ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
статья по теме

Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obespechenie_psihologicheskoy_bezopasnosti.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.

Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

К  внешним   источникам  угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:

  1. Манипулирование детьми. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений.
  2. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
  3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников.
  4. Враждебность окружающей ребенка среды, когда действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка (ребенку ограничен доступ к игрушкам, отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении и т.д.).
  5. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.
  6. Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.
  7. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
  8. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.
  9. Неблагоприятные погодные условия.
  10. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. п.

Внутренними  источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

  1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.
  2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.
  3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
  4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.
  5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.

Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической    безопасности    могут    проявляться:

  • в трудностях засыпания и беспокойном сне;
  • в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
  • в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
  • в рассеянности, невнимательности;
  • в беспокойстве и непоседливости;
  • в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
  • в проявлении упрямства;
  • в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
  • в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);
  • в игре с половыми органами;
  • в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
  • в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
  • в повышенной тревожности;
  • в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Следует отметить и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.

Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется социальная маска.

В этом случае вашему ребенку необходима индивидуальная программа психологической защиты, которая выстраивается на основании изучения личностных особенностей малыша, его опыта, привычек, условий воспитания в семье. Делает это педагог – психолог нашего учреждения при участии родителей и воспитателей группы.

Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Устойчивый оптимистический настрой говорит о том, что адаптация в социально-гигиенической среде яслей проходит или уже прошла успешно.

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка может осуществляется через:

  1. Комфортную для психологического состояния детей организацию режимных моментов: сна, питания и т. п. (см. выше).
  2. Систему профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: массаж, закаливающие процедуры, специальные оздоровительные игры, повышающие эмоциональное состояние, и т. п.
  3. Арома- и фитотерапию — путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения.
  4. Работу с природным материалом: песком, водой. Обычно это увлекает детей и отвлекает от неприятных эмоций.
  5. Музыкальную терапию — регулярно проводимые музыкальные паузы, игру на детских музыкальных инструментах.
  6. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.
  7. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности  и  свободы.
  8. Контроль самочувствия  и  настроения ребенка, своевременная их коррекция.
  9. Развитие предметно-пространственной среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка

Внешние источники угроз психологической безопасности ребенка.Внутренние источники угроз психологической безопасности ребенка.Описание вариантов гибкого режима...

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка в ДОУ

В данной статье раскрываются основные источники угроз психологической безопаснос­ти личности. Их можно условно разделить на две группы: вне­шние и внутренние. Перечислены признаки стрессового состояни...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В консультации рассказывается об основных источниках угроз психологической безопасности личности ребенка. Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности, в чем о...

Программа обеспечения психологической безопасности личности ребенка в ДОУ

Программа обеспечения психологической безопасности личности ребенка в ДОУ...

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка

Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обес...

Создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребенка средствами организации здоровьесберегающей и развивающей среды

В презентации представлен опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста...

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка.

консультация в форме проекта "Обеспечение психологической безопасности личности ребенка" предназначена для педагогов детских садов....