"Профилактика и коррекция плоскостопия и нарушение осанки с помощью нетрадиционных форм работы"
консультация на тему
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Профилактика и коррекция плоскостопия и нарушение осанки с помощью нетрадиционных форм работы».
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни. Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.
В наше время дети испытывают повышенную информационную нагрузку. Больше времени они уделяют просмотру телепередач, компьютеру, играм не требующим активных движений. Родители стремятся быстрее научить их писать, читать, забывая при этом, что именно физическая деятельность влияет на формирование мыслительных способностей ребенка. Зачастую родители, занятые работой, не могут повлиять на ребенка личным положительным примером здорового образа жизни.
И поэтому в современном обществе необходимо больше внимания уделять физическому развитию, поскольку становится все меньше стимулов у детей для естественных движений. А движение - основное проявление жизни, и оно является средством гармоничного развития личности.
Согласно ФГОС ДО первой задачей, которое решает дошкольное образование - это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Плоскостопие - это заболевание опорно-двигательного аппарата (деформация стопы с уплощением ее продольного свода, что в свою очередь приводит к образованию плоской подошвы). Точно определить плоскостопие у детей можно в возрасте 5-6лет. Это обусловлено, во-первых, тем, что костный аппарат стоп у малыша еще не окрепший, и стопы представляют из себя хрящевую структуру, мышцы и связки которой слабые и подвержены растяжению. Во-вторых, подошвы малыша и так кажутся плоскими, потому что выемки свода стоп заполнены жировой «подушечкой», маскируя костную основу. К 5-6 годам, если опорно-двигательный аппарат развивается нормально, своды стоп приобретают нормальную форму. Иногда возникают отклонения в развитии, из-за которых возникает плоскостопие у детей.
Стопа по данным многих исследований – это сложный сводный орган, выполняющий опорную, локомотивную и амортизационную функции. Она является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка.
С точки зрения специалистов, недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.
Причины плоскостопия:
-наследственность (если у близких родственников было или есть плоскостопие, то нужно регулярно показывать ребенка ортопеду);
-рахит;
-травмы стоп;
-чрезмерная гибкость суставов;
-чрезмерная нагрузка на ноги (к примеру, поднятие тяжестей или большая масса тела);
-ношение неправильно обуви (без супинатора, совсем без каблука, слишком широкая или узкая обувь);
-паралич мышц голени и стопы (причиной может быть полиомиелит или ДЦП).у детей:
Признаки плоскостопия:
-быстрая утомляемость ног;
-к вечеру возможное появления отека стоп, которого не будет утром;
-ноющие боли при стоянии или ходьбе в голенях и стопах;
-быстрое изнашивание внутренней стороны подошвы;
-ребенок ходит с широко расставленными ногами, слегка сгибая ноги в коленях, развернув стопы;
-стопа имеет неправильную форму или становится шире;
-врастание ногтей пальцев ног в кожу;
-искривление пальцев ног;
-появление мозолей.
Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующие развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Рекомендуются упражнения в положение сидя, упор руками сзади: захватывать пальцами ног палочки, шарики, перекладывать их вправо, влево, сгибать и разгибать пальцы ног, разводить носки в стороны, выполнять стопой круговые движения.
Для предупреждения плоскостопия необходимо больше использовать ходьбу и бег. Эти виды движений благоприятно воздействуют на весь организм. Особенно полезно разнообразная ходьба на носках и на наружных краях стоп. Рекомендуется также лазание по гимнастической лестнице, канату босиком.
Рекомендуется применять ежедневные ножные ванны перед сном, в летний период как можно чаще использовать ходьбу босиком по рыхлой, неровной поверхности-земле, песку, мелким не острым камешкам, а так же ходьбу по воде.
Использование мячей, скакалок, кубов разной высоты, дуг, гимнастической стенки, гимнастических палок, лент, султанчиков, мешочков с грузом, ковриков, фитболов, обручей, корригирующих дорожек, степ-платформ, массажных мячей позволяет разнообразить занятия по физической культуре, проводить их максимально интересно и эффективно.
Выделяются нетрадиционные занятия:
Степ – аэробика - комплекс упражнений на степ - платформе с чередованием поднятия и спусков на платформу под ритмичную музыку в сочетании с танцевальными движениями. Эффект от занятий: физическая нагрузка, тренировка дыхательной системы и сердца, развитие координации движений, улучшение психологического и эмоционального состояния. Степ - аэробика используется для старших и подготовительных групп (6 -7 лет).
Методические рекомендации.
- рациональный подбор упражнений;
- равномерное распределение нагрузки на организм;
- постепенное увеличение объёма и интенсивности нагрузки.
Также можно применять разные массажные коврики для профилактики плоскостопия: 1) резиновый коврик для ванной (продаются метражом, 50х70 см, расшитый пуговицами разной формы и размера, пуговицы могут быть нашиты в виде каких-то узоров (например, цветов) и перемежаться вставками из другого материала (например, листья из поролона); 2) ткань расшитое кармашками, заполненными разными крупами, а также зигзагами из жгутов и веревочек разной величины; 3) коврик приклеенными к нему рядами крышечек от пластиковых бутылок; 5) Коврик массажерный из пуговиц; 6) Поролоновые палочки и трубочки; 7) Мешочки с песком и камешками; 8) Массажеры роликовые; 8) Мягкие мячи (для ОРУ).
Самомассаж.
Для повышения интереса и активности детей можно использовать тренажеры и нестандартное оборудование. Упражнения на них укрепляют связочно-мышечный аппарат, улучшается крово- и лимфо-обращение.
Массажный коврик или массажный ролик. Так как резиновые изделия имеют следующие преимущества перед пластмассовыми: 1) они более мягко воздействуют на ткани ребенка; составляющие их массажные элементы можно захватывать пальцами ног. Продолжительность аппаратного самомассажа 2 - 5 минут, в зависимости от возраста и подготовленности детей, общей продолжительности занятия. Самомассаж можно проводить как отдельную процедуру, или включать в занятие лечебной гимнастикой в качестве вводной или заключительной части. Сила, с которой стопы давят на массажный коврик (ролик), определяется чувствительностью ребенка. В процессе проведения самомассажа дети не должны испытывать болевых ощущений. Первые процедуры проводят сидя. В последующем вводная и основная части проводятся сидя, а заключительная - стоя. После массажа, дети ложаться на несколько минут с приподнятыми над горизонтальной поверхностью ногами.
Осанка – привычное положение тела человека во время движения и покоя –формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Это привычная поза человека, которая зависит от формы позвоночника и развития мускулатуры – «опорного корсета».Различают осанку правильную, сутулую, лордотическую (круглая спина), кифотическую, выпрямленную (плоская спина), а также асимметричную. Нарушения осанки возникают и прогрессируют чаще всего в связи со снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребенка. При выявлении изменений осанки следует обратить внимание на возможную сопутствующую патологию (нарушение зрения и дыхания, снижение остроты слуха на одно ухо и др.)
При проведении элементов занятий корригирующей гимнастикой необходимо соблюдаются следующие принципы:
- индивидуализации в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния ребенка;
- системности воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения;
- регулярности воздействия, которое обеспечивает развитие и восстановление функциональных возможностей организма;
- длительности применения физических упражнений, поскольку восстановление нарушенных функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;
- постепенного нарастания физической нагрузки: в первые 7 – 10 дней нагрузка постепенно нарастает, затем выходит на определенное плато и в последние 7 дней плавно снижается;
- разнообразия и новизны в подборе и применении физических упражнений: целесообразно через каждые 2 – 3 недели обновлять 20 – 30% упражнений;
- умеренности воздействия физических упражнений: продолжительность занятий 20-30 минут в сочетании с дробной физической нагрузкой;
- соблюдения цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями: чередование упражнений с отдыхом, упражнения на расслабление;
- всестороннего воздействия на организм ребенка с целью совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим нагрузкам;
Одним из самых доступных и полезных предметов для занятий является фитбол.
Упражнения на фитболе создают хороший мышечный корсет и тренирует вестибулярный аппарат. Кроме того, покачивания и вибрация при занятии фитбол-гимнастикой стимулируют работу внутренних органов, а также расслабляют мышцы, но главное - формируют правильную осанку.
Фитбол-гимнастика позволяет достичь следующих результатов:
Гармонично тренирует основные группы мышц, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки;
Способствуют формированию правильного речевого дыхания, что особенно важно для детей с нарушениями речи;
Упражнения без устойчивой опоры тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, функцию равновесия и другие физические качества: ловкость, силу, выносливость, скорость;
Оказывает общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребенка, повышает эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой;
Гармонично тренирует основные группы мышц, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, активизируют моторно-висцеральные рефлексы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы игровых упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает плоскостопие.
Плоская стопа встречается у 15-23% детей, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и принять профилактические меры....
Использование нетрадиционного физкультурного оборудования для физического развития. «Путешествие в королевство футбольного мяча (профилактика плоскостопия и нарушение осанки)»
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Разработанные в нашем детском саду пособия и нестандартное оборудование – несложн...
Организационно-методические технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (профилактика плоскостопия и нарушения осанки).
Организационно-методические технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (профилактика плоскостопия и нарушения осанки).ВВЕДЕНИЕ.Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает...
Опыт работы Тема: «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста»
Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, красивыми, умными, добрыми. Родители прилагают для этого большие усилия. Но успех вряд ли будет достигнут в полной мере, если из комплекса мероприят...
: «Исследование эффективности применения компьютерной системы «Статус» при коррекции плоскостопия и нарушения осанки у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)»
Исследование применения компьютерной системы «Статус» при коррекции плоскостопия и нарушения осанки у детей с ОНР....
Лекторий «Работа воспитателя по профилактике заболеваемости: вакцинация, прогулки, профилактика плоскостопия и нарушения осанки»
выписка из годового план, протокол заседания МО...
Лекторий на МО воспитателей-стажистов "Работа воспитателя по профилактике заболеваемости: вакцинация, прогулки, профилактика плоскостопия и нарушения осанки"
протокол заседания МО воспитателей-стажистов...