Формирование культурно-гигиенических навыков
статья (младшая группа) на тему

Работая с маленькими детьми, впервые пришедшими в детский сад,  первоочередной задачей является – воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kgn_2.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».

Культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

В работе дошкольного учреждения большое внимание уделяется воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. Формируются элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовыми приборами, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды; всегда мыть руки перед едой; следить за своим внешним видом; формируются элементарные представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка.

Основой полноценного физического развития дошкольника является приобщение его к здоровому образу жизни. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Важно, как воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, так и закреплять их, чтобы они со временем стали привычками и постоянно совершенствовались. Необходимо вызвать у воспитанников желание действовать определенным образом, точно и четко выполнять действия в правильной последовательности.

Овладение воспитанниками младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешнее, благодаря организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков.

Для успешного решения задач по воспитанию культурно-гигиенических навыков используется целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Важно использование положительной оценки при успехах овладения новыми навыками: поощрение, одобрение, похвала. Это поддерживает желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи.

Навыки у дошкольников достаточно быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий.

Очень полезно вовлекать дошкольников в разные игры, персонажи которых – куклы, зайчики – помогут ребенку усвоить необходимые навыки более успешно. Используя игры, взрослые закрепляют у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм «Оденем куклу Машу на прогулку», «Покормим куклу Катю». Подобные игры не сложно придумать и родителям, их можно сделать разнообразными, интересными для ребенка и подчас гораздо более эффективными, нежели любые беседы.

Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор. В то время, когда дети играют и прослушивают художественный материал, не подозревая этого, они осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Использование художественного слова создает у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков.

Если все необходимые правила гигиены будут достаточно четко усвоены дошкольником, можно рассчитывать на то, что и в дальнейшем он будет всегда их выполнять.

Список использованной литературы.

1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.- Дошкольное воспитание.-1989.

2. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет, 1991.

3. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Просвещение, 1987.

4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. -М.: Академия, 1997.

 5. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007.

6. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. - М.: Просвещение, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Игры, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания

В презентации представлены игры с детьми раннего возраста. Рекомендуется воспитателям и родителям....

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в процессе игровой деятельности.

Для построения воспитательного образовательного процесса в классе, при формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль име...

Варианты игр и упражнений для формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

В статье представлены дидактические игры и упраженения по формированию культурно-гигиенических навывков и навыково самообслуживания у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....

Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Педагогический проект на тему:«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»...

Формирование навыков алгоритмики на примере формирования культурно - гигиенических навыков во второй младшей группе «Правильное мытье рук»

Формирование навыков алгоритмики на примере формирования культурно  - гигиенических навыков  во второй младшей группе  «Правильное мытье рук» Алгоритм мытья рук...