Программа "Быть здоровыми хотим"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа предназначена для формирования у дошкольников сознательного отношения к собственному здоровью.Программа позволяет педагогу интегрировать свою педагогическую деятельность в разных направлениях воспитания и образования детей, используя инновационные формы, методы и приемы в организации процесса формирования здорового образа жизни дошкольников. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_byt_zdorovymi_hotim.doc | 285 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа по формированию представлений у дошкольников о здоровом образе жизни «Быть здоровыми хотим» |
Автор программы | Воспитатель Шаповалова С.В. |
Исполнители программы | Воспитанники, педагоги, родители |
Сроки и этапы реализации программы |
I этап (2010-2011 учебный год) Подготовительный. Цель: создать информационную и методологическую базу для разработки программы. Задачи: - изучить нормативно-правовые документы мирового, федерального и регионального уровней; - изучить литературу по исследуемой проблеме и составить ее аналитический обзор; - определить цель, задачи, принципы реализации направлений в работе по формированию представлений детей о здоровом образе жизни; - подобрать диагностические методики для выявления уровня сформированности знаний у дошкольников о ЗОЖ и отношений к своему здоровью; - провести педагогическое обследование детей старшего дошкольного возраста; - проанализировать результаты педагогического обследования и разработать перспективный план работы с участниками педагогического процесса; - изучить отношения родителей к сохранению и укреплению здоровья детей, компетентность в вопросах формирования здорового образа жизни, валеологической культуры семьи и ОБЖ в семье; - создать развивающее и здоровьесберегающее пространство, максимально удовлетворяющее персональным потребностям воспитанников. - разработать программу по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. II этап (2011-2012 учебный год) Основной. Цель: Практическое внедрение программы в воспитательно-образовательный процесс. Задачи: - отработать способы эффективного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса; - реализовать в воспитательно-образовательном процессе формы, методы и приемы педагогики оздоровления; - содействовать личностному и интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста; - обеспечить достаточный уровень компетентности педагогов ДОУ для осуществления работы по формированию представлений о ЗОЖ; - развивать у родителей желание оказать помощь и поддержку в реализации целей и задач программы «Быть здоровыми хотим»; - обновить и пополнить педагогический процесс методическими и дидактическими разработками. III этап (2012-2013 учебный год) Заключительный. Аналитический. Цель: оценить эффективность и результативность программы в работе с дошкольниками. Задачи: - провести педагогическое обследование по итогам реализации программы; - изучить мнения родителей о проведенной работе, их компетентности в вопросах укрепления и сохранения здоровья дошкольников; - представить результаты внедрения программы на методических мероприятиях ДОУ. |
Назначение программы | Программа предназначена для формирования у дошкольников сознательного отношения к собственному здоровью. Программа позволяет педагогу интегрировать свою педагогическую деятельность в разных направлениях воспитания и образования детей, используя инновационные формы, методы и приемы в организации процесса формирования здорового образа жизни дошкольников. Программа способствует организации углубленной работы с родителями с использованием разнообразных форм взаимодействия по укреплению здоровья детей. Программа обеспечивает ДОУ подробными методическими разработками по формированию представлений у дошкольников о здоровом образе жизни. |
Цель, задачи программы | Цель: создание устойчивой положительной мотивации у дошкольников к сохранению и укреплению собственного здоровья. Задачи: - обеспечение охраны и укрепления здоровья дошкольников; - создание и накопление в детском коллективе традиций и обычаев здорового образа жизни; - формирование ассоциативных связей с понятиями и символами культуры здорового образа жизни; - формирование у дошкольников элементарных анатомических и гигиенических знаний, выявление через практику значимости режима дня и оптимальной двигательной активности; - формирование у детей представлений об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих; - создание условий для различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья детей; - воспитание потребности в здоровом образе жизни; - обеспечение рациональной организации двигательной активности детей; - осуществление взаимодействия с семьей в решении задач сохранения и укрепления здоровья детей. |
Ожидаемые результаты | Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и здоровом образе жизни позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. |
«Чтобы быть здоровым,
нужны собственные усилия,
постоянные и значительные.
Заменить их нельзя ничем»
Н.М. Амосов
Пояснительная записка
Программа по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников «Быть здоровыми хотим» разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Данная программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, строится на основе современных подходов к обучению дошкольников, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, наполнена авторскими разработками по данной теме.
В программе представлен актуальный материал по проблеме формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста: перспективное планирование занятий для детей старшего дошкольного возраста; подобраны материалы для диагностического обследования детей и анкетирования родителей. Отбор содержания, методов и форм работы осуществлен с учётом возрастных особенностей старших дошкольников. Программа по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников - это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника: здорового, физически и всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с чувством собственного достоинства. К реализации данной программы привлечены педагоги и родители.
Программа ориентирована на педагогов, работающих со старшими дошкольниками и родителей, желающих заниматься укреплением и сохранением здоровья своих детей.
Материалы программы систематизированы, обобщены автором, апробированы в МДОУ детском саду «Почемучка» общеразвивающего вида в период с 2010 по 2013учебные года, используются в комплексном единстве с государственными, авторскими программами и образовательной программой ДОУ.
Введение
Актуальность.
В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку – к уровню его развития. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.
Забота о здоровье детей - важнейшая задача всего общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Новые подходы в вопросах формирования здоровья способствуют созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии, ОБЖ, ЗОЖ начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки здорового образа жизни.
Актуальность здорового образа жизни сегодня вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, ухудшения продуктов питания, качества воздуха и воды, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Здоровый образ жизни – это деятельность людей, которая направлена на укрепление, улучшение и сохранение своего здоровья, предупреждение возникновения и развития заболеваний. При этом ЗОЖ объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
"Сохранение здоровья человека - дело рук самого человека!". Чтобы сохранять и преумножать свое здоровье, надо понять, что же такое само Здоровье и от чего оно зависит. Здоровье - это состояние полного физического, психологического и социального благополучия на фоне высокой адаптивности организма. А между тем, это очень актуальная проблема, по данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) наше здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 10% от медицины, на 20% от экологии и на 50% от образа жизни. Таким образом, мы видим, что здоровье зависит на 70% от места и образа жизни самого человека.
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6–7-летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существенных причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью. Особая роль в решении этой задачи отводится системе образования, организации взаимодействия межведомственных учреждений города по организации оздоровительной работы.
Сохранение и укрепление здоровья детей на дошкольном этапе воспитания и обучения требует совместных усилий педагогов, врачей при самом активном участии родителей. Здоровый ребёнок – это практически достижимая норма при решении задачи детского развития. Главное – правильно создать эффективную модель педагогики оздоровления.
В действительности ЗОЖ у человека должен целенаправленно и постоянно формироваться с самого раннего возраста. Только при этом условии он будет реальным рычагом укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Именно поэтому в нашей стране сейчас очень остро стоит вопрос о необходимости разработки и принятия государственной программы по формированию ранних установок на здоровый образ жизни среди детей и подростков. Страна нуждается в здоровом поколении, а достичь этого можно только с помощью широкого и грамотного распространения принципов ЗОЖ.
Крупнейший отечественный врач И.И.Мечников считал, что самое главное- это научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста становится все более острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения. Поскольку именно здоровье является фактором успешности роста и развития духовного и физического совершенствования и в дальнейшем во многом успешной жизненной карьеры.
Наш город располагается в западной Сибири, где продолжительная зима, короткий световой день, резко - континентальный климат. Перечисленные факторы оказывают отрицательное воздействие на состояние здоровья наших детей, ведут к росту числа хронических заболеваний. Если на наследственность и окружающую среду мы пока не имеем возможности воздействовать, то необходимо обратить внимание на самый значимый компонент- образ жизни.
Новизна
- Творческая направленность: разработка формулы успеха, состоящей из 3-х этапов: 1) помощь ребенку в осознании, зачем ему нужно это делать;
2) обучение в увлекательной форме;
3) мотивация к самостоятельному выполнению.
- Взаимопроникновение: интеграция познавательной и двигательной активности.
- Полезность: одновременное укрепление здоровья ребенка и получение им знаний о своем организме, обеспечивающих формирование навыков здорового образа жизни.
- Универсальность: возможное использование данной программы, как педагогами в процессе воспитания и обучения детей, так и родителями в повседневной жизни.
- Целевые ориентации:
1) Формирование потребности в сохранении здоровья: «Я хочу быть
здоровым».
2) Приобретение валеологических знаний: «Знаю, как сохранить
здоровье».
3) Воспитание решимости в организации по собственной инициативе
подвижных игр, соревнований: «Буду здоровым».
Практическая значимость
Представленная программа апробирована в практической деятельности и может быть рекомендована для внедрения в воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях различного вида.
Практическая значимость определяется возможностью использования разработанных планов, конспектов занятий, пособий, игр, дидактических материалов, консультативных и методических рекомендаций в работе воспитателей дошкольных учреждений города, педагогов узкой направленности и родителей.
Программа позволяет педагогу интегрировать свои усилия и по-новому организовать процесс формирования представлений о здоровом образе жизни дошкольников.
Программа обеспечивает ДОУ подробными методическими разработками по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.
Программа позволяет формировать выпускнику ДОУ культуру здоровья, что способствует успешной учебе в школе.
Принципы построения программы
- Реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений; личностная ориентированность процесса воспитания и обучения.
- Принцип опоры на ведущую (игровую) деятельность – воспитание на различных возрастных этапах должно соответствовать ведущей деятельности, характерной для данного этапа, и психологическим возможностям, связанным с возрастными особенностями старших дошкольников.
- Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
- Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром.
- Развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с искусством, литературой, историей и приобщением к основным сферам человеческой культуры: труду, знаниям, морали и др.
- Динамичность: интеграция программы в разные виды деятельности.
- Принцип научности: подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ практически апробированными методиками.
- Принцип комплексности и интегративности: решение обучающих, оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип гарантированной результативности: реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата.
Ожидаемые результаты
При реализации программы формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будут достигнуты следующие результаты:
- Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
- Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
- Сформированность мотивации к познанию, к бережному отношению к своему здоровью.
- Практическое взаимодействие педагогов и родителей в сфере валеологического образования дошкольников.
- Реализация интеллектуальных и физических способностей воспитанников.
- Внедрение и апробирование здоровьесберегающих технологий, способствующих развитию личностных качеств и сохранению здоровья воспитанников.
- Сформированность у каждого ребенка на ступени дошкольного образования и воспитания:
- понятий ценности здорового образа жизни;
- чувства эмоционального благополучия, положительного самоощущения, инициативности и любознательности, осмысленной произвольности действий и поступков, способности к творческому самовыражению;
- скорректированности у отдельных детей психических и физических недостатков и свободное вхождение этой категории детей в мир детства, свободное общение со сверстниками и взрослыми;
- компетентности в сфере отношений к окружающему миру, к людям, к собственному организму и живой природе.
Средства реализации программы
Специально организованное обучение. Занятия из программы включены в раздел «Познавательное развитие» и проводятся 1 раз в месяц по перспективно-тематическому плану.
Темы программы интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей конструированию вариантов здорового образа жизни.
Работа с родителями предполагает системное и планомерное взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса родитель-ребенок-педагог для развития культуры здоровья и включает разные формы работы.
Диагностика. Разработаны и апробированы критерии диагностики усвоения программных задач валеологического образования.
Основные направления работы по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни
Эффективность результатов по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни достигается при взаимодействии всех участников педагогического процесса (дети, родители, педагоги) по реализации программы. Для реализации задач и содержания программы определены направления работы и функции взаимодействия в области формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.
Ребенок
- Выявление уровня знаний и представлений детей о здоровом образе жизни.
- Составление перспективного плана работы по формированию представлений детей о здоровом образе жизни.
- Организованные формы обучения во взаимодействии с другими видами деятельности (музыкальная, изобразительная, познавательно-речевая, физкультурно-оздоровительная работа и др).
- Совместная деятельность взрослого и ребенка.
- Индивидуальная работа с детьми.
- Развлечения, КВН валеологического характера, экскурсии в природу, спортивные развлечения и праздники.
- Проектная деятельность по теме «Питание и здоровье».
Педагог
- Практические консультации по расширению и обогащению теоретических знаний и практических умений педагогов в организации работы с детьми по ознакомлению с ЗОЖ.
- Организация совместных мероприятий («День Здоровья»).
- Организация выставки методической литературы, дидактических игр и пособий по вопросам ЗОЖ, ОБЖ, валеология.
- Показ открытых занятий.
- Рекомендации воспитателям по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций.
Родитель
- Организация открытых занятий.
- Разработка консультаций, рекомендаций, папок-передвижек, информационных стендов, мини-газет.
- Совместная организация праздников, развлечений, досугов, Дней открытых дверей, семейных прогулок, проведение родительских собраний по укреплению и сохранению здоровья детей.
- Оформление фотовыставок, выставок детских работ для родителей.
- Оказание помощи родителями в изготовлении пособий, атрибутов для подвижных, дидактических, настольно-печатных и сюжетно-ролевых игр.
- Оформление стенда: пальчиковые игры, двигательно-речевые упражнения, общеразвивающие игры (в помощь воспитателям).
- Анкетирование родителей с целью выявления их компетентности по вопросам ЗОЖ.
- Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (учителя-логопеда, инструктора по физическому воспитанию, педагога-психолога, медицинской сестры, врача).
Этапы работы
I этап (2010-2011 учебный год) - подготовительный.
- осмысление проблемы, анализ теоретических основ и практических наработок в психолого-педагогической и методической литературе;
- определение цели, задач, принципов реализации направлений в работе по формированию представлений детей о ЗОЖ;
- подбор методик для выявления уровня представлений детей о ЗОЖ;
- создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у детей;
- анализ уровня представлений детей о ЗОЖ;
- разработка перспективного плана по воспитанию сознательной установки на ЗОЖ и укреплению здоровья детей;
- проведение анкетирования родителей с целью выявления их компетентности по вопросам ЗОЖ.
II этап (2011-2012 учебный год) - основной.
- практическое внедрение программы в педагогический процесс;
- методическое и дидактическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса;
- организация работы с родителями и педагогами по вопросам формирования у детей представлений о ЗОЖ.
III этап (2012-2013 учебный год) - заключительный. Аналитический.
- проведение педагогического обследования;
- анализ результатов внедрения программы;
- изучение мнения родителей о проведенной работе;
- ознакомление педагогов с системой работы по внедрению программы.
I этап (2010-2011учебный год) - подготовительный
- Теоретические взгляды педагогов и психологов на проблему формирования представлений здорового образа жизни
По определению Всемирной Организации Здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней».
Философы Древней Греции (Аристотель, Пифагор, Платон, Сократ) способствовали зарождению медицины и педагогики, активно изучая связь здоровья и поведения человека. Аристотель придавал существенное значение воспитанию привычки к здоровому образу жизни, к которым он относил мудрость, благоразумие.
В эпоху Возрождения, которая привела к расцвету, цивилизации во всей Европе, формируется новое отношение к человеку, его воспитанию. Начиная с Я.Каменского, в русле гуманистической педагогики получают свое развитие вопросы здоровья. Мысли о воспитании здорового ребенка в процессе учения дополнялись идеями о формировании поведения, сберегающего здоровье. Значительную часть тракта «Мысли о воспитании» Дж. Локк посвятил вопросам, связанным с укреплением здоровья детей. По его мнению, ни в коем случае не следует обременять память детей правилами и предписаниями, которые тот час же забываются, гораздо полезнее упражнять их в действиях, желательных с точки зрения истиной нравственности.
Выдающийся педагог, реформатор воспитания, автор «Педагогики Сердца» Я.Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, утонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги, заболели бы воспалением мозга и воспалением легких и уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».
Сегодня зависимость здоровья от образа жизни ни у кого не вызывает сомнения. Н.М.Амосов, проанализировав большинство распространенных во всем мире заболеваний, пишет: «Думаю, что главная причина болезней -неправильный образ жизни: неполноценное питание, отсутствие закаливания, физическая нетренированность, психические перегрузки...»
Что же понимают под образом жизни? Образ жизни - биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующая его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Иначе говоря, образ жизни - это «лицо» индивида, отражающее в то же время уровень общественного прогресса.
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни; здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях.
Ю.П.Лисицын считает, что «Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни для каждого человека».
При формировании здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности, так и социальные условия, в которых он живет. По современным представлениям структура здорового образа жизни определяется следующими факторами: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личная гигиена, положительные эмоции, отсутствие вредных привычек.
В основе здорового образа жизни лежат следующие основные компоненты здоровья, его признаки и принципы. В обобщенном виде их представил С.В.Попов. Он выделил следующие компоненты здоровья:
- Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека.
- Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.
- Психическое здоровье - составляют психические сферы, состояние
душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. - Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и
потребностно - информационной сферы жизнедеятельности, поведения индивида в обществе.
Как утверждает С.В.Попов, «...положительные эмоции являются
неотъемлемой составляющей здорового образа жизни, а известное высказывание « В здоровом теле - здоровый дух» может читаться не только слева направо, но и справа налево, т.е. здоровый дух поддерживает физическое благополучие. Таким образом, для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого - в радости к жизни».
Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, определяющий качество жизни, способствующий лучшей адаптации организма социально-педагогическим требованиям в дошкольном учреждении, меняющимся жизненным бытовым ситуациям. По тому, как ребенок относится (так же, как и взрослый) к своему здоровью и здоровью окружающих можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках.
Перед педагогами стоит важная задача - дать ребенку информацию, которая сохранит свою значимость на всю жизнь. Педагоги должны не только давать качественные знания своим воспитанникам, но и формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, учить жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении предусматривает формирование представлений о здоровом образе жизни у детей. Так детям, помимо знаний о способах предупреждения некоторых заболеваний и причин их возникновения, необходимо понимать позитивную роль хорошего самочувствия и настроения, научиться управлять своими эмоциями, противостоять стрессовым ситуациям. Знание ребенком основ гигиены, основ безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни составляет фундамент формирования представлений детей о здоровье, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и в семье.
Сформированные в детстве представления о здоровом образе жизни сохраняются и в дальнейшем. Ребенок, взрослея, будет всегда защищен от разнообразных вредных воздействий, с которыми ему неизбежно придется сталкиваться в жизни.
Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению гигиенических норм здоровый образ жизни предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья.
Анализ литературных источников показал, что существует множество точек зрения понимания сути здоровья, но до настоящего времени нет единого его определения и оценки. Наряду с этим всех авторов объединяет мысль, что здоровье должно отражать способность человека сохранять постоянство своего внутреннего состояния через совершенную адаптацию к меняющимся условиям среды, то есть активно сопротивляться изменениям окружающей природной и социальной среды с целью сохранения и продления жизни.
Наряду с формированием культурно - гигиенических навыков, развитием основ движений и организацией закаливающих мероприятий ставится задача обучения ребенка заботе о своем здоровье и безопасности. Вопросы формирования у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной деятельности отражены в современной педагогической и методической литературе, воспитательно-образовательных программах, авторских разработках.
Программа «Радуга», в которой делается акцент на укрепление здоровья детей и формирование здорового образа жизни, дает возможность развития всех способностей ребенка за счет различных видов деятельности.
В комплексную образовательную программу развития и воспитания детей «Детство», в основе, которой лежит личностно-деятельностный подход к развитию и воспитанию дошкольников, включен раздел «Здоровый образ жизни».
В программе «Истоки» отраженны современные представления о здоровье ребенка как о сохранении и укреплении жизнеспособности организма в конкретных условиях социальной и экологической среды. Здоровье рассматривается и как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка и как его результат.
Комплексная программа «Из детства - в отрочество» включает в себя два направления: «Здоровье» и «Развитие». Направление «Здоровье» обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие, эмоциональное благополучие, предусматривает взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями, активно включая их в изучение и оценку здоровья ребенка. В программе выделены три линии сохранения и укрепления здоровья детей: режим, питание, физическое воспитание.
Авторская программа профессора, доктора медицинских наук Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник» предлагает комплексный подход, включающий совокупность различных компонентов, входящих в это понятие. Ключевое понятие программы - здоровый образ жизни ребенка, признание важности сохранения и укрепления здоровья, формирование привычки к
здоровому образу жизни. Вместе с тем, программа носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер.
Программа «Здравствуй!», автора М.Лазарев ставит цель - помочь педагогам и родителям организовать оздоровительную работу, направленную на формирование у детей дошкольного возраста мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Таким образом, по мнению большинства современных ученых и практиков в области дошкольного образования, именно период дошкольного возраста имеет решающее значение для формирования представлений у детей о здоровом образе жизни.
- Основные принципы организации работы с детьми по формированию представлений о здоровом образе жизни
Принцип психологической комфортности
Это, прежде всего, создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и, главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
Принцип вариативности
Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор – от товаров и услуг до друзей и жизненного пути. Данный принцип предполагает развитие у детей «вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи». принцип дает свободу творчества и самому педагогу, помогает ему находить бесконечное множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе с детьми.
Принцип минимакса
Данный принцип позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперед свои темпом. Как подчеркивается в указанной выше концепции «система минимакса является, видимо, оптимальной для реализации индивидуального подхода, так как это саморегулирующаяся система. Так, один ребенок ограничится минимумом, а другой – возьмет все и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами», то есть дети сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму.
Принцип свободы и самостоятельности
Этот принцип позволяет ребенку самостоятельно выбирать цель, определяться в мотивах и способах действования, в дальнейшем применять результат данного действования и уметь себя оценивать. Самостоятельно определять свое отношение к среде (воспринимать, подражать, создавать и т.д.) выбирать то, что ему по душе.
Принцип индивидуализации
Принцип индивидуализации проявляется в проектировании индивидуального пространства развития ребенка, где происходит его рефлексия, создается собственная «Я - концепция». Реализация этого принципа требует как глубокого изучения особенностей детей, так и создания управляемой системы форм и методов индивидуального развития.
Принцип интегративности
Принцип интегративности всех процессов образовательного пространства – обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, индивидуального и совместного пространства, детской и взрослой субкультуры, что обеспечивает уравновешенность и стабильность пространства. Этот принцип предполагает совместную и созидательную деятельность педагога и ребенка, ребенка и ребенка, ребенка и продуктов культуры, специально организованной и свободной деятельности ребенка.
Принцип системности
Работа должна проводиться в течение всего учебного года при гибком распределении содержания, в неразрывной последовательности так, чтобы все знания и умения, полученные детьми в процессе работы, закреплялись в регулярной и систематической дальнейшей деятельности.
Принцип доступности
Предполагает учет возрастных особенностей детей; адаптированность материала к возрасту.
Принцип наглядности
Заключается в учете особенностей мышления.
Принцип дифференциации
Предполагает учет возрастных особенностей; создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Принцип гуманизации
Представляет собой процесс, направленный на развитие личности ребенка как субъекта творческой деятельности. Гуманизация составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и детей, предполагающую установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений, направленных на сохранение социально-эмоционального здоровья.
Принцип свободы и самостоятельности
Позволяет ребенку самостоятельно выбирать цель, определяться в мотивах и способах действий, в дальнейшем применении результата данного действия и самооценки.
Принцип ценности личности и её уникальности
Заключается в признании самоценности личности каждого ребенка, неповторимой индивидуальности, способности детей и, соответственно, необходимости построения воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на максимальную реализацию этой индивидуальности.
- Выявление уровня сформированности представлений у детей о здоровом образе жизни
Для решения задач по выявлению уровня сформированности представлений у детей о здоровом образе жизни было использовано обследование, разработанное автором Дергунской А.В., рецензированное кандидатом педагогических наук, профессором, директором Института детства РГПУ имени А.И. Герцена. Н.А. Ноткиной. Ценность данного обследования заключается в том, что с его помощью воспитатели могут осуществить самостоятельное комплексное обследование, позволяющее получить информацию об особенностях валеологической культуры ребенка и ее влияние на характер его личностно-социального развития
Цель педагогического обследования: изучить особенности культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Задачи педагогического обследования:
- Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.
- Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, особенности их знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье по направлениям: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».
- Изучить особенности валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать:
- задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
- задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях;
- задачи оказания элементарной медицинской помощи, психологической самопомощи и помощи другим.
К решению данных задач автором разработаны критерии оценки культуры здоровья дошкольников:
- интерес ребенка к содержанию бесед, игровых задач и проблемных ситуаций, связанных со здоровьем, ЗОЖ;
- проявление этого интереса в самостоятельной деятельности дошкольника;
- наличие ответов на вопросы, решение проблемных ситуаций и игровых задач;
- адекватность детских ответов и решений, их осознанность (может объяснить свои решения);
- полнота и глубина валеологических знаний и решений, валеологическая эрудированность;
- применение валеологических знаний, умений, навыков, ребенком в повседневной жизни, поведении;
- самостоятельность применения валеологических знаний, умений, навыков.
На основании выделенных критериев определены 3 группы детей с различными уровнями знаний и представлений о здоровом образе жизни. Группы детей можно условно отнести к соответствующим уровням: 1 группа – высокий, 2 группа – средний уровень, 3 группа – низкий. (Приложение 1).
Для проведения педагогического обследования использовались методики и вопросы для собеседования. (Приложение 2)
Выявление уровня сформированности представлений у детей о здоровом образе жизни проводилась в два этапа.
- I этап. Отношение ребенка к здоровью и здоровому образу жизни.
Цель: изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.
- II этап. Особенности представлений дошкольников о здоровом образе жизни.
Цель: изучить особенности мотивации ЗОЖ старших дошкольников, особенности представлений детей о здоровье, знаний об умениях и навыках, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его по направлениям: ««Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди» (Диаграмма 1).
Диаграмма 1
Отношение ребенка к здоровью и здоровому образу жизни.
(на начальном этапе внедрения программы)
По результатам проведенного педагогического обследования на первом и втором этапах выявлен общий уровень сформированности представлений у детей о здоровом образе жизни (Диаграмма 2).
Диаграмма 2
Уровень сформированности представлений у детей
о здоровом образе жизни
(на начальном этапе внедрения программы)
Для того чтобы определить причины сложившегося положения, были разработаны вопросы для анкетирования родителей по проблеме определения источников формирования представлений о физической культуре и здоровом образе жизни и условий для физического развития детей в домашних условиях.
Главная цель анкетирования - выявить место физической культуры в жизни семьи и способы сохранения и укрепления здоровья детей в домашних условиях.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- изучить отношение родителей к физической культуре, укреплению, сохранению здоровья и воспитания детей;
- выяснить оценку родителями здоровья, физического развития своего ребенка;
- изучить основные источники информации родителей о физической культуре и здоровом образе жизни;
- определить причины, мешающие родителям активно заниматься физическим воспитанием детей.
Около трети родителей (31%) считают состояние здоровья своих детей хорошим, более половины (57%) – удовлетворительным и примерно десятая часть (12%) – слабым.
Значительная часть родителей признает положительное влияние дошкольного учреждения на здоровье (62%) и особенно на физическое развитие (87%) детей.
Отвечая на вопросы анкеты, треть родителей (34%) сообщили, что их дети гигиенические процедуры в домашних условиях выполняют «регулярно и охотно», более половины (55%) считают, что делают они это «регулярно, но неохотно (требуется напоминание и принуждение)». Десятая часть опрошенных (11%) признают нерегулярный характер таких процедур. Согласно данным опроса родителей, делают дома утреннюю зарядку «регулярно и охотно» только 9% детей, выполняют ее «регулярно, но не охотно» – 8 «нерегулярно» – 43%. Более трети (36%) физзарядкой дома вообще не занимаются.
Проанализировав результаты педагогического обследования детей, анкетирования родителей, определив цель, задачи и руководствуясь принципами реализации направлений в работе по формированию представлений у дошкольников о здоровом образе жизни, была составлена модель форм работы с участниками воспитательно-образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами (Рис. 1).
Рис. 1 Модель форм работы по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни
В соответствии с моделью форм работы была определена система воспитательно-образовательного процесса по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (Рис.2).
Рис. 2 Модель системы воспитательно-образовательного процесса по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни
Далее была выстроена система работы с детьми по формированию представлений о здоровом образе жизни в разных видах деятельности (Рис. 3).
Рис. 3 Модель системы работы с детьми
по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни
В соответствии с видами деятельности по формированию представлений у дошкольников о здоровом образе жизни разработана модель предметно-развивающей среды (Рис. 4).
Рис. 4 Модель предметно-развивающей среды группы
Определив:
- формы и направления организации работы с детьми для решения поставленных задач,
- модель системы воспитательно-образовательного процесса,
- виды деятельности в которых будут решаться данные вопросы,
- модель предметно-развивающей среды,
был составлен перспективный план работы с участниками воспитательно-образовательного процесса (дошкольники, родители, педагоги) по формированию представлений о здоровом образе жизни.
II этап (2011-2012 учебный год) - основной
Мероприятия по реализации перспективного плана программы представлены конспектами занятий, консультациями и др. (Приложение 3). Отдельные эпизоды работы с детьми представлены фотоматериалами.
III этап (2012 - 2013 учебный год) - заключительный. Аналитический
- Выявление уровня сформированности представлений у детей о здоровом образе жизни (по итогам реализации программы)
Для выявления уровня сформированности представлений у детей о здоровом образе жизни по итогам реализации было также использовано обследование, разработанное автором Дергунской А.В. (Приложение 2).
Цель педагогического обследования - выявить результаты проведенной работы с детьми по формированию представлений о здоровом образе жизни.
Диаграмма 3
Отношение ребенка к здоровью и здоровому образу жизни.
(по итогам реализации программы)
По результатам проведенного педагогического обследования на первом и втором этапах выявлен общий уровень сформированности представлений у детей о здоровом образе жизни (Диаграмма 4).
Диаграмма 4
Уровень сформированности представлений у детей
о здоровом образе жизни
(по итогам реализации программы)
Сравнительные результаты формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни показаны в таблице 1.
Уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни
Таблица 1
Уровни | Количество детей на разных уровнях сформированности в % | ||
На начало внедрения программы | По итогам внедрения программы | ||
1 группа (высокий уровень) | 28% | 60% | |
2 группа (средний уровень) | 22% | 28% | |
3 группа (низкий уровень) | 45% | 12% |
Вывод
Таким образом, можно сделать вывод, что имеется положительная динамика формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников, при этом изменения носят, как качественный, так и количественный характер.
Результаты формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников в процессе экспериментального обучения показали следующее:
- разработанная и реализованная программа «Быть здоровыми хотим» является эффективной при работе с детьми старшего дошкольного возраста;
- представления о сохранении и укреплении своего здоровья у старших дошкольников стали более осознанными и систематизированными;
- содержание представлений о здоровом образе жизни, валеологии, основах безопасности жизни, определяемые программой, доступно для старших дошкольников;
- большинство родителей продемонстрировали заинтересованность в формировании представлений о сохранении и укреплении здоровья детей, выразили доверие к совместной работе с детьми и педагогами в указанном направлении.
Заключение
Результаты внедрения программы «Быть здоровыми хотим» позволяют сделать вывод о том, что данный курс, ориентированный на оздоровление детей в детском саду и семье, призван помочь педагогам и родителям в организации оздоровительной работы с дошкольниками по формированию у них мотивации здоровья и умения вести здоровый образ жизни.
Программа базируется на современных научных подходах к воспитанию детей дошкольного возраста. При реализации главных идей программы основное внимание уделено сохранению естественности психического и личностного развития ребенка.
Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста: как здоровых, так и соматически ослабленных.
В программе четко определены принципы организации работы с детьми, отобраны и систематизированы формы, методы и приемы взаимодействия участников педагогического процесса.
Таким образом, применение программы «Быть здоровыми хотим» позволило создать устойчивую положительную мотивацию у старших дошкольников к сохранению и укреплению собственного здоровья, существенно улучшило состояние их здоровья и сформировало достаточный уровень знаний и представлений дошкольников о здоровом образе жизни, основах безопасности жизнедеятельности и валеологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий дня здоровья "Быть здоровыми хотим"
Цель: формирование культуры здорового образа жизни.Задачи: - укрепление здоровья и закаливание детей при выполнении физических упражнений;- развитие основных физических качеств: силы, ловкости, ...
День здоровья "Быть здоровыми хотим"
Цель: формирование культуры здорового образа жизни.Задачи: - укрепление здоровья и закаливание детей при выполнении физических упражнений;- развитие основных физических качеств: силы, ловкости, ...
Проект Неделя здоровья "Быть здоровыми хотим".
Проект Неделя здоровья "Быть здоровыми хотим"....
Презентация недели здоровья "Быть здоровыми хотим" 2014г.
Презентация недели здоровья "Быть здоровыми хотим" 2014г. старшая группа....
«Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья с помощью системы современных здоровьесберегающих технологий» (из опыта работы по реализации программы дополнительного образования «Быть здоровыми хотим»)
АКТУАЛЬНОСТЬ. Здоровье - бесценное достояние и великая ценность. Одно из неотъемлемых прав человека. И оно может сделать человека счастливым! В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права...
День здоровья "Хотим мы быть здоровыми"
Сценарий дня здоровья для детей среднего и младшего дошкольного возраста....
Рисование «Лук растим-быть здоровыми хотим»Рисование «Лук растим-быть здоровыми хотим»
Рисование «Лук растим-быть здоровыми хотим»...
- Мне нравится (1)