Статья "Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с малышами."
статья (младшая группа) на тему
Материал из опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии | 13.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих педагогических технологий
в работе с малышами.
Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.
Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм работы с детьми, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий по физическому воспитанию у ребёнка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе является мощным оптимизирующим фактором.
Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребёнка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других. А это значит, чем выше двигательная активность ребёнка, тем он лучше развивается.
Поэтому мы в своей группе стараемся уделять развитию движений детей как можно больше внимания и времени. Во время НОД проводим динамические паузы. Так, например, во время проведения познавательных занятий используем игры и упражнения, связывая их с той или иной тематикой.
Проводя НОД по ознакомлению с природой, можно предложить детям «полетать» как листочки на ветру, «покружиться и упасть на землю» как снежинки; предложить игры-имитации, изображая животных в лесу: поскакать как зайчик, пройти как волк, побродить как медведь косолапый, пробежать на пальчиках как мышка или ёжик.
Во время НОД по развитию речи можно попросить показать, как дети помогают маме: моют посуду, стирают, подметают пол, вешают бельё, вытирают пыль и т.д.
Рассказывая сказку, можно предложить детям показать, как идёт тащить репку бабка, как вприпрыжку бежит внучка, как семенит лапками маленькая мышка.
Во время НОД по ознакомлению с трудом взрослых можно показать работу различных инструментов (молоток, пилу, отвёртку, ножницы, топор и т.д.), накачать насосом колесо машины, убрать лопатой снег на дорожке и т. д.
Рассматривая картину, можно предложить детям изобразить развлечения зимой: покататься на санках, побросать снежки, походить на лыжах, отряхнуть снег; потопать, чтобы согреть ножки и т.д.
В работе с детьми мы используем подвижные и спортивные игры, которые помогают детям освоить различные виды движений: бег в разных направлениях, прыжки, ходьбу, лазанье. Проводим их на прогулке и в группе.
После дневного сна проводим бодрящую гимнастику. А также используем упражнения направленные на профилактику плоскостопия у детей.
Например, ходьба: - по ребристой дорожке
- по палке, по обручу
Упражнения, сидя на стульчике:
«Играем ножками» - поднять носочки (5 раз)
- поднять пятки (5 раз)
«Играем пальчиками» - сгибаем – разгибаем
- «гусеница»
Чтобы научить детей чувствовать своё тело, используем тренинг мышечного расслабления. А именно упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук; мышц ног; мышц рук, ног и корпуса; мышц живота; мышц шеи; упражнения на расслабление мышц речевого аппарата («Кулачки», «Пружинки», «Лягушки» и т.д.) В режиме дня используем дыхательную гимнастику, которая очень важна, так как способствует укреплению дыхательных мышц грудной клетки и формирует правильное дыхание.
Начиная с самого раннего возраста, необходимо уделять особое внимание развитию общей и мелкой моторики ребёнка.
Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка.
Поэтому мы используем в работе с детьми занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов, застёгивание и расстёгивание застёжек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка. Кроме того, занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
С малышами мы играем в такие игры как:
- «Крутись карандаш»
- «Не боюсь колючек» (исп. бигуди-липучки)
- «Спрячь в ладошке» (исп. мелкие игрушки, кусочки поролона, губки…)
- «Найди игрушку» (в миске с крупой или песком)
- «Выложи дорожку» (используя орехи, фасоль, жёлуди, горох…)
- «Что внутри?» (используя различные коробочки и банки) и т.д.
Это игры, развивающие силу рук, хватательные, соотносящие движения рук, осязание.
Очень любят дети игры с прищепками. Например, такие как:
- «Ловим раков» (исп. ведёрко с прикрепленными на него прищепками),
- «Солнышко светит» (исп. круг картона жёлтого цвета, на который они прицепляют прищепки - «лучики», отцепляют – солнышко уже не так сильно греет)
- «Прищепки прячутся» (в разных местах группы прикрепляем прищепки «жуки разбежались» – дети должны найти и отцепить их)
Так как мы работаем с маленькими детьми, то очень важно вызвать у ребят желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам. Мы стремимся к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объёма понимания речи и словарного запаса. В этом нам помогают игры со словесным сопровождением. Это всевозможные пальчиковые игры, логоритмические упражнения. Дети проговаривают стихи, потешки, координируя слова с действиями.
Психическому и социальному благополучию способствуют игры, развивающие у детей умение общаться, понимать себя и других людей. Мы используем этюды на имитацию выразительных движений и этюды на выражение различных эмоциональных состояний, психогимнастику.
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы мы используем музыкальное воздействие. Это помогает снять напряжение, повышает эмоциональный настрой детей.
В индивидуальной работе с детьми мы пользуемся технологией арт-терапии. Малышам доступны такие приёмы как рисование ладошками, пальцами. Например, осенью мы с ними пальчиками рисуем листья, зимой - снежинки, следы на снегу, весной – травку и первые листочки, ладошками рисуем солнышко. Это помогает воспитанию успешности детей, уверенности в себе.
Использование в работе воспитателя здоровьесберегающих технологий необходимо для приобщения малышей к здоровому образу жизни.
ЛИТЕРАТУРА.
- Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А.М. Сивцова //Методист. – 2007.
- “ Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
- Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.
- Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья" Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ"
Из опыта работы....
Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре как условие реализации требований ФГОС ДО»
В статье раскрыты здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре как условие реализации требований ФГОС ДО...
Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"
Статья посвящена актуальности использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи....
Статья «Использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (выступление на районном семинаре «Здоровьесбережение в детском саду: взгляд воспитателя, психолога, логопеда»).
laquo;Использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (выступление на районном семинаре «Здоровьесбережение в детском саду: взгляд воспитателя, психол...
статья «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с дошкольниками»
В статье раскрываются здоровьесберегающие педагогические технологии, направленные на сохранение и повышения резервов детского организма....
Статья "Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях ФГОС ДО"
Статья посвящена обзору современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Главная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС-сохранение и укрепление здоровья детей, что с...
статья: Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего возраста.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего возраста.Одной из наиболее актуальных современных проблем дошкольного образования является воспитание здорового ребенка. Здоровь...