Проект "Здоровая семья"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
ПРОЕКТ
«Здоровая семья»
Актуальность.
« Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…»- эта фраза принадлежит академику Н.М. Амосову.Чтобы сберечь подрастающее поколение, обеспечить ему здоровое развитие, необходимо усилить внимание к занятиям физкультурой, проводить систематическую работу по здоровьесбережению в ДОУ. Но для этого нужно, чтобы родители стали нашими единомышленниками в вопросах физического воспитания и оздоровления детей.С этой целью в подготовительной группе был создан проект « Здоровая семья». Главный принцип, которым мы руководствовались при его создании: « Здоровый образ в семье- залог здоровья ребёнка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek_zdorovaya_semya.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Солнышко» г. Ртищево Саратовской области
ПРОЕКТ
«Здоровая семья»
2016
Актуальность.
« Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…»- эта фраза принадлежит академику Н.М. Амосову.
Чтобы сберечь подрастающее поколение, обеспечить ему здоровое развитие, необходимо усилить внимание к занятиям физкультурой, проводить систематическую работу по здоровьесбережению в ДОУ. Но для этого нужно, чтобы родители стали нашими единомышленниками в вопросах физического воспитания и оздоровления детей.
С этой целью в подготовительной группе был создан проект « Здоровая семья». Главный принцип, которым мы руководствовались при его создании: « Здоровый образ в семье- залог здоровья ребёнка».
В « Концепции дошкольного воспитания» подчёркивается:
« Семья и ДОУ в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй о ДОУ, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Мы в своей работе стремимся к расширению контактов со всеми социальными институтами и прежде всего с семьёй.
Актуальными оказываются анализ, обобщение и укрепление взаимодействия семьи ДОУ в интересах развития личности ребёнка.
В своей деятельности мы разделяем воздействие и взаимодействие.
Воздействие- однонаправленность влияния одного человека или группы на другого или других с целью его ( их) изменения в определённом направлении.
Взаимодействие- влияние поведения, мнения, действий родителей, педагогов и детей друг на друга в процессе совместной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщение их к физкультуре и спорту.
Взаимодействие предусматривает равную активность и равную степень взаимовлияния.
Основное средство воздействия- пропаганда здорового образа жизни. Она осуществляется в наглядной форме:
- через оформление различных стендов;
- организацию специальной передвижной выставки;
и в устной форме:
- через индивидуальные беседы;
- родительские собрания;
- организацию встреч с различными специалистами.
Эффективным средством воздействия является посещение родителями открытых физкультурных занятий. Определённый эффект воздействия наблюдается и при ознакомлении родителей с данными заболеваемости детей группы. Экран заболеваемости помогает выявить семьи, в которых дети практически не болеют. С согласия родителей изучается их опыт семейного воспитания и освещается в фотогазете с комментариями. С семьями, в которых дети часто болеют, намечается план индивидуальной работы.
Взаимодействие родителей и педагогов в процессе формирования у детей навыка здорового образа жизни происходит сложнее. Мы понимаем, что это во многом зависит от организационно- педагогической культуры ДОУ, степени доверия родителей, их удовлетворённости пребывания ребёнка в ДОУ.
Поэтому программа физкультурно-оздоровительной работы детского сада имеет продуманную концепцию. Идеология здоровья, которая является стержнем этой концепции, совместная деятельность ДОУ и семьи понятна родителям воспитанников. Но самое главное, они регулярно информируются о том, каких результатов следует ожидать от реализации программы.
В настоящее время коллективом ДОУ разработана модель взаимоотношения семьи и детского сада. При этом особенности такого сотворчества определяются прежде всего спецификой деятельности педагогического коллектива. Воспитателей и родителей объединяет забота о сохранении и укреплении здоровья ребёнка, его развитие, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Для этого используется трёхступенчатая модель взаимодействия ДОУ и семьи:
I ступень- создание общей установки на совместное решение задач по сохранению и укреплению здоровья детей;
-II ступень- формирование единой стратегии сотрудничества для выработки у ребёнка навыки здорового образа жизни;
III ступень- построение единого здоровьесберегающего образовательного пространства для развития ребёнка.
Первая ступень взаимодействия обеспечивает базовые условия сотрудничества. Для нас было важно найти подход к членам семьи ребёнка, создать атмосферу доверия, изучить микроклимат, определить тип семьи, круг семейных ценностей, традиции физического воспитания.
Вторая ступень взаимодействия предполагает выработку у его субъектов единства подходов к физкультурно- оздоровительной работе.
Родители получают возможность познакомиться с условиями, созданными в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья детей, и увидеть, как реализуется система физкультурно- оздоровительной работы. Основой взаимодействия становится активное сотрудничество педагогов и родителей.
На третьей ступени взаимодействия на основе полученной ранее диагностической информации совместно с родителями определяются: условия, которые можно создать в семье, чтобы активизировать потенциальные познавательные , физические возможности ребёнка, заложенные природой, компенсировать недостатки; содержание детской деятельности в семье в соответствии со склонностями ребёнка, реальными условиями жизни; наиболее эффективные приёмы педагогического воздействия.
Хочется подчеркнуть, что взаимодействие не имеет строгой линейности. Каждый шаг вначале совместно планировался , затем происходило параллельное и взаимопроникающее его осуществление в ДОУ и семье. Совместное подведение итогов , анализ реальных изменений , которые произошли ( или не произошли) у ребёнка по тем или иным причинам, становятся основой очередного этапа индивидуальной работы.
Для реализации модели взаимодействия ДОУ и семьи нами используется плановый подход.
Преимущество такого подхода состоит в поэтапном достижении поставленных целей, сообразности планируемых мероприятий ожиданиям и возможностям семей воспитанников, в обратной связи, а следовательно и своевременной коррекции деятельности ДОУ на этой основе.
Прежде чем начат работу с родителями, нами был определён социально- гигиенический скрининг условий и образа жизни семей воспитанников.
Проанализировав результаты, мы сделали вывод, что часть родителей ведёт или пытается вести здоровый образ жизни, а значит , у нас есть единомышленники, на которых можно опереться. Родители готовы к сотрудничеству, многие активно стремятся к психолого- педагогическому самообразованию, ждут квалифицированной методической помощи по вопросам воспитания и развития детей.
Естественно, что работа с родителями , тем более в такой области, как приобщение к здоровому образу жизни- задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении вполне по силам.
Успешность решения задач, поставленных в рамках физического воспитания дошкольников, развития у них положительной мотивации на сохранение и укрепление здоровья изначальной зависит от деятельности педагогов ДОУ, направленной на подготовку родителей к использованию технологий формирования здоровья.
Причиной формирования определённого отношения детей к своему здоровью является непосредственно взрослые, как носители определённых физических и психических качеств. Родители, пренебрежительно относящиеся к своему здоровью , не могут сформировать правильного отношения к здоровью у своего ребёнка.
Мы провели целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключая дидактизм, так как ДОУ, выполняя многообразные функции, не только осуществляет пропаганду физической культуры, поддержания здорового образа жизни, но и активизирует « работу» по осуществлению обратной связи с родителями.
При анкетировании родителей на вопрос « Каким формам взаимодействия ДОУ с семьёй вы отдаёте предпочтение?» были предложены следующие варианты ответов:
- общие родительские собрания- 17%;
- групповые родительские собрания с воспитателями-30%;
- групповые родительские собрания с приглашением специалистов- 58%;
- совместные мероприятия ( в игровой и соревновательной форме) -35%;
-индивидуальные консультации, беседы с воспитателями, специалистами-76%;
-родительские собрания с включением открытых мероприятий -67%;
- семинары-практикумы- 67%;
- консультации- 48%;
Исходя из полученных результатов мы сделали вывод, что наиболее приемлемые формы взаимодействия ДОУ с семьёй – родительские собрания с приглашением специалистов, открытые мероприятия, индивидуальные консультации, а также семинары- практикумы.
Выбранные родителями формы взаимодействия мы объединили и они вошли в основу проекта.
Таким образом , получить практическую помощь мамы и папы могут в ходе совместного проекта под названием « Здоровая семья».
Цели:
- привлечь родителей к воспитательно- образовательному процессу, пробудить интерес к организации жизнедеятельности детей в ДОУ, активизировать участие родителей в различных мероприятиях;
- формировать знания родителей, позволяющие воспитывать у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни;
- повышать роль семьи в физическом воспитании и развитии детей.
Задачи:
- обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие и эмоционального благополучия;
- осуществлять психолого- педагогическое просвещение родителей воспитанников подготовительной группы ДОУ с целью повышения педагогической компетенции;
- создать в семье условия для реализации потребности детей в двигательной активности;
- воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни;
- способствовать развитию творческой инициативы родителей;
- привлечь внимание родителей к проблемам физического образования и оздоровления детей;
- формировать общественное мнение о значимости физической культуры в ДОУ;
- развивать понимание необходимости опережающего воздействия средств физической культуры на здоровье подрастающего поколения с детства.
Участники проекта :
Дети, воспитатели подготовительной группы, родители.
Тип проекта: практика - ориентированный, групповой.
Продолжительность: долгосрочный проект.
Формы работы:
- интерактивный опрос;
- тренинги;
- практикумы;
- организационно- деятельностная и психологическая игра;
- совместные практические занятия родителей и детей;
- родительские собрания с участием медицинских работников;
- индивидуальные консультации;
- индивидуальные задания родителям.
Предполагаемый результат:
- повышение педагогической компетентности родителей как условие оптимизации влияния семьи на ребёнка;
- систематизация физкультурно- оздоровительной деятельности в семье;
- формирование у детей интереса к занятиям физической культурой;
- оптимальный эффект обратной связи « коллектив ДОУ- родители».
Данный проект отражает формы продуктивного общения ДОУ и семьи.
Эффективно организованное сотрудничество даёт импульс к взаимодействию с семьёй на качественной основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознанию общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Таким образом , поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает дальнейшее повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций физического воспитания в семье.
Можно с уверенностью сказать, что работа по данному проекту выступает в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье дошкольников и их ориентацию на здоровый образ жизни.
План работы по проекту « Здоровая семья».
Месяц | Тема проводимой работы | Форма проведения | ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сентябрь | « Условия здорового образа жизни в семье», « Состояние здоровья вашего ребёнка» | Анкетирование | воспитатели |
« Пути активизации двигательной активности детей с учётом индивидуальных особенностей состояния их здоровья» | Групповое родительское собрание с приглашением специалистов | Воспитатели, старший воспитатель, медсестра | |
« Спорт и здоровье» | Выставка литературы | воспитатели | |
« Растём здоровыми» | Фотовыставка | Родители, воспитатели | |
«Утренняя гимнастика в детском саду и дома» | Консультация. Рекомендации – комплексы для утренней гимнастики дома. | воспитатели | |
«Психологическая безопасность дошкольников» | Семинар-практикум с элементами тренинга по ознакомлению родителей со способами снятия мышечного и эмоционального напряжения у детей и применения их на практике. | Педагог-психолог | |
« Причины нарушения зрения и слуха» | Консультация | Медсестра | |
«Оздоровительная работа в ДОУ» | Общее собрание | Все специалисты, воспитатели, заведующий, старший воспитатель | |
« Как научить ребёнка чистить зубы» | Папка- передвижка | Медсестра, воспитатели | |
«Путешествие в страну Спортландию» | Вечер отдыха для родителей и детей | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
« Это актуально» | Индивидуальные беседы | Воспитатели | |
Октябрь | « Закаляйся, если хочешь быть здоров», «Что можно использовать в межсезонье чтобы не болеть» | « Мастер –класс» | Медсестра, воспитатели |
« Проблемы физического воспитания детей в семье» | Круглый стол | воспитатели | |
« Роль и значение рационального питания дошкольников | Лекция | Медсестра | |
« Выходной с папой, мамой и со мной» | Информационный лист- буклет, содержащий сведения о том, как организовать совместный досуг взрослых и детей в нашем городе | Старший воспитатель | |
«Психологическая готовность ребёнка к школе» | Ширма с наглядной информацией | Воспитатели, психолог | |
«Способы формирования у детей положительного отношения к своему здоровью», « Как работать с дневничком-здоровячком» | Методические рекомендации родителям | Старший воспитатель | |
Ноябрь | « Вредные привычки: курение, компьютер», « Вред, который наносят родители своим детям» | Консультации | Воспитатели, медсестра |
« Что полезно, а что вредно для детского организма» | Совместная игра ( дети, родители) | Воспитатели | |
« Организация физкультурных занятий в детском саду и дома» (рекомендации по организации домашнего стадиона) | Родительское собрание с элементами практикума с демонстрацией использования спортивного инвентаря. | Воспитатели, старший воспитатель | |
« Организация зрительного режима в вечернее время и выходные дни», « Дошкольники и компьютер» | Консультация | воспитатели | |
« Гимнастика для глаз» (что такое гимнастика для глаз, как сберечь зрение) | Практикум | Воспитатели, медсестра | |
« Гиперактивность у детей» | Родительская энциклопедия | Педагог- психолог | |
Декабрь | « Не боимся мы мороза» ( о пользе зимних прогулок), « Ставим детей на лыжи» ( рекомендации по приобретению лыж), « Зимние забавы- укрепление здоровья детей, хороший закаливающий эффект» | Консультации | Воспитатели |
« Какими растениями пользовались в старину при лечении простудных заболеваний» | Семинар | Медсестра | |
«Как научить ребёнка читать, писать и быть здоровым» | Папка-передвижка | Воспитатели. | |
« Всей семье на лыжи» | День лыжника | Воспитатели, медсестра | |
« Чистота- та же красота» | Консультация | Медсестра | |
« Здоровый мир» | Творческое занятие совместно с детьми и родителями. | Воспитатели | |
« Детские страхи- это серьёзно» | Встреча родителей в форме семейных посиделок | Воспитатели, педагог- психолог | |
«Оптимизация детско- родительских отношений с целью создания доверительных и доброжелательных отношений в семье» | Тренинг для родителей и детей | Педагог- психолог | |
Январь | « Зимушка спортивная» | Физкультурное мероприятие с участием родителей и детей | Музыкальный руководитель, воспитатели групп |
« Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребёнка в семье» | Групповое собрание с участием педагога- психолога | Воспитатели, педагог-психолог | |
« Что мешает нам выслушать и понять своего ребёнка» | Информационный лист | педагог-психолог | |
« Организация сна» | Консультация | Воспитатели | |
« Осторожно грипп» | Семинар | Медсестра | |
«Это актуально» | Индивидуальные беседы, консультации | Специалисты (учитель – логопед, педагог – психолог) | |
Февраль | « Нарушение осанки. 10 советов родителям» | Консультация | Воспитатели, медсестра |
« Красивая осанка» (комплекс упражнений | Практикум | Воспитатели, медсестра | |
« Плавание как фактор улучшения эмоционального состояния, увеличения физической работоспособности, активизации двигательной активности детей», «Плавание как профилактическая и коррекционная деятельность по формированию осанки у детей» | Консультации | Медсестра | |
« Отец- пример воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни» | Ширма | Воспитатели | |
« Папа, мама, я- спортивная семья» | Совместный спортивный праздник семей. | Воспитатели | |
« Практические советы родителям будущих первоклассников» | Лекция | Педагог- психолог | |
Март | « В каком возрасте отдавать детей в спортивную секцию», « Спортивные игры и развлечения детей» | Консультация | Воспитатели, психолог |
« Мамы вперёд» | Музыкально- спортивное мероприятие | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
« Главная игрушка в жизни ребёнка- мяч» | Мастер-класс по ознакомлению родителей с приёмами работы с мячом в практической деятельности. | Воспитатели | |
«Здоровая семья - здоровая нация» | Научно-практическая лаборатория | Воспитатели, старший воспитатель, заведующий | |
"Большая перемена» | Форум для родителей (общесадиковое мероприятие) | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
Апрель | « Плоскостопие, как его выявить» | Консультация по профилактике плоскостопия, с рекомендациями по правильному подбору обуви. | Медсестра |
« Упражнения для профилактики плоскостопия», « Элементы массажа стоп» | Мастер-класс по ознакомлению с оборудованием для выполнения упражнений по коррекции плоскостопия. | Медсестра, воспитатели | |
« Мы любим физкультуру» | Открытое занятие для по физической культуре для создания наиболее адекватного представления родителей о физических возможностей детей | Воспитатели, медсестра, музыкальный руководитель | |
« Нетрадиционное оборудование в ДОУ и дома для профилактики плоскостопия» | Выставка | Воспитатели, медсестра | |
« Это актуально» | Индивидуальные беседы, консультации | Специалисты | |
«Научи ребёнка быть здоровым» | Круглый стол | Заведующий, старший воспитатель, медсестра, педагог- психолог, воспитатели | |
«Здоровые дети в здоровой семье». | Валеологическое шоу для родителей | Воспитатели | |
Май | « Движение, движение» « Мир движений мальчиков и девочек» ( двигательные предпочтения детей), « Оздоровительная роль игры» « Организация летнего отдыха» | Информация на стенде Консультация | Воспитатели Воспитатели |
День открытых дверей | Совместные мероприятия с детьми | Воспитатели | |
« Путешествие в страну здоровья» | Обобщающая НОД совместно детей и родителей | воспитатели | |
«Что вы знаете о здоровом образе жизни» ( по итогам проекта) | Анкетирование | Старший воспитатель | |
« Эффективность физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ и дома» | Итоговое родительское собрание | Воспитатели | |
Июнь | « Летне-оздоровительные мероприятия детей в летний период» | Информационный лист | Старший воспитатель |
« Окружающая среда- здоровье ребёнка» | семинар | Воспитатели | |
Июль | «Будьте внимательны- родители» (способствовать охране жизни и здоровья детей) | Ширма | Воспитатели |
« Профилактика желудочно- кишечных заболеваний» | Лекция | Медсестра | |
Август | « Ядовитые грибы», «Лекарственные растения» | Информационные листы | Медсестра |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....