"Оздоровительные гимнастики с дошкольниками в режиме дня".
статья
Тема: «Оздоровительные гимнастики с дошкольниками в режиме дня»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdoroitelnye_gimnastiki_s_doshkolnikami_v_rezhime_dnya.docx | 39.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты
(МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркуты)
Тема: «Оздоровительные гимнастики с дошкольниками в режиме дня».
О.О. Бойченко,
воспитатель МБДОУ «ЦРР-
детский сад № 26» г. Воркуты
«… Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В.А. Сухомлинский
Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования. По определению Г. Сигериста, «здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде». Поддержание и укрепление психического и физического здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача родителей и педагогов. К сожалению, в последнее десятилетие количество детей с проблемами соматического и психического характера постоянно увеличивается. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Оздоровительная работа с дошкольниками важна, потому что именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Важно на этом этапе сформировать у детей базу практических навыков здорового образа жизни.
Несомненно, проблема раннего формирования здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка?
Таким образом, созрела необходимость применения комплекса мер по улучшению состояния здоровья детей. Одним из аспектов которого являются оздоровительные гимнастики, включающие дыхательную, пальчиковую, артикуляционную, зрительную, утреннюю и гимнастику после сна.
Оздоровительные гимнастики являются средством оздоровления и воспитания детей. Ежедневное их проведение в режиме дня, правильно подобранные комплексы упражнений активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом. У дошкольников появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Ежедневно с детьми проводятся комплекс оздоровительных гимнастик систематическое использование, которых позволяет не только организованно начать день в детском саду, но и способствует профилактике утомляемости дошкольников и приобщает их к здоровому образу жизни. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.
Комплексно-тематическое планирование предусматривает целостное проживание ребенком определенной темы. Концентрация на определенной теме, дает больше возможностей для накопления и систематизации знаний детьми, позволяет стойко формировать понятийное мышление, расширять словарный запас. При детальном прорабатывании темы, у детей появляется возможность для практики, экспериментирования, установления причинно-следственных связей и зависимостей. Одной теме уделяется не менее одной недели. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает преемственность на протяжении всего дошкольного возраста. Одновременное прохождение тем во всех группах детского сада делает возможным проведение обще садовских мероприятий: конкурсов, выставок, спортивных праздников, музыкальных развлечений и т.д. С этой целью был разработан тематический план, который позволяет педагогу успешно планировать свою деятельность с детьми.
Разрабатывая конспект непосредственно образовательной деятельности по определённой теме, педагог старается подобрать и динамическую паузу, и дыхательную гимнастику по теме. На сегодняшний день, недостаточно разработаны комплексы оздоровительных гимнастик с дошкольниками, объединенных одной темой, что значительно усложняет деятельность воспитателя по их проектированию в соответствии с Календарем жизни ДОУ. Мной была сделана подборка оздоровительных гимнастик, объединённых одной темой, которые мне хотелось бы представить (приложение 1).
Так, например, комплексно-тематическая неделя «Наши любимые домашние питомцы» включает следующие комплексы:
Оздоровительная гимнастика | Комплексы |
Утренняя гимнастика | «Кошечка» |
Артикуляционная гимнастика | «Лошадка» |
Пальчиковая гимнастика | «Кошка», «Собака», «Мышка» |
Дыхательная гимнастика | Упражнение «Перекличка животных» |
Зрительная гимнастика | «Кошка» |
Гимнастика после дневного сна | «Весёлые котята» |
Упражнения утренней гимнастики комплекса «Кошечка», которые в игровой форме позволяют воздействовать на все группы мышц из разных исходных положений.
Артикуляционная гимнастика с игровым комплексом «Лошадка» включает упражнения для мышц артикуляционного аппарата, способные облегчить и ускорить процесс обучения правильному произношению звуков речи для дошкольников.
Упражнения «Мышка», «Коза» и «Собака» пальчиковой гимнастики очень нравятся детям. Они просты в выполнении и сопровождаются художественным словом. Нам известно, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Ежедневная систематическая пальчиковая гимнастика способствует улучшению работы речевых центров коры головного мозга.
При выполнении дыхательной гимнастики «Перекличка животных» я использую маски различных животных и птиц. Данная дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
Дети с удовольствие выполняют зрительную гимнастику «Кошка». Упражнения сопровождаются художественным словом и имитацией движений кошки. Данный вид гимнастики служит предупреждением нарастающего зрительного утомления, способствует укреплению глазных мышц и снятию напряжения во время зрительно-нагружающих занятий.
Гимнастика после сна «Котята» одна из самых любимых у детей в моей группе. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие.
Следующая тематическая неделя «Мы поедем, мы помчимся…» представлена такими комплексами оздоровительных гимнастик:
Оздоровительная гимнастика. | Комплексы. |
Утренняя гимнастика | «Регулировщик» |
Артикуляционная гимнастика | «Пароход», «Заводим мотор» |
Пальчиковая гимнастика | «Лодочка», «Пароход» |
Дыхательная гимнастика | «Ветер дует в паруса» |
Зрительная гимнастика | «Самолёт» |
Гимнастика после дневного сна | «Путешествие» |
Комплекс утренней гимнастики «Регулировщик» интересен детям при использовании флажков. Ежедневное выполнение данной утренней гимнастики благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. А систематическое повторение упражнений укрепляет двигательный аппарат.
Упражнения «Пароход» и «Заводим мотор» в артикуляционной гимнастике укрепляют и развивают мышцы губ, языка и щек, челюстные и глотательные мышцы, которые так или иначе задействованы в процессе речевого общения.
Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Пальчиковые гимнастики «Лодочка» и «Пароход» способствуют развитию кисти руки, которым принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи.
Гимнастика для глаз «Самолёт» улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления.
Гимнастика после дневного сна «Путешествие» обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию, тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.).
Таким образом, проведение оздоровительных гимнастик в режиме дня способствует не только укреплению здоровья дошкольников, но и приобщает их к культуре движений, которая остается с человеком на всю жизнь. Если мы, наших дошколят приучим к активному образу жизни, правильному распорядку дня, привьем полезные привычки, причем будем делать это в ненавязчивой, а игровой форме, не вызывая внутреннего протеста – то можем быть уверены: мы позаботились о дополнительном бонусе для ребенка – здоровье. Этот бонус, несомненно, поможет ему добиться больших успехов в любой сфере жизни. А здоровые дети – это здоровая страна!
Приложение 1
Тематическая неделя: «Наши любимые домашние питомцы».
Оздоровительная гимнастика. | Комплексы. | Содержание. |
Утренняя гимнастика. | «Кошечка» | Упражнения без предметов
7. «Ходьба за белочкой». Поблагодарить белочку за зарядку. |
Артикуляционная гимнастика. | «Лошадка» | Это лошадка Серый Бок. Когда она бежит, ее копыта цокают. Научи свой язычок красиво цокать, если хочешь поиграть с лошадкой. Я лошадка Серый Бок, Цок – цок - цок, Я копытцем постучу, Цок - цок, Если хочешь – прокачу! Цок - цок. |
Пальчиковая гимнастика. | «Кошка», | Кошка Вариант 1. Исходное положение. Большой палец и мизинец подняты вверх. Остальные пальцы прижаты к ладони. Маленькая кошка Вариант 2. Кошка показывает коготки. Исходное положение. Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы выпрямить и развести в стороны. Если когти точит кошка, |
«Собака», | Собака Вариант 1. Исходное положение. Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Ав-ав-ав - я не пугаю, Вариант 2. Исходное положение. Указательный палец и мизинец поднять вверх. Остальные пальцы выпрямить и собрать в "щепоть", имитируя собачью пасть. Шла собака через мост, | |
«Мышка» | Исходное положение. Мизинец и указательный палец согнуты - это "ушки". Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты. Перед тем как хрумкать сушки, | |
Дыхательная гимнастика. | Упражнение «Перекличка животных». | Между детьми распределяются роли различных животных и птиц. Дети должны, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Игра оживляется, если ведущий старается запутать играющих: называет животное, а смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль. Внимание направлено на длительность и четкость звучания согласных и гласных звуков. |
Зрительная гимнастика. | «Кошка» | «Кошка» Вот окошко распахнулось Разводят руки в стороны. Кошка вышла на карниз. Имитируют мягкую походку кошки Посмотрела кошка вверх, Смотрят вверх. Посмотрела кошка вниз, Смотрят вниз Вот налево повернулась, Смотрят влево Проводила взглядом мух. Взглядом «провожают муху» от левого плеча к правому. Глаза вправо отвела, Смотрят вправо. Посмотрела на кота. Смотрят прямо. А потом взглянула прямо И закрыла их руками. Закрывают глаза руками. |
Гимнастика после сна. | «Весёлые котята» | "Потягивание котят". И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Потягивание руками и ногами, напрягая мышцы (4-5 раз). Мы проснулись, Мы проснулись. Наши глазки улыбнулись. Лапки потянулись. Они тоже ведь проснулись. "Покажем наши лапки". И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты на правый, левый бока (по 2 раза на каждую сторону). Уж ты, котенька, коток, Повернись - ка на бочок! "Кошечка". И. п. - стоя на четвереньках. Выгибать и прогибать спину (4- 5 раз). Вот и кошечка проснулась. Всем котятам улыбнулась, А потом нахмурилась. "Красивые котята". И. п. Сидя на кровати по-турецки, руки на поясе. Поворот головы вправо-влево, спина прямая (4-5 раз). Все у зеркала мы сели И себя там рассмотрели. |
Тематическая неделя: «Мы поедем, мы помчимся…» (транспорт и безопасность)
Оздоровительная гимнастика. | Комплексы. | Содержание. |
Утренняя гимнастика. | «Регулировщики» | Комплекс «Регулировщики». 1.Ходьба в колонне по одному, на носках, руки на поясе.
|
Артикуляционная гимнастика. | «Пароход» | Вывожу язык вперёд, Закушу его – и вот: Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит). |
«Заводим мотор» | Описание: Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп | |
Пальчиковая гимнастика. | «Лодочка» | Лодочка Исходное положение. Обе ладони поставлены на ребро и соединены " ковшиком ", большие пальцы прижаты к ладоням. Маленькая лодочка по реке плывёт, |
Лодочка Две ладошки прижму И по морю поплыву. Две ладошки – друзья – Это лодочка моя. Паруса подниму, Синим морем поплыву. А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там. Волнообразные движения руками, на словах парус показать ладони. Имитация движения рыбок и волн. | ||
«Пароход» | Пароход. Исходное положение. Обе ладони соединены "ковшиком", все пальцы, кроме больших, направлены в сторону "от себя", а большие пальцы подняты вверх и соединены - это "труба". Пароход плывёт по речке, И труба дымит, как печка. | |
Дыхательная гимнастика. | «Ветер дует в паруса» | Делаем вдох носом, губы дудочкой, на выдохе дуем в парус (платочек или ленточка). |
Зрительная гимнастика. | «Самолет». | «Самолет» Пролетает самолет С ним собрался я в полет. Смотрят вверх, ведя пальцем за «пролетающим самолетом». Правое крыло отвел – посмотрел. Левое крыло отвел – посмотрел. Отводят попеременно руки и Прослеживают взором. Я мотор завожу И внимательно гляжу. Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взором. Поднимаюсь ввысь, лечу, Возвращаться не хочу. Приподнимаются на носочки – Имитация полета. |
Гимнастика после сна. | «Путешествие» | «РЕГУЛИРОВЩИК» Лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднимаем прямые ноги вверх и делаем движение ножницы. Тоже само руками. Чередуем движение рук и ног. Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5—6 раз. |
«СЕМАФОР» Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны—вдох, медленно опускать вниз—длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3—4 раза. | ||
«НАСОС» Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить 6—8 наклонов в каждую сторону. | ||
«ПАРОВОЗИК» Ходить по комнате, делая попеременные движения руками. Чередовать ходьбу на носках и пятках. Повторять в течение 20—30 секунд. То же, но ходьба на месте без отрыва пальцев от пола, в медленном темпе – «паровозик прибыл на станцию». | ||
«САМОЛЁТ» (Упражнение на равновесие). Встать руки в стороны, одну ногу поднимаем и отводим назад. Стоим в течении 10 секунд. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оздоровительная гимнастика для дошкольников
Здоровье - великая ценность. Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым это цель всех родителей и одна из главных задач медиков и педагогов. В дошкольном возрасте нарушения осанки, деформации стопы,...
Оздоровительная гимнастика для дошкольников
В данной теме представлены методические новинки. которые можно использовать в профессиональной деятельности, как инструкторам по физической культуре. так и педагогам дошкольного воспитания....
Оздоровительная гимнастика в режиме дня детского сада.
Эффективность оздоровительной гимнастики в режиме дня детского сада зависит от систематичности....
Оздоровительные гимнастики для дошкольников в режимных моментах
Цель: Совершенствование у дошкольников слухового внимания и зрительной памяти, совершенствование мелкой и общей моторики, продолжать формировать координированные движения во взаимосвязи с речью,...
Гимнастика для глаз в режиме дня дошкольника.
Этот комплекс упражнений поможет ребятам запомнить дни недели и способствует профилактике глазных заболеваний....
Спортивно - оздоровительная деятельность дошкольников в режиме дня.
Консультация для педагогов на тему "Спортивно - оздоровительная деятельность дошкольников в режиме дня"...
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ, ГИМНАСТИКИ И МАССАЖИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В РЕЖИМЕ ДНЯ
Методическая разработка "Оздоровительные игры, гимнастики и массажи для детей дошкольников в режиме дня" представляет собой практическое пособие для работников дошкольных учреждений, подгото...