"Профилактика сколиоза"
консультация на тему

Сычёва Юлия Сергеевна

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре в МАДОУ « Детский сад « Журавлик».

Тема: « Здоровьесберегающие технологии. Профилактика сколиоза»

Сычёва Ю.С.

                                                2015

 

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Профилактика сколиоза.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе
сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех лапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие        технологии».

             Главное назначение таких новых технологий - объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное - самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родиjелей, ребёнка и доктора.

 

Цель здоровьесберегающих технологии

 обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи здоровьесберегающих технологиий:

- Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуациях;

- Создавать психологически комфортную среду в группах;

- Обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;

- Развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;

- Корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка)

- Дать представления о значении сердца, легких, мышц, языка, глаз, зубов в жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования;

- Развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;

- Развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;

Интеграция областей: здоровье, познание, коммуникация,  социализация , художественное творчество ,безопасность.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

  1.    Технологии  сохранения  и стимулирования  здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнасика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика).

    2.   Технологии  обучения здорового  образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»), точечный массаж).

   3.  Технологии коррекционные (артикуляционная гимнастикам, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия , арттерапия, сказкотерапия).

 В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей , основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде мидели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя. Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.

 Профилактика сколиоза

Нарушение осанки у детей встречается очень часто. Что же может произойти? Если ребенок неправильно держит тело, его грудная клетка постепенно сужается, делается плоской, углы лопаток начинают торчать, отходя от позвоночника, спина горбится, живот выпячивается вперед. Начинает искривляться позвоночник, возникает боковой изгиб (сколиоз) или сутулость. Все это вредит здоровью. Причины неправильной осанки:

  1. Привычка стоять с опорой на одну ногу.
  2. Походка с опущенной головой.
  3. Одностороннее отягощение.
  4. Привычка сидеть на передней части стула.
  5. Высокий стул, стол.
  6. Очень мягкая мебель, постель, подушка.
  7. Привычка спать в одной позе, на одной стороне. Основным средством профилактики и лечения сколиоза служат
  8. физические упражнения, способствующие подвижности грудной клетки, укреплению мышц спины, межлопаточной зоны, живота, а также устранение причин возникновения неправильной осанки.

Формирование правильной осанки

Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время занятий, труда и других видов деятельности.

Мебель подбирают в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Во время сна ребенок может часто менять положение своего тела. Нельзя допускать, чтобы малыш спал, свернувшись «калачиком», с подтянутыми к груди ногами. В этом положении смещаются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной полости и искривляется позвоночник. Лучше всего, если ребенок спит на спине, голова на небольшой подушке, матрац ровный, плотный.

Если ребенок стоит, надо следить, чтобы равномерно распределялась нагрузка от тяжести тела на обе ноги. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника.

При ходьбе плечи на одном уровне, грудная клетка расправлена, лопатки чуть-чуть отведены назад, живот подтянут, смотреть надо прямо. Идти надо не сутулясь, ногами не шаркать. Опасность изменения осанки малыша. Начинающего ходить, может возникнуть, если его водить за одну и ту же руку в течение продолжительного времени.

Поза за столом должна быть удобной и ненапряженной. Локти обеих рук на столе, плечи на одном уровне, голова чуть-чуть наклонена вперед. Сидеть ребенок должен с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, не перекашиваясь на одну сторону, стопы должны стоять на полу. Нельзя допускать, чтобы дети сидели скрестив ноги, зацепляли их за ножки стула.

Главным средством предупреждения нарушения осанки являются физические упражнения. Особое внимание надо уделять упражнениям вызывающим активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота.

Упражнения для верхнего плечевого пояса

  1. Руки на поясе отводить локти назад до сведения лопаток, плечи не поднимать.
  2. Руки к плечам, локти в стороны. Свести локти вперед и отвести назад.
  3. Руки в замок за спиной, рывками отводить прямые руки назад.
  4. «Растягиваем резину»
  5. Упражнения с гимнастической палкой.

Упражнения для мышц живота

  1. Упражнение «Велосипед» лежа на спине, двигать ногами, как при езде на велосипеде
  2. Упражнение «Ножницы» лежа на полу движение прямых ног вверх вниз
  3. Упражнение «Бревнышко» лежа на полу, повернуться в правую, затем в левую сторону.
  4. Стоя на коленях, руки на поясе. Сесть на пол справа, выпрямиться, влево выпрямиться.
  5. Упражнение «Насос» Соя ноги на ширине плеч наклоны туловища вправо и влево одна рука скользит вверх до подмышечной впадины, вторая вниз по бедру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации по профилактике сколиоза

Что такое сколиоз? Причины неправильной осанки. Рекомендации родителям по профилактики сколиоза....

Консультация для родителей "Профилактика сколиоза и плоскостопия у детей дошкольного возраста"

Консультации содержат необходимую информацию для родителей о профилактике сколиоза и плоскостопия...

Профилактика сколиоза и плоскостопия у дошкольников

Мастер класс для воспитателей по профилактике сколиоза и плоскостопия у детей дошкольного возраста...

Профилактика сколиоза у дошкольников

Папка- передвижка для родителей...

Рекомендации для родителей «Профилактика сколиоза».

В последние годы наблюдается увеличения количества  детей  с нарушением осанки.    Нарушение осанки в детстве приводит в дальнейшем к искривлению позвоночного столба – сколиоз...

Сколиоз и профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста

Сколиоз развивается тех пор, пока растет организм (примерно до 25 лет).Поэтому о профилактике сколиоза следует заботиться, начиная с самого раннего возраста....

Консультация для родителей "Сколиоз и профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста"

Сколиоз и профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста...