Проект на тему "Здоровье"
проект на тему

Мухаджарова Эльмира Рустамовна

Проект на тему "Здоровье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_temu_zdorove.docx172.84 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов (дошкольное отделение)

Проект на тему:

«Азбука здоровья и формирование здорового образа жизни дошкольников».

Автор: Мухаджарова Э.Р., воспитатель

г. Сургут

2012г.

Актуальность проекта

Состояние здоровья детей в настоящее время становится главной проблемой в дошкольном образовании. В последнее время наблюдается снижение количества здоровых детей, поступающих в дошкольное учреждение.

Сегодня все дошкольные учреждения считают своей приоритетной задачей -сохранение и укрепление здоровья детей,  формирование привычки к здоровому образу жизни. Главной причиной детской заболеваемости является: снижение иммунитета ребенка, недостаточное применение профилактико - оздоровительных средств в режиме дня дошкольников, низкая информированность родителей о средствах укрепления здоровья и использования их в работе с детьми в домашних условиях, наличие вредных привычек у родителей, нежелание вести активный здоровый образ жизни.

Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях живет ребенок, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают.

Немаловажным является создание для детей таких условий, которые бы, способствовали не только развитию умственных, физических, психических качеств детей, но и укрепляли бы его здоровье, способствовали профилактике простудных заболеваний.

Что же лежит в основе  здоровья и здорового образа жизни?  Центральное место в формировании и сохранении здоровья каждого человека занимает мотивация к здоровью и здоровому образу жизни.

Мотивация- осознание человеком необходимости сохранения здоровья как основы для проявления в различных сферах жизнедеятельности, как основы его гармонического развития и выполнение в связи с этим тех или иных мероприятий по сохранению и поддержанию здоровья, соблюдения для этих же целей принципов здорового образа жизни.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни человека. Здоровый ребенок легко осваивает ООП ДО, социализируется в детском и взрослом обществе, у него формируются основные установки на ведение здорового образа жизни, занятие физкультурой и спортом. Здоровые дети успешны в будущей жизни.

Основополагающий вопрос: что такое здоровье и как его сберечь?

Цель и задачи проекта

Цель: формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к ЗОЖ дошкольников.

Задачи:

  • Развивать элементарные представления об основных понятиях и правилах ЗОЖ ;
  • Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей, развивать потребность в активном образе жизни.
  • Прививать осознанное отношение детей к своему здоровью.

Задачи по работе  с детьми:

  • Сформировать представления о том, что  такое витамины, о самых значимых витаминах, в чём они содержаться и как влияют на здоровье;
  • Познакомить с органами человека, их работой и значением;
  • Сформировать представления о том, что такое режим, гигиена и закаливание;
  • Познакомить с тем, что есть полезные и вредные продукты, какие они;
  • Познакомить с тем, что полезно для организма;
  • Сформировать представления о воде, какая она бывает, какая полезная для здоровья;
  • Познакомить с тем, что такое микробы и вирусы;
  • Сформировать знания о болезнях, причине заболеваний, средствах профилактики;
  • Сформировать знания о некоторых правилах оказания себе первой помощи
  • Познакомить детей с тем, что такое аптека, для чего она нужна;
  • Сформировать знания о лекарственных растениях, лекарственные растения нашего региона.

Этапы проекта

1 этап-организационный или информационно-диагностический (01.09.2012- 31.08.2013г.г.);

- анализ здоровья воспитанников;

- проведение диагностики знаний детей об отношении к здоровому образу жизни  на начало проекта;

-создание Центра здоровья;

-анализ интернет-источников и поиск эффективных методов и приемов работы с детьми;

-анализ теоретических источников по данному вопросу; создание модели здоровьесберегающих компетенций; 

-разработка плана мероприятий по формированию осознанного отношения детей дошкольного возраста к собственному здоровью и мотивации родителей на здоровый образ жизни.

2 этап-внедренческий (01.09.2013-31.05.2015г.г.);

-реализация плана мероприятий по формированию осознанного отношения детей дошкольного возраста к собственному здоровью и мотивации родителей на здоровый образ жизни.

3 этап-аналитический, итоговый (01.06.2015г. по 31.08.2015г.).

- проведение анализа выполненных мероприятий с родителями, детьми;

Участник проекта

  • воспитанники;
  • родители;
  • педагогическое сообщество;
  • социальные партнеры: библиотеки, инспекторы ГИБДД, инструкторы по физической культуре, тренеры, музеи и галереи города, родительские комитеты.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты работы над темой являются:

  • снижение уровня заболеваемости;
  • сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни;
  • полученные элементарные представления об основных понятиях и правилах здорового образа жизни;
  • повышение уровня самостоятельности и активности воспитанников в принятии важных решений в разных жизненных ситуациях;
  • овладение первичными исследовательскими умениями в ходе проекта;
  • формирование и совершенствование интеллектуально-творческого потенциала;
  • повышение числа воспитанников с адекватной самооценкой.

Содержание проекта

          Теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста – одна из главных задач развития нашей страны. Она регламентируется и обеспечивается нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
"Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам" – так гласит восточная мудрость.
Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

   Свою работу с детьми строила на основе идей ведущих педагогов, ученых, педиатров. Касаясь своей работы по самообразованию, мною было в достаточном количестве изучено литературы известных педиатров и педагогов:

Юрий Филлипович Змоновский «Воспитание детей здоровыми» В его книге я познакомилась с рекомендациями родителям по организации эффективной системы оздоровления. Узнала о важности двигательной активности детей в жизни детей, влиянии на укрепление здоровья. Автор уделяет должное внимание закаливанию, а также способам предупреждения плоскостопия, нарушения осанки,

Картушина Марина Юрьевна «Быть здоровыми хотим», «Зеленый огонек». Автор указывает на важность использования различных методов оздоровления: самомассажа, дыхательной и пальчиковой гимнастики. Указывает на то, что все методы оздоровления должны проводиться в игровой форме, с использованием песен, стихов.

Кудрявцев В. Т. «Развивающая педагогика оздоровления». Я познакомилась с тем, что автор критикует традиционную систему в физическом воспитании, заключающуюся в показе воспитателем движения. Он уделяет внимание развитию детей воображения, как важному моменту оздоровительных мероприятий. Говорит о том, что заболеваемость весной связана с увеличением магнитного поля земли и солнечной активности. Дети реагируют и возникают нарушения работы системы органов, снижается иммунитет. Призывает гулять в любую погоду. Говорит о разнообразии использовании движений на прогулке.

Были изучены статьи о босохождении и механизме его закаливающего воздействия, фитотерапии, профилактических мероприятиях гриппа и ОРВИ заболеваний, изучена двигательная активность детей на прогулке. В своей работе использую научно обоснованные оздоровительные методики, адаптированные к определенному возрасту: дыхательные упражнения по методике А. Н. Стрельниковой, B.C. Толкачевой, К.И. Бутейко; подвижные игры для оздоровления детей, разработанные В.Л. Страховской, игровой массаж T.B. Нестерюк, самомассаж, точечный массаж А. А. У майской, С. А. Исаевой.

Сущность понятия «здоровья и здоровый образ жизни»

Здоровье - это состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней или физических или психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием.

        Состояние здоровья человека зависит от воздействия на него факторов - как положительных, способствующих укреплению здоровья, так и отрицательных, которые могут вызывать заболевания.

Факторы здоровья представляются как явления, обусловливающие состояние биологического, психического, социального и духовного здоровья отдельного человека и (или) групп людей, проживающих на определенных территориях. Такими группами факторов являются биологические, природно-климатические, социально-экономические, экологические, медицинские и культурологические.

Здоровье человека зависит от того, какой образ жизни он ведет.

Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологических потребностей

(пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности во сне), способствующие эмоциональному благополучию, профилактике болезней и нечастных случаев.

Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения. Образ жизни предопределяет механизмы адаптации организма человека к условиям окружающей среды, гармоничное взаимодействие всех органов и систем органов, способствующее полноценному выполнению им социальных функций и достижению продолжительной жизни. Образ жизни является также плодом культурного творчества человека и результатом его свободного выбора.

Понятие образа жизни по своему составу является сложным. Оно позволяет выявить ценностные ориентации людей, причины их поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни. Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье. Существуют несколько определений понятия «здоровый образ жизни», в основу которых заложены такие отправные суждения, как поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек и др. По нашему мнению, в определении этого понятия, необходимо учитывать: наследственность, функционирование организма и стиль жизни.

Таким образом, здоровый образ жизни – это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций. В основе формирования здорового образа жизни лежат научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек.

Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» образуют между собой связи, обозначение которых позволяет обобщенно выразить их содержание и использовать его в педагогической практикеhttp://www.emissia.org/offline/2008/1241.files/1.JPG
Рис.1 Выражение связи между понятиями "здоровье" и "здоровый образ жизни"

Всемирная организация здравоохранения характеризует здоровье детей как:

1. Здоровье ребенка – это, прежде всего, оптимальный уровень достигнутого развития - сомато-физического, психического и личностного, его соответствие хронологическому возрасту.

2. Здоровье ребенка - это его позитивная психическая и социальная адаптация к жизни в обществе, определенная толерантность к нагрузкам, сопротивляемость по отношению к неблагоприятным воздействиям (Президент Всемирной психиатрической ассоциации Н.Сарториус,1990)

3. Здоровье ребенка - это его способность к формированию оптимальных адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста (Вельтищев Ю.Е.)

Исследования педагогов и психологов показали, что в дошкольном периоде формируются основные установки и ценности.

Ценности – широко используемое понятие для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

Ценность здоровья – это наивысшее и абсолютное значение здоровья для человека, общества, государства, обеспечивающее их культуру на основе осмысления биологического, социального, экономического, эстетического, этического и этнического отношений.

Формирование ценностей  происходит постепенно, на каждом возрастном периоде происходят определенные изменения.

От рождения до 3 лет. Ребенок учится доверять миру взрослых, осознавать непрерывность существования предметов и людей даже в периоды их отсутствия.

От 3 до 6 лет. В этот период у ребенка формируется способность устанавливать взаимоотношения, делиться тем, что имеет, развивать элементарные нравственные суждения, а также отождествлять себя и других с мужским или женским полом.

От 6 до 13 лет. Это относительно свободный от кризисов период, в течение которого у ребенка закрепляются ранее приобретенные навыки, начинает развиваться нравственное чувство, в ходе игр возникает адаптация к несемейному окружению.

Таким образом, формирование ценностей на ведение здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья необходимо начинать уже в дошкольном периоде.

Особенности рабаты по формирование здорового образа жизни дошкольников

        Особенность работы по формированию ЗОЖ будет осуществляться в четырех направлениях:

  1. Физическое развитие дошкольников посредством использования физкультурно-оздоровительных технологий;
  2. Валеологическое образование посредством использования здоровьесберегающих образовательных технологий;
  3. Использование комплекса оздоровительных мероприятий в режиме дня;
  4. Взаимодействие с семьей и социальными партнерами.

Физическое развитие дошкольников посредством использования физкультурно-оздоровительных технологий

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Утренняя гимнастика.

Основная задача утренней гимнастики – укрепление и оздоровление

организма ребенка. Движения, которые даются в утренней гимнастике, усиливают все психологические процессы: дыхание, кровообращение, обмен веществ, помогают развитию правильной осанки.

Кроме оздоровительного значения утренняя гимнастика имеет и воспитательное значение. С помощью утренней гимнастики дошкольники приучаются к определенному режиму.

Путем ежедневных упражнений у дошкольников улучшаются основные движения: бег, ходьба, прыжки. Дошкольники приобретают и закрепляют навыки размещения в пространстве – построение в колонны на определенном расстоянии друг от друга при помощи глазомера, а не вытянутых рук. У дошкольников воспитывается выдержка, организованность, дисциплинированность. Утренняя гимнастика способствует развитию внимания у детей. Без внимания нельзя добиться хорошего качества выполнения движений. У детей дошкольного возраста развивается память, умение делать упражнения по показу, по слову. Ежедневно проводимая утренняя гимнастика организует детей дошкольного возраста на дальнейшую деятельность.

Чтобы ребенок получил заряд бодрости, хорошего настроения и чувствовал себя после зарядки комфортно, стараюсь проводить ее как можно интереснее, используя художественное слово, различные предметы (кубики, платочки, флажки, мячики, султанчики). В конце зарядки проводится подвижная игра.

Гимнастика в постели. 

После дневного сна проводится закаливающая зарядка в постели. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой нарастает. Гимнастику начинаю проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. Главное правило это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели 2–3 минуты. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей.

Для того, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, а также желание выполнять упражнения вместе с воспитателем используют игровые упражнения, сопровождая их различными стихами.

Солевые дорожки, “чудо” – коврики.

Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями.

Процедура состоит в следующем.

Ребенок встает ногами на первую салфетку, смоченную солевым раствором, а затем переходит на вторую влажную, стирает соль с подошвы ног, и проходит на сухую, вытирая ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания на солевых дорожках является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. Стопа легко разминается и разогревается от естественных упражнений. Поэтому дети, сначала проходят по “чудо” – коврикам. “Чудо” – коврики изготавливаются из различного бросового и природного материалов: фломастеров, пробок от бутылок, пуговиц, галек, шишек. Такие упражнения нравятся всем детям.

Воздушные процедуры.

 Практика показывает, что любое воздействие воздуха пониженной температуры оказывает полезный закаливающий эффект, тренируя вегетативные сосудистые реакции, т.е. улучшает физическую терморегуляцию.

Поэтому, хождение раздетыми по “чудо» - коврикам, переодевание ребенка перед сном, сон в холодное время в майке, а в теплое – в трусиках, а также прохождение по “чудо” – коврикам после сна является ценнейшим закаливающим мероприятием.

Водные процедуры.

Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект, чем воздушные ванны. Умывание – самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям младшего возраста рекомендуется ежедневно умывать не только лицо, но и руки до локтя.

Дети любят играть с водой; такие занятия улучшают настроение, вызывают у них радостные эмоции. Это использую для оздоровления детского организма.

Прогулка. Подвижные игры.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулку выходим в любую погоду, кроме сильного ветра или проливного дождя, и при температуре воздуха не ниже – 15С. Прогулку организуют так, чтобы она была интересной для детей. Нельзя допускать, чтобы зимой руки и ноги у детей были мокрыми. Известно, что кисти и стопы содержат множество терморецепторов, непосредственно связанных со слизистой дыхательных путей, поэтому при охлаждении возможно быстрое проявление рефлекторного влияния на слизистую в виде кашля, насморка, чихания и т.д. Прогулка включает подвижную игру с повышенным двигательным режимом, в которой преобладают упражнения циклического характера (оздоровительный бег, прыжки, игры с мячом). Во время прогулки я провожу 2–3 различных игры. Народные групповые игры способствуют поддержанию активного двигательного режима. Незначительная усталость, вызываемая участием в подвижной игре полезна: систематически повторяясь, способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности.

Игровой массаж - является основой закаливания и оздоровления детского организма. Он заключается в раздражении основных рецепторов, находящихся на коже организма. Интенсивное воздействие на кончики пальцев, ушной раковины, носа, стопы стимулирует прилив крови к органм. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает кровообращение в верхних отделах дыхательных путей и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, а также выносливость при физических нагрузках. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.

Дни здоровья. 

Один раз в месяц  проводится день здоровья. За день в приемной вывешивается красочное объявление, плакаты с пословицами и поговорками о здоровье, о пользе закаливания организма. Прием детей в этот день ведется под звуки веселой музыки. В течение всего дня дети принимают активное участие в подвижных играх, танцах, аттракционах. В доступных местах выставлен различный спортивный инвентарь (мячи, воздушные шары, кольцеброс, обручи, кегли). Детей ожидают сюрпризные моменты (в гости приходит кот Леопольд, Винни-пух, Карлсон). Эти дни здоровья зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей.

Отдельные приемы этих технологий широко используются в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др. 

В дошкольном учреждении широко используются здоровьесберегающие технологии.

Валеологическое образование посредством использования здоровьесберегающих образовательных технологий

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Темы, которые будут затронуты детьми в ходе реализации проекта:

  • что  такое витамины, о самых значимых витаминах, в чём они содержаться и как влияют на здоровье;
  • что  такое органы человека, как они работают, их  значение в жизни человека;
  • что такое режим, гигиена и закаливание;
  • что такое полезные и вредные продукты, какие они;
  • что полезно для организма;
  • роль воды в жизни человека;
  • что такое микробы и вирусы;
  • что такое  болезни, причине заболеваний, средства профилактики;
  • правила оказания себе первой помощи
  • что такое аптека, для чего она нужна;
  • лекарственные растения, лекарственные растения нашего региона.

Использование комплекса оздоровительных мероприятий в режиме дня

Для использования оздоровительных мероприятий необходима циклограмма их использования.

Возрастная группа

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Самомассаж

Гимнастика

 после сна

Старший  дошкольный возраст

(от 5 до 6 лет)

8.00-8.05

17.00-17.05

9.55-10.00

15.00-15.15

Старший  дошкольный возраст

(от 6 до 7 лет)

17.40-17.45

8.15-8.20

8.00-8.05

15.00-1515

Взаимодействие с семьей и социальными партнерами

Работа по формированию ЗОЖ ведется в совместной деятельности со всеми участниками образовательных отношений: детьми, родителями, воспитателями и социальными партнерами.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов и родителей – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Работа с родителями.

Особое внимание в работе уделяется взаимодействию с родителями, так как считаю, что в центре работы по сохранению и укреплению здоровья детей должна также находиться семья, включающая всех ее членов. Внедряются активные методы и формы работы с семьей. Стало традицией проведение физкультурных развлечений для родителей и детей. Каждый раз после таких мероприятий, дети и родители лучше понимают друг друга, получают большой эмоциональный заряд. Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей включает

  • мастер-классы;
  • оформление стенгазет;
  • анкетирование;
  • проведение родительских собраний;
  • консультаций;
  • папки-передвижки;
  • педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по разным направлениям;
  • организация совместных дел;
  • фотовыставки.

 Следовательно, необходимо выработать план работы по реализации данного направления.

Перспективный планы работы с детьми старшей группы

2013-2014г.г.

месяц

Тематика работы

Форма работы

сентябрь

1

«Ручки, ножки, огуречик, вот и вышел человечек»

дидактическая игра

2

«Из чего мы сделаны»

занятие

3

«Голова»

занятие

4

«Как ухаживать за волосами»

дидактическая игра

октябрь

1

«Лицо»

дидактическая игра

2

«Как наши уши слышат, глаза видят, рот говорит и жует»

практическая деятельность

3

«Пять дел перед сном»

Дидактическая игра

4

«Наша кожа чувствует»

практическая деятельность

Ноябрь

1

«Пожалей свою кожу»

дидактическая игра

2

«Как много дел делают наши руки»

наблюдение, сюжетная игра

3

«Как нам помогают жить ноги»

практическая деятельность

4

« Как мы видим?»

занятие

Декабрь

1

«Кто носит очки?»

занятие

2

«Как живет мое тело. Чтобы уши слышали»

занятие

3

«Зубки, мои зубки»

дидактическая игра

4

«Почему все люди на земле спят?»

чтение, беседа

Январь

1

«Проделки Королевы Простуды»

развлечение, занятие

2

«Как живет мое тело. Как я дышу?»

занятие

3

«Когда ты вдруг чихаешь и нос не прикрываешь….»

беседа, с/р игра

4

«Как жить не болея»

занятие

Февраль

1

«Если ты заболел»

заняие

2

«Айболит»

с/р игра

3

«Врачи - наши помощник

занятие

4

«Витамины в жизни человека»

занятие

март

1

«Подружись с водой и мылом»

практическая деятельность

2

«Вредные микробы»

занятие

3

«Полезные и вредные продукты»

дидактическая игра

4

«Дружим со спортом»

практическая деятельность

Апрель

1

«Травы, которые лечат»

беседа

2

«Наш вездесущий нос»

дыхательная гимнастика для носа

3

«Подорожник»

беседа

4

«Для чего нужны физкультура и гимнастика»

дидактическая игра

май

1

«Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья»

занятие, практическая деятельность

2

«Путешествие бутерброда»

эксперимент, беседа

3

«Волшебные точки»

точечный массаж, практическое занятие

4

«КВН «Мы любим спорт»

Физкультурно-оздоровительное развлечение

Перспективный планы работы с детьми подготовительной группы

2014-2015г.г.

месяц

Тематика работы

Форма работы

Сентябрь

1.

«Что такое здоровье?»

занятие

2.

«Что такое здоровый образ жизни?»

занятие

3.

«Если хочешь быть здоров»

занятие

4.

«Зелёная аптека»

Занятие, чаепитие

Октябрь

1.

«Мышцы»

занятие

2

«Что такое правильная осанка»

упражнения на профилактику нарушений осанки

3

«Травы»

беседа

4

«Из чего я состою. Скелет»

рассматривание картины

Ноябрь

1

«Чем мы дышим»

занятие

2

«Чудо – нос»

дыхательная гимнастика

3

«Лопух»

беседа

4

«Сам себя я полечу»

сюжетно-ролевая игра

Декабрь

1

«Чем мы слышим»

занятие

2

«У кого какие уши»

рассматривание картинок

3

«Здоровые уши»

практическая деятельность

4

«Моё волшебное горлышко»

самомассаж

Январь

1

«Такие разные языки»

наблюдение

2

«Береги своё горло»

беседа

3

«Кто такие микробы»

занятие

4

«В гости к бабушке Лукерье»

беседа

Февраль

1

«Чистота – залог здоровья»

оформление стенгазеты

2

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

оформление стенгазеты

3

«Строение зуба»

рассматривание картинки

4

«Чтобы зубы были здоровыми»

практическая деятельность

Март

1

«Органы пищеварения»

просмотр мультимедийной презентации

2

«Полезная еда»

просмотр мультимедийной презентации

3

«Пищеварение»

занятие

4

«Органы чувств»

наблюдение

Апрель

1

«Помоги сердцу работать»

дидактическая игра

2

«Как мы видим»

занятие

3

«Чьи глаза лучше»

дидактическая игра

4

«Будем видеть хорошо»

занятие

май

1

«Рот и зубы»

занятие

2

«Уход за зубами»

практическая деятельность

3

«Забота о глазах»

экскурсия в оптику

4

«Уход за руками и ногами»

практическая деятельность

План работы с родителями на 2013-2014г.г.

Деятельность с родителями

Сентябрь

  • Участие родителей в  оформление Центра Здоровьесбережения. 
  • Мастер-класс «Изготовление мешочков с крупой для работы с детьми по здоровьесбережению».

Октябрь

  •  Консультация «О закаливании детей в семье».
  • Рекомендации «Профилактика плоскостопия».

Ноябрь

  • Консультация для родителей: "Босоножье", как метод закаливания».
  • Беседа на тему: «Использование гимнастики после сна дома в выходные дни».

Декабрь

  • Представление картотеки комплексов массажа.
  • Консультация «Что такое здоровый образ жизни?».

Январь

  • Представление картотеки пальчиковой гимнастики.
  • Совместное оформление стенгазеты на ему: «Здоровый образ жизни».

Февраль

  • Открытый просмотр развлечения по физической культуре во второй младшей группы «Необычное путешествие».
  • Совместное оформление выставки рисунков на тему: «Витамины-наши лучшие друзья».

Март

  • Открытый просмотр развлечения по физической культуре «Чистота –залог здоровья».

  • НОД «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни»

Апрель

  • Мастер-класс на тему: «Изготовление и применение тренажеров для проведения дыхательной гимнастики с детьми».

Май

  • Представление проекта и результатов работы по нему на родительском  часе.

План работы с родителями на 2014-2015г.г.

Деятельность с родителями

Сентябрь

  • Мастер-класс «Изготовление корригирующих дорожек».
  • Консультация «Использование бодрящей гимнастики дома после сна с детьми дошкольного возраста».
  • Открытый показ НОД «Формирование здорового образа жизни»

Октябрь

  •  Консультация «Босоножье, как средство укрепления здоровья».
  • Рекомендации «Закаляем ребенка».
  • Презентация Центра здоровья.

Ноябрь

  • Консультация для родителей: "Организация активных выходных».
  • Беседа на тему: «Использование самомассажа дома в выходные дни».

Декабрь

  • Консультация на тему : «Опытно-экспериментальная деятельность, как прием формирования представлений о правильном питании».
  • Консультация «Что такое здоровый образ жизни?».

Январь

  • Представление картотеки наглядного материала по ЗОЖ.
  • Совместное оформление стенгазеты на ему: «Здоровый образ жизни».
  • Презентация проекта: «Витамины-друзья моего организма»

Февраль

  • Открытый просмотр развлечения по физической культуре.
  • Совместное оформление выставки рисунков на тему: «Планета полезных и вредных продуктов».

Март

  • Родительское собрание «Здоровье ребёнка - основа его будущего»;

  • Мастер-класс с родителями на тему: «Фрукты-наши друзья!».

Апрель

  • Мастер-класс на тему: «Изготовление и применение тренажеров для проведения дыхательной гимнастики с детьми».

Май

  • Представление проекта и результатов работы по нему на родительском  часе.

Работа с воспитателями по реализации проекта

План работы с воспитателями в 2013-2014г.г.

        

Деятельность с воспитателями

Сентябрь

  • Консультация для педагогов на тему: «Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста».
  • Оформление выставки материала Центра Здоровьесбережения. 
  • Мастер-класс с воспитателями на тему: «Овощи-наши друзья!».

Октябрь

  • Консультация для воспитателей на тему: «Формы и методы укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста».
  • Представление картотеки дыхательных игр и  упражнений. 

Ноябрь

  • Консультация для воспитателей: "Босоножье", как метод закаливания».
  • Беседа на тему: «Использование гимнастики после сна дома в выходные дни».

Декабрь

  • Представление картотеки комплексов массажа.
  • Консультация для воспитателей на тему: «Использование гимнастики после сна в ДОУ»

Январь

  • Представление картотеки пальчиковой гимнастики.
  • Представление стенгазеты на ему: «Здоровый образ жизни».

Февраль

  • Открытый просмотр развлечения по физической культуре.
  • Оформление выставки на тему: «Витамины-наши лучшие друзья».

Март

  • Представление картотеки дыхательной гимнастики.

Апрель

  • Мастер-класс на тему: «Изготовление варежек для сухого растирания».

Май

  • Представление проекта и результатов работы по нему на педагогическом часе.

План работы с воспитателями в 2014-2015г.г.

        

Деятельность с воспитателями

Сентябрь

  • Консультация для педагогов на тему: «Использование физкультминуток в работе с детьми дошкольного возраста».
  • Оформление выставки «Корригирующие дорожки». 

Октябрь

  • Консультация для воспитателей на тему: «Физкультурно-оздоровительные развлечения, как форма работы с детьми по формированию ЗОЖ»».
  • Представление дидактических игр по ЗОЖ. 

Ноябрь

  • Консультация для воспитателей: "Актуальные темы валеологических занятий».
  • Беседа на тему: «Использование нетрадиционного материала в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья».

Декабрь

  • Представление картотеки комплексов подвижных игр.
  • Консультация для воспитателей на тему: «Использование самомассажа с использованием махровых варежек»

Январь

  • Консультация для воспитателей на тему: «Использование гимнастики после сна в ДОУ»
  • Представление альбома «Лекарственные растения».
  • Представление стенгазеты на ему: «За здоровьем в лес пойдем».

Февраль

  • Открытый просмотр развлечения по физической культуре.
  • Оформление выставки на тему: «Витамины-наши лучшие друзья».

Март

  • Представление картотеки гимнастики после сна.

  • Мастер-класс: «Самомассаж, как средство профилактики простудных заболеваний детей дошкольного возраста посредством техники Су-джок».

Апрель

  • Мастер-класс на тему: «Изготовление варежек для сухого растирания».

Май

  • Представление проекта и результатов работы по нему на педагогическом часе.

Заключение

        Формирование компетентности в вопросе формирования ЗОЖ у всех участников образовательного процесса является актуальным на сегодняшний день, от совместной работы зависит ее успешность. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

           Компетентность здоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к здоровью и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...