие дома, дорога и тротуар, отличают понятия «улица» и дорога». Играя с машинами, учатся различать легковой и грузовой транспорт, знакомятся с правилами поведения в транспорте, при переходе дороги, узнают, что главным на дороге является светофор.

В средней группе оформляется уголок с перекрёстком. Дети, играя, знакомятся с элементами размётки «зебра», «разделительная линия», одностороннее и двустороннее движение. Во время сюжетно-ролевой игры дети учатся правилам перехода проезжей части, узнают, что на дорогах есть знаки, которые предупреждают пешеходов и водителя о том, что их ждёт впереди.

  Основная работа по обучению детей правилам дорожного движения продолжается в старшей и подготовительной группах детского сада. Содержание материала в этих группах более сложное: в уголке обозначены различные типы перекрёстков с нанесённой разметкой, тротуары, остановки транспорта различные виды знаков. Дети знакомятся с таким понятием, как «многополосное движение», «островок безопасности», средства регулирования дорожного движения. Дети этого возраста уже имеют необходимое количество знаний и представлений об окружающем мире. Поэтому, основным направлением работы является интеллектуально-игровая деятельность в виде занимательных игр, логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность.

Знания по правилам дорожного движения дети получают на занятиях по развитию речи, ФЦКМ, рисованию, аппликации, конструированию. Очень нравится детям отгадывать загадки. Например:

  Разных три имеет глаза, но откроет их не сразу,

Если глаз откроет красный. Стоп! Идти нельзя,опасно!

Жёлтый глаз-погоди! А зелёный –проходи! (Светофор)

  В беседе «Мы пассажиры» объясняю детям, как пользоваться общественным транспортом. Как вести себя в транспорте,как надо обходить автобус, автомобиль.В беседе «Обязанности пешеходов» учу детей правилам перехода улиц и перекрёстков. Дети закрепляют знания о переходе и островке безопасности.Провожу  беседы о сотрудниках ГИБДД,контролирующих и регулирующих движение на улицах.

В старшей группе детского сада знания по правилам дорожного движения  дополняются и расширяются. Дети знакомятся с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров. Вот некоторые из них:

  1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, где нет- по краю проезжей части (вне населённых пунктов, навстречу  движения транспорта)
  2. Переходить улицу (дорогу) пешеходы должны только шагом. Прежде, чем переходить, пешеход должен убедиться в полной безопасности.
  3. Ожидать автобус, трамвай, такси разрешается  лишь на посадочных площадках, а там,  где их нет- на тротуаре(обочине дороги) и др.

. При обучении детей правилам «дорожной грамоты» стараюсь  придерживаться следующих правил:

- не механически заучивать с детьми правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге;

- сочетать изучение правил с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности;

- использовать все доступные формы и методы работы, не считая какую-то форму основной, а какую-то второстепенной. Рассказ и игра, викторина и рисование, практическое занятие и показ видеофильмов, чтение книги и экскурсии, всё необходимо поставить на службу воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.

  Реальный опыт ребёнка на улице связан с тем, где живут его родители, какими видами транспорта они пользуются, далеко ли от дома его детский сад и как он до него добирается.

  Поведение ребёнка формируется под воздействием поведения взрослых. Поскольку чаще всего он переходит дорогу вместе с родителями, то взаимодействие детского сада с семьёй в вопросах воспитания, предусмотрительного отношения к транспорту является первостепенным.

  В детском саду «Теремок» работа по правилам дорожного движения постоянно пропагандируется в семье : проводятся родительские собрания, на которых рассматриваются вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма среди детей,  в уголке для родителей обновляется материал,  проводятся индивидуальные беседы с родителями,совместные развлечения.

Детский сад «Теремок» является постоянным участником различных республиканских, районных конкурсов.

Считаю, что профилактическая работа по предупреждению детского травматизма должна всегда стоять на первом месте.

 Детство наших детей должно быть без травм.

Пусть движутся потоками машины,

Водители спокойствие хранят.

Ведь правила движения едины-

Для взрослых и ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт на тему "Метод проектов в экологическом образовании ребенка дошкольного возраста"

Использование метода проектов в работе с детьми способствует активному повышению самооценки ребёнка. Этот метод  основывается на интересах детей ,предлагает самостоятельную активность воспитанник...

Педагогический опыт «Развитие логического мышления и математических представлений у детей дошкольного возраста через развивающие игры»

Там, где ребенка не торопят избавить от трудностей жизни, где стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры войдут в жизнь ребенка и смогут стать мощным стимулом развити...

Актуальный педагогический опыт «Дизайнерская деятельность как средство развития творческих умений детей дошкольного возраста»

Способности к творческой деятельности зарождаются ещё в раннем возрасте. И если вовремя создать условия для их развития, то творческая деятельность станет ярким и благоприятным средством самовыражения...

Педагогический опыт для воспитателей ДОУ «Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность»

Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности. Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через...

Педагогический опыт. Использование проектной деятельности в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Педагогический опыт. Использование проектной деятельности в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...