ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
статья по теме
Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obespechenie_psihologicheskoy_bezopasnosti.docx | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.
Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.
К внешним источникам угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:
- Манипулирование детьми. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений.
- Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
- Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников.
- Враждебность окружающей ребенка среды, когда действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка (ребенку ограничен доступ к игрушкам, отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении и т.д.).
- Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.
- Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.
- Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
- Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.
- Неблагоприятные погодные условия.
- Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. п.
Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:
- Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.
- Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.
- Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
- Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.
- Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.
Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.
Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:
- в трудностях засыпания и беспокойном сне;
- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
- в рассеянности, невнимательности;
- в беспокойстве и непоседливости;
- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
- в проявлении упрямства;
- в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
- в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);
- в игре с половыми органами;
- в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
- в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
- в повышенной тревожности;
- в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Следует отметить и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.
Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется социальная маска.
В этом случае вашему ребенку необходима индивидуальная программа психологической защиты, которая выстраивается на основании изучения личностных особенностей малыша, его опыта, привычек, условий воспитания в семье. Делает это педагог – психолог нашего учреждения при участии родителей и воспитателей группы.
Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Устойчивый оптимистический настрой говорит о том, что адаптация в социально-гигиенической среде яслей проходит или уже прошла успешно.
Обеспечение психологической безопасности личности ребенка может осуществляется через:
- Комфортную для психологического состояния детей организацию режимных моментов: сна, питания и т. п. (см. выше).
- Систему профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: массаж, закаливающие процедуры, специальные оздоровительные игры, повышающие эмоциональное состояние, и т. п.
- Арома- и фитотерапию — путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения.
- Работу с природным материалом: песком, водой. Обычно это увлекает детей и отвлекает от неприятных эмоций.
- Музыкальную терапию — регулярно проводимые музыкальные паузы, игру на детских музыкальных инструментах.
- Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.
- Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.
- Контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция.
- Развитие предметно-пространственной среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение психологической безопасности личности ребенка
Внешние источники угроз психологической безопасности ребенка.Внутренние источники угроз психологической безопасности ребенка.Описание вариантов гибкого режима...
Обеспечение психологической безопасности личности ребенка в ДОУ
В данной статье раскрываются основные источники угроз психологической безопасности личности. Их можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние. Перечислены признаки стрессового состояни...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
В консультации рассказывается об основных источниках угроз психологической безопасности личности ребенка. Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности, в чем о...
Программа обеспечения психологической безопасности личности ребенка в ДОУ
Программа обеспечения психологической безопасности личности ребенка в ДОУ...
Обеспечение психологической безопасности личности ребенка
Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обес...
Создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребенка средствами организации здоровьесберегающей и развивающей среды
В презентации представлен опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста...
Обеспечение психологической безопасности личности ребенка.
консультация в форме проекта "Обеспечение психологической безопасности личности ребенка" предназначена для педагогов детских садов....
- Мне нравится (1)