Проект "Здоровая семья"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

 

ПРОЕКТ

«Здоровая семья»

Актуальность.

 « Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…»- эта фраза принадлежит академику Н.М. Амосову.Чтобы сберечь подрастающее поколение, обеспечить ему здоровое развитие, необходимо усилить внимание к занятиям физкультурой, проводить систематическую работу по здоровьесбережению в ДОУ. Но для этого нужно, чтобы родители стали нашими единомышленниками в вопросах физического воспитания и оздоровления детей.С этой целью в подготовительной группе  был создан проект « Здоровая семья». Главный принцип, которым  мы руководствовались при его создании:  « Здоровый образ в семье- залог здоровья ребёнка».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proek_zdorovaya_semya.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Солнышко» г. Ртищево Саратовской области

ПРОЕКТ

«Здоровая семья»

2016

Актуальность.

 « Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…»- эта фраза принадлежит академику Н.М. Амосову.

Чтобы сберечь подрастающее поколение, обеспечить ему здоровое развитие, необходимо усилить внимание к занятиям физкультурой, проводить систематическую работу по здоровьесбережению в ДОУ. Но для этого нужно, чтобы родители стали нашими единомышленниками в вопросах физического воспитания и оздоровления детей.

С этой целью в подготовительной группе  был создан проект « Здоровая семья». Главный принцип, которым  мы руководствовались при его создании:  « Здоровый образ в семье- залог здоровья ребёнка».

В « Концепции дошкольного воспитания» подчёркивается:

« Семья и ДОУ в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление  доверительного делового контакта между семьёй о ДОУ, в ходе которого корректируется  воспитательная позиция родителей и педагогов».

Мы в своей работе стремимся к расширению контактов со всеми социальными институтами и прежде всего с семьёй.

Актуальными оказываются анализ, обобщение и укрепление взаимодействия семьи  ДОУ в интересах развития личности ребёнка.

В своей деятельности мы разделяем воздействие и взаимодействие.

Воздействие- однонаправленность влияния одного человека или группы на другого или других с целью его ( их) изменения в определённом направлении.

Взаимодействие- влияние поведения, мнения, действий родителей, педагогов  и детей друг на друга в процессе совместной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщение их к физкультуре и спорту.

Взаимодействие  предусматривает равную активность и равную степень взаимовлияния.

Основное средство воздействия- пропаганда здорового образа жизни. Она осуществляется в наглядной форме:

- через оформление различных стендов;

- организацию специальной передвижной выставки;

и в устной форме:

- через индивидуальные беседы;

- родительские собрания;

- организацию встреч с различными специалистами.

Эффективным средством воздействия является посещение родителями открытых физкультурных занятий. Определённый эффект воздействия наблюдается и при ознакомлении родителей с данными заболеваемости детей группы. Экран заболеваемости помогает выявить семьи, в которых дети практически не болеют. С согласия родителей изучается их опыт семейного воспитания и освещается  в фотогазете с комментариями. С  семьями, в которых  дети   часто болеют,  намечается план индивидуальной работы.

Взаимодействие родителей и педагогов в процессе формирования у детей навыка здорового образа жизни происходит сложнее. Мы понимаем, что это во многом зависит от организационно- педагогической культуры ДОУ, степени доверия родителей, их удовлетворённости пребывания ребёнка в ДОУ.

Поэтому программа физкультурно-оздоровительной работы детского сада имеет продуманную концепцию. Идеология здоровья, которая является стержнем этой концепции, совместная деятельность ДОУ и семьи понятна родителям воспитанников. Но самое главное, они регулярно информируются о  том,  каких результатов следует ожидать от реализации программы.

В настоящее время коллективом ДОУ разработана модель взаимоотношения семьи и детского сада. При этом особенности такого сотворчества определяются прежде всего спецификой деятельности педагогического коллектива. Воспитателей и родителей объединяет забота о сохранении и укреплении здоровья ребёнка, его развитие, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Для этого используется трёхступенчатая модель взаимодействия ДОУ и семьи:

I ступень- создание общей установки на совместное решение задач по сохранению и укреплению здоровья детей;

-II ступень- формирование единой стратегии сотрудничества для выработки у ребёнка навыки здорового образа жизни;

III ступень- построение единого здоровьесберегающего образовательного пространства для развития ребёнка.

Первая ступень взаимодействия обеспечивает базовые условия сотрудничества. Для нас  было важно найти подход к членам семьи ребёнка, создать атмосферу доверия, изучить микроклимат, определить тип семьи, круг семейных ценностей, традиции физического воспитания.

Вторая ступень взаимодействия предполагает выработку у его субъектов единства подходов к физкультурно- оздоровительной работе.

Родители получают возможность познакомиться с условиями, созданными в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья детей, и увидеть, как реализуется система физкультурно- оздоровительной работы. Основой взаимодействия становится активное сотрудничество педагогов и родителей.

На третьей ступени  взаимодействия на основе полученной ранее диагностической информации совместно с родителями определяются: условия, которые можно создать в семье, чтобы активизировать потенциальные познавательные , физические возможности ребёнка, заложенные природой, компенсировать недостатки; содержание детской деятельности в семье в соответствии со склонностями ребёнка, реальными условиями жизни; наиболее эффективные приёмы педагогического воздействия.

Хочется подчеркнуть, что взаимодействие не имеет строгой линейности. Каждый шаг вначале совместно планировался , затем происходило параллельное и взаимопроникающее его осуществление в ДОУ и семье. Совместное подведение итогов , анализ реальных  изменений , которые произошли ( или не произошли) у ребёнка по тем или иным причинам, становятся основой очередного этапа индивидуальной работы.

Для реализации модели взаимодействия ДОУ и семьи нами используется плановый подход.

Преимущество такого подхода состоит в поэтапном достижении поставленных целей, сообразности  планируемых мероприятий ожиданиям и возможностям семей воспитанников, в обратной связи, а следовательно и своевременной коррекции деятельности ДОУ на этой основе.

Прежде чем начат работу с родителями, нами был определён социально- гигиенический скрининг условий и образа жизни семей воспитанников.

Проанализировав результаты, мы сделали вывод, что часть родителей ведёт или пытается вести здоровый образ жизни, а значит , у нас есть единомышленники, на которых можно опереться. Родители готовы к сотрудничеству, многие активно стремятся к психолого- педагогическому самообразованию, ждут квалифицированной методической помощи по вопросам воспитания и развития детей.

Естественно, что работа с родителями , тем более в такой области, как приобщение к здоровому образу жизни- задача сложная, но добиться даже небольшой  положительной динамики в этом направлении вполне по силам.

Успешность решения задач, поставленных в рамках физического воспитания дошкольников, развития у них положительной мотивации на сохранение и  укрепление здоровья изначальной зависит от деятельности педагогов ДОУ, направленной на подготовку родителей к использованию технологий формирования здоровья.

Причиной формирования определённого отношения детей  к своему здоровью является непосредственно взрослые, как носители определённых физических и психических качеств. Родители, пренебрежительно относящиеся к своему здоровью , не могут сформировать правильного отношения к здоровью у своего ребёнка.

Мы провели целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключая дидактизм, так как ДОУ, выполняя многообразные функции, не только осуществляет пропаганду физической культуры, поддержания здорового образа жизни, но и активизирует « работу» по осуществлению обратной связи с родителями.

При анкетировании родителей на вопрос « Каким формам взаимодействия ДОУ с семьёй вы отдаёте предпочтение?» были предложены следующие варианты ответов:

- общие родительские собрания- 17%;

- групповые родительские собрания с воспитателями-30%;

- групповые родительские собрания с приглашением специалистов- 58%;

- совместные мероприятия ( в игровой и соревновательной форме) -35%;

-индивидуальные консультации, беседы с воспитателями, специалистами-76%;

-родительские собрания с включением открытых мероприятий -67%;

- семинары-практикумы- 67%;

- консультации- 48%;

Исходя из полученных результатов мы сделали вывод, что наиболее приемлемые формы взаимодействия ДОУ с семьёй – родительские собрания с приглашением специалистов, открытые мероприятия, индивидуальные консультации, а также семинары- практикумы.

Выбранные родителями  формы взаимодействия мы объединили и они вошли в основу проекта.

Таким образом , получить практическую помощь мамы и папы могут в ходе совместного проекта под названием « Здоровая семья».

Цели:

- привлечь родителей к воспитательно- образовательному процессу, пробудить интерес к организации жизнедеятельности детей в ДОУ, активизировать участие родителей в различных мероприятиях;

- формировать знания родителей, позволяющие воспитывать у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни;

- повышать роль семьи в физическом воспитании и развитии детей.

Задачи:

- обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие и эмоционального благополучия;

- осуществлять психолого- педагогическое просвещение родителей воспитанников  подготовительной группы ДОУ с целью повышения педагогической компетенции;

- создать в семье условия для реализации потребности детей в двигательной активности;

-  воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни;

- способствовать развитию творческой инициативы родителей;

- привлечь внимание  родителей к проблемам физического образования и оздоровления детей;

- формировать общественное мнение о значимости физической культуры в ДОУ;

- развивать понимание необходимости опережающего воздействия средств физической культуры на здоровье подрастающего поколения с детства.

Участники проекта :

Дети, воспитатели подготовительной группы, родители.

Тип проекта: практика - ориентированный, групповой.

Продолжительность: долгосрочный проект.

Формы работы:

- интерактивный опрос;

- тренинги;

- практикумы;

- организационно- деятельностная и психологическая игра;

- совместные практические занятия родителей и детей;

- родительские собрания с участием медицинских работников;

- индивидуальные консультации;

- индивидуальные задания родителям.

Предполагаемый результат:

- повышение педагогической компетентности родителей как условие оптимизации влияния семьи на ребёнка;

- систематизация физкультурно- оздоровительной деятельности в семье;

- формирование у детей интереса к занятиям физической культурой;

- оптимальный эффект обратной связи « коллектив ДОУ- родители».

Данный проект отражает формы продуктивного общения ДОУ и семьи.

Эффективно организованное сотрудничество даёт импульс к взаимодействию с семьёй на качественной основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознанию  общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Таким образом , поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает дальнейшее повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций физического воспитания в семье.

Можно с уверенностью сказать, что  работа по данному  проекту выступает в роли  своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии  реализации преемственности физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье дошкольников и их ориентацию на здоровый образ жизни.

План работы по проекту « Здоровая семья».

Месяц

Тема проводимой работы

Форма проведения

ответственные

1

2

3

4

Сентябрь

« Условия здорового образа жизни в семье», « Состояние здоровья вашего ребёнка»

Анкетирование

воспитатели

« Пути активизации двигательной активности детей с учётом  индивидуальных особенностей состояния их здоровья»

Групповое родительское собрание с приглашением специалистов

Воспитатели, старший воспитатель, медсестра

« Спорт и здоровье»

Выставка литературы

воспитатели

« Растём здоровыми»

Фотовыставка

Родители, воспитатели

«Утренняя гимнастика в детском саду и дома»

Консультация.

Рекомендации – комплексы для утренней гимнастики дома.

воспитатели

«Психологическая безопасность дошкольников»

Семинар-практикум  с элементами тренинга по ознакомлению родителей со способами снятия мышечного и эмоционального напряжения у детей и применения их на практике.

Педагог-психолог

« Причины нарушения зрения и слуха»

Консультация

Медсестра

«Оздоровительная работа в ДОУ»

Общее собрание

Все специалисты, воспитатели, заведующий, старший воспитатель

« Как научить ребёнка чистить зубы»

Папка- передвижка

Медсестра, воспитатели

«Путешествие в страну Спортландию»

Вечер отдыха для родителей и детей

Воспитатели, музыкальный руководитель

« Это актуально»

Индивидуальные беседы

Воспитатели

Октябрь

« Закаляйся, если хочешь быть здоров», «Что можно использовать в межсезонье чтобы не болеть»

« Мастер –класс»

Медсестра, воспитатели

« Проблемы физического воспитания детей в семье»

Круглый стол

воспитатели

« Роль и значение рационального питания дошкольников

Лекция

Медсестра

« Выходной с папой, мамой и со мной»

Информационный лист- буклет, содержащий сведения о том, как организовать совместный досуг взрослых и детей в нашем городе

Старший воспитатель

«Психологическая готовность ребёнка к школе»

Ширма  с наглядной информацией

Воспитатели, психолог

«Способы формирования у детей положительного отношения к своему здоровью», « Как работать с дневничком-здоровячком»

Методические рекомендации родителям

Старший воспитатель

Ноябрь

« Вредные привычки: курение, компьютер», « Вред, который наносят родители своим детям»

Консультации

Воспитатели, медсестра

« Что полезно, а что вредно для детского организма»

Совместная игра ( дети, родители)

Воспитатели

« Организация физкультурных занятий в детском саду и дома»

(рекомендации по организации домашнего стадиона)

Родительское собрание с элементами практикума с демонстрацией использования спортивного инвентаря.

Воспитатели, старший воспитатель

« Организация зрительного режима в вечернее время и выходные дни», « Дошкольники и компьютер»

Консультация

воспитатели

« Гимнастика для глаз» (что такое гимнастика для глаз, как сберечь зрение)

Практикум

Воспитатели, медсестра

« Гиперактивность у детей»

Родительская энциклопедия

Педагог- психолог

Декабрь

« Не боимся мы мороза» ( о пользе зимних прогулок), « Ставим детей на лыжи» ( рекомендации по приобретению лыж), « Зимние забавы- укрепление здоровья детей, хороший закаливающий эффект»

Консультации

Воспитатели

« Какими растениями пользовались в старину при лечении простудных заболеваний»

Семинар

Медсестра

«Как научить ребёнка читать, писать и быть здоровым»

Папка-передвижка

Воспитатели.

« Всей семье на лыжи»

День лыжника

Воспитатели, медсестра

« Чистота- та же красота»

Консультация

Медсестра

« Здоровый мир»

Творческое занятие совместно с детьми и родителями.

Воспитатели

« Детские страхи- это серьёзно»

Встреча родителей в форме семейных посиделок

Воспитатели, педагог- психолог

«Оптимизация детско- родительских отношений с целью создания доверительных и доброжелательных отношений в семье»

Тренинг для родителей и детей

Педагог- психолог

Январь

« Зимушка спортивная»

Физкультурное мероприятие с участием родителей и детей

Музыкальный руководитель, воспитатели групп

« Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребёнка в семье»

Групповое собрание с участием педагога- психолога

Воспитатели, педагог-психолог

« Что мешает нам выслушать и понять своего ребёнка»

Информационный лист

педагог-психолог

« Организация сна»

Консультация

Воспитатели

« Осторожно грипп»

Семинар

Медсестра

«Это актуально»

Индивидуальные беседы, консультации

Специалисты (учитель – логопед, педагог – психолог)

Февраль

« Нарушение осанки. 10 советов родителям»

Консультация

Воспитатели, медсестра

« Красивая осанка» (комплекс упражнений

Практикум

Воспитатели, медсестра

« Плавание как фактор улучшения эмоционального состояния, увеличения физической работоспособности, активизации двигательной активности детей», «Плавание как профилактическая и коррекционная деятельность по формированию осанки у детей»

Консультации

Медсестра

« Отец- пример воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни»

Ширма

Воспитатели

« Папа, мама, я- спортивная семья»

Совместный спортивный праздник семей.

Воспитатели

« Практические советы родителям будущих первоклассников»

Лекция

Педагог- психолог

Март

« В каком возрасте отдавать детей в спортивную секцию»,

« Спортивные игры и развлечения детей»

Консультация

Воспитатели, психолог

« Мамы вперёд»

Музыкально- спортивное мероприятие

Воспитатели, музыкальный руководитель

« Главная игрушка в жизни ребёнка- мяч»

Мастер-класс по ознакомлению родителей с приёмами работы с мячом в практической деятельности.

Воспитатели

 «Здоровая семья - здоровая нация»

Научно-практическая лаборатория

Воспитатели, старший воспитатель, заведующий

"Большая перемена»

Форум для родителей (общесадиковое мероприятие)

Воспитатели, музыкальный руководитель

Апрель

« Плоскостопие, как его выявить»

Консультация по профилактике плоскостопия, с рекомендациями по правильному подбору обуви.

Медсестра

« Упражнения для профилактики плоскостопия», « Элементы массажа стоп»

Мастер-класс по ознакомлению с оборудованием для выполнения упражнений по  коррекции плоскостопия.

Медсестра, воспитатели

« Мы любим физкультуру»

Открытое занятие для по физической культуре для создания наиболее адекватного представления родителей о физических возможностей детей

Воспитатели, медсестра, музыкальный руководитель

« Нетрадиционное оборудование в ДОУ и дома для профилактики плоскостопия»

Выставка

Воспитатели, медсестра

« Это актуально»

Индивидуальные беседы, консультации

Специалисты

«Научи ребёнка быть здоровым»

Круглый стол

Заведующий, старший воспитатель, медсестра, педагог- психолог, воспитатели

 «Здоровые дети в здоровой семье».

Валеологическое шоу для родителей

Воспитатели

Май

« Движение, движение»

« Мир движений мальчиков и девочек» ( двигательные предпочтения детей),

« Оздоровительная роль игры»

« Организация летнего отдыха»

Информация на стенде

Консультация

Воспитатели

Воспитатели

День открытых дверей

Совместные мероприятия с детьми

Воспитатели

« Путешествие в страну здоровья»

Обобщающая НОД совместно детей и родителей

воспитатели

«Что вы знаете о здоровом образе жизни» ( по итогам проекта)

Анкетирование

Старший воспитатель

« Эффективность физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ и дома»

Итоговое родительское собрание

Воспитатели

Июнь

« Летне-оздоровительные мероприятия детей в летний период»

Информационный лист

Старший воспитатель

« Окружающая среда- здоровье ребёнка»

семинар

Воспитатели

Июль

«Будьте внимательны- родители» (способствовать охране жизни и здоровья детей)

Ширма

Воспитатели

« Профилактика желудочно- кишечных заболеваний»

Лекция

Медсестра

Август

« Ядовитые грибы», «Лекарственные растения»

Информационные листы

Медсестра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....