Статья "Формирование привычки к здоровому образу жизни"
статья на тему
оформление физкультурного уголка, игры, методики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ppo_po_zozh_-_tanya.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»
Забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Охрана собственного здоровья – непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гипердинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов.
Да, возможно, здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать.
Исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что здоровье человека лишь на 7- 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни, и за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу, 15- 20% дошкольников имеют патологию, которая к 6- 7 годам достигает 30- 35%.
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Это - не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
И первые шаги к здоровью, стремлению к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья начинаются в дошкольном учреждении.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позволяющей личности осуществлять любой вид деятельности. Выдвигаемая в нормативно-правовых документах на передний план категория «качество образования» непосредственно связана с категорией «здоровье» в ее современном понимании, т.е. гармоничное сочетание физического, психического, и социального благополучия. В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в обязательную часть программы введена образовательная область «Здоровье». Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решения следующих задач:
· сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
· воспитание культурно-гигиенических навыков;
· формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной им информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
- занятия физкультурой, прогулки;
- рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;
- дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды;
- бережное отношение к окружающей среде, к природе.
К сожалению, сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья. Мы понимаем, что в современных условиях особенно важно использовать в ДОУ формы работы, направленные на укрепление физического здоровья, воспитание валеологической культуры и положительных эмоций, организующие высокую двигательную активность, свободное и непринужденное взаимопонимание.
Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому, понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников мы целенаправленно работаем над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищем новые современные методы и приемы, адекватные возрасту наших детей, используя в работе передовой опыт.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, поэтому она отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме малыша. Кроме этого, это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным и особенно привлекательным, а положительные эмоции, которые ребенок получает во время игр, его творчество – важнейшие факторы выздоровления.
В процессе воспитательной деятельности я стараюсь так строить свою работу, чтобы дети много двигались. Недаром древнегреческие мудрецы говорили: « Хочешь быть здоровым – бегай».
Созданная предметно-развивающая среда по сохранению физического здоровья и формированию здорового образа жизни включает в себя:
- зону двигательной активности или центр «Здоровячек» - яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты, очень пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.
Здесь дети занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с малым мячом, метание в цель и т. п.
- полосы препятствий для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.). В дверных проёмах укреплен тренажёр «Попади в кольцо», на полу яркой изолентой сделана разметка для игры в «Классики». Пространство организовано таким образом, чтобы у детей появилась возможность для многовариативных спортивных игр.
В центре «Здоровячек» имеется следующий спортивный инвентарь: мячи, скакалки короткие, с грузом, диск «Здоровье» детский, атрибуты к подвижным играм, дуги, корзины, спортивные игры и другое стандартное и нестандартное оборудование, а так же спортивный комплекс.
Весь физкультурный инвентарь и оборудование соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, безопасен для детей, легко моется.
Обеспечено безопасное хранение физкультурного инвентаря, удобство его расстановки.
Физкультурный инвентарь предусматривает удовлетворение потребности детей разного уровня физической подготовленности в движении и их двигательных предпочтений в зависимости от пола.
Для проведения закаливающих мероприятий имеются массажные дорожки из бросового материала «Гусеница», «Конфетка», они оформлены ярко и красочно, чем очень привлекают детей. Эти дорожки легко моются и удобны в хранении.
А так же у нас есть индивидуальные стаканчики для полоскания полости рта после приема пищи.
Сохранению психического здоровья способствуют центры музыки и театрализации, мы с детьми назвали их «Играем в театр и музицируем».
Задачи центров: развитие интонационной выразительности, мимики, жестов и движений, творческой активности, слухового восприятия и внимания, ритма, тембра, фонематического слуха. Формирование монологической, диалогической, связной речи.
Для театрализованной и музыкальной деятельности в этом центре имеются: ширмы и наборы для кукольного театра, теневого театра, бибабо и др., магнитофон с дисками, детские музыкальные инструменты: металлофон, пианино, дудочки, барабан, бубен, губная гармошка, маракасы, погремушки «поющие» игрушки.
Звучащие предметы – заместители, музыкально-дидактические игры.
Эти центры более всего способствует поднятию эмоционального тонуса психологического комфорта детей. Для снятия излишнего возбуждения у детей я использую технологию релаксации, используя классическую музыку и звуки природы.
Между центром «Играем в театр и музицируем» и «Хочу всё знать» расположен уголок уединения под названием «Мой маленький домик»
Задачи уголка: Обеспечить детям возможность отдыха от окружающих, чувство защищённости.
Дети по своему темпераменту разные. Кто-то спокойно переносит шумную обстановку, царящую в группе, а кому-то необходимо отдохнуть от всех, побыть в тишине, уединиться в том месте, где он будет чувствовать себя спокойно и уютно, где он сможет, полистать любимые книжки, рассмотреть семейный альбом, обнять или поиграть со своей любимой игрушкой, просто помечтать, как бы спрятаться «в норку» и восстановить силы, или просто пообщаться друг с другом
В этом центре есть уютное кресло, подвешенные к потолку «плавающие» фигурки, подушки разной конфигурации, мягкие игрушки с разными наполнителями, детские журналы, фотоальбомы с семейными фотографиями.
Всю работу в группе по охране психического здоровья я осуществляю при помощи этих центров, кроме музицирования и театрализации, используя игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций, применяем приёмы релаксации, организуем минуты тишины, музыкальные паузы, психогимнастику, а так же, и другие технологии, обеспечивающие социально-психологическое здоровье, такие как пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, самомассаж, сказкотерапию и музыкотерапию.
В приемной комнате, для учета индивидуальных особенностей каждого ребенка нами создан «Экран настроения», в котором дети вместе с родителями отмечают, с каким настроением ребенок пришел в детский сад, с каким настроением уходит домой. Это дает возможность продумать индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его настроения.
Разработаны картотеки комплексов утренних гимнастик, подвижных игр, пальчиковых гимнастик, упражнений на развитие координации речи с движениями, упражнений на релаксацию, игр – тренингов, корригирующей гимнастики после сна, корригирующей гимнастики для глаз.
У детей моей группы сформирована привычка, следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды, прической. Начиная с младшего возраста, использовала народный фольклор «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», «Водичка – водичка», «Катя- Катя маленькая». И благодаря этому, дети получили знания непринуждённо, эмоционально, играя. Использовав жизненные ситуации: общение с детьми (праздники, отдых), режимные процессы (умывание, питание, укладывание спать) для того, чтобы показать ребёнку, что «умеют» делать его руки, ноги, зачем нужны глаза, уши и как их беречь. Я сама показывала, как правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки насухо. Объясняла детям, что во время мытья рук удаляется не только грязь, но и микробы, которые могут вызвать различные заболевания, контролировала последовательность и качество всех элементов навыков.
Со второй младшей группы дети уже научились самостоятельно выполнять элементарные поручения: стали самостоятельно готовить материал к занятиям, убирать на место после игры игрушки, строительный материал. При этом я отмечала, как красиво и уютно стало у нас в группе, потому что все старались, учила детей видеть результат своего труда.
Решению поставленных задач также в моей группе способствует уголок по ОБЖ «Спасайкин». Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, дидактическими играми. В нем есть всевозможные игрушки, транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, дорожные знаки, макет пожарного щита, огнетушители, изготовленные из бутылок, пожарные рукава, различные дидактические игры по правилам пожарной безопасности, безопасности поведения на улице и помещениях, тематические папки, наглядный материал. Хорошим дидактическим пособием служит столик с разметкой улиц и дорог. Все это позволяет нам расширять и закреплять знания по ОБЖ и ЗОЖ.
В группе есть центр сенсомоторного развития "Мир под рукой" Задачи: развитие мелкой моторики, речевого дыхания. Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, размер).
С развитием мелкой моторики непосредственно связано развитие речи. Поэтому дидактический стол является частью центра развивающих игр. Дети могут поиграть с пирамидками, разноцветными счетами, вкладышами, шнуровками, игрушками для развития пальчиковой моторики, мешочкам с разными наполнителями, разноцветными игрушками из разноцветных прищепок, интересными пособиями для развития дыхания. Здесь так же есть дидактические игры для закрепления цвета, формы, величины, ориентировки в пространстве. «Найди похожую фигуру», «Где чьё место», «Найди, где спрятано», занимательные игрушки для развития тактильных ощущений, мелкие бусы разных цветов и леска для их нанизывания. Для формирования устойчивых знаний проводятся дидактические игры: «Конструктор тела» - соотнесение частей тела, «Найди полезные продукты»- на формирование знаний о полезных и вредных продуктах; на развитие ощущений: «Что для носа хорошо, а что плохо», «Узнай на ощупь», «Угадай, кто позвал», «Что увидели глаза» и др.
Центр сюжетной игры «Мы играем» также способствует формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Задачи центра: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображение у детей основ культуры общения через решение проблемных ситуаций, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.
Известно, что эффективным средством развития ребенка является активно развивающаяся игровая деятельность. К условиям развития игры относятся три фактора: желание ребенка играть, игровая среда, способствующая созданию игровой воображаемой ситуации, умелое руководство со стороны взрослых.
Мною в группе созданы оптимальные условия для развития игровой деятельности, для формирования психических процессов, творческой активности детей, освоения детьми социальных норм и культурных ценностей. Для этого выделено пространство, обеспеченное как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков, имеются атрибуты и игрушки, предметы-заместители для различных видов игр. Сюжетно-ролевые игры отличаются большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий.
В центре имеются атрибуты для сюжетно-ролевых игр: -бытовых («Семья», «Магазин»);
-трудовых («Строители», «Больница», «Аптека», «Поликлиника», «Школа», «Почта», «Милиция» и т.д.);
-общественных («Путешествие», «Покорители космоса», «Праздники» ).
Все это позволяет нашим детям осуществлять игровое действие, реализуя ту или иную роль, построить свой игровой мир, управлять им, т. е. выступать в качестве режиссера. Большая часть оборудования для сюжетно – ролевых игр хранится на полках – контейнерах, которые хорошо просматриваются и не требуют символических обозначений, легко трансформируются, удобны для перемещения.
Чтобы формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, своим возможностям и способностям, использую различные дидактические игры, пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены, советы по укреплению иммунитета, которые помогают прививать навыки здорового образа жизни, личной гигиены, правильного питания, безопасности жизнедеятельности.
В книжном уголке есть книги по данной тематике: стихи для малышей Н. Пикулевой и М. Дружининой, «Мойдодыр» К. Чуковского с иллюстрациями В. Конашевича, «Неболейка» И. Соковня и «Румяные щечки» С. Прокофьевой. Художественные образы помогают ребенку осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям, предотвращать опасные контакты и ситуации, угрожающие безопасности жизнедеятельности. Оформлен альбом с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий, бесед, физкультурных занятий, санитарно – гигиенических и закаливающих процедур, плакаты. В уголке по ИЗО подобраны книжки – раскраски по данной тематике..
В нашем детском саду создана развивающая среда для того, чтобы формировать у детей стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья. Это - два физкультурных зала, с полным набором физкультурного оборудования, тренажерный зал, сенсорная комната, где дети с удовольствием занимаются физкультурой, довольно хорошо осваивают программный материал в организованных видах деятельности, а так же используем возможности зала и в свободной деятельности, придумывая 15 минутки подвижных игр на темы «Веселый мяч», «Волшебные палочки», «День рожденье воздушного шарика», проводим физкультурные праздники и развлечения и т.д.
Но конечно, самым обожаемым местом для них является тренажерный зал. Чтобы посещение тренажерного зала не превратилось в баловство, придумываю различные сюжеты, такие как «Репортаж со спортивных соревнований», «Готовимся к олимпиаде в Сочи», «Вирусы – прочь» и т.д. Каждый раз дети уходят оттуда с чувством полного удовлетворения и хорошим настроением.
В просветительской работе по пропаганде здорового образа жизни принимают участие и сами дети, выступая на физкультурных досугах, проговаривая речевки на гимнастике, их родители, приносят в детский сад семейные фотографии и рисунки спортивных занятий дома. Наиболее популярны и любимы такие акции, как выставка стенгазет , фотовернисаж «Мы со спортом дружим», выставки рисунков «Спорт и мы», выступление агитбригад детей среди сверстников ДОУ, на родительских собраниях. В выступления агитбригад включаем театрализованные инсценировки с участием игровых персонажей Айболита, Мойдодыра, Неболейки, исполнение песен о важности занятий физкультурой, танцевальные композиции.
Определяют осознанность отношения детей к своему здоровью, использовались опросы детей до и после проведения циклов занятий и мероприятий. Сделать их привлекательными для детей позволяет использование таких форм, как викторины, КВН, "Звездный час"
После проведенных мероприятий большинство детей старшего дошкольного возраста - 92% показали желание заботиться о своем здоровье.
Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, умение применить на практике в реальной жизни полученные знания и навыки.
Понимая, что достичь успеха можно только в том случае, если меня поддержат родители, организовала ряд консультаций на тему «Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью», разработала памятки, рекомендации такие как « Режим дня», «Как заботиться о зубах», «Красивая осанка и здоровье», «Витамины – полезные продукты», «Помоги себе сам» и др.
Большую работу провожу по ознакомлению родителей с методиками проведения закаливающих процедур, как в детском саду, так и в семье. Разъясняю необходимость соблюдения основных принципов закаливания: постепенность, последовательность, систематичность, индивидуальность.
В работе с родителями использую различные тесты, которые помогают им определить, умеют ли они заботиться о своем здоровье. Так в тесте "Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?" было выявлено, что 80% родителей прекрасно знают, что способствует здоровому образу жизни; 20 % - родителям необходимы советы по формированию здорового образа жизни. На индивидуальных беседах я объясняю родителям, что семья – первое общество, где формируется характер ребёнка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки. На родительских собраниях рассказываю, какими умениями и навыками должны овладеть дети, какие условия необходимо создать дома. После этого родители сами начали мне помогать, мы вместе с ними изготовили много пособий, которые используются на занятиях. Детям очень интересно заниматься с пособиями, которые изготовили их папы и мамы.
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Обучая детей, я и сама научилась на многое смотреть их глазами, удивляться и радоваться. Я надеюсь, что знания, получаемые детьми в нашем детском саду, позволят сформировать у них правильное отношение к своему здоровью, взаимодействию с окружающей средой и людьми. Дети научатся понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для их жизни и здоровья, с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.
«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно»,
Н.М.Амосов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»
Сообщение на педагогический совет по теме "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста"...
Познавательный вечер в средней группе детского сада "Роль здорового питания в формировании привычки к здоровому образу жизни"
Познавательный вечер с детьми и родителями, призванный помочь формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своем здоровье; приобщать детей к регулярным занятиям физк...
Презентация "Роль здорового питания в формировании привычки к здоровому образу жизни"
Презентация по проделанной работе по теме "Роль здорового питания в формировании привычки к здоровому образу жизни". В средней группе детского сада....
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа» «Здоровый образ жизни – это …» Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей,направленные на сохранени...
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа» «Здоровый образ жизни – это …» Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей,направленные на сохранени...
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа» «Здоровый образ жизни – это …» Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей,направленные на сох...
Проект во второй младшей группе по формированию привычки к здоровому образу жизни. «БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ХОТИМ!»
помочь детям осознать значимость здоровья, желание вести здоровый образ жизни...