Программа обеспечения психологической безопасности личности ребенка в ДОУ
статья на тему

Щербакова Людмила Александровна

Программа обеспечения психологической безопасности личности ребенка в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_psikhologicheskoy_bezopasnost_dou_word_2.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа обеспечения психологической безопасности личности ребенка в ДОУ

1. Комфортная для психологического состояния детей организация режимных моментов.
2. Система профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции.
3. Арома- и Фитотерапия - путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения.
4. Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций.
5. Музыкальная терапия - регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах.
6. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.
7. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.
8. Контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция.
9. Создание предметно-развивающей среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми.

За реализацию этой программы несет ответственность служба психолого-педагогического мониторинга под руководством психолога и медсестры дошкольного учреждения.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.
Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.
В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающим. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами: рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными эталонами, сравнение предметов с ними.
Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение со взрослыми. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка малыша в это время тождественны той оценке, которую дают ему взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неуверенности в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность.
Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира. Поэтому следует уделять особое внимание режиму дня ребенка. Режим дня дома должен соответствовать режиму дня в детском саду.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ"

Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций.
- Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу.
- Установите четкие требования к ребенку, будьте последовательны в их предъявлении.
- Будьте терпеливы.
- Формируйте у детей навыки самообслуживания личной гигиены.
- Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
- Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
- Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).
- Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые, понятные объяснения.
- Спрашивайте у ребенка: "Что ты делаешь?" На вопрос: "Почему ты это делаешь?" он ответит, когда подрастет.
- Каждый день читайте малышу.
- Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления.
- Занимайтесь с малышом совместно творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте...
- Поощряйте любопытство.
- Не скупитесь на похвалу.
Радуйтесь вашему малышу!

Признаки психоэмоционального напряжения

- Трудность засыпания и беспокойный сон.
- Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла.
- Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.
- Рассеянность, невнимательность.
- Беспокойство, непоседливость.
- Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним.
- Проявление упрямства.
- Постоянно сосет палец, жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора, ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита).
- Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия).
- Игра с половыми органами.
- Подергивание плечами, качание головой, дрожание рук.
- Снижение массы тела или, напротив, проявление симптомов ожирения.
- Повышенная тревожность.
- Дневное и ночное недержание мочи, которого ранее не наблюдалось.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Внешние источники угрозы психологической безопасности ребенка

1. Манипулирование детьми.
2. Индивидуально-личностные особенности персонала.
3. Межличностные отношения детей в группе.
4. Враждебность окружающей среды.
5. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, отсутствие режима проветривания.
6. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки.
7. Нерациональное и скудное питание, его однообразие и плохая организация.
8. Неправильная организация общения.
9. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
10. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском коллективе.
11. Неблагоприятные погодные условия.
12. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.

Внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка

1. Привычки негативного поведения в результате неправильного воспитания в семье.
2. Осознание ребенком своей неуспешности на фоне других детей.
3. Отсутствие автономности.
4. Индивидуально-личностные особенности ребенка.
5. Патология физического развития.

Общим источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит в заблуждение, в мир иллюзий.

Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например, убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка

Внешние источники угроз психологической безопасности ребенка.Внутренние источники угроз психологической безопасности ребенка.Описание вариантов гибкого режима...

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка в ДОУ

В данной статье раскрываются основные источники угроз психологической безопаснос­ти личности. Их можно условно разделить на две группы: вне­шние и внутренние. Перечислены признаки стрессового состояни...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В консультации рассказывается об основных источниках угроз психологической безопасности личности ребенка. Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности, в чем о...

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка

Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обес...

Создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребенка средствами организации здоровьесберегающей и развивающей среды

В презентации представлен опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста...

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка.

консультация в форме проекта "Обеспечение психологической безопасности личности ребенка" предназначена для педагогов детских садов....

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обес...