"Здоровьесберегающие технологии в ДОУ" семинар-практикум для педагогов.
консультация на тему
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов ДОУ. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива нашего учреждения на длительный срок.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Здоровьесбережение – это активность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнедеятельности человека.
Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.
Таким образом, «Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Понятия , цели, задания по каждой технологии здоровьясбережения в ДОУ . | 143.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум для воспитателей
« Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Составила воспитатель: Головина Н. В.
Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов ДОУ. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива нашего учреждения на длительный срок.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Здоровьесбережение – это активность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнедеятельности человека.
Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.
Таким образом, «Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
(показ слайда «Здоровьесберегающие технологии»)
Утренняя гимнастика - одна из важнейших форм по оздоровлению детей. Ее целью является пробуждение и организованное общение детей, обеспечивает энергией на текущий день. Ежедневно от 10-20 минут
Гимнастика пробуждения после дневного сна – это ключ к дальнейшей активности ребенка на остаток дня. Цель – поднять общий тонус организма, устранить вялось и сонливость. Выполняется самомассаж, дыхательная гимнастика, ходьба по дорожке здоровья. 5-7 минут
Дорожки здоровья- массажные коврики. Предназначены для стимуляции активных точек ступни, что способствует профилактике ОРВ и профилактике плоскостопия.
Дыхательная гимнастика- Важное место в физической культуре дошкольников занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. От дыхания во многом зависят здоровье ребенка, его физическая и умственная деятельность.
В основном, эти упражнения основаны на носовом дыхании. К сожалению, некоторые дети дышат через рот. Если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, так как носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящихся в носоглотке.
Чудо-нос
После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Воспитатель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
Ворона
И.п.: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки.
Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
Самомассаж-. Наиболее простым, доступным пониманию и исполнению ребенка является массаж и самомассаж. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.
Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно.
Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты.
Самомассаж с прищепками. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.
Кусается сильно котенок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
- Но я же играю с тобою малыш!
- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!
Точечный самомассаж
Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. Используется наглядный материал.
«Утка и кот»
Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний
А уточки, а уточки
Все топают по улочке.
Идут себе вразвалочку
И крякают считалочку.
Утка крякает, зовет (Поглаживать шею ладонями сверху)
Всех утят с собою, вниз.
А за ними кот идет, (Указательными пальцами растирать
Словно к водопою. крылья носа)
У кота хитрющий вид, (Пальцами поглаживать лоб от середины
Их поймать мечтает! к вискам)
Не смотри ты на утят- (Раздвинуть указательный и средний
Не умеешь плавать! пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха)
Антистрессовый массаж - Приемы антистрессового массажа основаны на принципах воздействия на рефлексогенные зоны организма. Правда, методика его проведения намного сложнее, чем при точечном массаже. Зато она универсальна; может применяться как во взрослой, так и в детской практике. И здесь вовсе не обязательно, чтобы взрослый делал такой массаж ребенку. Ибо после нескольких процедур дети довольно быстро усваивают все премудрости, следовательно, при необходимости и сами потом могут снимать у себя стрессы. Что же касается эффективности антистрессового массажа, то она очень велика.
Итак, из каких же приемов состоит антистрессовый массаж?
1. Обязательно несколько раз встряхните кисти рук, как бы освобождаясь от излишней биоэнергии.
2. Затем постарайтесь полностью расслабить позвоночник и встряхнуться по возможности всем телом.
3. Затем приступайте к массажу волосистой части головы, а точнее, корней волос.
4. Теперь пройдитесь по тем же участкам волосистой части головы легкими постукивающими движениями. Делаются они кончиками расслабленных пальцев.
5. Захватывайте в кулаки прядки волос, и тяните их по очереди вверх. Тем самым вы будете сбрасывать избыток биоэнергии, накопившейся на кончиках пальцев и ладонях.
6. Следующий элемент заключается в поглаживании ладонями области затылка и шеи. Проделайте это несколько раз сверху вниз по направлению к позвоночнику, плечам до ощущения приятного тепла.
7. Теперь переходите к массажу лица и начинайте его со лба. Поставьте кончики пальцев обеих рук в центр лба (так называемую область третьего глаза) и проделайте серию поглаживающих движений от центра по направлению к периферии. Периодически делайте руками встряхивания для сбрасывания избытка биоэнергии.
8. Проделайте несколько раз пощипывание бровей по направлению от переносицы к вискам.
9. Закройте глаза и кончиками пальцев выполните несколько раз легкие постукивания по поверхности закрытых век.
10. Отыщите на лице самые верхние точки на скулах под глазами и также несколько раз постучите по ним кончиками пальцев.
11. Отыщите точки, расположенные непосредственно у верхних краев ушных раковин, и несколько раз постучите по ним.
А далее следует целая серия упражнений непосредственно с самими ушными раковинами:
А) Возьмитесь за ушные раковины и начинайте их сгибать вниз, вверх, вперед.
Б) Раскручивание, до такого состояния, чтобы все ухо горело.
В) Большими пальцами заткните, как пробкой, ушные проходы и несколько раз нажмите и отпустите.
Г) Ладонями закройте уши, а пальцы положите на затылок. Слегка постукивайте пальцами по затылку.
12. Энергично пошлепайте себя ладонями по лицу, по щекам.
13. Завершается весь комплекс постукиванием косточками пальцев рук, сжатых в кулаки, по скуле от уха до центра подбородка с обеих сторон. Такой вибрационный массаж нужно проделать, как и предыдущие упражнения, несколько раз
Динамические паузы, физкультминутки, минутки здоровья
Проводятся во время образовательной деятельности по 2-5 минут, по мере утомляемости детей и выполняют следующие функции: развлекательную, релаксационную, коммуникативную, воспитательную, обучающую, развивающую, коррекционную, лечебно-профилактическую.
Динамические паузы: 1) Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
2) Я прошу подняться
Вас– это «раз»,
Повернулась голова-
Это «два».
Руки вниз, вперед,
Смотри - это «три».
С силой их к плечам
Прижать это «пять».
Всем ребятам тихо
Сесть – это «шесть».
Минутки здоровья:
«Капуста» (массаж спины)
Мы капусту рубим, рубим. (Рубящие движения рёбрами ладоней.)
Мы морковку трём, трём. (Трущие движения костяшками пальцев.)
Мы капусту солим, солим. (Точечные прикосновения пальцами.)
Мы капусту жмём, жмём. (Прижимание мышц пальцами.)
Сок капустный пьём, пьём. (Поглаживающие движения пальцами.)
«Лимон» (расслабление мышц рук)
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он. (Опустить руки вниз и представить, что в правой руки находится лимон, из которого нужно выжать сок.)
Я его слегка сжимаю – (Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак.)
Сок лимонный выжимаю. (Почувствовать, как напряжена рука.)
Всё в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю. (Бросить «лимон» и расслабить руку.)
Выполнить это же упражнение левой рукой
Подвижные и спортивные игры- Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.
Подвижная игра «Мороз Красный нос».
На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, играющие располагаются в одном из домов. Водящий – Мороз Красный нос становится посредине площадки лицом к играющим и произносит:
Я Мороз Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие отвечают хором:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После слова «мороз» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящий обгоняет их и старается коснуться рукой, «заморозить». «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят не двигаясь. Воспитатель вместе с Морозом подсчитывает количество «замороженных». После каждой перебежки выбирают нового Мороза. В конце игры сравнивают, какой водящий Мороз заморозил больше играющих.
Подвижная игра «Хитрая лиса».
Описание: Играющие, стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесу хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.
Правила:
Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»
Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.
Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.
Спортивная игра – их цель соревнование, соперничество и победа. Это командные и индивидуальные конкурсы и эстафеты с призами и определением места победителя.
Физкультурные праздники - это развлечение для поднятия настроения.
Доп. образование (ритмика, хореография и т.д.)- движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.
Кинезотерапия (гимнастика мозга)
В ходе систематического использования кинезотерапевтических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями.
Особенности развития детей, имеющих проблемы в речевом развитии
Часто «логопедические» дети моторно неловоки, скованы, присутствуют те или иные знаки левшества (не устоявшаяся или смешанная латерализация). Речевая активность невысокая, наблюдается сужение объема активного внимания, слухоречевого запоминания, понимание сложных речевых конструкций. У этих детей быстро наступают признаки утомления.
Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Именно поэтому следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается.
Кинезиологическая гимнастика включает в себя:
1. Дыхательные упражнения.
2. Глазодвигательные упражнения.
3. Коррекционные движения тела и пальцев.
4.Различные виды массажей. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.
Колечки: Дети собравшись в кружок и выбрав водящего, под его счет собирают колечки. Внезапно водящий командует: «Без среднего!» — и все игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: «Без мизинца!» и т.д. Темп счета убыстряется, ошибавшийся выходит из игры.
крючочки и цепочка: дети стоя в кругу цепляют пальцами друг друга, делая их кольцом, тем самым создавая цепь.
Слоник: Правая рука встает на выпрямленную левую ладонь; ука¬зательный и безымянный пальцы — передние ноги слона, большой и мизинец — задние ноги, вытянутый средний палец хобот.
Тяни-толкай: Руки, направленные тыльными сторонами друг к дружке, сплетаются так, чтобы средний и безымянный пальцы нижней руки были направлены вверх, а те же пальцы верхней руки вниз.
Цветок: Руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу. Пальцы согнуты,затем резко выталкиваются вверх.
Кулак—ребро—ладонь: Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости 8—10 повторений.
Зеркальное рисование: Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Ухо—нос: Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Змейка: Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Упражнения с языком. Упритесь языком в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.
Восьмерка: Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера, начните слежение немигающими глазами. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.
Артикуляционная гимнастика это основа для формирования речевых звуков. При поведении артикуляционной гимнастики происходит не только тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата, но и отработка определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения тех или иных звуков речи. Артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом.
• Улыбка.
• Хоботок (Трубочка).
• Заборчик.
• Бублик (Колечко).
• Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
• Удерживать губами карандаш (пластмассовую трубочку).
• Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.
Упражнения для щёк:
• Покусывание, похлопывание и растирание щек.
• Сытый хомячок.
• Голодный хомячок.
• Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Упражнения для языка:
• Лопаточка.
• Чашечка.
• Иголочка (Стрелочка. Жало).
• Часики (Маятник).
• Почистим зубки.
• Лошадка.
• Оближем губки.
Тренировка мышц глотки и мягкого нёба:
• Позевывать с открытым и закрытым ртом
• Произвольно покашливать. Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки. Покашливать с высунутым языком.
• Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
• Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков
• Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.
Занятия в бассейне - закаливание водой в комплексе с упражнениями.
Плавание дает детям:
• Закаливание, профилактику простудных и других заболеваний, укрепление иммунитета;
• Формирование правильной осанки;
• Улучшение обмена веществ, сна, аппетита;
• Укрепление нервной, дыхательной, сердечно - сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата;
• Улучшение физических способностей: координация движений, силы, выносливости;
• Положительные эмоции вашего малыша.
Занятия по формированию ЗОЖ (здорового образа жизни) позволяют формировать осознанное, бережное отношение к своему здоровью; закреплять знания о человеке, его здоровье, способах формирования и сохранения здоровья, о гигиенических нормах и правилах; воспитывать понимание ценности здоровья.
Тема: «Я дома один», «Полено знать – 01,02,03», «Не доверяй незнакомцам» и т.д.
ЛФК- позволяет получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях. В дошкольном учреждении она показана всем детям с нарушением осанки и плоскостопием, так как это - единственное средство, позволяющее эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус. Противопоказания могут носить лишь временный характер. К ним можно отнести общее недомогание, высокую температуру.
Психогимнастика- различные упражнение на снятия напряжения мышечного и эмоционального.
Жадный пес: Ведущий читает стихотворение.
Жадный пес дров принес,
Йоды наносил, тесто замесил,
Пирогов напек, спрятал в уголок
И съел сам: «Гам-гам-гам!»
Затем один ребенок имитирует действия, о которых говорится в стихотворении.
Злюка: Ребенок изображает злюку. Он сидит на стуле и смотрит на каждого со злостью и недоверием. Мимика. Брони сдвинуты, верхняя губа закушена.
Гроза: За окном гроза. Хлещет дождь, сверкают молнии. Грозно гремит гром. Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно. Звучит музыка М. Раухвергера «Гром».
Ласковый котенок (дети в паре)
Ребенок с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.
Дракон кусает свой хвост: Играющие стоят друг за другом, держась за талию впередистоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего — дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.
Штанга: Ребенок «поднимает тяжелую штангу». Потом «бросает» ее. Отдыхает.
Винт: Исходное положение: пятки и носки вместе. Корпус поворачивают влево и вправо. Одновременно с этим руки свободно следуют за корпусом в том же направлении.
Возьми и передай: Дети сидят по кругу на стульях и передают друг другу воображаемый предмет.(тяжелый, то легкий, то воздушный)
Встреча с другом: У мальчика был друг. Но пришло лето, и они расстались. Друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц, и вдруг мальчик видит: из троллейбуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались! (Объятия, улыбки)
Игры в воде: Лето. Дети бегут к речке. Один мальчик поплыл на глубокое место, зажал нос и уши пальцами и погрузился с головой. Сидит, задержав дыхание, а потом — как выскочит из воды. Набрал побольше воздуха — и снова под воду. Все стали соревноваться: кто больше пробудет под водой.
Раздумье: Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец, вышел на дорогу, но в какую сторону идти? Выразительные движения
Арт-терапия- Арт-терапия (дословно - лечение искусством, творчеством) - простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Этот способ нравится детям, отвлекает их от неприятных эмоций, способствует повышению самооценки.
Обычно раскрыться ребенку мешают застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность. Для коррекции таких состояний можно успешно применять такие виды арт-терапии, как рисование, лепка, фотография, песочная и сказкотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, игротерапия и т.д.
ИЗОтерапия
Произвольное рисование по кругу: приготовить листы бумаги и карандаш, который вам нравится. Суть этого метода заключается в произвольном рисовании того, чего хочется ребенку. Через определенный промежуток времени рисунок передается другому ребенку, сидящему рядом. Так происходит несколько раз. Затем проводится обсуждение полученных рисунков. Итак, приступим.
Педагоги рисуют на листе бумаги и передают рисунок друг другу.
Для этого приема применимы все нетрадиционные способы рисования: кляксография, монотия, рисование пальчиками, ладошками, отпечатками листьев и т.д.
Рисование клубком: Необходимые материалы: клубок ниток или веревки. Ход работы: педагог должен размотать клубок ниток и показать детям, каким образом создавать на полу или столе узоры или картины. После того, как созданы все композиции, можно обсудить то, что получилось.
Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией. (Раздать арт-рисунки)
Музыкотерапия- Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.
Сказкотерапия- дети познают жизнь из сказок. Они помогают скорректировать поведение ребенка.
Сказки могут делиться на:
- Бытовые (Колобок, Курочка Ряба);
- Волшебные (Приключения Аладдина, Кот в сапогах);
- Поучительные (Снежная королева, Золотая рыбка);
- Героические (сказка о Змее Горыныче и богатырях, Сивка-Бурка).
Рисуем сказку: каждый подходит к ватману и рисует что захочет. После по нарисованному придумывается сказка.
Смехотерапия- Смех — одна из реакций человека на юмор, проявления которой включают в себя специфические звуки и непроизвольные движения мышц лица и дыхательного аппарата.
Смех- полезное физическое упражнение, способствующее тому, что у человека двигаются плечи, вибрирует диафрагма, расслабляются мышцы шеи, спины и лица.
Какой звук в слове назван неправильно:
Папа красил крысу дома,
Чтобы дом наш был как новый.
Открывает Рома кот,
Он глотать не устаёт.
Подарили Кате пышку,
С молоком она ест Мышку.
Во дворе стояла почка.
На берёзе росла бочка.
Над рекой летала майка.
А в шкафу лежала чайка.
У медведя большие ногти.
У Наташи маленькие когти.
В поле растёт рак.
В реке плавает мак.
Поёт песни кашка.
В тарелке лежит Машка.
«Отгадай загадки – путаницы».
Быстрее всех от страха
Несётся …черепаха (заяц)
Зимой в берлоге
Видит сон
Лохматый,
Косолапый…слон (медведь)
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать…муравей (свинья)
Клубком свернулся — ну-ка тронь!
«Нелепицы»
На ветке дерева сидели птицы:
Галки, голуби, синицы,
Грачи, комары, воробьи-
Ты птицу лишнюю отыщи!
Дочки маме помогали:
Стирали, шили, мыли,
Играли, ты скорее отыщи
Чем же лишним помогли.
В лесу деревьев растёт много.
Вот кедр, берёза, ель, ольха.
А вот у самой, у дороги
Клён, малина и сосна.
Дай скорее нам ответ
Растёт лишнее дерево или нет?
В этом доме шум, веселье
Ведь у Пети День рождения!
Все пришли к нему друзья-
Без друзей никак нельзя.
Тут Серёжа и Антоша,
И Егор, и Шарик тоже.
И Марина, и Ирина,
И Андрей, и Алексей.
Петя смотрит с удивленьем
Кто пришёл без приглашения?
Игротерапия-- Следующий метод, с которым я хочу вас познакомить, называется игротерапия. Игру можно использовать в качестве способа коррекции негативного поведения ребенка.
«Связующая нить»: Дети стоят в круге и передают друг другу клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что вы желаете своему соседу. В момент пожелания повязываете на пальчик ниточку.
Волшебные очки: Воспитатель: У меня в руках волшебные очки. Все, кто их надевает, видит в человеке только хорошее. Я вижу…
Спагетти: Предлагаю вам войти в круг и превратиться в спагетти. Этот круг – кастрюля. Пока спагетти очень твердое, напрягите ноги, руки, вытянитесь. Постепенно вода нагревается, спагетти становится мягче. Расслабьте ножки, тело, постепенно руки. И совсем обмякнем. Еще раз.
Упражнение «Зеркало»: Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»
После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Некоторые дети изображают подобие улыбки. На них необходимо обратить особое внимание.
Один из детей будет вулканом. Он выходит в центр круга, садится на корточки и притворяется спящим. Какое-то время он сидит тихо–тихо, а все остальные ждут, когда вулкан проснется.
Вулкан
Игра «Прятки»: Используется для успокоения. Чередуются моменты бодрствования и покоя, когда глаза закрываются ладонями на текст «сыграем в прятки». Остальные жесты иллюстрируют текст стихотворения.
- Сыграем в прятки, - сказала луна,
- С неба скатившись в лес.
- Сыграем в прятки, - сказал ветерок
- И за холмом исчез.
- Сыграем в прятки, - увидев звезду,
- Сказали ей облака.
- Сыграем в прятки, - сказала волна
- Причалу у маяка.
- Сыграем в прятки, - сказали часы,
- Тик-так, динь-динь, диги-дон.
- Сыграем в прятки, - сказал я себе
- И погрузился в сон.
А утром глазки проснулись
И увидели мир вокруг,
А утром ушки проснулись
И услышали тишину.
Су-Джок терапия- Су-Джок терапию можно и нужно использовать в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.
Приемы Су–Джок терапии:
Массаж специальным шариком.
Массаж эластичным кольцом.
Массаж стоп.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей.
Рассказывание сказки с использованием шарика
СКАЗКА «ЁЖИК»
Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр). Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его). Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку.
Дыхательная гимнастика: Вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза.
Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.
Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (на указательный), нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний), приметил ягодку и сорвал её (на безымянный), нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик). Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).
Аромотерапия - аромат может влиять на настроение человека. Соответственно мы можем управлять эмоциями с помощью ароматов. (аромолампы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии: приемы и формы работы педагога-психолога в ДОУ.
В данной работе представлено занятие "Добрые поступки" с использованием приемов здоровье сберегающих технологий при работе с детьми дошкольного возраста: дыхательная гимнастика,релаксация....
Консультация для педагогов "Уроки здоровья". "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Релаксация". Педагог 1 квалификационной категории Халикова Валентина Владимировна
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки , они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно ...
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ "дыхательная гимнастика". педагог Шкилева Елена Валерьевна
Цель дыхательной гимнастики: повысить иммунитет детей, предотвратить частые простудные заболевания, восстановить дыхательную систему после болезни....
"Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Пальчиковая гимнастика. Технология проведения". Педагог Ивановская Светлана Степановна
Любой дошкольник умеет пользоваться компьютером, телефоном, но не каждый сможет выложить узор из мозаики, застегнуть пуговицы, завязать шнурки. В результате, то, что облегчает жизнь и экономит в...
Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"
Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...
Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»
Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...
Мастер - класс для педагогов «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
презентация к мастер - классу...