Консультация для воспитателей «Организация досуга детей в летний период»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Дубинская Татьяна Александровна

Консультация для воспитателей

«Организация досуга детей в летний период»

Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.

Отсутствие систематических занятий значительно разгружает педагогов и позволяет им по-новому подойти к планированию мероприятий: например, при подготовке выставки можно несколько дней заниматься этим достаточно плотно. Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов. Однако привычные игры детям быстро надоедают.

Мы с вами помним, как в детстве играли со своими сверстниками во дворе в дочки-матери, варили суп из песка и цветов, пекли пироги из земли и делали салат из листьев и лепестков растений. Сейчас маленькие дети почти не играют во дворе одни, поэтому многие игры изживают себя. Наша с вами задача познакомить детей с этими играми. Польза от таких игр огромная:

- сенсорное развитие при игре с природными материалами (песком, водой, землей, растениями). Дети знакомятся с разной поверхностью растений: гладкая, мягкая, шероховатая; цветом и его оттенками: светлый песок, тёмная земля; вода: прохладная-теплая

- развитие воображения при замещении в игре одних предметов другими. Палочки могут быть ложками, ножом, макаронами. Цветы – это и конфеты и украшение для торта, и ингредиенты салата.

- развитие математических навыков (отмерить нужное количество чего-либо; рассортировать предметы по форме, размеру; посчитать количество предметов в игре, разделить поровну предметы между участниками; разделить готовый «торт» на 2-4 части)

- социальное развитие (взаимодействие с другими детьми в процессе игры)

Возродить забытые игры при желании можно. Предложите детям организовать кафе, столовую, объявите, что у куклы день рождения, а дети уже сами придумают, чем угостить гостей. Но при этом детям нужно объяснить, что к природным растениям нужно относиться бережно: не срывать много цветов и листьев, т. к. растения живые. Показать неживые объекты, которыми их можно заменить. А это удобный момент обсудить с детьми, что относится к живым и неживым объектам.

Рекомендую вам со старшими дошкольниками приготовить "лунный песок". На вид это обычный песок, но в тоже время он отлично держит форму при лепке, почти как соленое тесто. Его можно, конечно, и купить, но стоит он довольно дорого и встречается в магазинах редко.                                                                                                                        Вам потребуются:

- 4 стакана просеянного песка

- 2 стакана крахмала

- 1 стакан воды.

Все это надо тщательно перемешать и все, чудо-песок готов! Если он немного подсохнет, его надо покрошить пальцами и добавить немного воды. Лепка из такого необычного песка наверняка заинтересует детей.

Всех детей очень привлекают игры с водой. Познакомлю с забавной игрой «Маляр» Дайте ребенку ведерко с водой, большую кисть, и он часами будет "красить". Предложите ему «Покрасить» стену веранды, на асфальте закрасить круг или квадрат, а старшим дошкольникам нарисовать простые предметы: солнышко, шар, листочек и т. п. А ещё можно предложить детям надеть на руку перчатку, окунуть руку в перчатке в воду и оставлять пальчиками или ладошкой отпечатки на асфальте. Рисовать можно на асфальте и с помощью пластиковых бутылочек с дыркой в пробке. Дети придут в изумление, наблюдая за тем, как быстро под лучами солнца исчезает вода. Это не просто развлечение, но экспериментальная  деятельность, которая позволит научить детей делать простейшие умозаключения и выводы. А ещё это и развития воображения, упражнения в развитии формообразующих движений.

Игра «Налей и отмерь» с использованием пластмассовых баночек, бутылочек, кувшинчиков, воронок позволит уточнить свойства воды, а старшим дошкольникам поупражняться в измерительной деятельности. Дети любят играть с водой, особенно когда не надо бояться ее разлить и что-нибудь забрызгать. Старшим дошкольникам можно давать игровые задания например, налить в лейку 5 стаканчиков воды или измерить в какое ведёрко поместится больше воды.

Интересной на мой взгляд является игра «Поиск сокровищ» в куске льда. Вам понадобятся любые мелкие предметы: ракушки, камешки, бусинки, фигурки животных и т. п. Чтобы предметы были равномерно распределены в куске льда, подбирать их надо разной плотности (те, которые тонут в воде, и те, которые плавают на поверхности).

Извлекать сокровища детям можно предложить разными способами: при помощи теплой воды, например набрав в шприц и поливая определённый участок, постукивая молоточком, откалывать куски, посыпать солью. Результаты данной игры-эксперимента можно зарисовать и с помощью воспитателя записать выводы от чего лёд быстрее тает, какие ещё способы можно придумать, чтобы добыть «сокровища»

То, что мелками можно рисовать, знают все, но далеко не все знакомы с развивающими играми, в которые можно играть на улице, используя обычные асфальтные мелки. Мелками можно обводить разные предметы, которые окажутся под рукой: формочки для песочницы, дно ведерка, листочки или, например, собственные руки и ноги. Из получившихся силуэтов можно составлять рисунки и потом их раскрашивать или зашриховывать. Это развлечение поможет нашим детям развить мелкую моторику рук.

Можно нарисовать разные геометрические фигуры и предложить ребенку дорисовать их так, чтобы они превратились во что-то узнаваемое. Например: на что похож круг? Он похож на яблоко, воздушный шар, солнышко и т. д. Дети смогут не только закрепить название геометрических фигур, но и развить своё воображение.

Мальчикам будет интересно рисовать автомобильные дороги, парковки, гаражи для своих игрушечных машинок, девочкам - домики для кукол (с мебелью и другими необходимыми для игры атрибутами)

Еще одна интересная игра «Составь рассказ» или «Придумай сказку», которая развивает связную речь и воображение. Один из участников игры рисует по своему усмотрению 3-4 предмета (любых), а другой должен придумать и рассказать по ним историю. Потом можно поменяться ролями. Например, солнышко, бабочка, цветок. Данная игра позволит нам решить задачу по развитию у детей умения различать литературные жанры рассказ- сказка.(предложить воспитателям придумать короткий рассказ)

Для малышей воспитатель может рисовать извилистую дорожку, а ребенок должен пройти по ней или прокатить машинку на веревочке, мяч.

Можно нарисовать разноцветные овалы (красный, желтый, синий, зеленый) и предложить детям прыгать с одного на другой, как зайчик, называя цвета. Или можно нарисовать фигуры одним цветом, но сделать их разной формы (круг, квадрат, треугольник). Пусть ребёнок прыгает и называет форму фигур.

Мелки помогут нам закрепить с детьми название букв, цифр, геометрических фигур. Нарисуйте, например большие буквы. Спросите у ребенка, какая буква здесь нарисована, и предложите ему пройтись ножками по контуру изображенной буквы. Точно также можно играть и с цифрами геометрическими фигурами (бегать по кругу, ходить по сторонам квадрата или треугольника).

Доказано, что любые знания, усвоенные детьми через движение, запоминаются ими гораздо лучше.

Результаты проведённого в конце учебного года мониторинга выявили, что практически во всех группах у детей недостаточно развито логическое мышление. В решении этой задачи нам могут так же помочь цветные мелки.

Игра «Логические последовательности» - вы рисуете логическую последовательность, состоящую из двух или трех элементов, а ребенок должен ее продолжить. Пример: ААБААБА. или 123123…, или  + - = + - =…

Игра «Раздели на части» Вы рисуете фигуру, а ребенок должен разделить ее на 2, 3 или 4 равные части. Еще на асфальте можно играть в «Крестики-нолики»

Нетрадиционные и интересные игры можно организовать с камнями.

Игра "Живые камни"

Эта замечательная игра способствует развитию воображения и связной речи у детей. Но чтобы в нее играть, надо заранее подготовиться. Соберите камушки разной формы и размера. Чем более гладкая поверхность у камня - тем лучше. Нарисуйте на камушках разные картинки акриловыми красками или перманентными маркерами. Вы также можете вырезать картинки из старых журналов и наклеить их специальным клеем на поверхность камней.

Теперь можно начинать играть. Выберите с ребенком по 3-4 камушка каждый и составьте с предметами, изображенными на них, короткий рассказ/сказку. Для создания интереса можно использовать «Чудесный мешочек». А можно с помощью нарисованных картинок развивать память и внимание детейорганизовав игру «Снежный ком» (поиграть с воспитателями) или «Запоминалки» (ребёнок достаёт из мешочка 3-5 камушков и называет предмет, который на нем изображён, затем их переворачивает изображением вниз и припоминает, что на каком камушке было нарисовано.)

Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению. Можно предложить детям самим придумать варианты игр с камушками, подключить к этой деятельности родителей.

Летний период располагает к проявлению фантазии, творчества.

Занять наших непоседливых детишек каким-нибудь видом творчества не только интересно, но и полезно, т. к. в учебном году времени на это практически не остаётся. Интересным материалом является – фантики от конфет. Очень просто с помощью фантиков сделать красивых бабочек. Для этого большую красочную обертку складывают гармошкой, перетягивают посередине нитками или зажимом и расправляют края. Аппликация из фантиков позволит изобразить воду, металл, красочную одежду персонажей. Можно вырезать готовые изображения из фантиков и составить из них композицию. Например, петушок около теремка. Красная Шапочка в лесу и т. п.

Талантливый педагог, всегда придумает множество интересных совместных занятий с детьми. Желаю Вам успеха в поиске интересного досуга для детей!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_dosug_detey_letom.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Организация досуга детей в летний период»

Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.

Отсутствие систематических занятий значительно разгружает педагогов и позволяет им по-новому подойти к планированию мероприятий: например, при подготовке выставки можно несколько дней заниматься этим достаточно плотно. Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов. Однако привычные игры детям быстро надоедают.

Мы с вами помним, как в детстве играли со своими сверстниками во дворе в дочки-матери, варили суп из песка и цветов, пекли пироги из земли и делали салат из листьев и лепестков растений. Сейчас маленькие дети почти не играют во дворе одни, поэтому многие игры изживают себя. Наша с вами задача познакомить детей с этими играми. Польза от таких игр огромная:

- сенсорное развитие при игре с природными материалами (песком, водой, землей, растениями). Дети знакомятся с разной поверхностью растений: гладкая, мягкая, шероховатая; цветом и его оттенками: светлый песок, тёмная земля; вода: прохладная-теплая

- развитие воображения при замещении в игре одних предметов другими. Палочки могут быть ложками, ножом, макаронами. Цветы – это и конфеты и украшение для торта, и ингредиенты салата.

- развитие математических навыков (отмерить нужное количество чего-либо; рассортировать предметы по форме, размеру; посчитать количество предметов в игре, разделить поровну предметы между участниками; разделить готовый «торт» на 2-4 части)

- социальное развитие (взаимодействие с другими детьми в процессе игры)

Возродить забытые игры при желании можно. Предложите детям организовать кафе, столовую, объявите, что у куклы день рождения, а дети уже сами придумают, чем угостить гостей. Но при этом детям нужно объяснить, что к природным растениям нужно относиться бережно: не срывать много цветов и листьев, т. к. растения живые. Показать неживые объекты, которыми их можно заменить. А это удобный момент обсудить с детьми, что относится к живым и неживым объектам.

Рекомендую вам со старшими дошкольниками приготовить "лунный песок". На вид это обычный песок, но в тоже время он отлично держит форму при лепке, почти как соленое тесто. Его можно, конечно, и купить, но стоит он довольно дорого и встречается в магазинах редко.                                                                                                                        Вам потребуются:

- 4 стакана просеянного песка

- 2 стакана крахмала

- 1 стакан воды.

Все это надо тщательно перемешать и все, чудо-песок готов! Если он немного подсохнет, его надо покрошить пальцами и добавить немного воды. Лепка из такого необычного песка наверняка заинтересует детей.

Всех детей очень привлекают игры с водой. Познакомлю с забавной игрой «Маляр» Дайте ребенку ведерко с водой, большую кисть, и он часами будет "красить". Предложите ему «Покрасить» стену веранды, на асфальте закрасить круг или квадрат, а старшим дошкольникам нарисовать простые предметы: солнышко, шар, листочек и т. п. А ещё можно предложить детям надеть на руку перчатку, окунуть руку в перчатке в воду и оставлять пальчиками или ладошкой отпечатки на асфальте. Рисовать можно на асфальте и с помощью пластиковых бутылочек с дыркой в пробке. Дети придут в изумление, наблюдая за тем, как быстро под лучами солнца исчезает вода. Это не просто развлечение, но экспериментальная  деятельность, которая позволит научить детей делать простейшие умозаключения и выводы. А ещё это и развития воображения, упражнения в развитии формообразующих движений.

Игра «Налей и отмерь» с использованием пластмассовых баночек, бутылочек, кувшинчиков, воронок позволит уточнить свойства воды, а старшим дошкольникам поупражняться в измерительной деятельности. Дети любят играть с водой, особенно когда не надо бояться ее разлить и что-нибудь забрызгать. Старшим дошкольникам можно давать игровые задания например, налить в лейку 5 стаканчиков воды или измерить в какое ведёрко поместится больше воды.

Интересной на мой взгляд является игра «Поиск сокровищ» в куске льда. Вам понадобятся любые мелкие предметы: ракушки, камешки, бусинки, фигурки животных и т. п. Чтобы предметы были равномерно распределены в куске льда, подбирать их надо разной плотности (те, которые тонут в воде, и те, которые плавают на поверхности).

Извлекать сокровища детям можно предложить разными способами: при помощи теплой воды, например набрав в шприц и поливая определённый участок, постукивая молоточком, откалывать куски, посыпать солью. Результаты данной игры-эксперимента можно зарисовать и с помощью воспитателя записать выводы от чего лёд быстрее тает, какие ещё способы можно придумать, чтобы добыть «сокровища»

То, что мелками можно рисовать, знают все, но далеко не все знакомы с развивающими играми, в которые можно играть на улице, используя обычные асфальтные мелки. Мелками можно обводить разные предметы, которые окажутся под рукой: формочки для песочницы, дно ведерка, листочки или, например, собственные руки и ноги. Из получившихся силуэтов можно составлять рисунки и потом их раскрашивать или зашриховывать. Это развлечение поможет нашим детям развить мелкую моторику рук.

Можно нарисовать разные геометрические фигуры и предложить ребенку дорисовать их так, чтобы они превратились во что-то узнаваемое. Например: на что похож круг? Он похож на яблоко, воздушный шар, солнышко и т. д. Дети смогут не только закрепить название геометрических фигур, но и развить своё воображение.

Мальчикам будет интересно рисовать автомобильные дороги, парковки, гаражи для своих игрушечных машинок, девочкам - домики для кукол (с мебелью и другими необходимыми для игры атрибутами)

Еще одна интересная игра «Составь рассказ» или «Придумай сказку», которая развивает связную речь и воображение. Один из участников игры рисует по своему усмотрению 3-4 предмета (любых), а другой должен придумать и рассказать по ним историю. Потом можно поменяться ролями. Например, солнышко, бабочка, цветок. Данная игра позволит нам решить задачу по развитию у детей умения различать литературные жанры рассказ- сказка.(предложить воспитателям придумать короткий рассказ)

Для малышей воспитатель может рисовать извилистую дорожку, а ребенок должен пройти по ней или прокатить машинку на веревочке, мяч.

Можно нарисовать разноцветные овалы (красный, желтый, синий, зеленый) и предложить детям прыгать с одного на другой, как зайчик, называя цвета. Или можно нарисовать фигуры одним цветом, но сделать их разной формы (круг, квадрат, треугольник). Пусть ребёнок прыгает и называет форму фигур.

Мелки помогут нам закрепить с детьми название букв, цифр, геометрических фигур. Нарисуйте, например большие буквы. Спросите у ребенка, какая буква здесь нарисована, и предложите ему пройтись ножками по контуру изображенной буквы. Точно также можно играть и с цифрами геометрическими фигурами (бегать по кругу, ходить по сторонам квадрата или треугольника).

Доказано, что любые знания, усвоенные детьми через движение, запоминаются ими гораздо лучше.

Результаты проведённого в конце учебного года мониторинга выявили, что практически во всех группах у детей недостаточно развито логическое мышление. В решении этой задачи нам могут так же помочь цветные мелки.

Игра «Логические последовательности» - вы рисуете логическую последовательность, состоящую из двух или трех элементов, а ребенок должен ее продолжить. Пример: ААБААБА. или 123123…, или  + - = + - =…

Игра «Раздели на части» Вы рисуете фигуру, а ребенок должен разделить ее на 2, 3 или 4 равные части. Еще на асфальте можно играть в «Крестики-нолики»

Нетрадиционные и интересные игры можно организовать с камнями.

Игра "Живые камни"

Эта замечательная игра способствует развитию воображения и связной речи у детей. Но чтобы в нее играть, надо заранее подготовиться. Соберите камушки разной формы и размера. Чем более гладкая поверхность у камня - тем лучше. Нарисуйте на камушках разные картинки акриловыми красками или перманентными маркерами. Вы также можете вырезать картинки из старых журналов и наклеить их специальным клеем на поверхность камней.

Теперь можно начинать играть. Выберите с ребенком по 3-4 камушка каждый и составьте с предметами, изображенными на них, короткий рассказ/сказку. Для создания интереса можно использовать «Чудесный мешочек». А можно с помощью нарисованных картинок развивать память и внимание детейорганизовав игру «Снежный ком» (поиграть с воспитателями) или «Запоминалки» (ребёнок достаёт из мешочка 3-5 камушков и называет предмет, который на нем изображён, затем их переворачивает изображением вниз и припоминает, что на каком камушке было нарисовано.)

Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению. Можно предложить детям самим придумать варианты игр с камушками, подключить к этой деятельности родителей.

Летний период располагает к проявлению фантазии, творчества.

Занять наших непоседливых детишек каким-нибудь видом творчества не только интересно, но и полезно, т. к. в учебном году времени на это практически не остаётся. Интересным материалом является – фантики от конфет. Очень просто с помощью фантиков сделать красивых бабочек. Для этого большую красочную обертку складывают гармошкой, перетягивают посередине нитками или зажимом и расправляют края. Аппликация из фантиков позволит изобразить воду, металл, красочную одежду персонажей. Можно вырезать готовые изображения из фантиков и составить из них композицию. Например, петушок около теремка. Красная Шапочка в лесу и т. п.

Талантливый педагог, всегда придумает множество интересных совместных занятий с детьми. Желаю Вам успеха в поиске интересного досуга для детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация прогулок и экскурсий в летний период"

Консультация поможет правильно организовать прогулку в летний период....

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в летний период»

 Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движен...

Консультация для воспитателей "Организация разных видов игр в летний период в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Организация разных видов игр в летний период в ДОУ"...

Консультация для воспитателей «Организация работы в ДОУ в летний период»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации летенй оздоровительной работы...

Консультация для воспитателей "Организация разных видов игр в летний период"

В  консультации даются  рекомендации относительно  того,  какие  виды  игр  можно  проводить  летом  с  детьми  с  целью  организа...

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в летний период»

Консультация для воспитателей«Организация работы с детьми в летний период»...