Физкультурно-оздоровительный проект "Путешествие в страну здоровья"
проект на тему
Физкультурно-оздоровительный проект «Путешествие в страну здоровья» характеризуется тем, что его содержание тесно переплетает между собой все сферы жизни, деятельности и интересов детей и взрослых. Его основная идея заключается в том, что детям предлагается совершить длительное и увлекательное путешествие в разные темы и области здоровья. Проект объединяет в себе несколько подпроектов (интересных тем, станций, остановок), которые в свою очередь могут служить как основной темой для совместных исследований, познавательных инициатив детей. Новизна проекта заключается в предоставлении детям права выбора разных видов деятельности. Детям предоставляется выбор маршрутов, которые они могут сформировать совместно, учитывая, желания и интересы друг друга. В основу проекта положен деятельностный подход, осуществляемый в процессе ведущих видов детской деятельности: игровой, двигательной, познавателно-исследовательской. Ведущей формой организации детей являются практические пробы, которые представляют собой совокупность разных видов детской деятельности по реализации определенного содержания. Важное значение в проекте принадлежит формированию мотивации в становлении предпосылок здорового образа жизни. Этому способствует привлечение в зависимости от возрастных особенностей детей игровых персонажей или решение реальных проблемных ситуаций, основанных на опыте детей. Проект реализуется в каждой возрастной группе. Особенностью реализации его механизма состоит в тесном сотрудничестве всего педагогического коллектива и родительской общественности с привлечением внешних партнеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkulturnyy_proekt_microsoft_office_word.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ТЕРЕМОК»
Физкультурно-оздоровительный проект
«Путешествие в страну здоровья»
Автор:
Кальницкая Е.Н.
п.г.т. Федоровский
2013-2014 год
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Физкультурно-оздоровительный проект «Путешествие в страну здоровья» характеризуется тем, что его содержание тесно переплетает между собой все сферы жизни, деятельности и интересов детей и взрослых. Его основная идея заключается в том, что детям предлагается совершить длительное и увлекательное путешествие в разные темы и области здоровья. Проект объединяет в себе несколько подпроектов (интересных тем, станций, остановок), которые в свою очередь могут служить как основной темой для совместных исследований, познавательных инициатив детей. Новизна проекта заключается в предоставлении детям права выбора разных видов деятельности. Детям предоставляется выбор маршрутов, которые они могут сформировать совместно, учитывая, желания и интересы друг друга. В основу проекта положен деятельностный подход, осуществляемый в процессе ведущих видов детской деятельности: игровой, двигательной, познавателно-исследовательской. Ведущей формой организации детей являются практические пробы, которые представляют собой совокупность разных видов детской деятельности по реализации определенного содержания. Важное значение в проекте принадлежит формированию мотивации в становлении предпосылок здорового образа жизни. Этому способствует привлечение в зависимости от возрастных особенностей детей игровых персонажей или решение реальных проблемных ситуаций, основанных на опыте детей. Проект реализуется в каждой возрастной группе. Особенностью реализации его механизма состоит в тесном сотрудничестве всего педагогического коллектива и родительской общественности с привлечением внешних партнеров.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.
Как показывает анализ, история культуры присутствует в традиционной практике физического воспитания лишь номинально. Эталоном создателей традиционных методик физического воспитания был и остается спорт и нормативные способы организации двигательной активности.
Мы не хотим сказать, что сложившаяся практика физического воспитания в ДОУ, полностью воспроизводит дух спорта высоких достижений, по своему учитывая возрастные особенности дошкольников, однако традиционные методики избирают в качестве приоритетного направления работы “натаскивания” детей в сфере выполнения обыденных движений. Особое место в практике физического воспитания отводится работе по улучшению показателей основных видов движений бег, ходьба, прыжки. . . несмотря на то, что собственно в этом нет ничего плохого. Сомнение вызывает другое: то, как двигательные навыки оформляются в традиционном содержании, какой ценой достигается их прочное усвоение. Фактически развивающая педагогическая работа подменяется “тренерской”, которую осуществляет воспитатель по физической культуре. С учетом этого возникает необходимость фундаментального статуса физической культуры, имеющего значение в психофизическом развитии ребенка-дошкольника. Не снимая задачи формирования основных двигательных умений и навыков, мы включаем эту задачу в более широкий контекст детского развития.
Физическая культура - потому и культура, что призвана вывести ребенка за рамки повседневно накапливаемого им (культурно не оформленного) двигательного опыта.
Сейчас у нас не мало дошкольных учреждений разного типа и различной специализации, которые работают по новым комплексным программам. К сожалению, в них не уделяется должного внимания физическому воспитанию, не продумана взаимосвязь и взаимозависимость обучения ребенка с его психофизическим состоянием.
Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения, в то же время более чем на половину – от его образа жизни.
Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Проанализировав все это, мы пришли к выводу, что общепринятая система физического воспитания и многие авторские программы:
- Не учитывают конкретных условий детских учреждений в разных регионах;
- Не предусматривают дифференцированного подхода к детям с их индивидуальными особенностями и здоровьем;
- Не реализуют потребности детей в движении и др.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Данная проблема определила цель нашего проекта:
Создание условий для формирования предпосылок к здоровому образу жизни детей в конструктивном взаимодействии участников проекта.
Задачи:
1.Совершенствование познавательного потенциала воспитанников по вопросам здорового образа жизни.
2.Развитие двигательных возможностей и потребностей детей.
3.Формирование устойчивого мотивационного компонента в приобретении положительного опыта укрепления и сохранения здоровья.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Содержание проекта будет реализовываться через комплекс мероприятий в совместной деятельности воспитанников и взрослых. В каждой группе темы определенные маршрутом будут иметь свою специфику, в зависимости от возраста детей, их интересов. Последовательность в актуализации тем также определяется совместно детьми и взрослыми.
Основные темы (станции, остановки) проекта:
1.Загадки нашего организма.
2.Знакомые и незнакомые движения
3.Продукты питания: друзья и враги
4.Закаляйся!
5.Папа, мама, я – здоровая семья!
РЕСУРСЫ
Для реализации проекта потребуется заинтересованное участие всех педагогов ДОУ, родителей. Временные затраты составят 6 месяцев. Потребуются информационные ресурсы для повышения педагогической компетентности ( современные технологии деятельностного подхода, знание проектных методов). Важен «административный» ресурс, как связующее звено в организации, планировании, осуществлении взаимодействия между всеми участниками проекта. Дополнительных материально-технических ресурсов не потребуется. В каждой группе в достаточном количестве физкультурное оборудование, оборудование для экспериментирования, познавательный материал. Будет достаточно того финансирования, что выделяется на реализацию основной образовательной программы.
ПАРТНЕРЫ
ФСОЦ «Федоровский», МБУЗ ФГБ, МОУ СОШ №5, библиотека.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
В проекте принимают участие воспитанники четырех возрастных групп с 3 до 7 лет, педагоги и специалисты ДОУ, родители. Предполагаемое количество участников 100 детей, 20 педагогов, 50 родителей.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Участники | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |||||
1 этап – организационный (2 недели) | |||||||||
дети | Совместно с родителями и педагогами принимают участие в обогащении развивающей среды по теме проекта | ||||||||
педагоги | Изучение информационных источников, подготовка развивающей среды, сообразно теме проекта, разработка вариативных планов | ||||||||
родители | Принимают участие в обогащении развивающей среды по теме проекта, оказывают информационную и практическую поддержку детям и педагогам | ||||||||
2 этап – практический (5 месяцев) | |||||||||
Станция – «Загадки нашего организма» | |||||||||
дети | Практические пробы: «Глаза, уши, нос – ответят на любой вопрос!» « Да здравствует мыло душистое!» «Веселая зарядка» | Практические пробы: «Где живут наши чувства?» «Зачем нам нужны чистота и порядок?» Эксперимент: «Нарушенный режим» | Практические пробы: «Зачем человеку скелет?» «Путешествие вредных микробов» Эксперимент: «Праздник непослушания» | Практические пробы: «Что у нас внутри?» «Почему мы болеем? Эксперимент: «Праздник непослушания» | |||||
педагоги | Организационно-направляющая деятельность, партнеры в практических пробах, источники информации | Организацион но-направляющая деятельность, поддерживающие партнеры в практических пробах, источники и навигаторы информации | Организацион но-направляющая деятельность, поддерживаю щие партнеры в практических пробах, источники и навигаторы информации | Организацион но-направляющая деятельность, консультанты в практических пробах, навигаторы и источники информации | |||||
родители | Партнеры в практических пробах, источники информации | Поддерживающие партнеры в практических пробах, источники и навигаторы информации | Поддерживающие партнеры в практических пробах, источники и навигаторы информации | Консультанты в практических пробах, навигаторы и источники информации | |||||
Станция - «Знакомые и незнакомые движения» | |||||||||
дети | Спортивный праздник «Веселые зайчата» Практические пробы: «Мы умеем танцевать!» | Спортивный праздник: «Хотим мы быть здоровыми» Практические пробы: «Как двигаются предметы?» « Танцуем вместе» | Спортивный праздник: «Веселые старты», «Сильным, ловким вырастай» Практические пробы: «Танцы народов мира» «Движения разных спортсменов» | Спортивный праздник: «Праздник забытых игр», «Олимпиада» Практические пробы: «Танцы народов мира» «Движения разных профессий» | |||||
педагоги | Разработка, сценария праздника, подготовка, организация его проведения организацион но-направляющая деятельность, партнеры в практических пробах, источники информации | Разработка, сценария праздника, подготовка, организация его проведения организацион но-направляющая деятельность, поддерживающие партнеры в практических пробах, источники и навигаторы информации | Разработка, сценария праздника, подготовка, организация его проведения организацион но-направляющая деятельность, поддерживающие партнеры в практических пробах, источники и навигаторы информации | Разработка, сценария праздника, подготовка, организация его проведения организацион но-направляющая деятельность, консультанты в практических пробах, навигаторы и источники информации | |||||
родители | Участники спортивного праздника, партнеры в практических пробах, источники информации | Участники спортивного праздника, поддерживающие партнеры в практических пробах, источники и навигаторы информации | Участники спортивного праздника, поддерживающие партнеры в практических пробах, источники и навигаторы информации | Участники спортивного праздника, консультанты в практических пробах, навигаторы и источники информации | |||||
Станция – «Продукты питания: друзья и враги» | |||||||||
дети | Практические пробы: «Угощения для друзей» «Витамины» «Что мы купим в магазине?» | Практические пробы: «Готовим обед», «Составляем меню» «Где живут витамины?» | Практические пробы: «Готовим салат витаминный» «Праздничное меню» «Витамины – наши друзья» | Практические пробы: «Готовим салат» «Где живут вредные продукты?» «Витамины – наши друзья» | |||||
педагоги | Организационно-направляющая деятельность, партнеры в практических пробах, источники информации | Организацион но-направляющая деятельность, поддерживающие партнеры в практических пробах, источники и навигаторы информации | Организацион но-направляющая деятельность, поддерживаю щие партнеры в практических пробах, источники и навигаторы информации | Организацион но-направляющая деятельность, консультанты в практических пробах, навигаторы и источники информации | |||||
родители | Партнеры в практических пробах, источники информации | Поддерживающие партнеры в практических пробах, источники и навигаторы информации | Поддерживающие партнеры в практических пробах, источники и навигаторы информации | Консультанты в практических пробах, навигаторы и источники информации | |||||
Станция – «Закаляйся!» | |||||||||
дети | Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры после дневного сна, прогулки, посещение бассейна (старшая и подготовительная группа) | ||||||||
педагоги | Подготовка и организация мероприятий по закаливанию | ||||||||
родители | Проведение закаливающих мероприятий в домашних условиях | ||||||||
Станция – «Папа, мама, я – здоровая семья!» | |||||||||
Дети | Участники Оздоровитель ный праздник « Делай как я!» | Участники Оздоровитель ный праздник «Веселая азбука здоровья» | Участники Оздоровитель ный праздник «Фестиваль семейных традиций» | Участники Оздоровитель ный праздник «Праздник выходного дня» | |||||
Совместный праздник « Презентация портретов здоровья» | |||||||||
педагоги | Разработка, сценария праздника, подготовка, организация его проведения | Разработка, сценария праздника, подготовка, организация его проведения, разработка и проведение деловой игры для родителей «Основы здорового образа жизни» | Разработка, сценария праздника, подготовка, организация его проведения | Разработка, сценария праздника, подготовка, организация его проведения | |||||
родители | Участники оздоровительного праздника | Участники оздоровительного праздника и деловой игры | Участники оздоровительного праздника, подготовка презентаций своих семейных традиций | Участники оздоровительного праздника, подготовка презентаций семейных маршрутов здоровья | |||||
3 этап – обобщающий (1 месяц) | |||||||||
дети | Практические пробы: подготовка «Портретов здоровья», | ||||||||
педагоги | Организационно-направляющая деятельность, поддержка детских инициатив, подведение итогов | ||||||||
родители | Подготовка презентаций, помощь и поддержка детей в подготовке «Портретов здоровья» |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ
Результатами-продуктами проекта будут составленные в каждой группе «Портреты здоровья», которые формируются на протяжении всего проекта и отражают последовательность выбранных маршрутов детьми. Форма его оформления у каждой группы может быть индивидуальной. Кроме этого результатами-продуктами станут методические разработки и сценарии праздников, практических проб, презентации родителей «Семейные традиции» и «Семейные маршруты здоровья», информация на сайте ДОУ. Итоговый праздник также будет результатом продуктом, по его итогам будет составлен фоторепортаж и размещен на сайте нашего образовательного учреждения.
Самым важным результатом-эффектом должен стать новый уровень взаимодействия образовательного учреждения и семьи, более тесные контакты, сближающие детей и родителей, создание предпосылок формирования основ здорового образа жизни у детей, укрепление положительных начал здорового образа жизни у взрослых участников проекта. Обогащение познавательного потенциала детей позволит создать прочную базу для формирования мотивационного компонента в принятии основ здорового образа жизни детьми. Проект позволит обогатить двигательный арсенал детей, его переосмысление и творческое использование.
Конкретные показатели эффективности проекта – это возрастание физической подготовленности на 10%, скоростных качеств на 2%, показателей гибкости на 9%, скоростно-силовый качеств на 6%. Стабилизация таких показателей как заболеваемость, посещаемость, индекс здоровья.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
При положительный результатах реализации проекта он может быть возобновлен в другой временной отрезок, при условии инвентаризации его содержания, методов и форм работы с детьми и взрослыми, под углом познавательных запросов и инициатив детей. Кроме того данный проект может быть использован другими образовательными учреждениями дошкольного образования, так как он прост в воспроизведении и предусматривает творческую интерпретацию наполнения содержания проекта, отдельных его тем.
ЛИТЕРАТУРА
- Змановский Ю. Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. // “Дошкольное воспитание” - 1993. № 9
- О. Гипса. Забота о здоровье детей. // “Дошкольное воспитание”-1990. №1.
- Коростелев И. Б. ”Воспитание здорового дошкольника” - М. :Просвещение, 1986.
- Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. - М. : “Аркти”,2002
- Кудрявцев В. . Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития// “Дошкольное воспитание”-1999. №1,№3.
- Кудрявцев В. Т. , Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. -М. 1990.
- Развитие движений ребенка — дошкольника. Из опыта работы. Под редакцией М. И. Фонарева. М. : Просвещение, 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурно - оздоровительный досуг "Путешествие в страну Фантазий".
Оздоровительный досуг включает такие мероприятия: игровой массаж, физминутки, подвижные игры, , ходьба по ребристым массажным дорожкам, коммуникативные, речевые игры, ритмическая гимнастик...
Физкультурно - оздоровительный досуг "Навстречу к Радуге Здоровья".
Оздоровительный досуг включает в себя самомассаж, подвижные игры, ходьбу по массажным и корригирующим дорожкам, песни, образно - игровую композицию физкультурной направленности....
Физкультурно -оздоровительный проект "Наша традиция -быть здоровым"
Физкультурно-оздоровительный проект для детей старшего дошкольного возраста....
Сценарно-режиссерская разработка физкультурно-оздоровительного (спортивного) мероприятия: «Веселая страна Мультипультия»
В настоящее время растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задачи каждого дошкольного учреждения, в том числе и нашего. Быть в движении – значит укреплять здоровье. Мы не можем представить...
Конспект НОД по физкультурно-оздоровительной работе "Поможем зайке быть здоровым"
В конспекте раскрываются задачи по физическому развитию, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию, познавательному развитию...
Физкультурно-оздоровительный досуг «Путешествие в страну Неболейка»
Физкультурно-оздоровительный досуг...
Сценарий физкультурно-оздоровительного досуга "Путешествие в страну "Здоровейка"
Цель физкультурно - оздоровительного досуга:Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации игровой и двигательной деятельности....