"Наши добрые помощники - органы чувств"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Гарбера Надежда Леонидовна

Методическая разработка НООД для воспитанников старшей разновозрастной группы малокомплектного детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_dobrye_pomoshchniki_organv_chuvstv.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Дмитриевский детский сад

Конспект игрового занятия «Наши добрые помощники органы чувств»,

(для детей старшей возрастной подгруппы)

                                     

Программные задачи:

  1. Формировать у детей представления о различных средствах и способах познания окружающего мира. Определить роль органов чувств в познании окружающего мира. Помочь детям понять, почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками.
  2. Работать над развитием зрительного, слухового, вкусового, тактильно-двигательного восприятия, Учить понимать, что правильное восприятие предмета, является необходимым для дальнейшей деятельности.
  3. Закреплять знания детей о необходимости ухода за нашими органами чувств, бережного отношения к ним.
  4. Пополнять словарный запас детей за счёт использования прилагательных «сладкий», «горький», « вкусный» и т.д. Работать над связной речью.

Материал:

- плоскостной домик;

- нарисованные человечки;

- картинки с овощами;

- детские музыкальные инструменты (металлофон, бубен, погремушка, деревянные ложки, звоночек);

- овощи и фрукты в коробочках, для определения запаха;

- чашки по количеству детей с напитками разного вкуса (солёный, сладкий, кислый);

- мешочки с геометрическими фигурами (по количеству детей);

- нарисованные светофоры;

- листы бумаги (по количеству детей);

- цветные карандаши (сделанные из цветного картона);

- простые карандаши (по количеству детей);

- кабина «автобуса», инструменты для ремонта;

- карточки с инструментами (музыкальные и строительные))

- магнитная азбука;

- коробка с подарками;

- мяч.

Дети стоят около воспитателя.

В группу вбегает весёлый человечек (ребёнок подготовительной группы).

Ребёнок: Я так спешил и торопился,

                Чуть в канаву не свалился,

                На берёзу налетел,

                Носом два куста задел,

                А потом пять раз упал…

                Наконец-то к вам попал,

                Здравствуйте!

                Рад я встрече с вами, дети,

                Вот письмо в большом конверте.

                Я для вас принёс его.

Воспитатель: (берёт письмо)

                Интересно от кого?

(читает) Деревня Дмитриевское,

                              Детский сад,

                              Детям.

      (открывает конверт, достаёт письмо)

      Вот письмо в большом конверте.

От кого бы это, дети?

Вы не знаете? Я тоже

Подождите, а быть может

Дед Мороз ответ прислал?

Ну, тогда он опоздал.

Вы письмо ему писали?

И подарков долго ждали?

Всё исполнил Дед Мороз?

Что просили, всё принёс?

(задумывается) От кого же? От кого?

Весёлый человечек:  Прочитайте вы его.

                                      Если вы письмо прочтёте,

                                      Тут же сразу всё поймёте.

Воспитатель: Но наши дети ещё не умеют читать, (Обращается к весёлому человечку) -  Может быть, ты им поможешь и прочитаешь письмо.

Весёлый человечек: Берёт письмо, читает:

                                        Письмо

Есть город прекрасный, есть город чудесный,

В котором живут мастера – человечки.

Мы все очень добрые, любим трудиться,

Ну, надо же было беде приключиться!

Нам всем очень плохо, веселье пропало,

Не ладиться дело и грустно так стало.

 

Мы просим помочь нам, спасите нас, дети,

Заданья прислали вам в этом конверте.

В наш город спешите скорее, ребята,

Автобус уж ждёт вас у детского сада.

(задания от каждого человечка лежат в конверте на отдельных листочках)

Воспитатель: Да, дети, у человечков из города мастеров, действительно случилась большая беда, и мы с вами обязательно должны им помочь. Автобус уже ждёт нас.  Но прежде, чем нам отправиться в город мастеров, нужно, чтобы водитель осмотрел автобус, подготовил его к поездке.

(Ребёнок – шофёр идёт к автобусу, достаёт инструменты, бензин, - проверяет автобус)

Воспитатель: Пока шофёр готовит автобус к путешествию, давайте, вспомним правила поведения в автобусе.

- девочек и старших пропускать вперёд,

- уступать место старшим и девочкам,

- не кричать в автобусе, вести себя спокойно,

- не отвлекать вопросами водителя;

- при выходе из автобуса помочь девочкам выйти (подать руку).

После того, как дети вспомнят «правила поведения в автобусе» шофёр объявляет-

Шофёр: Всё! Автобус наш готов

              Ехать в город мастеров.

(Дети садятся в автобус)

Шофёр: Будьте осторожны, автобус отправляется.

Дети поют песню:

1. Мы едем, едем, едем,      

В автобусе своём.

Мы едем, едем, едем,

И песенку поём.

Мы дружные, ребята,

Мы любим все играть,

И очень любим песни

Все вместе распевать.

Припев:

Тра-та-та, тра-та-та,

Наша песенка проста,

С этой звонкой песней

Ехать интересней.

И шофёру так приятно

Слушать, как поют ребята.

2. Отправились с друзьями

    Мы в город мастеров,

    Ведь им помочь сегодня,

    Любой из нас готов,

    Мы дружные ребята,

    Мы любим помогать,

    И очень любим песни

    Все вместе распевать.

(По окончании песни)

Воспитатель: Ребята, мы уже подъезжаем к городу мастеров, но я ещё успею загадать вам загадки, а вы пробуйте отгадать их:

  1. Видеть папу, видеть маму,

Видеть поле и леса,

Видеть мир чудесный этот,

Помогают нам… (глаза).

  1. Запах хлеба, запах мёда,

Запах лука, запах роз,

Что готовят нам на кухне

Различить поможет… (нос).

  1. Есть у зайца на макушке,

     У тебя, твоей подружки,

     Бывают слушки и не слушки,

     Что же это?

     Наши… (ушки).

  1. Чтоб попробовать варенье,

И конфеты и печенье,

Чтоб попробовать компот,

Есть у человека… (рот).

  1. Мягкое и твёрдое, острое, тупое,

Горячее, холодное, мокрое, сухое.

Разобраться в этом можно,

Если нам поможет … (кожа).    

Шофер: Остановка Город Мастеров.

     

Воспитатель: Вот мы и приехали, выходите, пожалуйста, из автобуса.

(дети выходят из «автобуса», мальчики выходят первые и подают руку девочкам).

Воспитатель: Достаёт листочки с заданьями из конверта, читает 1 задание от мастера-художника:

Художник

Стал плохо видеть, поэтому путает цвета. Теперь его картины никому не нравятся. Найдите ошибки в рисунках художника и исправьте их.

Дети, посмотрите на рисунки, которые лежат перед вами, найдите два карандаша нужного цвета и положите на этот рисунок.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель:

- Почему на рисунок с морковью положили оранжевые карандаши?

Дети: потому что морковь оранжевого цвета.

Воспитатель: Какого цвета должна быть свёкла?

Дети: Бардовая.

Воспитатель: Какого цвета карандаши вы положили на репу, почему?

- Ответ детей.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, сколько же здесь светофоров! Но художник опять всё перепутал и раскрасил их неправильно.

Найдите, пожалуйста, правильный светофор и расскажите, как расположены цвета у светофора.

- Ответ детей.

Воспитатель: А что обозначают цвета светофора?
Дети: Желтый цвет – внимание,

           Красный цвет – дороги нет,

           Цвет зелёный говорит:

           - Проходите, путь открыт.

Воспитатель: Для чего нужен светофор?

- Ответ детей.

Воспитатель: Какую ошибку сделал художник, когда рисовал светофор?

- Ответ детей.

Воспитатель: Так для чего же дети нам нужны глаза?

- Ответ детей:

Воспитатель: Прочитайте, пожалуйста, стихотворение о глазах.

Ребёнок: Мама рядышком присела,

                Сколько в них тепла и света,

                Доброты и ласки.

(Мальчик из подготовительной группы выкладывает слово «глаза», используя магнитную азбуку).

Воспитатель: Читает следующее задание от повара.

От повара.

Раньше повар готовил вкусные блюда. А теперь все жалуются, что суп у него получается сладкий, а компот солёный. Что нужно сделать, чтобы определить ту или иную еду на вкус? (попробовать). Какой орган чувств есть для этого у человека?

- Ответ детей.

- Какие четыре вкуса вы знаете?

- Ответ детей.

 Воспитатель: А теперь, возьмите чашечки, попробуйте напитки, и постарайтесь определить, какого они вкуса.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: а что ещё бывает сладкое, горькое, солёное, кислое?

- Ответ детей.

Воспитатель: Для чего нам нужен рот?

- Ответ детей.          

(Мальчик из подготовительной группы выкладывает слово «рот», используя магнитную азбуку).

Воспитатель: А о чём, интересно, просит нас садовод? – читает

        Садовод

Выращивает в своём саду ароматные цветы, овощи и фрукты. А теперь он разучился распознавать их по запаху. Что нужно сделать, чтобы определить по запаху тот или иной продукт?

- Ответ детей.

Воспитатель: А что нам помогает определить предмет по запаху?

Дети: Нос.

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь коробочки, возьмите по одной, приоткройте её немного, и попробуйте определить по запаху, что там лежит.

Положите на коробку соответствующую картинку. (Дети выполняют задание, объясняют, почему именно так они это сделали).

Воспитатель: Так для чего же нам нужен нос?

- Ответ детей.

(Мальчик из подготовительной группы выкладывает слово «нос», используя магнитную азбуку).

Воспитатель: Встаньте, пожалуйста, в круг, поиграем в игру «Четыре стихии»

Воспитатель называет слова «земля», «воздух», «огонь», « вода» в произвольном порядке, дети выполняют соответствующие движения руками.

Воспитатель: Достаёт следующее задание от музыканта, читает

Музыкант

Пишет, что разучился слышать и совершенно запутался в музыкальных инструментах.

Что нам помогает слышать?

Определите, какой инструмент звучит?

( музыкальные загадки загадывает ребёнок подготовительной группы)

Дети отворачиваются, закрывают глаза, определяют музыкальный инструмент по звучанию, называют его.

Воспитатель: что же вам помогло в выполнении такого сложного задания?

- Ответ детей.

(Мальчик из подготовительной группы выкладывает слово «уши», используя магнитную азбуку).

Воспитатель: прочитайте, пожалуйста, стихотворение

Ребёнок: Доктор, доктор,

                Как нам быть,

                Уши мыть или не мыть?

                Если мыть, то, как нам быть

                Чаще мыть или пореже?

                Отвечает доктор –

                - Еже…

                Отвечает доктор гневно –

                Еже, еже, ежедневно!

Воспитатель: Посмотрите, на столе лежат картинки с изображением различных инструментов. Возьмите по одной карточке, на которой нарисован музыкальный инструмент и назовите его (дети выполняют задание).

А теперь, скажите мне, карточки с изображением, каких инструментов остались на столе?

- Ответ детей.

Воспитатель: Как их назвать, одним словом?

- Ответ детей.

Воспитатель: Обращается к ребёнку, который выкладывал слова. Прочитай, пожалуйста, все слова, которые ты написал, чтобы дети запомнили, как называются органы чувств у человека.

Воспитатель: Дети, а о каком органе чувств мы с вами ещё забыли поговорить?

- Ответ детей.

Воспитатель: Для чего нужна человеку кожа?

- Ответ детей.

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь лежат красивые мешочки. Возьмите по одному, потрогайте, и определите, какая геометрическая фигура там лежит. Кто определит, нарисует эту фигуру на листочке.

Дети выполняют задание, затем достают фигуру из мешочка и определяют, правильно ли они выполнили это задание. Что помогло им определить форму предмета?

Воспитатель: Мы выполнили все задания мастеров-человечков.

Давайте ещё раз повторим, какие органы чувств есть у человека, что они определяют. Игра: «Какой орган чувств нам помогает об этом узнать?» Воспитатель называет слова: белый, горячий, сладкий, ароматный, колючий, громкий и т.д., а  дети называют орган чувств, который помогает это определить:

Воспитатель: Мы сегодня очень помогли мастерам-человечкам, смотрите, какие весёлые они стали. В их домик опять вернулась радость.

(Обращает внимание на коробку с подарками, спрятанную в домике).        

Читает:

Ну, что же, ребята, вы все постарались,

С заданьями сложными дружно справлялись.

Все мы вас благодарим,

Вам спасибо говорим.

Вы подарочки возьмите,

В детский сад их отвезите.

Вспоминайте чаще нас.

Ну, счастливо,

В добрый час!

(Дети садятся в автобус мальчики пропускают вперёд девочек)

Поют песню «Наш любимый детский сад» В «детском саду» открывают коробку, разглядывают подарки, говорят от какого человечка тот или иной подарок: кисточки, детский музыкальный инструмент, яблоки или бананы, набор детской посуды.

Воспитатель: а теперь берите подарки и идите, расскажите своим младшим товарищам о том, где вы сегодня были  и покажите им подарки, которые вы привезли с собой из города Мастеров.

От повара.

Раньше повар готовил вкусные блюда. А теперь все жалуются, что суп у него получается сладкий, а компот солёный. Что нужно сделать, чтобы определить ту или иную еду на вкус? (попробовать). Какой орган чувств есть для этого у человека?

Какие четыре вкуса вы знаете? (Сладкий, солёный, горький, кислый).

        Садовод

Выращивает в своём саду ароматные цветы, овощи и фрукты. А теперь он разучился распознавать их по запаху. Что нужно сделать, чтобы определить по запаху тот или иной продукт?

Музыкант

Пишет, что разучился слышать и совершенно запутался в музыкальных инструментах.

Что нам помогает слышать?

Определите, какой инструмент звучит?

Художник

Стал плохо видеть, поэтому путает цвета. Теперь его картины никому не нравятся. Найдите ошибки в рисунках художника и исправьте их.

                                        Письмо

Есть город прекрасный, есть город чудесный,

В котором,  живут мастера – человечки.

Мы все очень добрые, любим трудиться,

Ну, надо же было беде приключиться!

Нам всем очень плохо, веселье пропало,

Не ладиться дело и грустно так стало.

 

Мы просим помочь нам, спасите нас, дети,

Заданья прислали вам в этом конверте.

В наш город спешите скорее, ребята,

Автобус уж ждёт вас у детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в средней группе.Наши добрые помощники – органы чувств.

Совместная деятельность с детьми средней группы по теме «Наши добрые помощники – органы чувств» была построена в форме игры путешествия, цель которой: продолжать знакомить детей с органами чувств (нос...

"Наши умные помощники - органы чувств"

Конспект с приложением занятия в старшей группе ДОУ...

Конспект занятия на тему: "Наши умные помощники - органы чувств"

Крнспект занятие с применением социо-игровой технологии...

НОД "Наши умные помощники - органы чувств"

Непосредственно образовательная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий деятельностного типа. Цель: сформировать у...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Наши умные помощники – органы чувств" .

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Наши умные помощники – органы чувств"Цель:сформировать у детей представление о различных средствах и способа познания окружающего мира;о...

"Наши умные помощники-органы чувств"

Конспектпроведения непосредственной образовательной деятельностипо здоровому образу жизни группа № 8На тему: «Наши умные помощники - органы чувств»...

Тема: Наши умные помощники – органы чувств.

Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира. Помочь понять детям, почему мы на...