Технология оздоровительной работы в ДОУ
методическая разработка на тему

Пономаренко Ольга Вячеславовна

Создавая развивающее пространство оздоровления детей, объединяются усилия всех специалистов: учителя-логопеда, воспитателей, педагога- психолога, инструктора по физической культуре, муз. руководителя, медсестры.

В дошкольном образовательном учреждении осуществляется:

-       введение терапевтических мероприятий, которые стабилизируют здоровье детей, снижают уровень невротизаций, создают гармонию разума и чувств ребенка, повышают выносливость к нагрузкам в оздоровительном режиме дня и организации гибкого режима при плохой погоде;

-       внедрение в педагогический процесс психотерапевтических методик, которые позволяют повысить мотивацию к обучающей деятельности и уверенность в себе и своих возможностях, обеспечивают комфортное психоэмоциональное состояние, способствуют профилактике, диагностике и коррекции эмоциональной сферы ребенка, сохранению и укреплению психического здоровья дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_ozdorovitelnoy_raboty.docx35.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Технология оздоровительной работы.

1. Лечебно-оздоровительная деятельность

Мероприятия

Время проведения в режиме дня

Особенности и методика проведения

Группа

Ответственные

Фармакотерапия

Мазь оксолиновая 0,25%

Перед выходом на прогулку

Слизистая оболочка носа смазывается ежедневно в течение 10 дней.

Все группы

Медсестра

Витаминотерапия

С-витаминизация третьих блюд;

-Ревит;

-Гексавит

Время обеда

Перед прогулкой

Аскорбиновая кислота добавляется в компот.

Приём поливитаминных препаратов профилактического значения осуществляется в течение всего осенне-зимне-весеннего периода (ноябрь-май) 1 драже в день.

Все группы

Медсестра

Фитонциды

Завтрак, обед

В меню регулярно включаются луково-чесночные салаты. Используются чесночные ожерелья.

Все группы

Медсестра

Гимнастика

-утренняя гимнастика;

-дыхательная гимнастика;

-пальчикрвая гимнастика;

-восстанови

тельная

гимнастика;

-гимнастика для глаз;

-корригирующая гимнастика;

-артикуляционная гимнастика;

-психогимнастика;

- оздоровительная

гимнастика после дневного сна.

Утро

Утренние часы, перед завтраком

Перед  и во время ООД

Между ООД

Во время ООД

Во время ООД по физическому развитию, самостоятельной деятельности, на прогулке

После утренней гимнастики

Во время ООД

Вторая половина дня

Используются различные формы: образная гимнастика, в форме подвижных игр, танцевально-ритмические упражнения, на полосе препятствий, оздоровительно-беговая.

Содействует разрядке нервной системы, повышает тонус, обеспечивает оздоровительный эффект.

Дыхательная гимнастика укрепляет и оздоравливает организм детей, развивает дыхательную мускулатуру, улучшает функции нервной и сердечно-сосудистой систем, повышает сопротивляемость организма к простудным и другим заболеваниям.

Повышает функциональную функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Обеспечивает быстрый и комфортный переход ребёнка от одного вида деятельности к другому, повышает умственную и мышечную работоспособность, предупреждает появление переутомления.

Снимает зрительную нагрузку мышц глазодвигательного аппарата, развивает остроту зрения.

Комплекс специальных упражнений, рекомендуемых детям с плоскостопием и нарушениями осанки.

Способствует формированию артикуляционного аппарата у детей, проводится для стимуляции речевых зон.

Направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка.

Помогает поднять настроение, мышечный тонус, обеспечивает профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Проводится в постели.

Все группы

Все группы

Все группы

Все группы

Группы 4-5, 5-6, 6-7 лет

Все группы

Группы 4-5, 5-6, 6-7 лет

Все группы

Все группы

Инструктор по ФК

Воспитатели групп

Инструктор по ФК

Воспитатели групп

Воспитатели групп

Воспитатели групп

Воспитатели групп

Инструктор по ФК

Воспитатели групп

Учитель-логопед

Воспитатели групп

Педагог-психолог

Воспитатели групп

Инструктор по ФК

Воспитатели групп

Релаксационные упражнения

В течение дня

Способствуют недопустимости интеллектуально-физических и психоэмоциональных перегрузок.

Все группы

Педагог-психолог

Воспитатели групп

Проветривание

В течение дня

Сквозное проветривание осуществляется при отсутствии детей.

Понижение температуры от 22 до 14-15 градусов

Все группы

Младшие воспитатели групп

Примерный перечень закаливающих мероприятий

Форма закаливания

Закаливающее воздействие

Длительность (мин. в день)

Утренняя гимнастика (в теплую погоду на воздухе)

Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями

3-4 года- 5-6 мин.

4-5 лет – 5-10 мин.

5-6 лет – 7-10 мин.

6-7 лет – 10-12 мин.

Пребывание ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении

Воздушная ванна

Индивидуально

  Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (в помещении)

Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями; босохождение с использованием ребристой доски, массажных ковриков, каната и т. п.

3-4 г.- до 15 мин.

4-5- до 20 мин.

5-6 – до 25 мин.

6-7 – до 30 мин.

Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (на улице)

Сочетание свето -  воздушной ванны с физическими упражнениями;

3-4 г.- до 15 мин.

4-5- до 20 мин.

5-6 – до 25 мин.

6-7 – до30 мин.

Прогулка в первой и второй половине дня

Сочетание свето -  воздушной ванны с физическими упражнениями

Два раза в день по 2 часа, с учетом погодных условий

Полоскание горла (рта) после обеда

Закаливание водой в повседневной жизни

3-7 мин. подготовка и сама процедура

Дневной сон без маек

Воздушная ванна с учетом сезона года, региональных, климатических особенностей и индивидуальных особенностей ребенка

В соответствии с действующими СанПин

Физические упражнения после дневного сна

Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями

5-7 мин.

Закаливание после дневного сна

Воздушные ванны и водные процедуры

( обширное умывание).

5- 15 мин.

Система закаливающих – оздоровительных мероприятий

Оздоровительно-закаливающие мероприятия

Группы

Место проведения

Сопутствующий режимный момент и дозировка

Время года

1.Утренний прием детей на воздухе

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Участок

15-20 мин

25-30 мин

30-40 мин

30-40 мин

Май-октябрь

Март-октябрь.

В течение года по климатическим показаниям

2.Утренняя гимнастика на воздухе

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Территория детского сада

5 -10 мин.

10-15 мин.

20 мин.

20 мин.

Осень, весна, лето

3.Облегченная форма одежды

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Группа,      участок

В течение дня при соответствующей температуре

В течение года

4.Умывание прохладной водой в течение дня

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Туалетная комната

После дневного сна 1 мин.

Лето

В течение года

5. Полоскание горла кипячёной водой комнатной температуры

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Туалетная комната

После дневного сна.

В течение года

6.Сон при открытых форточках

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Группа

Дневной сон

В теплое время года

7.Дыхательная гимнастика

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Участок,

группа

Во время выполнения физических упражнений, 1-2 мин

В течение года

8.Воздушные ванны

9. Хождение босиком

3-4 года

4-5 лет

    5-6 лет

6-7 лет

Все группы

Спальня

Группа

Спальня

В летний период на участке

После дневного сна 1-2 мин.

Перед и после дневного сна, во время ООД по физическому развитию.

При соответству

ющей

температуре в группе (осень, зима до 15.01, весна, лето)

8. Купание в плескательном бассейне

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

На улице

После прогулки, перед обедом

Лето

9. Вакцинация

Все группы

Медицинский кабинет

1 половина дня

Проводится в рамках календаря проф.прививок.

Вакцинопофи

лактика гриппа проводится по эпидемиологи

ческим показаниям.

2. Физкультурно-развивающая деятельность.

Виды здоровьесберегающей деятельности

Время проведения в режиме дня

Особенности и методика проведения

Ответственные

Группа

ООД по физическому развитию

1-я половина дня

Используются различные виды ООД по физическому развитию, которые обеспечивают обогащение и развитие двигательной сферы воспитанников через наполнение её эмоционально-выразительным и разнообразным содержанием. Проводиться 3 занятия в неделю, одно из которых на свежем воздухе.

Инструктор по ФК

Воспитатели групп

Группы 3-4,4-5,5-6,6-7 лет

Подвижные и спортив ные игры:

- игры средней подвижности

На прогулке в течение дня

Организуются игры на коррекцию основных движений. Создаётся среда, активизирующая двигательную активность детей: классики, /юрожки, лесенки и т.д.; обеспечение детей атрибутами, развивающими двигательные возможности детей: мячи, скакалки, обручи, ракетки и т.д. Используются в свободной игровой деятельности, способствуют улучшению психического и физического здоровья детей.

Воспитатели групп

Инструктор по ФК

Все группы

Прогулка

Утренний приём, перед обедом, вечер

В процессе наблюдений у детей формируются умения радоваться окружающему миру, создаются условия для выполнения трудовых поручений, создаются условия для самостоятельной игровой деятельности, для удовлетворения потребности в движении. Длительность 4-4,5 часа в день.

Воспитатели групп

Все группы

Оздоровитель

ный бег

Утренняя гимнастика ООД по физическо

му развитию

Проводится обязательно на воздухе. Сначала предлагается детям короткая разминка (3-4 упр.), затем делается пробежка со средней скоростью на расстояние 100-300 м в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Инструктор по ФК, воспитатели групп

Группы

5-6,6-7 лет

Физкультурные праздники и развлечения

Первая половина дня

Проводятся в каждой возрастной группе 1 раз в месяц и соответствует опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям детского организма.

Инструктор по ФК

Группы

3-4,4-5,5-6,6-7 лет

День здоровья

В течение дня

Проводится 1 раз в квартал. Организуется в ДОУ во всех возрастных группах для укрепления здоровья воспитанников. Распорядок «Дня здоровья» составляется в соответствии с режимом дня и в зависимости от возраста детей. Специалистами ДОУ и воспитателями разрабатываются конспекты мероприятий, используется спортивное оборудование физкультурного зала и групп.

Инструктор по ФК

Воспитатели

Все группы

Оптимальный двигательный режим

В течение дня

Включает в себя всю динамическую деятельность детей, как организационную, так и самостоятельную. Способствует формированию двигательной активности ребенка для его гармоничного развития.

Инструктор по ФК

Все группы

3. Коррекционные технологии.

Виды здоровье-сберегающей

деятельности

Время

проведения в режиме дня

Особенности и методика проведения

Ответствен

ные

Группа

Арттерапия

До завтрака, занятия по ИЗО, 2-я половина дня.

Введение элементов арттерапии - влияние основных цветов, эмоциональный выбор темы, адекватное реагирование, активное экспериментирование, изображение эмоциональных состояний. Занятия с психологом.

Воспитатели групп,

педагог-психолог

Группы

5-6, 6-7 лет

Сказкотера

пия

I и П пол. дня Подготовка к прогулке, возвращение с прогулки.

Используются психопрофилактические и психокоррекционные сказки, которые мягко влияют на поведение ребёнка, помогают снизить уровень тревожности и агрессивности, избежать негативных эмоций, развить коммуникативные способности.

Воспитатели групп

педагог-психолог

Группы

5-6,6-7 лет

Словотерапия

В течение дня

Использование художественных произведений, потешек, сказок, стихов, шуток. Также в общении с детьми используются беседы, разговоры - убеждения, разъяснения, помогающие определить эмоциональное состояние ребёнка.

Воспитате

ли групп

Все группы

Игротерапия

В течение дня

Подбираются соответствующие игрушки и материалы, облегчающие ребёнку выражение чувств

( игрушки из реальной жизни; игрушки, помогающие снять агрессию; игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций).

Воспитате

ли групп

Все группы

Куклотерапия

Во время свободной дея-тельности, ООД.

Во время театрализованной деятельности создаётся положительное эмоциональное настроение, осуществляется установление гармоничных отношений с окружающими, освобождение от отрицательных переживаний, наполнение положительными эмоциями. Комплексное воздействие на детей с помощью разнообразных театральных приемов: этюдов, игр, специальных заданных ситуаций.

Воспита

тели групп,

Музыкальный руководитель,

Педагог-психолог.

Все группы

Музыкотера

пия

Режимные моменты, музыкаль

ные занятия.

Использование музыки во время подготовки ко сну: успокаивающая, ласковая, колыбельная, звучание тихое. Введение элементов музыкотерапии в занятие способствует профилактике детских неврозов, уменьшению внутренних конфликтов, агрессивных тенденций. Слушание музыки освобождает от отрицательных переживаний, наполняет положительными эмоциями.

Воспита

тели групп,

Музыкальныйруководитель,

Педагог-психолог.

Все группы

Цветотерапия

В течение дня

Осуществляется подбор и применение цветового режима для ребенка с целью коррекции психофизического развития. В работе с детьми используется сочетание голубого и желтого, небесного и голубоватого цветов, которое влияет как на физиологическое, так и на эмоциональное состояние ребенка. В спортивной зоне – яркие и насыщенные тона – желтый, красный, оранжевый.

Воспитатели, специалисты, педагог-психолог

Все группы

Пескотерапия

Утро, прогулка

Оказывает позитивное влияние на эмоциональную сферу ребенка, поглощает негативную психологическую энергию, стабилизирует эмоциональное состояние. Используется в работе с детьми для профилактики и коррекции эмоционального самочувствия.

Воспитате

ли,

педагог-психолог

Все группы

Логоритмика

1 половина дня

Используется как форма активной терапии в коррекционной работе логопеда, включает в себя систему физкультурных упражнений и построена на связи слова, движения и музыки.

Учитель-логопед, Музыкальный руководитель

Группы

5-6,6-7 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...

Здоровьесберегающие технологии в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста. Технология музыкального воздействия.

Здоровьесберегающие технологии в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста. Технология музыкального воздействия....

Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения.

Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих  нарушения зрения....

Технологии оздоровительной работы

Технологии оздоровительной работы...

«Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

Профилактическая и оздоровительная деятельность в детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные традиционные и нетрадиц...