«Организация досуга детей в летний период».
методическая разработка (средняя группа) на тему
Лето – особый период в жизни детей. Это время подвижных игр и развлечений на свежем воздухе, пора активного общения с другими детьми и увлекательного освоения мира природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.docx | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Цепкова Елена Викторовна
МБДОУ детский сад № 14"Красная шапочка"
г. Котовск Тамбовская область.
Методическая разработка по ФГОС
«Организация досуга детей в летний период».
Цепкова Елена Викторовна
Воспитатель.
«Организация досуга детей в летний период»
Цели:
- Создание позитивной для детей атмосферы;
- Создание положительных взаимоотношений между родителями и детьми;
- Развивать с помощью подвижных игр активного интереса к физкультуре и спорту;
- Воспитывать упорства, чувства ответственности и умения быть частью коллектива.
Лето – особый период в жизни детей. Это время подвижных игр и развлечений на свежем воздухе, пора активного общения с другими детьми и увлекательного освоения мира природы.
Важнейшей задачей дошкольного учреждения является такая организация летней работы с детьми, которая позволит заполнить их досуг интересной и полезной деятельностью. Дошкольники быстро осваивают игры, но могут через короткое время потерять к ним интерес. Стремясь к разнообразию, они пытаются развлечься любыми доступными способами, а это может быть опасно для них и окружающих людей. Очень важно так организовать педагогический процесс в дошкольном учреждении, чтобы можно было природную активность и любознательность ребят направить в полезное русло. При этом не стоит стремиться к чрезмерному количеству мероприятий. Следует обеспечить оптимальное соотношение между дидактическими формами досуга и самостоятельной активностью воспитанников.
Наилучший вариант организации летнего досуга – мероприятия, которые интересны и полезны детям. Одно из важнейших условий успешного проведения таких мероприятий – несложная подготовка и легкость проведения.
Рассмотрим формы работы соответствующие данным требованиям.
Народные праздники
Лето богато праздниками, запечатлевшими традиции многих поколений. Спасы, День Ивана Купалы и другие торжества позволяют в доступной форме познакомить детей с родной культурой. При этом нет необходимости точно придерживаться сложных канонов праздника. Достаточно привлечь внимание воспитанников к самым важным моментам и расширить круг их знаний и умений.
Творческие группы
Интересная форма досуга предполагает организацию работы творческих групп на свежем воздухе или в помещении. Каждая из групп представляет собой специально оборудованный участок, оснащенный необходимыми материалами и мебелью (стол, стулья). Руководитель каждой группы (Воспитатель) занят каким-либо видом деятельности (например, лепка или рисование). Важно, чтобы группы были оформлены интересно, ярко и понятно для детей. Можно подготовить таблички с названиями, образцы работ. Каждая творческая группа должна быть доступна и привлекательна для ребят.
Конкурсы для детей и родителей.
Организовать выставки детских работ. Выбрать тему и обсудить ее с родителями, подготовить воспитанников, оборудовать место проведения, обучить помощников экскурсовода из числа детей. Тематика может быть самой разнообразной и соответствовать праздникам или другим событиям. Например, в начале лета может быть подготовлена выставка рисунков «Лето прекрасная пора!». Композиция «Моя фантазия» может содержать любые поделки из растений, ракушек и других материалов. Дети получат удовольствие от участия, а родители больше времени проведут со своими детьми и получат хорошее настроение.
Музыка на все времена
Любые виды деятельности, связанные с музыкой, могут стать украшением детского досуга. Хороводы, музыкальные игры, разучивание и исполнение песен, разнообразные конкурсы и викторины о музыкальных инструментах понравятся ребятам и будут им полезны.
Игры для развития мышления и внимания
Дошкольники отлично справляются с развивающими заданиями в игровой форме. Такие забавы помогают тренировать внимание и расширяют возможности мышления.
Ребятам очень нравятся игры на поиск слов-антонимов (игра «Наоборот»). Дети располагаются по кругу. Ведущий бросает одному из участников мяч, одновременно произнося слово (например, «белый»). Игрок отвечает, подбирая слово с противоположным значением («черный») и возвращает мяч водящему. Мяч отправляется к другим игрокам. Слова-задания могут относиться к разным частям речи (день-ночь, смеяться-плакать). Игрок, не сумевший ответить за 20 секунд, должен выйти из игры.
Для тренировки внимания также существуют увлекательные подвижные забавы. Например, игра «Успей занять место». Ведущий присваивает порядковые номера участникам, стоящим в кругу. Затем водящий называет какие-либо 2 номера. Участники должны быстро поменяться местами. При этом ведущий старается сам опередить одного из игроков и стать на его место. Тот, кто остался без места, становится водящим. Порядковые номера, присвоенные участникам в начале игры, не меняются. Это правило действует и тогда, когда кто-либо из детей становится водящим.
Рисунки на асфальте
Дошкольники любят рисовать цветными мелками. Поэтому с удовольствием включаются в соответствующие игры. Это могут быть тематические рисунки на асфальте, изображения лабиринтов, букв, цифр, а также игры в классики.
Игры с мыльными пузырями
Красивое и полезное развлечение доставит удовольствие детям разного возраста. Чтобы научиться надувать пузыри, потребуется натренировать легкие и запастись терпением. Попытки догнать мыльные шары и достать их помогут укрепить мышцы и развить выносливость.
Игры с природным материалом (камешки)
Дети любят играть с природными материалами. Особое внимание дошкольников привлекают камешки разной формы, размера, цвета. Эти «богатства» гармонично вписываются в летние игры на свежем воздухе. Для этого взрослые должны подготовить достаточное количество разнообразных камешков, вымыть и высушить их. Ребятам могут доставить удовольствие даже самые простые действия с такими природными игрушками: нагружать камешками машинки, ведерки, делить их на группы. Дети постарше с удовольствием выкладывают узоры, применяют в математических и ролевых играх, а также в качестве элементов украшения на игровой площадке.
Летние игры с водой
В теплую погоду забавы с водой и на воде очень популярны. Это можно использовать в организации детского досуга. Например, можно провести конкурс водоносов. Дети должны на скорость перенести воду из наполненного сосуда в пустую емкость, стоящую на расстоянии. Для переноса порций жидкости можно применять разнообразные предметы: ложки, чашки, формочки. Победит та команда, которая тщательнее и быстрее выполнит задание и заполнит сосуд. Возможны варианты усложнения: бег с препятствиями, использование только одной руки, применение очень маленьких емкостей для переноски. Важно, что веселая игра не только доставит удовольствие, но и поможет развить координацию движений ребят, укрепит их настойчивость и умение работать в команде.
Спортивные состязания
Без спортивных конкурсов невозможно представить себе организацию летнего досуга в дошкольном учреждении. Участие в таких развлечениях дает возможность ребятам проявить энергию и потребность в движении; при этом они с удовольствием состязаются со сверстниками и учатся преодолевать препятствия. Командные конкурсы помогают детям сплотиться и узнать друг друга лучше. Воспитатели, наблюдая за поведением воспитанников, могут точнее оценить физические и психологические особенности дошкольников.
Участие в спортивных мероприятиях позволяет в непринужденной обстановке развить ловкость детей, помогает им овладеть новыми движениями и учит быстро перестраиваться в меняющихся условиях. Ловкость формируется долго и требует постоянных тренировок. О высоком уровне способности быстро осваивать двигательные действия будет свидетельствовать хорошее выполнение движений, включенных в подвижные игры и физические упражнения (например, бег змейкой). Учитывая возрастные особенности дошкольников, детям младшего возраста не стоит предлагать спортивные соревнования. Ловкость малышей еще не сформирована достаточно для таких игр. Для их спортивного совершенствования можно использовать несложные активные развлечения: велосипеды, качели.
Спортивные состязания превосходно развивают координацию движений, ловкость, вестибулярный аппарат, учат соразмерять свои действия с окружающей обстановкой, развивают способность действовать в команде и стремиться к победе.
Игры с мячом
Среди спортивных игр особое место занимают упражнения с мячом. Они доставляют огромную радость детям. Игры с мячом позволяют тренировать все виды мышц. Это хороший способ формирования ловкости, в том числе ручной ловкости для старших дошкольников.
Ребятам нужно дать возможность больше упражняться, испытывая свои возможности. Еще одним обязательным условием полезных упражнений с мячом является постепенное усложнение движений и условий выполнения задания.
Для развития тонкой моторики дошкольников эффективны упражнения с малым мячом. Прокатывание мяча между ладонями, катание его круговыми движениями (упражнение «Скатай снежок») в ладонях и по полу, манипуляции с мячиком указательными пальцами, передача шарика из руки в руку – эти и другие упражнения помогают подготовить кисть к школе.
Хорошо воспринимается детьми игра «Вышибалы». По условию представители первой команды становятся с двух сторон игровой площадки. Члены второй команды должны разместиться между ними. Участникам в кругу нужно избежать попадания в них мячика, брошенного членами первой команды. Для этого они могут перемещаться по игровой территории. Если мяч попал в кого-либо, игрок должен немедленно выйти из игры. Но если находящиеся в центре поля поймали мяч, то они могут вернуть в игру любого, выбывшего ранее. Если все игроки в поле выбиты, команды должны поменяться местами. Активная увлекательная забава заставляет ребят быстро двигаться, ловко отворачиваться от мяча, совершать меткие броски. Это отличный способ тренировки двигательных способностей детей.
Игры дидактической направленности.
В работе с детьми важно добиться инициативы в решении поставленных задач. Активные игры с дидактическим содержанием лишены излишней строгости и мотивируют детей на действия для достижения цели. При этом удачно сочетаются эмоциональный подъем, двигательная активность, умственная работоспособность. Благодаря позитивному настрою, учету возрастных особенностей и правильной организации занятия дети сохраняют интерес к игре и энергию для участия в ней. В подвижной игре дидактической направленности успешно взаимодействуют учебно-познавательный и игровой компоненты. Ребята учатся контролировать свои движения, действия и применять полученные знания на практике в повседневной жизни. Благодаря разнообразию форм досуга дошкольников легче формируются целостные представления об окружающем мире.
Существует огромное количество летних игр для детей дошкольного возраста. Важно постараться выбрать из этого богатства именно то, что сделает летний отдых настоящим праздником для детей и взрослых, периодом удивительных открытий и накопления сил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Организация досуга детей в летний период»
Мы осыпаем детей подарками, но самый ценный для них подарок – радость общения, дружбу – мы дарим нехотя и растрачиваем себя на тех, кому мы совершенно безразличны. Однако, в конце концов мы получаем п...
Сообщение из опыта работы «Организация досуга детей в летний период»
Сообщение из опыта работы «Организация досуга детей в летний период»...
Консультация для воспитателей «Организация досуга детей в летний период»
Консультация для воспитателей«Организация досуга детей в летний период»Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной сторо...
Организация досуга детей в летний период
«Организация досуга детей в летний период» «Мы осыпаем детей подарками, но самый ценный для них подарок – радость общения, дружбу – мы дарим нехотя и растрачиваем себя на тех, кому мы...
Консультация для родителей старшей группы: «Организация досуга детей в летний период»
Консультация для родителей об организации игрового досуга в летний период....
Организация досуга детей в летний период
Летнее время – самое благоприятное для укрепления здоровья детей. Они особенно подвижны и жизнерадостны....
Консультация для родителей «Организация досуга детей в летний период»
Статья поможет педагогам и родителям наиболее продуктивно провести летний период...