Система тренинговых занятий по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов ДОУ
план-конспект занятия
Деятельность, направленная на сохранение и укрепление психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагогов дошкольных образовательных учреждений связана с напряженными ситуациями и факторами – это конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ, трудности во взаимодействии с детьми и их родителями, увеличение требований к профессиональной компетенции и низкая оплата труда. Воздействие этих факторов неблагоприятно влияет на психическое здоровье педагогов и может вызвать сильные стрессы и даже привести к возникновению неврозов.
Угрозу психологическому здоровью педагогов ДОУ представляют:
Внешние источники:
- незнание способов саморегуляции;
- снижение физической активности, сидячий образ жизни;
- нерациональный режим труда и отдыха
Социальные источники:
- преобладание авторитарного стиля руководства ДОУ;
- высокая ответственность за жизнь и здоровье детей.
Внутренние источники:
- личностные особенности педагогов: неадекватная самооценка, неустойчивость эмоций, тревожность, агрессивность и т. д.
- интеллектуальные, психоэмоциональные и физические перегрузки;
- факторы, ослабляющие нервную систему: курение, алкоголь, перенесенные инфекции и длительные заболевания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_treningovyh_zanyatiy_po_sohraneniyu_i_ukrepleniyu.docx | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Система тренинговых занятий по сохранению и укреплению
психологического здоровья педагогов ДОУ
Деятельность, направленная на сохранение и укрепление психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагогов дошкольных образовательных учреждений связана с напряженными ситуациями и факторами – это конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ, трудности во взаимодействии с детьми и их родителями, увеличение требований к профессиональной компетенции и низкая оплата труда. Воздействие этих факторов неблагоприятно влияет на психическое здоровье педагогов и может вызвать сильные стрессы и даже привести к возникновению неврозов.
Угрозу психологическому здоровью педагогов ДОУ представляют:
Внешние источники:
- незнание способов саморегуляции;
- снижение физической активности, сидячий образ жизни;
- нерациональный режим труда и отдыха
Социальные источники:
- преобладание авторитарного стиля руководства ДОУ;
- высокая ответственность за жизнь и здоровье детей.
Внутренние источники:
- личностные особенности педагогов: неадекватная самооценка, неустойчивость эмоций, тревожность, агрессивность и т. д.
- интеллектуальные, психоэмоциональные и физические перегрузки;
- факторы, ослабляющие нервную систему: курение, алкоголь, перенесенные инфекции и длительные заболевания.
При работе с педагогическим коллективом мною было выявлено, что в процессе профессиональной деятельности достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов.
В результате повышается уровень тревожности и агрессивности, появляется раздражительность и вспыльчивость, преобладает подавленное, негативное настроение, появляется бессонница. Педагоги могут потерять интерес к своей профессии, пропадает желание творчески мыслить и активно действовать, процесс мышления и деятельности становится негибким и стереотипным.
Для оптимизации психологического здоровья мною была разработана система тренинговых занятий для педагогов ДОУ.
Цель системы занятий: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов.
Данная система состоит из 5 занятий, длительность одного составляет 40-45 минут.
Занятие проводятся один раз в 2-3 недели.
Количество участников тренинга: 8-10 человек.
Данная система включает в себя несколько направлений:
- деловые игры и упражнения,
- арт-терапевтические техники,
- психогимнастические упражнения и релаксационные методики
что в комплексе способствует более эффективному воздействию на психологическое здоровье и личность педагогов в целом.
1.Деловые игры и упражнения направлены на снятие психической напряженности, повешению чувства собственной значимости, развитию навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.
2.Арт-терапевтические техники создают условия для самопознания, саморазвития и творческого самовыражения педагога.
3.Психогимнастические упражнения способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности.
4.Релаксационные методики способствуют саморегуляции, мышечному расслаблению, снятию эмоционального напряжения и позитивному самовосприятию.
Каждый педагог может выбрать для себя самое подходящее и приемлемое средство для нормализации своего психического состояния и использовать его в повседневной жизни.
Мною были обобщены и систематизированы теоретические и практические материалы, но данная система предполагает наличие и авторских упражнений:
-Упражнение «Подарок»; -Упражнение «Душевное состояние»;
-Психогимнастика «Зарождение любви»; -Упражнение «Душевное состояние»;
-Игра «Глаза в глаза»; -Психогимнастика «Напряжение»;
-Упражнение «Руки»;
Тренинговое занятие №1.
1.Упражнение «Мое настроение»
Психолог просит описать педагогов свое настроение на данный момент времени.
2. «Портреты»
Педагогам предлагается нарисовать себя в виде какого-нибудь животного, растения или предмета. После этого каждый из педагогов представляет свой рисунок.
3. Деловая игра «Атомы»
Педагоги становятся атомами. Атомы все время двигаются, и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным. Оно определяется тем, какую цифру назовет психолог.(2, 3, 4…)
4. Упражнение «Подарок»
Педагоги сидят в кругу, каждый придумывает подарок, который ему хотелось бы подарить окружающим людям. Затем по очереди, с помощью языка жестов педагоги делятся своими подарками с рядом сидящим.
5. Визуализация «Избавление от тревог»
Психолог: «Сядьте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себе ясный солнечный день, дует теплый ласковый воздух, и вы идете по чудесной зеленой лужайке. Чистейшее голубое небо озарено яркими лучами солнца. Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему. Все ваше тело наполняется очищающим божественным светом, в котором растворяются ваши тревоги, печали и огорчения. Вы очищаетесь от негативных эмоций и отрицательных частиц, они покидают ваше тело и рассеиваются в теплом воздухе. Вы избавлены от тревог, теперь вы очищены! Вам светло, спокойно и радостно. Откройте глаза».
6. Упражнение «Гора с плеч»
Педагоги встают, опускают руки вдоль туловища и выпрямляют спину. Психолог предлагает им резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Именно такая осанка должна быть постоянно.
7. Рефлексия.
Каждый педагог по очереди или по желанию высказывает свои впечатления и переживания по поводу прошедшего занятия.
Тренинговое занятие №2
1.Упражнение «Душевное состояние» Психолог просит описать педагогов свое душевное состояние на данный момент времени в виде песни или мелодии.
2.Упражнение «Проективный рисунок»
(На доске располагается ватман и цветные карандаши). Психолог предлагает педагогам нарисовать коллективный портрет группы, при этом каждый имеет право нарисовать только один элемент.
4.Упражнение «Расскажи о себе»
Каждому педагогу предлагается возможность рассказать группе о себе, своих интересах, профессиональных планах и жизненных целях.
3. Психогимнастика «Зарождение любви»
Психолог: «Я предлагаю вам представить, что внутри вас образовался очаг любви. И с каждым вдохом он все больше и больше распространяется по его телу. Вдох – и любовью наполняется голова, вдох – и любовью наполняется шея, вдох - и любовью наполняются плечи и руки. Легкая, жизнерадостная, светлая энергия наполняет грудь, а затем ноги. Все ваше тело наполнено любовью, каждая клеточка излучает добро и свет и теплоту. Почувствуйте это состояние,
4.Игра «Доверие» Психолог ставит в центре круга препятствия – стулья. Педагоги делятся на пары. Один из них будет слепым – он закрывает глаза. Второй – его помощником, старающимся аккуратно и бережно перевести слепого между препятствиями.
5. Упражнение «Доброе животное»
Все педагоги становятся друг за другом и кладут руки на плечи, стоящему спереди. Педагоги становятся одним целым, большим и добрым животным. Психолог просит педагогов вместе попрыгать, походить, поприседать и подышать, похлопать.
6. Релаксация Психолог: «Сядьте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь». (Звучит спокойная, расслабляющая музыка).
После того как музыка закончилась педагоги открывают глаза и переходят к обсуждению, отвечают на вопросы: -Удалось ли расслабиться при прослушивании музыки? -Если удалось, то, какие образы, мысли и чувства всплывали в этот момент?
7. Рефлексия. Каждый педагог по очереди или по желанию высказывает свои впечатления и переживания по поводу прошедшего занятия.
Тренинговое занятие №3
1.Упражнение «Эмоциональное состояние» Психолог просит показать педагогам свое эмоциональное состояние на данный момент времени в виде какой-либо позы или жеста.
3. Упражнение «Глаза в глаза» Педагоги делятся на пары и садятся лицом друг к другу. Психолог засекает 2 минуты, в течение которого участники должны внимательно не отрываясь, смотреть друг в глаза. После упражнения педагоги делятся своими ощущениями и испытываемыми трудностями.
4. Психогимнастика «Рубка дров»
Педагоги встают в круг. Психолог задает вопрос: «Знаете ли вы, как рубить дрова? Покажите, как держать топор, и в какой удобнее позе стоять. Педагоги имитируют рубку дров, при этом можно как можно выше заносить воображаемый топор на воображаемое бревно, издавая вместе с выдохом какие-нибудь звуки.
5. Игра «Чемодан»
По желанию один педагог выходит за дверь, остальные участники тренинга «собирают ему чемодан», то есть письменно составляют набор его наилучших, положительных качеств и особенностей личности и одна отрицательная характеристика человека, которая, по мнению педагогов, мешает раскрытию его способностей, препятствует реализации в профессиональной деятельности и общении. После этого возвратившемуся в группу педагогу зачитывают полученные данные.
6.Арттерапия «Рисунок музыки» Психолог включает расслабляющую музыку, а затем предлагает педагогам изобразить на листе бумаги, карандашами или красками те ассоциации, которые возникли в процессе прослушивания.
7.Упражнение «Избавление от усталости» Педагогам предлагается вытянуть ноги, опустить расслабленные руки вниз.
Психолог: «Представьте, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: она струится от головы к плечам, перетекает от предплечья, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается в землю. Ощутите физическую теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите с этим ощущением некоторое время, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от усталости.
8. Рефлексия.
Каждый педагог по очереди или по желанию высказывает свои впечатления и переживания по поводу прошедшего занятия.
Тренинговое занятие №4
1.Упражнение «Я чувствую сейчас…» Участники тренинга сидят в кругу. Психолог предлагает каждому из педагогов осмыслить, понять свое эмоциональное состояние, и продолжить предложение «Я чувствую сейчас…».
2.Упражнение «Паутина» Педагоги встают в круг и вытягивают руки вперед. Психолог предлагает в хаотичном порядке сцепиться руками с другими, создав, таким образом, паутину. Участникам тренинга нужно распутать паутину, не расцепляя рук.
3.Игра «Человек и тень» Участники тренинга делятся на пары. Один из педагогов становится человеком, другой - его тенью. Человек совершает различные движения телом, тень внимательно следит и повторяет эти движения. После определенного времени педагоги меняются ролями. После игры педагоги делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы: Какую роль выполнять понравилось больше: тени или человека? Почему? Какие сложности возникли при выполнении этого задания?
4.Игра «Какой я» Педагогам выдается лист бумаги, его нужно подписать и разделить на три колонки. В первой колонке пишутся прилагательные, характеризующие себя собственным взглядом, во второй колонке - «Я - глазами друзей, родственников», а на третьей колонке листы перемешиваются между участниками группы и записывается характеристика «Я – глазами педагогов, коллег». Далее листы возвращаются и анализируются педагогами. Участники отвечают на вопрос: Какие характеристики совпали во всех трех колонках? Правильно ли, с вашей точки зрения охарактеризовали вас педагоги? Что заинтересовало?
5.Психогимнастика «Напряжение» Участники тренинга встают, опускают руки и выпрямляют спину. Им предлагается представить, что невиданная сила внесла в их тело напряжение. Сначала напрягается и расслабляется голова, затем напрягается и расслабляется шея, потом плечи, локти и руки. Грудь, бедра и ноги. Затем на вдохе напряжение охватывает все тело. На выдохе - происходит расслабление.
6.Визуализация «Светлые воспоминания»Педагогам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и почувствовать свое дыхание. Почувствовать, как расслабляется тело, как спокойней становится на душе, и уходят все мысли, проблемы и заботы.
В нашей жизни было много радостных и счастливых моментов. Нужно вспомнить свой самый радостный день. Вернуть к жизни то прошедшее время, когда вы испытывали ощущение неимоверного счастья и любви, веселья, радости, воодушевление от успеха и достигнутой целью. Почувствуйте, ощутите еще раз это состояние, переживите это счастливое прошлое. После окончания визуализации нужно медленно сосчитать до пяти и открыть глаза.
7. Рефлексия.
Каждый педагог по очереди или по желанию высказывает свои впечатления и переживания по поводу прошедшего занятия.
Тренинговое занятие №5
1.Упражнение «Приветствие». Участники тренинга сидят в кругу. Им по очереди предлагается поздороваться с группой. Приветствие может быть показано в любой форме. Главное, чтобы оно отражало эмоциональное и психологическое состояние педагога на данное время.
2. Арттерапия «Мое будущее ». В распоряжение участников тренинга предоставляются карандаши, краски, пластилин и бумага. Психолог предлагает им устроиться удобно, чтобы будут чувствовать себя максимально комфортно и свободно. Педагоги должны нарисовать, создать свою будущую жизнь и профессиональную деятельность так, как они хотели бы, чтобы она сложилась. Можно создавать самые смелые мечты и замыслы. После этого каждый педагог представляет группе свое творение.
3.Игра «Круговорот» Участники тренинга становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя при этом положительные характеристики личности и особенности характера того педагога, кому мяч был предназначен.
4.Упражнение «Коллективная скульптура» Участники тренинга выходят за дверь, остается только один человек. Психолог предлагает ему принять такую позу, которая характеризует его личность. Затем приглашается следующий человек, который создает скульптуру педагога, которая, по его мнению, характеризует его личность. Затем вызывается следующий педагог, он создает общую скульптуру, характеризующую уже двух педагогов. Упражнение заканчивается, когда все педагоги будут представлять собой общую скульптуру.
5.Упражнение «Руки» Половина участников тренинга становится лицом в круг, и закрывают глаза. Остальные педагогам предлагается гладить по очереди за руки стоящих впереди участников, отдавая все свое тепло и доброту.
6.Психогимнастика «Сила» Психолог предлагает педагогам принять удобную позу, сидя или стоя. Психолог: «Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает , который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно наполняет лицо, шею, плечи, руки теплым, приятным ощущением силы. По мере движения сильной энергии исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренняя сила как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком», «Я стал сильным! «У меня все получится!».
7. Заключительная рефлексия Каждый педагог по очереди или по желанию высказывает свои впечатления и переживания по поводу прошедших занятий. Участники отвечают на вопросы психолога:
- -Что в проведенных тренингах запомнилось больше всего?
- -Какое упражнение было самым полезным для вас?
- -Что в процессе работы было самым сложным?
- -Что в проведенных занятиях не понравилось и что бы вам хотелось изменить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система тренинговых занятий по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов ДОУ
Тренинговые занятия для педагогов образовательных учреждений...
Программа педагога-психолога по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов в ДОУ "Познай себя"
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учрежденииДанная программа направлена на формирование навыков саморегуляции,...
методическая разработка на тему: "Сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов"
Разработанный психологический тренинг для воспитателей....
мастер-класс "Сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов"
Методический материал предназначен для работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов...
Сохранение и укрепление психологического здоровья педагога - залог успешного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Проблема сохранения психического здоровья педагогов является особенно актуальной. Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание пблагоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе чвляется...