программа по здоровьесбережению "Быть здоровыми хотим"
рабочая программа на тему

Коршунова Елена Евгеньевна

Устойчивая тенденция ухудшения исходного качества здоровья вновь поступающих детей,  расширение спектра основной и сопутствующей патологии (в частности,  аллергия,  нарушение зрения,  опорно-двигательного аппарата и т.д). Повышение заинтересованности родителей в организации сотрудничества с детским садом в  проведении физкультурно-оздоровительной работы и  профилактических мероприятий по формированию привычки к ЗОЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byt_zdorovymi_hotim_1664.doc344 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

ЮГО – ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 572

структурное подразделение Дошкольное (7)

ПРОГРАММА

по здоровьесбережению воспитанников

«Быть здоровыми хотим»

на 2013 – 2015 г.г.

                                                                Составители:

                                                                Коршунова Е.Е.                                                                                                         Кирьякова Е.Б.

                                                                                 Булгакова Е.А.

Москва. 2013

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа «Быть здоровыми хотим»

на 2013-2015 гг.

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения

Педагогический совет  № 4 от 23.04. 2013г.

Педагогический совет № 1 от 04.09.2013 г.

Основание для разработки Программы

Устойчивая тенденция ухудшения исходного качества здоровья вновь поступающих детей,  расширение спектра основной и сопутствующей патологии (в частности,  аллергия,  нарушение зрения,  опорно-двигательного аппарата и т.д). Повышение заинтересованности родителей в организации сотрудничества с детским садом в  проведении физкультурно-оздоровительной работы и  профилактических мероприятий по формированию привычки к ЗОЖ.

Исполнители Программы

Педагоги, старшая медсестра, дети, родители

Важнейшие целевые ориентиры

Программы

1. Выполнение режима дня с включением в него здоровьесберегающих технологий.

2. Показатели заболеваемости (снижение количества дней пропущенных ребенком по болезни; средней продолжительности болезни одним ребенком при простудных заболеваниях).

3. Активное участие всех участников образовательного процесса  в совместной деятельности по здоровьесбережению.

4. Рабочие материалы по контролю: диагностические карты, опросники, анкеты и т.д.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на 2013-2015гг.

1-й этап- аналитический, апрель-май 2013г., анализ состояния заболеваемости детей и организации оздоровительной работы за 2009-2012гг

2-й этап-  разработка проекта программы – май- август  2013г.

3-й этап- внедрение программы- 2013-2015гг

4-й этап – итоговый – апрель-май 2015г.

Ожидаемые конечные результаты

1.Рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов и родителей  в сохранении и укреплении здоровья детей.

2. Стимулирование  внимания дошкольников к вопросам здорового образа жизни, двигательной активности  и правильного питания в условиях семейного воспитания.

 3. Сформированная система контроля выполнения задач программы «Быть здоровыми хотим».

 4. Снижение заболеваемости воспитанников и сотрудников дошкольного подразделения.

5. Уменьшение количества дней, пропущенных по болезни  одним ребенком.

Управление программой и осуществление контроля за ее реализацией

Директор ГБОУ СОШ № …..

Руководитель структурного подразделения Дошкольное (7) …

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к дошкольникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем, результаты научных исследований свидетельствуют: количество здоровых детей не превышает 15-20%. По данным Министерства здравоохранения России, к 6-7-летнему возрасту только13% детей могут считаться здоровыми, а к моменту окончания школы это число уменьшается в 2,5 раза.

Общеизвестно, что здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека. Как свидетельствует большинство научных исследований, факторы внешней среды в формировании здоровья ребёнка имеют преимущественное значение. Поэтому так важно создание всех необходимых санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий в дошкольных образовательных учреждениях, т.к. только здоровый ребёнок может успешно усваивать всё то, чему его учат, справляться с предъявляемыми требованиями, быть активным, работоспособным, нормально развиваться. Это обязывает дошкольные учреждения считать приоритетным направлением своей работы укрепление здоровья детей, предупреждение возможных отклонений в их развитии.

В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Поэтому считается, что проблема оздоровления детей не решается одним человеком и за один день,  - это целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива  образовательного учреждения на длительный срок.

Разработка педагогическим коллективом структурного подразделения Дошкольное (7) ГБОУ СОШ № 572 этой программы, привела коллектив педагогов к переосмыслению работы с дошкольниками с особыми возможностями здоровья и родителями в  вопросах отношения к здоровью ребенка, необходимости актуализации внимания воспитателей  в  вооружении родителей основами психолого-педагогических знаний и  их валеологическом просвещении. Роль педагогов и специалистов дошкольного подразделения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагоги, сотрудничая с семьёй, обеспечивают освоение  дошкольником культуры здоровья.

Программа предоставляет педагогам возможность самостоятельного отбора методик, содержания обучения и воспитания детей, позволяет сочетать  в работе как традиционные программы и методики, так и инновационные, способствующие укреплению и сохранению здоровья детей, педагогов и родителей.  

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, влиянием неблагоприятных  экологических  факторов на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

На сегодняшний день в дошкольном отделении практически здоровые дети составляют 5%.

Цель программы:  сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей  общечеловеческой культуры.

 Задачи: 

1. Повышение показателей здоровья воспитанников за счет  качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей: осознанного отношения к своему здоровью, формирование  представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.

2. Воспитание у всех участников образовательного процесса потребности в ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.

3. Разработка системы медико-педагогического контроля за организацией образовательного процесса на его соответствие требованиям здоровьесбережения.

  1. Основные принципы  реализации программы

1. Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных  программ технологий и методик.

2. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.

3. Принцип активности и сознательности  – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных  методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

4. Принцип систематичности - реализация лечебно– оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.

5. Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья воспитанников. 

Основные участники реализации программы:

  • Воспитанники дошкольного подразделения.
  • Педагогический коллектив.
  • Родители (законные представители) детей.

Основные направления программы

1. Консультативно-информационное  образование детей, персонала, родителей: раскрываются новые подходы учреждения в организации физкультурно-оздоровительной работы, система работы специалистов, стратегический  план улучшения здоровья детей);

2. Здоровьесберегающая среда в дошкольном подразделении Дошкольное (7) ГБОУ СОШ № 572 (групповые помещения,  медицинский кабинет, спортивный зал, музыкальный зал, спортивная площадка);

3. Организация рационального питания;

4. Комплексная физкультурно-оздоровительная работа: раскрываются виды и типы занятий,  способы повышения двигательного режима детей в течение дня, профилактические мероприятия в период повышения ОРВИ и гриппа. Работа по организации и формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

  1. Анализ здоровья и физического развития воспитанников

  Анализ сведений о здоровье воспитанников показал следующее:  30%   составляют дети с выраженными проблемами в состоянии здоровья; 25 %  составляют дети с врождёнными аномалиями ЦНС; 100 %  имеют задержку психоречевого развития, у отдельных воспитанников выявлены серьёзные отклонения в психическом развитии (эпилепсия в периоде ремиссии, ранний детский аутизм,  ДЦП),  6 детей со статусом ребенок-инвалид.

В дошкольном подразделении проводится большая работа по созданию благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада. Педагогами осуществляется весь комплекс адаптационных мероприятий, направленных на создание психологически комфортных условий пребывания ребенка в группе: индивидуальный подход, щадящий режим,  консультации для родителей.  Для родителей вновь поступающих детей ежегодно в начале сентября проводится организационное родительское собрание «Первый раз в детский сад».

Данные  о распределении детей

по группам здоровья

Группа

здоровья

2009-2010уч.год

(кол-во детей)

2010-2011уч.год

(кол-во детей)

2011-2012уч.год

(кол-во детей)

2012-2013уч.год

(кол-во детей)

I группа

8 %

 (4%)

 (0%)

 (4%)

II группа

 (74%)

(72%)

 (74%)

 (68%)

III группа

 (6%)

 (5%)

 (4%)

 (4%)

IV группа

 (8%)

 (10%)

 (10%)

 (4%)

V группа

-

-

(6%)

 (4%)

Всего детей:

116 чел.

118 чел.

112  чел.

118 чел.

Травматизм детей (дошкольное подразделение (7):

Показатели

Случаи травматизма

2009 -10

уч.г.

 2010-11   уч.г.

2011-2012 уч.г.

2012 -2013

уч.г.

Количество случаев травматизма детей

-

-

-

-

% от общего числа детей в ДОУ

-

-

-

-

Диагностические данные

о количестве детей старшего дошкольного возраста

с проблемами в поведенческой и эмоционально-личностной сфере

Диагностические

данные

2009-2010уч.год

(кол-во детей)

2010-2011уч.год

(кол-во детей)

2011-2012уч.год

(кол-во детей)

2012-2013уч.год

(кол-во детей)

Кол-во детей

с выраженными проблемами

в эмоционально-личностной

и поведенческой сфере

68 %

 64%

 78%

74%

Всего детей старшего дошкольного возраста:

80 чел.

76 чел.

82 чел.

 78 чел.

Основные направления

Программы здоровьесбережения

Направления

программы

Содержание деятельности

1. Организационное

  • Изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор эффективных методик и технологий.
  • Разработка и внедрение Программы здоровьесбережения в учебно-воспитательный процесс.
  • Создание организационно-педагогических и медико-социальных  условий по внедрению Программы здоровьесбережения.
  • Разработка системы и тактики по укреплению психофизического здоровья дошкольников.
  • Обеспечение комплексного подхода в реализации Программы здоровьесбережения.
  • Разработка критериев оценки эффективности по реализации Программы здоровьесбережения.
  • Наращивание материально-технической базы для внедрения и реализации Программы здоровьесбережения.
  • Корректировка Программы здоровьесбережения на всех этапах реализации.

2. Просветительское (образовательное)

  • Создание мотивации на выбор здоровых альтернатив жизни.
  • Организация пропаганды здорового образа жизни.
  • Составление плана мероприятий по формированию у дошкольников здорового образа жизни.
  • Создание средств визуальной информации по вопросам формирования здорового образа жизни.
  • Включение родителей в деятельность дошкольного учреждения,  как значимых участников оздоровительного процесса.
  • Разработка и реализация адресных профилактических и просветительских рекомендаций.

3. Правовое

  • Нормативно-правовое обеспечение разработки Программы здоровьесбережения:
  • ознакомление с нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность образовательных учреждений по защите здоровья.

4. Аналитико-экспертное

  • Анализ-экспертиза предлагаемых программ и проектов по ЗОЖ.
  • Проведение мониторинга по состоянию всех аспектов здоровья детей, получение оперативной информации.
  • Изучение факторов, влияющих на состояние здоровья детей.
  • Анализ-экспертиза результатов реализации Программы здоровьесбережения в динамике.
  • Своевременное выявление изменений, происходящих в  коррекционно-оздоровительном процессе и факторов, вызывающих их; предупреждение негативных тенденций.
  • Осуществление краткосрочного прогнозирования здоровьесберегающего процесса.
  • Изменение индивидуального образовательного маршрута ребёнка в случаях возникновения проблем в состоянии психофизического здоровья.

5. Информационно-методическое

  • Научно-методическое обеспечение разработки и реализации Программы здоровьесбережения.
  • Повышение информационной культуры педагогических и медицинских работников, обусловленной общими задачами Программы здоровьесбережения.
  • Мониторинг результативности оздоровительной деятельности ДОУ.
  • Информационное обеспечение родителей по различным аспектам формирования здорового образа жизни.
  • Информирование родителей о результатах проделанной работы; обмен мнениями об эффективности Программы здоровьесбережения.
  • Распространение опыта оздоровительной работы.

6. Диагностическое

  • Измерение промежуточных результатов реализации Программы здоровьесбережения.
  • Диагностическое обследование и анализ исходного состояния психофизического здоровья детей, их валеологических знаний, умений и навыков.
  • Изучение мотивации детей, педагогов и родителей на формирование здорового образа жизни.
  • Анализ здоровьесберегающей среды в ДОУ.
  • Выявление групп детей, требующих внимания специалистов. Выделение из потенциальной «группы риска» реальной «проблемной» категории дошкольников. Индивидуальная диагностика проблем детей.

7. Коррекционное

  • Проведение коррекционно-оздоровительной работы с детьми.
  • Решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания.
  • Проведение коррекционных тренингов для детей «группы риска».
  • Проведение коррекционно-развивающих тренингов для педагогов и родителей.
  • Обучение родителей основным методам профилактики детской заболеваемости и формирование  основ валеологической грамотности.

8. Социально-педагогической адаптации

  • Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей к условиям ДОУ.
  • Повышение функциональных возможностей детей, социальной адаптации и улучшение состояния их здоровья.
  • Повышение уровня социальной защищённости детей и педагогов, нейтрализация негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка и процесс его развития.

9. Координационное

  • Межведомственное взаимодействие органов образования и здравоохранения – координация деятельности ДОУ по реализации Программы здоровьесбережения.
  • Обмен опытом работы между дошкольными образовательными учреждениями города.
  • Взаимодействие ДОУ с семьёй и социальными институтами детства по вопросам укрепления здоровья детей.
  • Использование в оздоровительной работе ДОУ перспективных форм социального партнёрства.

Мероприятия по реализации основных направлений

в здоровьесберегающей деятельности

на период 2013-2015 гг.

№ п/п

Мероприятия

Срок

Ответственный

  1. Организационное направление

Обновление содержания здоровьесберегающего образования и воспитания, организация здоровьесберегающего пространства

1.

Разработка целевой программы здоровьесбережения

Апрель - август 2013 г.

Руководитель структурного подразделения Дошкольное (7)

 

2.

Разработка Образовательной программы

Май– Июнь 2013 г.

Руководитель структурного подразделения Дошкольное (7)

 

3.

Организационно-методическая работа по повышению профессионального мастерства педагогов в реализации вопросов здоровьесбережения

постоянно

ст. воспитатель

4.

Создание предметно-развивающей среды для осуществления системы работы по здоровьесбережению:

  • определение подходов к содержанию методической работы по вопросам использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ;
  • организация работы с родителями по наращиванию материальной базы для работы по здоровьесбережению;

постоянно

Руководитель структурного подразделения Дошкольное (7)

 

ст. воспитатель

5.

Проведение здоровьесберегающего компонента через все виды деятельности детей (психологический фон занятий, длительность занятий, методы и формы, санитарно-гигиенические условия)

В течение всего периода

Руководитель структурного подразделения Дошкольное (7)

 

ст. воспитатель

6.

Разработка здоровьесберегающих требований для организации и проведения детского экспериментирования с детьми

2013-2015гг.

ст. воспитатель

7.

Собеседование с педагогами и специалистами об организации охранительного режима в группах

Постоянно

Руководитель структурного подразделения Дошкольное (7)

ст. медсестра

8.

Создание информационного банка данных по вопросам укрепления, сохранения здоровья участников образовательного процесса

2013-2015гг.

Руководитель структурного подразделения Дошкольное (7)

 

ст. воспитатель

Кузнецова И.Н.

9.

Организация работы по физическому воспитанию детей

  • разработка здоровьесберегающего компонента содержания ООД по физической культуре;
  • разработка и реализация программы дополнительного  образования «Шаг плюс шаг» (степ-аэробика);
  • создание дидактического и методического комплекса для индивидуально- коррекционной работы

2013-2014гг.

2013-2014гг.

2013-2014гг.

2013-2015гг.

Руководитель структурного подразделения Дошкольное 7)

 

ст. воспитатель

.

воспитатель  по физической культуре

ст. воспитатель

учителя-логопеды

 и дефектологи

10.

Внедрение в практику работы учебно-методического комплекта с компьютерной  программой «Страна здоровья»

2013 2014г.

воспитатель Коршунова Е.Е.

11.

Разработка и апробация образовательной программы  «Будь здоров»

2013-2015гг.

ст. воспитатель

воспитатель Коршунова Е.Е..

воспитатель Забелина Л.Н.

12.

Пополнение коррекционно-развивающей среды в группах

В течение периода

Воспитатели,  учителя-логопеды и дефектологи

13.

Разработка программы работы клуба для родителей «Здоровые дети в здоровой семье»

В течение периода

Руководитель структурного подразделения Дошкольное (7)

ст. воспитатель

Педагог-психолог

14.

Создание банка данных по инновационным формам организации взаимодействия с родителями

2014 2015 гг.

Ст.воспитатель

15.

Разработка образовательной программы «Движение,  пение,  речь»

2014 - 2015г.г.

муз.рук.

II. Диагностическое направление

1.

Анализ исходного состояния психофизического здоровья детей, их валеологических знаний, умений и навыков

сентябрь-октябрь 2013г.

 Воспитатели и специалисты

2.

Мониторинг состояния всех аспектов здоровья детей

В течение всего периода

ст. медсестра, специалисты

3.

Изучение мотивации педагогов и родителей на формирование здорового образа жизни

Ежегодно

Руководитель структурного подразделения Дошкольное (7)

 ст. воспитатель

Педагог-психолог

4.

Выявление детей, требующих внимания специалистов. Выделение из потенциальной «группы риска» реальной «проблемной» категории дошкольников. Индивидуальная диагностика проблем детей. Проведение ПМПК консилиумов.

В течение всего периода

Руководитель структурного подразделения Дошкольное (7)

ст. воспитатель

Педагоги и специалисты

5.

Социальный анализ семей воспитанников ДОУ. Оформление социальных паспортов.

Сентябрь-октябрь

ежегодно

Педагог-психолог

6.

Психолого-медико-педагогическое обследование детей, поступающих в школу

Апрель,

ежегодно

Специалисты групп

Педагог-психолог

7.

Мониторинг успеваемости выпускников ДОУ на начальном этапе обучения за последние 3 года

Ежегодно

ст.воспитатель

8.

Организация педагогического мониторинга по здоровьесберегающей деятельности:

  • проведение анкетирования педагогов по проблемам в работе;
  • анализ профессионального роста педагогов.

Ежегодно

Руководитель структурного подразделения Дошкольное (7)

 ст. воспитатель

.

III. Информационно-методическое направление

Научно-методическое обеспечение процесса здоровьесбережения.

Повышение квалификации участников образовательного процесса

1.

Организация работы по отбору форм и содержания методической работы по освоению педагогами здоровьесберегающих технологий

В течение всего периода

Руководитель структурного подразделения Дошкольное (7)

 

ст. воспитатель

.

2.

Обеспечение педагогов методической и дидактической литературой для организации здоровьесберегающего образования

В течение периода

Руководитель структурного подразделения Дошкольное (7)

 ст. воспитатель

.

3.

Апробация критериев оценивания уровня гигиенической, социальной, здоровьесберегающей грамотности детей дошкольного  возраста

2013-2015 гг.

Руководитель структурного подразделения Дошкольное (7)

ст. воспитатель

4.

Семинар- практикум «Здоровье детей – наше будущее»

Ноябрь 2013г.

Руководитель структурного подразделения Дошкольное (7)

ст. воспитатель

5.

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ»

Март 2014г.

Учитель-логопед

6.

Консультация для родителей «Музыкотерапия как способ улучшения психоэмоционального самочувствия»

Февраль 2014г.

Муз.руководитель

7.

Консультация для родителей «Культурный ребёнок – здоровый ребёнок»

Май 2014г.

Педагог-психолог.

8.

Психологический инструктаж для педагогов

«Обеспечение психологической безопасности в дошкольном учреждении»

Ноябрь 2014г.

Педагог-психолог.

9.

Обобщение опыта работы «Индивидуальное сопровождение детей со снижением познавательной деятельности»

2013- 2014г.

Учитель-дефектолог

10.

Оформление картотеки динамических пауз

  Декабрь 2014г.

ст. воспитатель

11.

Консультация для педагогов «Двигательная деятельность детей на прогулке в зимний период»

Январь 2015г.

Воспитатель.

12.

Рекомендации по коррекционно-развивающему воспитанию детей раннего возраста с задержкой в речевом развитии

«Логоритмика»

Февраль 2015г.

Учитель-логопед

Муз. рук..

13.

Рекомендации «Комплекс мер для снятия статического напряжения во время занятий»

 Апрель 2015г.

Воспитатель.

Педагог-психолог.

14.

Семинар  «Безопасные для здоровья ребёнка условия общения с компьютером»

 Сентябрь 2015г.

Учитель-логопед


15.

Рекомендации по рациональному питанию детей

«Разговор о правильном питании»

2012г.

Старшая медсестра

16.

Семинар-практикум «Внедрение методов и приёмов здоровьесбережения в учебно-воспитательный процесс».

Сборник материалов.

2014г.

ст. воспитатель

17.

Пед.совет «Обеспечение восхождения дошкольника к культуре здоровья через использование эффективных здоровьесберегающих средств»

2014г.

ст. воспитатель

18.

Пед.совет «Роль взрослых в формировании нравственного здоровья дошкольников»

2015г.

Ст.воспитатель

19.

Выставка методической литературы, пособий, конспектов по работе с детьми и родителями по формированию здорового образа жизни.

2013г.

ст. воспитатель

20.

Рекомендации по применению кинезиологических упражнений в обучении дошкольников

2014г.

Учитель-логопед

21.

Обобщение и распространение опыта создания здоровьесберегающей среды в ДОУ – творческий отчёт

2015г.

ст. воспитатель

IV. Просветительское направление

Взаимодействие с социумом как участниками процесса здоровьесбережения

1.

Публикация материалов по ЗОЖ в информационных уголках

Ежегодно

Ст.воспитатель

.

2.

Консультация «Художественная литература – средство обогащения нравственного здоровья детей»

2012-2013уч.г.

ст. воспитатель

3.

Ведение рубрики «Навигатор здоровья» в газете ДОУ

«Азбука детства»

Ежегодно

ст. воспитатель.

4.

Школа-практикум для родителей

«Развиваем ребёнка вместе»

Ежегодно

согласно плану

Специалисты ДОУ

5.

Советы воспитателя по физкультуре «Оздоровительные мероприятия для часто болеющих детей»

2013г.

воспитатель по физической культуре

6.

Информационный стенд «Использование здоровьесберегающих методов в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями»

2013-2014 уч.г.

Логопедическая служба

7.

Лекция для родителей и педагогов «Астения как одна из причин проблем в познавательной деятельности детей»

2013г.

Учитель-дефектолог

8.

Рекомендации для родителей «Создание здоровой музыкальной среды в домашних условиях»

2014-2015 уч.г.

Муз.руководитель

9.

Практикум для родителей и воспитателей по автоматизации звукопроизношения

2014г.

Учитель-логопед


10.

Выпуск брошюры «Физическая готовность детей к школе»

2013-2014 уч.г.

воспитатель по физической культуре

11.

Карта-информатор

«Детская агрессивность как индикатор психологического здоровья дошкольников»

2013-2014 уч.г.

Педагог-психолог

.

12.

Консультация для родителей и педагогов «Дети с ММД»

2013-2014 уч.г.

Учитель-дефектолог

13.

Консультация «Подбор обуви для правильного формирования стопы»

2013 уч.г.

воспитатель по физической культуре

14.

Библиотека-передвижка по пропаганде здорового образа жизни

Ежегодно

Ст.воспитатель

.

15.

Диалог с родителями «Детские патологические привычки»

2012-2013 уч.г.

Учитель-дефектолог

16.

Оформление памятки «Психоэмоциональное благополучие ребёнка с ограниченными возможностями»

2012-2013 уч.г.

Педагог-психолог

17.

Информационные плакаты и бюллетени по профилактике и лечению детских болезней

Ежегодно

Старшая медсестра

18.

Оформление памятки для родителей «Профилактика сколиоза»

2012-2013 уч.г.

воспитатель по физической культуре.

19.

Практикум для родителей

«Ребёнок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»

2013-2014 уч.г.

Учитель-дефектолог

20.

Конкурс «Лучший уголок здоровья»

2013г.

Ст.воспитатель

21.

Устный журнал «Агрессивность как сигнал неблагополучия в психологическом здоровье»

2012-2013 уч.г.

Педагог-психолог

22.

Консультация «Средства укрепления иммунитета»

2013г.

Старшая медсестра

23.

Дни открытых дверей для родителей

Ежегодно

согласно плану

Ст.воспитатель

24.

Групповые родительские собрания «Здоровье с детства», «Вредные привычки»

2012г.

Воспитатели ДОУ

25.

Практические рекомендации для родителей ЧБД

ежегодно

Старшая медсестра

26.

Общее родительское собрание «Здоровый ребёнок в здоровой семье» (роль семьи в воспитании здорового ребёнка)

2013г.

ст воспитатель

27.

Фотовыставка

«Мы растём здоровыми!»

ежегодно

Ст.воспитатель

28.

Методическое пособие «Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями»

2013-2014 уч.г.

Педагог-психолог

29.

Оформление брошюры «Что делать до прихода врача?»

2013г.

Старшая медсестра


30.

Проведение Дней пропаганды здорового образа жизни

В течение всего периода

ст воспитатель

31.

Размещение в СМИ печатных материалов по вопросам здоровьесбережения

В течение всего периода

Педагоги ДОУ

32.

Выставка детских рисунков на темы: «Здоровье и болезнь глазами детей»

2013-2014 уч.г.

Психологическая служба

33.

Тематический день«Мы выбираем здоровье!»

2013-2014 уч.г.

Специалисты ДОУ

34.

Передвижная акция «Реклама здоровья» для родителей ДОУ

2014г.

Воспитатели групп

35.

Оформление портфолио выпускника

2012-2013гг.

Педагог

доп.образования

36.

Фотоэкспозиция для родителей выпускников

«Вот и стали мы на год взрослей»

ежегодно

Педагог

доп.образования

V. Коррекционное направление

Проведение коррекционно-оздоровительной работы с детьми,

валеологическое просвещение родителей и педагогов

1.

Консультация «Гипердинамический и гиподинамический синдром

у детей»

2012-2013 уч.г.

Учитель-дефектолог

.

2.

Консультация «Профилактика профессионального утомления педагогов»

2012-2013уч.г.

Педагог-психолог

3.

Выступление «Внедрение в коррекционный процесс элементов развивающей кинезиологической программы»

2012-2013 уч.г.

Учитель-логопед

4.

Консультация для педагогов «Профилактика голосовых расстройств»

2013-2014 уч.г.

Учитель-логопед

5.

Создание картотеки игр на развитие просодической стороны речи ребёнка»

2013-2014 уч.г.

Учитель-логопед

6.

Рекомендации

«Профилактика проблем со зрением при работе за компьютером»

2013-2014 уч.г.

Педагог дополнительного образования

7.

Театральная постановка

«На здоровье!»

2014-2015 уч.г.

Муз.руководители

8.

Музыкально-оздоровительное развлечение

«В здоровом теле – здоровый дух»

2014-2015 уч.г.

Муз.руководители,

воспитатель по физической культуре

9.

Кукольный театр

«Я уколов не боюсь!»

2014-2015 уч.г.

Муз.руководители,

психологическая служба

10.

Тематическое занятие по правилам дорожного движения

2013-2014 уч.г.

Воспитатель

.

11.

Викторина «Что ты знаешь о своём здоровье?»

2013-2014 уч.г.

Воспитатель


12.

Тематическое занятие «Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер «01»!»

2012-2013 уч.г.

Инспектор ПЧ

13.

Выставка детского рисунка «Как я занимаюсь спортом»

2014-2015 уч.г.

Ст.воспитатель

14.

Валеологический праздник «Здоровейка» в подготовительных группах

2014-2015 уч.г.

Воспитатели подготовительных групп

15.

Реализация комплекса мероприятий по профилактике и преодолению синдрома психоэмоционального выгорания педагогов:

  • проведение анкетирования;
  • проведение индивидуальных консультаций с педагогами;
  • проведение тренинговых занятий с отдельными категориями педагогов.

Ежегодно

согласно плану

Психологическая служба

16.

Создание картотеки дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи у детей со стёртой дизартрией

2013-2014 уч.г.

Учитель-логопед

17.

Разработка и реализация мероприятий по предупреждению вирусных и респираторных заболеваний

Ежегодно

Врач-педиатр,

ст.мед.сестра

18.

Комплексное игровое занятие

«Будь здоровым с детства!»

2013-2014 уч.г.

Специалисты ДОУ

VI. Социально-педагогической адаптации

1.

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для организации работы с детьми с проблемами в развитии:

  • для детей со снижением познавательной деятельности;
  • для работы с детьми с отклоняющимся поведением.

Ежегодно

Учитель-дефектолог

психологическая служба

2.

Выступление

«Улучшение психоэмоционального самочувствия детей

в адаптационный период через рациональную организацию двигательной активности»

2012-2013 уч.г.

Воспитатель

3.

Психологическая гостиная «Психологическая поддержка детей из проблемных семей»

2012-2013 уч.г.

Психологическая служба

4.

Практикум для педагогов

«Доктор Игра» (оздоровительный эффект коррекционных игр)

2013-2014 уч.г.

Педагог-психолог

5.

Оформление письма вновь поступающему ребёнку с приглашением в детский сад

ежегодно

Педагог-психолог

6.

Работа адаптационной группы кратковременного пребывания неорганизованных детей раннего возраста «Мама-клуб»

ежегодно

ст. воспитатель


VII. Координационное

Управление здоровьесбережением в ДОУ,

взаимодействие с социальными институтами детства

1.

Разработка локальных актов по вопросам здоровьесбережения

Ежегодно

ст воспиатель.

2.

Доработка Положения о Службе здоровьесбережения

2012-2013 уч.г.

ст. воспитатель

3.

Контроль процесса здоровьесбережения в ДОУ:

  • совещания;
  • собрания трудового коллектива по вопросам снижения детской заболеваемости;
  • анализ состояния заболеваемости;
  • проведение рейдов по санитарно-гигиеническому состоянию помещений ДОУ;
  • организация персонального предупредительного контроля соблюдения здоровьесберегающих требований к занятиям;
  • организация тематического контроля состояния здоровьесбережения;
  • анализ тестирования детей по физическому воспитанию,
  • организация медико-педагогического контроля физкультурных занятий.

1 раз в квартал

1 раз в полугодие

3 раза в год

1 раз в месяц

2 раза в квартал

ежегодно

2 раза в год

ежемесячно

ст. воспиатель

4.

Разработка системы работы по координации взаимодействия с организациями здоровьесбережения

Январь 2013г.

ст. воспиатель

5.

Консультирование педагогического процесса на принципах здоровьесбережения:

  • составление сетки занятий в соответствии с требованиями СанПиН;
  • разработка режима работы секций и кружков в соответствии с требованиями здоровьесбережения;
  • экспертиза программ дополнительного образования.

Постоянно

ст. воспитатель

6.

Установление взаимосвязи с детской поликлиникой:

  • выявление детей с патологиями;
  • консультирование родителей детей;
  • ведение листов здоровья;
  • выработка рекомендаций воспитателям по организации двигательного режима.

В течение всего периода

Старшая медсестра

7.

Участие в работе городских, районных конференциях, семинарах

Согласно плану

ст. воспитатель


3. Оценка результативности  системы и содержания

оздоровительной работы

3.1  Консультативно-информационное  образование детей, персонала, родителей.

Администрацией совместно с медицинскими работниками определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования  у детей  - это потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа обоснованного поведения.

Но представление  о здоровом образе жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

  • Привитие стойких гигиенических навыков;
  • Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  • Формирование элементарных представлений об окружающей среде, опасных ситуациях в быту, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных;
  • Формирование привычки ежедневных физических упражнений;
  • Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, представлений о том, что полезно и что вредно организму;
  • Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния  и ощущения; понимать переживаемые чувства других и правильно на них реагировать.

Существуют определенные факторы взаимодействия на формирование у детей привычки к ЗОЖ. Поэтому работа с детьми по формированию привычки к ЗОЖ строится на определенных принципах организации воспитательно – образовательного процесса:

  • Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, личностно - ориентированного общения взрослого и ребенка;
  • Организация рационального питания и воспитание культуры еды (знание названия блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо, полезные свойства продуктов, правила поведения за столом);
  • Обучение приемам пальчиковой гимнастики, и гимнастике для глаз, занятиям на тренажерах, способах страховки на спортивном оборудовании, закаливанию, правилам личной гигиены на специально организованных занятиях и в повседневной жизни;
  • Предоставление дополнительных услуг для детей (работа кружка оздоровительной направленности «Экология»;
  • Проведение тематических занятий на группах;
  • Проведение физкультурных занятий 3 раза в неделю (одно на свежем воздухе);
  • Проведение недели здоровья (2 раза в год), организация активного досуга в каникулярные дни.

Работа с педагогическим коллективом – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. При этом, одной  из основных задач,  является задача по созданию системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление психического и физического  здоровья  каждого ребенка.

В педагогическом коллективе внедряются новые системы социального сопровождения  дошкольников  при выпуске в школу. Внедряются  современные методы  мониторинга здоровья. Разрабатываются  критерии оценки состояния здоровья.

Педагогическим коллективом организуются  и проводятся мероприятия по созданию комфортных условий и  психологического благополучия  во время пребывания ребенка в детском саду:

  • по созданию условий для формирования у детей привычки к ЗОЖ:
  • создание развивающей среды в группах;
  • создание условий для обеспечения активной двигательной деятельности в группе и на прогулке;
  • спортивные и музыкальные праздники и развлечения;
  • создание благоприятного психологического климата в группе и дошкольном учреждении в целом;
  • оптимизация форм общения в педагогическом коллективе (взрослый-взрослый) и общения с детьми (взрослый-ребенок);
  • предоставление дополнительных услуг (работа кружков оздоровительной направленности) для детей
  • проведение инструктажей и соблюдение всеми сотрудниками учреждения инструкции по охране жизни и здоровья детей;
  • проведение с детьми практических занятий по теме «Опасные ситуации»

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Проанализировав данные анкет, полученные в нашем дошкольном отделении, мы пришли к выводу, что хотя все родители имеют среднее образование  или специальное, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к ЗОЖ у большинства родителей невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривают его только как отсутствие заболеваний, а средство оздоровления  детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального. Поэтому коллектив работает над реализацией следующих задач:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Изучение и распространение положительного семейного воспитания.
  • Включение родителей в совместную работу по  оздоровлению детей.

Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, семинар-практикум, консультации, анкетирование, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам и т.д.), проводятся и новые формы работы:

  • Ежемесячный выпуск  газеты по здоровьесбережению «Неболейка»;
  • Создание в уголках для родителей рубрики «Копилка семейного здоровья»; «Советы доктора»;
  • Консультации узких специалистов образовательного учреждения (логопед, инструктор по физической культуре, медсестра);
  • Родительские собрания на данную тематику;
  • Педагогические советы с участием родителей и т.д.

Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в дошкольном отделении проводятся  совместные оздоровительные мероприятия, занятия, развлечения, досуги, соревнования, выставки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины и т.д.

Особой популярностью среди родителей в дошкольном учреждении пользуется такой конкурс семейных команд как «Папа, мама, я –спортивная семья!», «Большие гонки», оформление семейных фотоальбомов на тему: «Спорт и семья». Для реализации этой работы используются коллективные и индивидуальные формы деятельности, итогом которой будет индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, который приведет к оптимальным способам решения проблем воспитания конкретной личности в ДОУ и дома. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

3.2 Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ

 (дошкольного отделения)

Здоровьесберегающая инфраструктура, поддерживается благодаря постоянной связи с  врачами узкой специализации детской поликлиники. По результатам мониторинга, по назначению участковых педиатров и врачей узкой специализации, планируются и осуществляются оздоровительно-профилактические и лечебные мероприятия. Наше дошкольное учреждение курирует врач-педиатр, по назначению которого дети получают витаминопрофилактику.

Отследить результаты физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном отделении  помогает медико-педагогический контроль, в который входят:

  • Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей;
  • Обследование физического развития детей;
  • Медико-педагогическое наблюдение за проведением физкультурных занятий;
  • Медико-педагогическое наблюдение за осуществлением системы закаливания;
  • Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (спортивный зал, участок), оборудования, спортивной одежды , обуви и т.д.

Профилактическо-оздоровительная  работа в дошкольном отделении  направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделяется  профилактическим мероприятиям:

  • Осуществление  проветривания помещений, в которых пребывают дети, в соответствии с графиком;
  • Дважды в день   влажная уборка групповых помещений;
  • Для обеспечения естественного освещения помещений шторы на окнах  укорочены;
  • 2 раза в год  выполняется сушка, выморозка постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);
  • 2 раза в год осуществляется чистка ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);
  • Правильно осуществляется подбор и расстановка  комнатных растений;
  • Своевременно (до начала цветения) производится покос газонов и участков;
  • Соблюдение правил применения (дезинфекции) и хранения моющих средств;
  • Во время карантинных мероприятий строго придерживаемся санэпидрежима.

В период подъема ОРВИ и гриппа, в группах проводятся профилактические мероприятия:

  • Своевременное выявление и изоляция детей с первыми признаками заболевания;
  • Контроль за качеством проведения утреннего приема детей в  группах (измерение t0 тела, осмотр кожных покровов);
  • Максимальное пребывание детей на свежем воздухе;
  • Контроль за режимом проветривания в группах, регулярной влажной уборкой;
  • Введение в меню продуктов, содержащих фитонциды (чеснок, лук);
  • Использование рециркуляторов для  очистки  воздуха групповых помещений (люстра Чижевского).

3.3 Организация полноценного питания

При организации питания необходимо  придерживаться естественных потребностей малыша, исключить насильственное кормление. Старшие дети определяют свою норму самостоятельно, а малыши с помощью взрослых, по договоренности. Приучать к еде правильной, здоровой пищи.

  • Систематический контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к пищеблоку;
  • Контроль за соблюдением ассортимента продуктов;
  • Соблюдение нормативных требований к качеству и количественному объему пищи в соответствии с возрастом детей;
  • Обеспечение питьевого режима;
  • Витаминизация третьего блюда (на период подъема инфекционных заболеваний – гриппа, ОРВИ);
  • Эстетика организации питания  и гигиена приема пищи;

3.4  Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы.

Забота о здоровье детей в дошкольном отделении, складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Поэтому на всех видах занятий статического характера применяются:

  • Пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
  • Гимнастика для глаз;
  • Физминутки (динамические паузы);
  • Хождение по дорожкам «здоровья»

Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья. А двигательная активность сочетаться с общедоступными закаливающими процедурами. Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребенка. Воздушное закаливание (физкультурные занятия в зале босиком), соблюдение температурного режима в течение дня, водное закаливание (мытье прохладной водой рук по локоть после дневного сна),  утренняя гимнастика (в теплое время года средние, старшие группы на свежем воздухе, младшие в спортивном зале), правильная организация прогулки, ее длительность, дозированный оздоровительный бег на воздухе ( течение года) и многое другое способствует повышению иммунитета ребенка и сопротивляемости детского организма вирусным инфекциям (приложение 1).

Заключение

Данная программа предлагает системный подход к формированию и укреплению здоровья детей. Стиль жизни, общения и педагогической работы с детьми направлен в первую очередь на сохранение самостоятельности, неповторимости дошкольного периода детства. При планировании оздоровительной работы с детьми необходимо учитывались:

  • Медико-гигиенические требования к последовательности, длительности и особенностям проведения различных режимных моментов;
  • Местные, региональные условия (климат, природные условия);
  • Специфику контингента детей, посещающих группу (время подъёма, характер ухода дома, жилищно - бытовые условия и т.д.);
  • Индивидуальные особенности каждого ребёнка (пробуждение, свобода участия в той или иной деятельности);
  • Чередование и соотношение организованной и самостоятельной деятельности детей с обязательным временем для свободных игр -ведущей деятельности ребёнка дошкольного возраста;
  • Изменение работоспособности детей в течении дня;
  • Включение моментов, способствующих эмоциональной разрядке.         Творческие, доброжелательные, компетентные педагоги,  работая по данной программе в  системе и  в  содружестве  с  семьёй  обязательно добьются снижения заболеваемости детей, укрепления их здоровья, сформированности навыков здорового образа жизни и дети будут активнее, самостоятельнее, проявлять инициативу и творчество в разных видах деятельности. Станут более  открыты к общению со взрослыми, дружелюбнее и терпеливее по отношению к сверстникам, любознательней  и интеллектуально развиты, эмоционально отзывчивыми на красоту окружающего мира, произведений искусства, на состояние других людей, любящие свою Родину, свой народ.

 Ведь в здоровом теле - здоровый дух.

Список литературы

1. Гунн Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья.[Текст]: учебное пособие/  Г.М.Гунн.  – СПб.2000.- 192с.

2. Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 5-6 лет. [Текст]: сценарии для ДОУ/  М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128с.

3. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. [Текст]: методическое пособие/  М.Ю. Картушина - Архангельск, 2000.- 108с.

4. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В.,  В стране здоровья. [Текст]:программа эколого – биологического воспитания дошкольников/ В.Т. Лободин , А.Д. Федоренко,  Г.В. Александрова - М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 80с.

5. Маханева М.Д.С физкультурой дружить – здоровым быть. [Текст]: методическое пособие/ М.Д. Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240с.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6 – е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 208с.

7. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. [Текст]: программа и методические рекомендации/ О.А.Соломенникова. М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112с.

Нормативно – правовое обеспечение Программы

8. Конституция Российской Федерации. – М.: НПП Гаранд  - Сервис. 2001. – С. 43,72

9. Семейный кодекс Российской Федерации  (новая редакция, испр. и доп.) – М.: Мозаика – Синтез, 2011.- 335с.

10. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 26.01.2011г.

11. Доклад Правительства Российской Федерации о реализации  национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010-м году.

12. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666

13. «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений», утвержденная приказом Минздрава РФ № 139 от 04.04.2003г.

14. Письмо Минообразования РФ от 14.03.00 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

15. «Санитарн-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»   (СанПиН 2.4.1.2791-10) от 20.12.2010, №164

16. Устав и другие локальные акты ДОУ.

                                                                        Приложение 1

Функциональные обязанности работников дошкольного отделения

в рамках реализации программы  «Быть здоровыми хтим »

руководитель СП -7:

  • общее руководство по внедрению программы «Неболейка»;
  • анализ реализации программы  «Неболейка»- 2 раза в год;
  • контроль по соблюдению охраны жизни и здоровья детей;

Старший воспитатель:

  • проведение мониторинга (совместно с воспитателями и специалистами);
  • контроль за реализацией программы  «Неболейка».

Педиатр:

  • обследование детей по скрининг-программе и выявление патологии; утверждение списков часто и длительно болеющих детей;
  • определение оценки эффективности оздоровления, показателей физического развития.

воспитатель по физкультуре:

  • определение показателей двигательной подготовленности детей;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий;
  • включение в  физкультурные занятия:
  • упражнений для профилактики нарушений осанки, плоскостопия;
  • упражнений на релаксацию;
  • закаливающие мероприятия:
  • сниженная температура воздуха;
  • облегченная одежда детей;
  • проведение спортивных праздников, развлечений, Дней здоровья;
  • пропаганда здорового образа жизни.

Воспитатели:

  • внедрение здоровьесберегающих технологий;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • проведение с детьми оздоровительных мероприятий:
  • закаливания;
  • упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки;
  • пропаганда методов оздоровления в коллективе детей и в семье

Старшая медсестра:

  • пропаганда здорового образа жизни;
  • организация рационального питания детей;
  • иммунопрофилактика;
  • лечебные мероприятия;
  • фитотерапия;
  • реализация оздоровительно-профилактической работы по годовому плану

Заведующий хозяйством:

  • создание материально-технических условий;
  • контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно-гигиенических условий при реализации программы  «Неболейка»;

Повар:

  • организация рационального питания детей;
  • контроль за соблюдением технологий приготовления блюд;
  • контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм на пищеблоке.

Младший обслуживающий персонал:

  • соблюдение санитарно-охранительного режима;
  • помощь педагогам в организации образовательного процесса, физкультурно-оздоровительных мероприятий;

Приложение 2

Физкультурно-оздоровительная работа

Виды занятий

Особенности организации

11.

Утренняя гимнастика.

Ежедневно на открытом воздухе или в спортивном зале. Длительность в соответствии с возрастом.

12.

Физкультминутка

Ежедневно,  на занятиях статического характера.

Длительность 3-5 мин.

13.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами. Игры  подобранны с учетом  возрастных  особенностей  детей

14.

Оздоровительный бег.

2 раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин.

15.

Гимнастика после дневного сна

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей.  Длительность не более 10 мин.

Занятия по физической культуре

2  1.

Физическая культура

Три  раза в неделю; проводятся в первой половине дня (одно на воздухе). Длительность 15-30 мин 

Самостоятельные занятия

31

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от возрастных  особенностей детей.

Праздники и развлечения

41

Неделя здоровья

2 раза в год

42

Спортивные развлечения

 1раз в неделю на улице или в спортивном зале. Длительность как на занятии.

43

Физкультурно – спортивные праздники на воздухе.

2  раза в год (зимний и летний). Длительность 25-40 минут

44

Игры – соревнования между детьми разных возрастных групп

1 -2 раза в квартал  на воздухе или в зале. Длительность 30 минут

Совместная физкультурно – оздоровительная работа дошкольного отделения и семьи

61

Совместные физкультурные занятия родителей и детей

1 раз в квартал

62

Участие родителей в физкультурно – оздоровительных праздниках и развлечениях

В течение года


Приложение 3

Новые подходы, используемые в физкультурно-оздоровительной  работе  дошкольного подразделения 

№ п/п

Направление деятельности

Виды деятельности

Обоснование

        Частота занятий

11

Физкультурно-оздоровительное

 

Занятия

Программа воспитания и обучения в детском саду

Три занятия в неделю

Интегрированные занятия, совместные с родителями занятия

Опыт работы

По плану

 Утренняя гимнастика на свежем воздухе со средней группы

Планирование

Ежедневно

22

Эмоциональное развитие

Совместные занятия музыкального руководителя и инструктора по физической культуре

Тематическое планирование,

Рефераты  «Из опыта работы»

Занятия в кружке «Экология»

«экологическое воспитание в детском саду» О.А.Соломенникова

Дети 5-7 лет

                                                                                                                        

Приложение 4

Система и содержание оздоровительной деятельности  специалистов  дошкольного подразделения

Педагогические

специалисты

         Задачи работы

Формы работы, направления деятельности

 

Периодичность

Воспитатель по физической культуре

 1.Оздоровительные задачи:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

2.Образовательные задачи:

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии его индивидуальным  особенностям;

- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

3.Воспитательные задачи:

- воспитание потребности в здоровом образе жизни, выработка привычки к соблюдению режима дня,  потребности в физических упражнениях и играх;

- воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.

1.Проведение диагностики.

2.Проведение физкультурных занятий.

3.Индивид. работа с детьми, имеющими отставание в физическом развитии

4.Проведение спортивных праздников и развлечений.

5.Консультации для педагогов и родителей.

В соответствии с требованиями программы и возрастными особенностями детей.

Воспитатель

1.Воспитание здорового ребенка через организацию и проведение всей системы физкультурно-оздоровительных мероприятий.

2. Привлечение родителей к организации сотрудничества  по вопросам оздоровления и закаливания детского организма.

1.Соблюдение скорректированного режима дня

2.Проведение бодрящей, общеразвивающей гимнастики и других (пальчиковая, для глаз)

3.Проведение оздоровительного закаливания.

4.Работа с родителями.

5.Взаимодействие с инструктором по физической культуре, старшей медсестрой, учителем логопедом.

Учитель-логопед

 1.Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

2.Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

3.Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

4.Координация усилий педагогов и родителей, контроль  качества проведения  речевой работы с детьми.

1.Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.

2.Проведение диагностики.

3.Консультативная помощь воспитателям и родителям.

Старшая медсестра

1.Осуществление первичной профилактики

2.Контроль организации питания

3.Контроль физического воспитания

4.Гигиеническое воспитание в детском коллективе

5.Иммунопрофилактика

6.Мероприятия по обеспечению благоприятной адаптации детей к дошкольному учреждению

7.Организация витаминотерапии

8.Анализ состояния здоровья.

  Диспансеризация

 

1.1.Контроль санитарно – гигиенических условий в учреждении.

2.1. Контроль состояния  калорийности питания и анализ качества питания ;

2.2.контроль выполнения натуральных норм;

2.3.контроль санитарно – гигиенического состояния пищеблока;

2.4.составление меню;

2.5.бракераж готовой  продукции.

3.1.Распределение воспитанников на медицинские группы для занятий физкультурой;

3.2.анализ эффективности физического воспитания с оценкой физической подготовленности детей;

3.3.осуществление контроля организации физического воспитания, закаливающих мероприятий.

4.1.Рекомендации по организации и проведению гигиенического воспитания, формированию навыков здорового образа жизни;

4.2.организация мероприятий по профилактике близорукости, нарушения осанки, плоскостопия;

4.3.контроль гигиенического воспитания

5.1.Планирование и анализ вакцинации;

5.2. осмотр детей перед прививкой;

5.3.контроль состояния здоровья после прививки, регистрация местной и общей реакции на прививку.

6.1.Рекомендации по адаптации детей и ее коррекции (совместно с педагогом);

 6.2. контроль течения адаптации и проведение медико – педагогической коррекции;

6.3.работа в ППМС службе сопровождения.

7.1.витаминизация 3 блюда витамином «С» (аскорбиновой кислотой);

- витаминизация мультивитаминами  (ревит,  аскорбиновая кислота)

- элеутерококк, оксалиновая мазь

- чаи с лимоном, фито – чай

8.1.Анализ состояния здоровья воспитанников, разработка медико – педагогических мероприятий;

8.2.проведение профилактических медицинских осмотров;

9.2.рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья. Контроль их выполнения

Постоянно

       

Ежедневно

2 раза в год

2 раза в год

Ежемесячно

По необходимости

Постоянно

В соответствии с национальным календарем прививок

Постоянно

В период массовых заболеваний

    осень, зима

    осень – зима

 в течение года

Ежемесячно

Один раз в год

В течение года

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – игровая программа брей - ринг «Быть здоровыми хотим» (для детей и родителей старшей группы)

Учить детей заботиться о своём здоровье, формировать привычки здорового образа жизни....

«Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья с помощью системы современных здоровьесберегающих технологий» (из опыта работы по реализации программы дополнительного образования «Быть здоровыми хотим»)

АКТУАЛЬНОСТЬ. Здоровье - бесценное достояние и великая ценность. Одно из неотъемлемых прав человека. И оно может сделать человека счастливым! В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Быть здоровыми хотим"

Актуальность программы.Сохранение и укрепление здоровья детей XXI века — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми докумен...

Программа по здоровьюсбережению «Быть здоровыми хотим»

В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является самой актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа,  нап...

Программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности «Быть здоровыми хотим!»

ПРОГРАММАдополнительного образованияфизкультурно-оздоровительной направленностиМуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 9 «Радуга» города Б...

Программа "Быть здоровыми хотим"

Программа предназначена для формирования у дошкольников сознательного отношения к собственному здоровью.Программа позволяет педагогу  интегрировать свою педагогическую деятельность в разных напра...